На велосипеде к Алёнушке Виктора Васнецова

Юрий Жданов 2
НА ВЕЛОСИПЕДЕ К «АЛЁНУШКЕ» ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА   
               

Виктор Михайлович Васнецов в 1881 году создает свой     шедевр- «Аленушку», не то жанр, не то сказку,- обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы. В ней нет никакой композиционной усложненности и режиссерского мудрования, картина проста до последней степени, и вся она вылилась из чистого чувства. Игорь Грабарь


Это была целевая поездка- с задачей поиска того места на реке Воре, на котором Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) усадил героиню своей картины «Алёнушка».                Теперь эта всемирно известная картина, написанная по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», находится в Государственной Третьяковской галерее.          

                Найти это место решил во время одной из велосипедных экскурсионных поездок по Подмосковью. После посещения музея-усадьбы Абрамцево отправился по берегу реки Вори, образующей здесь пруд. Васнецов где-то на этой реке нашел заросший пруд для изображения его на своей будущей картине с Алёнушкой. Виктор Михайлович рассказал об истории этого замысла: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё». Эту девушку он встретил в 1880 году, когда отдыхал в усадьбе Ахтырка, находящейся примерно в трех километрах от музея-усадьбы Абрамцево. Здесь он снял одну из дач. Для картины «Алёнушка» он сделал много подготовительных этюдов: «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье», «Этюд берега с осокой», «Пруд в Ахтырке», «Ахтырка», «Осина на пруду», «Деревья (береза и ель)», «Деревья у пруда», «Опушка елового леса», «Два наброска композиции картины», «Женская склонившаяся головка в позе Алёнушки», «Девушка в позе Алёнушки», «Наброски волос, шеи для головы Алёнушки», «Алёнушка». Огромный труд! Сначала картина называлась «Дурочка Алёнушка». В то время дурочками называли юродивых или сирот. Запечатленный на картине пруд- «Алёнушкин пруд» до сих пор сохраняется здесь.


                Из Москвы в Абрамцево приехал на велосипеде по Ярославскому шоссе. В очередной раз ознакомился с этим удивительным местом- бывшей  усадьбой промышленника и известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918), к которому приезжали сюда и творили многие русские художники: Репин, Серов, Поленов, Васнецов, Врубель… В этом крупном очаге русской культуры бывали не только художники, но и многие другие деятели искусства. Сама красота здешней природы побуждала к творчеству. Здесь сложилась необыкновенная творческая аура. Небольшая, длиной всего около ста километров, река Воря, впадающая в Клязьму, протекает около этой усадьбы. Узнав, что Васнецов нашел пруд для своей картины на одной из излучин этой реки недалеко от Ахтырки, я решил идти с велосипедом по берегу. Вода этой причудливо извивающейся реки текла мне навстречу. Живописных мест здесь так много, что все их хотелось сфотографировать и увезти с собой. В поездку захватил иллюстрацию картины «Алёнушка». Тщательно всматривался в очередные заросшие излучины реки, сравнивая их с изображенной на картине. И вот, наконец, оказался около очень таинственного места- со всех сторон окруженного прибрежными зарослями прудика с осокой. Вот оно, это место!- сказал я себе. Погода в этот день была пасмурная, и это еще больше усиливало сходство этого места с изображенным на картине. Таинственная тишина, только нежный шепоток реки…Я оказался в полной изоляции от окружающего, предоставленным только своей сосредоточенности на желании увидеть здесь живую «Алёнушку», сошедшую с картины… Такое слияние с природой посчастливилось позже испытать во время путешествия «дикарями» на Красном озере Большого Соловецкого острова. «Алёнушка» у Васнецова сидит на камне, а в найденном прудике камня я не обнаружил. Возможно, его кто-нибудь увёз в качестве сувенира? Но отсутствие камня не помешало видениям… Они оказались такими же таинственными, как и увиденный ранним утром во время путешествия к озеру Светлояр в Нижегородской области Град Китеж… Вот как о них поведал в своем рассказе «Град Китеж» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2): «…Оказались здесь ранним утром. Никого кроме нас в это время не было. Солнце уже взошло. Тишина такая, что кажется, будто слился с окружающей природой, растворился в ней, исчез...  И вот откуда-то возникает нежный, мелодичный, неземной красоты колокольный звон... Кажется, что он идет из глубины озера. Звон то усиливается, то затихает до полного исчезновения... Затем снова возникает... Завораживает... И вдруг на зеркально-спокойной глади воды появляются акварельно-нежные купола церквей, крепостные стены... Проходит несколько мгновений и видение растворяется... Откуда оно взялось? Ведь вокруг нет никаких церквей и крепостных стен…Мы не единственные, кому посчастливилось это увидеть и услышать…».                Да, удивительными возможностями обладает наше сознание, способное порождать самые невероятно-правдоподобные видения…Зачарованный «Алёнушкиным прудом», я долго не мог покинуть это волшебное место…   


                А теперь представим, что мы ничего не знаем об авторе картины, о породившей ее сказке, о мнениях искусствоведов, а лишь впервые оказались перед картиной, под которой убрана надпись «Алёнушка»… Что будет испытывать человек, впервые  увидевший эту картину? Какие мысли и чувства она в нем породит? Они, конечно, будут зависеть не только от того, насколько успешно осуществил свой замысел художник, но и от того, насколько зритель подготовлен к восприятию: способность анализировать и обобщать увиденное, уровень духовной чуткости и восприимчивости, впечатлительности…                Замечательный немецкий писатель и критик Лессинг (1729-1781) в своем трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» глубоко проанализировал специфику различных видов реалистического искусства и определяемые ею требования к творцам искусства. Применительно к живописи, способной передать лишь застывшие мгновения событий, необходимо обеспечить простор для восприятия картины зрителем.                Лессинг пишет: «Вся сила впечатления зависит от первого взгляда, и если при этом первом взгляде от нас требуются утомительные соображения и догадки, то наша заинтересованность ослабляется…» Зритель мысленно придает динамику, движение изображенному на полотне, старается представить себе: что было накануне и что будет после того мгновения, которое он увидел…

                Думаю, что на этой картине Васнецова выражен гораздо больший массив мыслей и чувств, чем связанный только с сюжетом чудесной сказки. Да и сам Васнецов не сразу сказал, что картина имеет сказочную основу. Сколько окажется зрителей у этой картины, столько и будет уникальных, хотя и в чем-то схожих восприятий. И это- чудесно! Готовая картина начинает жить своей самостоятельной жизнью, и каждый зритель будет тоже ее творцом, дополняя ее и обогащая своим воображением…


Юрий Жданов   20.12.2017