Эстер Саламан. Жизнь и память

Александр Чуркин
     В науке существует два типа исследований. К первому относятся фундаментальные, раскрывающие главные тайны вселенной и жизни, о которых так писал Эйнштейн в своем письме к Эстер Саламан: «Я хочу знать, как Бог сотворил этот мир. Мне не интересен этот или иной феномен, спектр того или другого элемента. Это все детали». Познавать замысел Бога – великая цель, достойная гения. Ученые-естественники за последние столетия раскрыли много тайн вселенной. Гуманитарии, в свою очередь, любят второстепенные детали, завораживаются ими. Так и меня заинтересовал вопрос, к кому обращено было письмо с такими словами, кто такая Эстер Саламан? Я отправился на поиски, и результат оказался очень увлекательным.

     История человеческой жизни – объект для исследования не менее захватывающий, чем далекие галактики. Я узнал о человеке достойном стать героем романа-бестселлера.

     Эстер Поляновская-Саламан (Esther Polianowsky Salaman) – человек необычайно разнообразных талантов: физик, писатель переводчик, литературовед, психолог. Биография ее насыщена событиями: опасными приключениями, знакомствами с выдающимися современниками, занятиями наукой и литературным творчеством.

     Родилась Эстер в 1900 в Житомире. В то время это был провинциальный тихий город в Российской империи. С детства ее привлекала наука. Вопреки воле отца, религиозного иудея, считавшего, что женщинам образование противопоказано, она поступила в Киевский университет. Революция и гражданская война разрушили ее планы. Спасаясь от этих катаклизмов, она переселяется в Палестину, а затем едет в Германии. Оттуда она снова возвращается через фронты гражданской войны домой, чтоб вывести мать в Европу. В Берлине она тесно общалась с Эйнштейном, а затем по его рекомендации переехала в Лондон и работала в лаборатории Резерфорда.  В Англии она прожила всю свою оставшуюся жизнь. Скончалась она в 1995 году. Ровесница века, она лишь 5 лет не дожила до его конца.

     В Англии началась и ее литературная деятельность. В 1943 году, в самый разгар войны, она совместно с Френсис Конфорнд издает антологию классической русской поэзии. Воспоминания юности легли в основу двух романов, написанных ей: «Серебряный рубль» и «Плодородная почва». Работа над этими книгами, приобретенный ей опыт литературного творчества оказались полезными для ее новой научной работы.

     Тем не менее, главной сферой занятий Эстер Саламан оказалась совсем не физика. В 60-е годы ее занимают проблемы памяти и психология творчества. Наша память не просто хранилище впечатлений: она глубоко влияет на наше поведение и принятие решений. Более того, отчасти она предопределяет наше будущее. Исследования Эстер Саламан были посвящены этим особенностям нашей памяти. Русская и классическая европейская литература дают ей материал для этих исследований. Результатом их становятся две обширные монографии. «Она была пионером в исследовании автобиографической памяти, которая написала многое о спонтанных воспоминаниях в эссе сочетающих как собственный опыт непроизвольных воспоминаний, так и его отражение в творчестве писателей», – пишет о ней современный исследователь Дж. Мейс. Изданные 40 лет назад работы Эстер Саламан до сих пор сохраняют научную ценность.

     Книги Эстер Саламан посвящены проблеме того, как личные воспоминания становятся предметом литературы. Обращение писателя к своему прошлому, особенно воспоминания о детстве, и попытка рассказать о нем на страницах своего произведения является сложным процессом. Человеческая память не линейна, а воспоминания часто носят спонтанный характер. В процессе припоминания внезапное появление в сознании событий, давно преданных забвению, оказывает влияние и на личность автора, и на замысел, сюжет и другие аспекты его произведений. Эстер Саламан исследует особенности и закономерности психологии памяти на примере как русских писателей (С. Т. Аксакова, Герцена и Толстого), так и зарубежных (Де Квинси и Пруста). Их произведения в сочетании с собственным писательским опытом дали Эстер Саламан материал для исследований. Она писала: «Я проводила исследования природы памяти основываясь на погружении в воспоминания как собственные, так и этих писателей. Я изучала разницу в воспоминаниях об отдельных событиях и памятью о рутине повседневной жизни».

     Читая эти ее исследования, я размышлял о том, как личная судьба Эстер отразилась на ее научных взглядах. Опыт, который она получила, работая над своими романами, открыл ей доступ во внутренний мир писателей. Это же помогло ей взглянуть и на на свои жизнь и мышление, что дало ключ к пониманию процессов памяти в целом. В результате она делает выводы об универсальности процессов творчества и о памяти как фундаменте культуры.

     Почему она физике предпочла литературоведение и психологию? Эти отрасли знания оперируют явлениями зачастую очень эфимерными. Я полагаю, что важным фактором повлиявшим на смену ее научных занятий стали впечатления ее юности. Их напряжение и яркость контрастировали с «тихой» жизнью в Англии. Они будили ее сознание и требовали творческого осмысления. Ее литературное творчество стало первым ответом на прорывы этих непроизвольных воспоминаний, исследование психологии памяти стало вторым. Я не ручаюсь за верность своей гипотезы, но она по крайней мере укладывается в теорию, которую разрабатывала сама Эстер Саламан.

     И естественная, и гуманитарная наука стремятся к объективности. Но любой ученый – человек и ничто человеческое ему не чуждо. Изучаем ли мы как Эйнштейн универсальные законы вселенной, или как его ученица Саламан – мимолётные воспоминания писателей, мы по своему пытаемся прочесть мысли Бога о нас самих, решаем проблему своего места в мире.