Сказки из леса. Как спасали полянку

Валентина Лызлова
        Мелкий народ в лесу всегда дружит меж собой. Одна такая дружная компания любила играть на полянке около речки. Заводилой был лисёнок Рыжик, который и дня не мог прожить без своих друзей - ёжика Кругляша, зайца Ушастика, белки Пушинки, медвежонка Толстуна да бурундучка Полосатика. 
        Зверьки прибегали сюда поиграть даже в дождливые дни. Ведь лето такое короткое! Да и вообще – побегать под дождём тоже очень даже приятно! Они забавлялись и не замечали, что лесник дядя Коля из-за кустов частенько, довольно улыбаясь, наблюдал за ними. Иногда он заранее приносил и раскладывал на полянке разные вкусности для своих любимцев. И его душа радовалась от того, что зверята лакомились его гостинцами.
        Но однажды в их беззаботной жизни произошла очень «шумная и нечистая» история. Так они её потом стали называть. Рыжик, как всегда, набив утром свой животик чем-то вкусным, побежал к лужайке, прихватывая по дороге… ой, наверно, по тропинке… или всё-таки по дорожке? Ну, не важно! Важно, что все друзья вскоре были вместе. Подбегая к полянке, они услышали  чьи-то голоса, громкую музыку и другие непривычные для них звуки. Это были туристы, приехавшие отдохнуть на природе. Они располагались, как им было удобно, а лесная компания с интересом наблюдала за ними.
        О-о-о-й! Как много было у них интересных вещичек! Глаза Рыжика сразу выхватили пёстрый полосатый мячик. У лисёнка даже лапы зачесались от желания попинать его. Пушинка облюбовала зеркало, которое одна из туристок повесила на сук дерева. Ещё бы!  Наша маленькая лесная воображуля была такой аккуратисткой! Полосатик с завистью смотрел на яркий небольшой пакетик. Из него пожилая тётя доставала семечки, смачно разгрызала их и плевала шелухой налево и направо. Бурундучок представил, как это вкусно, и у бедняги  даже слюнки потекли. Ушастик, конечно, сразу уловил запах салата из капусты, морковки и… ой, чего же ещё-то? Ну, не важно! Самое главное – это были любимые лакомства, которые нечасто выпадали на его заячью долю. И он подумал: может, люди угостят его? А отъявленного сладкоежку Толстуна привлекла баночка, стоявшая на походном столике. Ох, чуял медвежий нюх, что это было вкусное варенье. Так, а из чего же оно было?   Ну, не важно! Медвежонок любил всякое варенье. Главное – сладко! В лесу ведь сахара не достанешь. И только Кругляш вёл себя спокойно. Он знал, что люди не привезут с собой мышей, насекомых, червей. Их и здесь полным-полно! А красивых яблок, которые лежали в корзинке туристов, он, как известно, не ест. Это только на картинках изображают эти плоды на колючках... те, кто совсем не разбирается в жизни ежей.
        Наконец, гости устроились вокруг столика, от которого исходили разные  вкусные запахи.  Сначала что-то наливали в походные кружки, пили  это «что-то» и морщились. «Невкусно и несладко», - решила малышня. Потом люди ели, и лица у них были довольные, как  … ой, как у кого? Ну, не важно. Малышам всё было и так понятно: это о-о-чень вкусно!
        Вскоре  туристы разошлись та-а-к, что хоть беги отсюда! Они громко кричали,  пели, бегали друг за другом.  Пушинка даже закрыла лапками свои ушки:
- Не понимаю, зачем так шуметь? Перепонки скоро лопнут. А как будем жить глухими? Пропадём в лесу.
- Разве так отдыхают? – пробасил Толстун. – Когда мне хочется отдохнуть, я лежу. И мои мама и папа – тоже. Они вообще всю зиму лежат и спят. Скоро и я так буду отдыхать.
- Какой ужас! Вот почему вы такие толстые! – воскликнул Ушастик. – Столько лежать! Так можно и бегать разучиться.
        Больше никто ничего не успел сказать, потому что один из туристов размахнулся и бросил  в кусты, за которыми сидели зверята, пустую консервную банку. И та, как говорится в одном стихотворении, угодила «прямо мишке в лоб». Толстун взвыл - не столько от боли, сколько от неожиданности -  и завалился на спину.  Люди притихли и с любопытством  стали всматриваться в кусты. Вдруг один из них, издав боевой клич «За мной! Нас окружают!», помчался к месту засады, размахивая палкой. Все остальные побежали за ним, словно в атаку. «Разведчики»  мигом сообразили, чего им это будет стоить, и бросились врассыпную. Встретились они у дерева, на котором было гнездо Пушинки. Отдышавшись, малыши решили, что рисковать больше не стоит, и каждый пошёл к себе домой. 
        Утром зверята, как всегда, в полном составе,  пошли  на свою любимую лужайку. Пострадавший  вчера медвежонок гордо шагал с повязкой на голове. Конечно, ничего у него уже не болело, но он упросил свою маму не снимать повязку. Ведь никто из его друзей ещё не бывал раненым в «бою», как он. Полянка была пуста. Вернее, она была пуста от людей, но не от того количества мусора, который остался после них. Пакеты… банки… бумажки… остатки еды, возле которых суетились муравьи и птички.
- Какой кошмар!- всплеснула руками Пушинка. Ой, а почему – руками? Лапками, конечно же!
- И что за люди, эти человеки! – возмущённо воскликнул Ушастик. – Грязнули, да и только!
- Наверное, и дома так живут, - вздохнул Кругляш.
- Люди, а отдыхать по-людски не умеют, - протараторил Полосатик.
- Да уж, - многозначительно вздохнул медвежонок и притронулся к повязке.
- Ну, и что будем делать? – спросил неунывающий Рыжик. – Новое место искать? 
Зверята сначала призадумались, а потом дружно затараторили:
- Как это? Нет! Ни за что! Никогда!
Всё правильно! По-другому и быть не могло! Они так привыкли к этой полянке, что она казалась самым лучшим местом в мире!
- Я знаю, что надо делать! – воскликнул Рыжик. Ой… а может, и не Рыжик? Ну, неважно. Главное, все сообразили, чем сейчас им нужно заняться. Надо спасать полянку!
        Толстун заметил лежавшие неподалёку грабли. Это лесник, недовольный вчерашним безобразием, решил почистить полянку к приходу зверят, но, видимо, зачем-то вернулся домой.  Ой, а почему он не вмешался в это самое безобразие вчера? Ему  положено по долгу службы! По-че-му? А-а-а! Он делал обход леса…  совсем в другой стороне.
        Ну, так вот! Толстун  перекидывал грабли по земле, не понимая, что это за предмет и что с ним делать. Случайно положив свою растопыренную лапу   рядом с зубьями гра'блей, он вдруг заметил, как они похожи. Та-а-к, понятно! Зачем действовать своими собственными лапами, если можно их поберечь! Хватит одного ранения! Встав на задние лапы, медвежонок передними захватил грабли и попытался грести мусор. Но ведь обращаться с таким инструментом он не умел, и поэтому грабли не замедлили стукнуть его ручкой по носу. Бедный Толстун! Второе ранение получил! После такого надо, пожалуй, полечиться. Потирая вздутый нос, пострадавший прилёг на кучу елового лапника, который туристы подкладывали под палатку. Пушинка тут же отыскала тряпочку, смочила её  водой и приложила к носу Толстуна. Боль стала утихать, и медвежонок не заметил, как уснул.
  Остальные зверята в поте лица… ой, или  в поте морд? Тааак, надо разобраться! В поте лица - правильно, но так говорят про человека. В поте морд -
это про животных, но ... как-то некрасиво звучит. Ну, не важно! Главное было в другом: они старательно собирали мусор в кучу на самом краю берега, на камушках. Грабли брать больше никто не рискнул.  Зверята быстро работали лапами, а кое-что захватывали зубами.  На помощь пришли и птички. Они выбирали то, что полегче, и  в клювиках переносили к куче. Даже мураши втянулись в работу. Известно, что они – настоящие труженики. Хоть и маленькие, но сильные и дружные. Каждый может нести груз в несколько раз тяжелее своего собственного веса. А весит наш лесной муравьишка… впрочем, сейчас это не важно! Ведь о них  есть отдельная история.
        Наконец, полянка приобрела свой привычный аккуратный вид и даже стала ещё краси'вее. Толстун всё так же спал. Но никто не обиделся на него за то, что он не помог в уборке. Ведь его пострадавший нос дал всем понять, что не следует связываться с незнакомыми предметами. Благодаря этому и не поранился больше никто, и дело было сделано. Теперь можно и отдохнуть! Зверята расселись на лужайке кружком. Неугомонному Рыжику не терпелось решить следующий важный вопрос:
- И что же делать теперь с этой кучей-тучей? Если так оставить, то ветер снова разнесёт мусор по всей полянке. Может, сбросим в воду, и речка унесёт его?
- Ты что? – возмутилась Пушинка. – Получается, что у нас будет чисто, а река пусть будет грязной? А как же бедные рыбы?
        Действительно!  Как-то это будет не по-человечески… ой, или не по-звериному… нет, что-то как-то не так. Ну, не важно. Главное – так делать нельзя! Говорят же, что природа – это дом, а в доме должно быть чисто.
- Ура, я знаю, что надо делать! – запищал Полосатик. – В нашей куче есть спички, которые остались от туристов. Разожгём костёр… ой, или разожжём… как правильно, Кругляш?
- Ра-зо-жжём, - авторитетно произнёс ёжик. Его дедушка был всезнающим и грамотным, поэтому учил внука правильно говорить.
- Вот я и говорю:  разожжём костёр и сожгём… нет, со-жжём весь мусор!- и бурундучок бросился отыскивать спички.
- Стоп-стоп-стоп! – вмешался лесник, который вернулся и успел услышать слова Полосатика. – Вы ещё малыши, а детям не положено брать в руки спички. Вы же знаете, что такое – лесной пожар?
        Зверята дружно закивали в знак согласия. В прошлом году горел лес выше по течению реки.  Ну и натерпелись тогда страху! Хорошо, что прилетели такие большие-большие машины, похожие на стрекоз, и затушили огонь.
-Сейчас я всё сделаю сам, а вы, если будет нужно, поможете.
        Вскоре мусорной кучи – как не бывало! Что-то сгорело, а то, с чем не смог справиться огонь, закопали в землю. Довольные малыши ходили по лужайке туда-сюда и любовались результатами уборки. Только проснувшийся, наконец, Толстун о чём-то крепко думал.
- Что, нос всё ещё болит? – участливо спросила Пушинка.
- Да нет. Я вот думаю: если эти туристы каждый раз будут сюда приезжать, то нам всё время придётся убирать за ними мусор? Надо… что-то… придумать…
- Спокойно, детки без клетки! – пошутил дядя Коля и вынес из-за кустов по очереди какие-то предметы.
Плакат, на котором  было написано «Береги природу!», зверята видели много раз.   Такие развешены везде, где бывают грибники, рыбаки, туристы и прочий народ. Лесник прибил новый плакат к дереву на видном месте.
        Затем дядя Коля взял большой железный бак и уместил его на краю полянки, Рядышком забил в землю кол, к которому прибил второй плакатик, поменьше.  Зверята смотрели на слово, которое было на нём написано. Не-зна-комое! Какие-то неизвестные    буковки. Каждый знал только первую букву своего имени… ой, или не имени… а чего же тогда? А-а-а, клички! 
- Дядя Коля, а что тут написано? - спросил нетерпеливый Рыжик.
- А вот что! "Для мусора»! Будем надеяться, что теперь отдыхающие будут складывать всё, что не нужно, в бак, а не бросать, где попало.      
- Так они же взрослые и могут сами всё сжечь, - заметил Кругляш.
- Вот именно, могут сжечь... и не только мусор. Нет уж, лучше я сам всё сделаю. Так будет надёжнее.   
- Мы будем помогать вам, - заявил Ушастик.
- Вот и договорились, - улыбнулся дядя Коля. – А теперь получайте подарок!
        И по полянке весело запрыгал пёстрый мячик. Вот это да! Оказывается, вчера туристы забросили его далеко в кусты и благополучно забыли о нём.
- Урааааа!- закричала малышня и тут же затеяла игру, самым ловким в которой оказался… как вы думаете, кто? Ну, конечно же, Рыжик! Ведь не зря у него зачесались лапы, когда он увидел у туристов этот мяч...
                2017 г.