Записки домового

Александр Снытко
–  Я  во-дя-ной,  я  водя…  тьфу  ты,  я  ж  домовой! 
Я  до-мо-вой,  я  домовой,
Никто  не  водится  со  мной…

А  кто  я  такой,  чтоб  со  мной  водиться?  Так,  мелкая  домовая  нечисть.  Почему  нечисть,  за  что - нечисть?!  Что  я,  грязный  что  ли?..  Ну  да,  нечисть…  Потому  как  языческая  сущность.  Нет,  поначалу-то  еще  признавали  и  даже  привечали  бывало,  а  таперича  не  то,  что  давеча…  Как  христианство  в  силу  вошло,  так  нас  гнать  стали  отовсюду.  Ну  ладно,  ежели  которые  злыдни,  что  народ  любят  мутить  да  губить,  а  мы,  домовые,  тихие  и  безобидные.  Ну,  ежли  только  довести  нас  до  каления…  может,  что-то  и  сделаем  в  ответку.  А  так - нет,  еще  и  помочь  в  чем-нито  можем.
 
Бывало-то  как?  Стоит  себе  хата  или  изба,  ну  и  наш  брат  тут  как  тут,  значит - обжитое  место,  ладное.  А  коли  нет  нашенских,  так  и  место  неладное.
 
А  сейчас?  Стоит  огромадина,  народу  в  ём - тьма-тьмущая,  а  хозяину  нету,  потому  как  нашему  племени  какой-никакой  порядок-спокой  нужон.  А  где  ж  ему  взяться,  спокою,  люд  цельный  день  туды-сюды  шасть-шасть,  скок-поскок.  Куды  ж  бедному  домовому  прислониться?
 
Я  вот  забрел  в  такой - улей,  как  есть  улей.  Кто  выше,  кто  ниже,  кто  вправо,  кто  влево…  Аж  котелок  мой  кругом  пошел.  Но  приноровился,  понимать  начал.  Соты - это  квартиры,  то,  что  вверх-вниз - этажи.  Ну  а  кто  шастает - это  жильцы.  Бегут,  себя  не  видят.

Пошатался  я  по  этажам,  пошмыгал  под  ногами,  поразглядел  народ  малость.  В  основе  своей  люд  живой,  бегучий,  но  есть  и  диванолежачие,  и  холодильникопотрошительные.  Целый  день  лежат  и  жуют.  Зашел  я  в  одну  такую,  залез  на  диван - мягко,  удобно.  Вдруг  как  разверзлась  бездна!  Я  чуть  в  нее  не  ухнул.  Оказалось  житель  на  диване  спал,  да  вдруг  зевнул.  Вот  страху-то  натерпелся…  Сполз  я  вниз,  пошел  по  квартире.  Как  прыгнет  на  меня  кто-то!  Кошка!  Люди-то  нас  не  видят,  а  зверье  различает.  Вот  и  эта  рыжая  углядела,  да  и  давай  прыгать,  мол,  давай  поиграем.  Оно  и  понятно,  сидит  в  квартире  без  прогулок,  а  побегать-попрыгать  надо.  Наскочит  и  в  сторону,  схватить-то  не  может,  только  вертится  вокруг.  Мы  ведь  можем  плотность  свою  в  бесплотность  переводить,  защита  такая,  чтоб  не  поймали.  А  можем  наоборот,  и  уплотняться  и  увеличиваться.  Но  в  основном  в  бесплотном  и  невидимом  состоянии  живем.  Эта  кошка  так  меня  завертела,  насилу  от  нее  ушел  через  стенку  к  соседям.

У  соседей  другое  кино - собака.  Я  как  вышел  так  в  нее  и  въехал,  у  нее  лежанка  прямо  у  стены.  А  так  как  я  бесплотным  образом  сквозь  стенку  шел,  то  как  раз  в  собаку,  прям  в  нутро  ее,  и  вошел.  Смотрю  и  ничего  не  вижу,  только  темно  и  сыро.  Да  и  собаке  не  понравилось,  что  в  ней  нечто  копошится,  и  она  как  вскочит  да  как  встряхнется - так  я  на  белом  свете  и  очутился.  Потом-то  мы  с  ней  подружились,  стал  я  к  ней  в  гости  захаживать.  Чо  нито,  да  устроим,  правда,  когда  хозяев  дома  нету,  а  то  никакого  интересу - ее  сразу  ругать  начинают.
 
С  рыжей  я  тоже  подружился.  Да  и  как  иначе?  Она  ж  такая  мягкая  да  ласковая,  а  уж  голосистая!..  Побегаем  с  ней  по  комнатам,  пошастаем  по  шкафам  да  и  на  боковую.  Она  клубком  свернется,  песенку  поет,  и  я  к  ней  под  бочок,  тепло,  музыка - красота!

А  вот  на  13  этаже  кошка  лысая!  Я  поначалу  аж  спужался…  Что  за  зверь  невиданный?  Пригляделся - кошка,  только  лысая.  С  ней  не  погреешься,  ее  саму  греть  надо,  у  ей  и  домик  такой  пушистый,  меховой.  И  всех  дел  у  нее,  что  поесть  да  в  домик.  Зато,  говорит,  порода  у  ей  дорогущая,  за  то  и  держат.
 
Много  разной  живности  в  доме  по  разным  этажам  живет:  где  кошка,  где  собака,  где  рыбы,  а  то  и  птицы  есть.  В  одной  квартире  попугай  говорящий  оказался,  так  мы  с  ним  часто  беседуем.  Я  ему  говорю:  «Чой-то  похолодало  нонче».  А  он  мне:  «Гоша  хороший».  Я:  «Зима  вроде  кончилась,  теплу  пора».  А  он:  «Дай  сухарик».  Вот  и  поговорили.  Только  однажды  его  хозяева  пришли  домой,  а  он  им  с  порога:  «Привет,  пернатые!»  Вот  переполоху-то  было!  Они  ж  его  этому  не  учили.
 
Так  и  хожу  по  дому,  порядок  соблюдаю.  Набегаешься  по  этажам,  пошалишь  малость.  Кто-то  догадывается  о  моих  проделках,  угощенье  оставляет.  Оставит  на  ночь  на  столе  мисочку  да  скажет:  «Это  тебе,  хозяюшко-батюшка,  угощенье  возьми,  а  нашу  вещь  верни», - а  я  еще  посмотрю,  хорошо  ли  угощают.  Если  по  нраву - верну  пропажу,  а  нет - так  и  нет. 
А  тут  стал  замечать  в  одной  квартире - видит  меня  жилец!  Ну  не  то  чтоб  совсем,  а  замечает,  что  кто-то  шастает.  Я  уж  опасаться  начал,  а  сам  думаю:  «Может,  познакомиться?  Вдруг  подружимся».  Да  только  не  положено  нам…  В  сказках  показывают,  что  дружба  у  нас  с  людьми  бывает,  да  не  так  все  просто.  У  нас  свои  верховоды,  свои  распорядители.  Ежли  провинишься - могут  и  в  должности  понизить,  например,  из  домовых  в  овинники  перевести.  А  в  овине  что  ж  хорошего?  Из  зверья  только  дичь  мелкая,  дикая,  мыши  да  крысы,  иногда  хорек  может  забежать.  А  то  вообще  водяным  в  болото  сошлют,  попробуй  потом  выслужиться  до  повышения…  Короче,  я  шастаю,  а  меня  видно.  Не  то  чтобы  совсем,  но  тень  отбрасываю.  Хоть  и  в  бесплотном  состоянии.  Да  и  кошка  у  них,  старая  уже,  нет  у  ей  былой  прыти,  а  примечает.  Бывает,  конечно,  разойдется,  рванет  пару  кругов  по  квартире!  И  сразу  спать.  А  то  все  пешком  ходит.  Но  может  пристать  ко  мне  как  банный  лист,  и  ходит,  орать  начинает,  вроде  общаться  давай.  Мне  мало  интересу,  а  хозяева  шикают.  Стараюсь  реже  там  бывать.  Но  для  порядку  надо  хоть  раз  в  неделю.  Приходится  ходить.  Бывалоча  зайду  в  веселом  расположении,  да  и  спроворю  что-нито:  или  в  шкафу  пошурую,  или  вот  еще - у  них  позвоночек  на  дверях  висит,  вот  я  и  позвоню,  вроде  кто  пришел.  Жилец  выходит  смотреть,  а  там  никого.  Вот  я  развлечение.
 
А  еще  научился  я  по  телевизору  передачи  смотреть.  Подсмотрел,  как  жильцы  им  пользуются,  и  сам  попробовал,  пока  дома  никого  не  было.  Да  так  пристрастился,  что  пульты  прятать  начал  в  некоторых  квартирах.  С  одной  стороны  весело  смотреть  как  этот  пульт  по  квартире  ищут,  с  другой - выглянешь  из  засады,  когда  никто  не  ожидает,  да  как  включишь!  Вот  начинается  переполох!  Родители  на  детей  ругаются,  дети  оправдываются-честнословят,  а  я  веселюсь.  Потом,  правда,  совестно  бывает,  тихонько  себя  веду.  А  тут  попал  на  мультик  про  нас,  домовых,  «Домовенок  Кузька»  называется.  Там  и  Кузя,  и  Нафаня…  А  я  без  имени…  Грустно  мне  стало,  и  решил  я  себе  имя  взять.  Долго  думал.  Из  сказки  взять - так  уже  было  такое,  людское - не  с  руки  как-то.  И  решил  я  назваться  Шестнадцатиэтажный,  по  дому,  значит.  Подумал - длинно  да  неудобно,  покрутил  туда-сюда,  подсократил,  вывел  Домшэт,  то  есть  ДОМовой  ШестнадцатиЭТажного.  Вроде  ничего…  В  смысле - хорошего.  Звучит  не  по  нашему,  да  и  вообще…  И  пришел  я  к  варианту  Домич.  Вроде  как  дом  и  Кузьмич  вперемешку.  Так  и  остался,  и  начальству  доложился.  Пошумели,  покритиковали,  но  утвердили!  С  окрестными  иной  раз  встретишься,  поздороваешься,  беседу  заведешь,  а  они  все  безымянные.  Ну  и  похвалишься  будто  ненароком,  назовешься  по  имени.  Сперва  не  понимали,  а  потом  завидовать  начали.  По  району  волна  пошла,  все  себе  имена  сочиняют.  Ох  и  взгрели  меня  за  ту  волну!  Чуть  не  сослали  в  Тьмутаракань.  Ну  да  прикинули,  что  теперь  всех  ссылать  придется  (а  дома  без  догляду  бросать  нельзя),  оставили.

Так  и  существую.  Хотел  было  сказать  «живу»,  да  ведь  я  существо  какого-то  там  порядка,  вот  и  значит,  что  существую.  Шастаю  между  мирами,  из  белого  света  в  сумеречный  и  обратно,  в  зависимости  от  надобности.  Бывает,  и  пошалю,  чаще,  конечно,  по  серьезным  делам.  А  как  же?  Ведь  мы,  домовые,  не  просто  так  в  миру  заведены,  без  нас  мир  был  бы  не  полный.  Много  разных  сущностей  вокруг  обитает,  в  основном  все  безымянные.  Да  только  я  теперь - с  именем!
 
25.04.2017