Заклинания не помогли

Валентин Спицин
Экономика России уже не стагнирует, она умирает. Речи «дрыгоценнейшего» про то, что она-де, пошла в рост «хотя и незначительный», оказались примитивной попыткой обмануть почтеннейшую публику.

«Промышленность упала» автор Игорь Николаев, экономист:
«Именно так можно характеризовать динамику промышленного производства в ноябре 2017 года: минус 3,6% по сравнению с ноябрем 2016 года (официальные данные Росстата). Это после нулевой динамики в октябре 2017 года. И это после всех последних заявлений о том, что экономика «набирает обороты», что она вошла в новую фазу экономического роста, что устойчиво растет и т.д. и т.п. Напомню, что еще в мае 2017 года промышленность выросла на 5,6% в годовом выражении, а теперь такой вот минус.

Пару недель назад я высказал уверенность, что ноябрь будет плохим, но, честно признаюсь, я не предполагал, что он будет настолько плохим. Минпромторг, разумеется, засуетился и сегодня судорожно объясняет этот обвал и эффектом базы, и необходимостью выполнения соглашения с ОПЕК по ограничению добычи нефти, и даже теплой погодой. Отбросим надуманный фактор теплой погоды (речь, напомню, о ноябре), но мне хочется спросить: а что, об относительно высокой базе для сравнения (в ноябре 2016 года промпроизводство выросло на 3,4%) до сих пор не было известно? Это только сейчас для правительственных чиновников стало откровением, да? Или об этих всех ОПЕКовских делах и их последствиях тоже только что узнали? Что-то в своих недавних прогнозах и обещаниях об этом не говорили? А, Минэкономразвития? Что приутихли в своих обещаниях? И еще, никакие названные в оправдание объяснялки все равно не годятся, потому что ведь Росстат дает не только упомянутую выше цифру в сравнении с ноябрем 2016 года, но и в сравнении с предыдущим периодом (октябрем 2017 года) с исключением сезонного и календарного факторов: минус 1,4%. Здесь какие будут придумки?

Нет, ребята, нынешний провал – это естественное следствие неэффективной экономической политики, когда основные структурные проблемы не решаются, когда бюджетные деньги используются неэффективно, когда налоговая нагрузка растет, а проблемы защищенности прав собственности остаются по-прежнему актуальными, когда развитие и защита конкуренции так и не стали государственным приоритетом. Власти рано решили, что груз этих проблем не такой уж большой (да они, по большому счету, и не признают эти проблемы), что цены на нефть устойчиво пошли вверх и только вверх, что контрсанкции – это вообще очень хорошо, просто замечательно для российской экономики. Последние статданные по динамике промышленного производства в ноябре (кстати, обрабатывающие отрасли промышленности вообще просели аж на 4,7%) являются лишним доказательством того, что экономический «кризис» не закончился.

В 2017 году была только некоторая адаптация, коррекционный рост –  это так называется. Кризисы заканчиваются тогда, когда причины, вызвавшие их, перестают действовать. Если фундаментальные причины кризиса остались (пресловутые структурные проблемы), то и он останется. Никаких чудес здесь не бывает». https://echo.msk.ru/blog/nikolaev_i/2113406-echo/

Экономика рухнула, собирать деньги правительству больше негде. Даже ограбить население – больше не удастся. Потому что по данным статистики уже до одной трети страны живет за чертой бедности. И то, в российском же, весьма непритязательном, понимании. А если сравнивать с другими народами, то в нищете пребывает вся РФ, за исключением каких-то ста человек приближенных к Кремлю, плюс еще до тысячи-двух обслуживающих их депутатов, чиновников и погононосцев.

Кстати, автор цитировавшегося источника хороший экономист, но западной либеральной школы, той самой «гадательно-созерцательной», которая вместо анализа причин аномально высокой себестоимости производства изучает исключительно продукцию Росстата. Что поделаешь, других экономистов нет. Почему так случилось? Да просто потому, что западные экономики всегда работали и продолжают работать в одних и тех же как под копирку унифицированных, практически одних и тех же для всех стран промышленного Запада условиях. Это так называемые эффективные территории: среднегодовая температура не ниже +2°C и высота местности не выше 1000 м над уровнем моря. Поэтому накладные расходы от «географии» примерно одинаковые во всех странах Западной Европы и Северной Америки. По крайней мере, счета за отопление, конечно, в Швеции выше, чем в Италии, но разница эта в пределах приличий, и ее легко компенсировать за счет других статей себестоимости, в том числе эффективности менеджмента, лучшего инвестиционного климата и т.п. То, что Швеция, расположенная севернее Италии, имеет наивысший в мире уровень жизни, а Италия плетется почти в хвосте, уступая лишь бывшим странам СЭВ, вполне может родить иллюзию, что эффективность экономики от географии, в том числе и от климата, не зависит.

Последнее утверждение – священная корова либеральных экономистов. Спроси их, почему же тогда фабрик и заводов нет в Антарктиде, - они, не моргнув глазом, ответят, что на Южном полюсе нет независимых судов и уважения прав собственности – т.е. имеются те самые «пресловутые структурные проблемы». А то, что стоимость строительства, счета за отопление и логистику в экстремальных условиях несравненно выше, - для них тема запретная.

Первый нокаут либеральная гадательно-созерцательная экономическая наука получила от «Азиатских Тигров», когда промышленность из Европы и США побежала в Японию и Гонконг. А потом и еще недавно шлявшиеся с цитатниками Мао, истреблявшие воробьев и выплавлявшие сталь в ночных горшках, китайцы нанесли такой удар по всей этой «ВШЭ», что эта с позволения сказать «наука» сама, подобно российской экономике, превратилась в руины.

Случай же с Россией вообще в либеральное прокрустово ложе никогда не вписывался. Как только Русь недуром рванула в лесотундру со среднегодовой температурой -5,5°C и «необъятными просторами», экономика как наука и экономика как производственная деятельность, вообще стали ипостасями из разных галактик! То, что проповедуют профессора и доценты, никак не связано с реальным миром.

Игорь Николаев, пока он описывает состояние российской паралимпийской экономики, - вполне адекватный человек, но как только он переходит к анализу причин всего этого безобразия, - он сразу же уходит в астрал. «Это следствие неэффективной экономической политики, когда бюджетные деньги используются неэффективно, когда налоговая нагрузка растет, а проблемы защищенности прав собственности остаются по-прежнему актуальными, когда развитие и защита конкуренции так и не стали государственным приоритетом».

Да помилуй Бог, уважаемый мэтр, - если бы всё дело было в этом, то устранить этот бюрократический перекос можно было бы в течение одной недели! Дел-то, всего объявить войну Евросоюзу, и сразу же ему сдаться. Остальное они доделают сами, они же люди жалостливые!

Но нет, от смены законов и чиновной камарильи счета за отопление и транспортные расходы меньше не станут, и бизнесмены, эффективные в Бремене или Штутгарте,  здесь моментально разорятся, потому что производимая ими продукция при прочих равных условиях будет вдвое дороже, и ее будет невозможно продать!

Не подумайте, что я против того, чтобы решались «пресловутые структурные проблемы», упаси меня Боже, - но это все равно как лечить сыпной тиф методом отбеливания сыпи. Лечить надо болезнь, а не ее вторичные последствия, а это означает либо научиться превращать недостатки Северов в преимущества, либо уходить с Северов к чертовой матери!

Вот этого-то как раз и не делается. Льется море слез по поводу, мягко выражаясь, неадекватности г-на Путина, вот Алексей Навальный, оппозиционер: «Нет сегодня ни одного человека, который был бы доволен существующим режимом сумасшедшего старца, который вообразил себя властителем мира, который то участвует в войне в Сирии, то начинает войну с США, то с Трампом, то за Трампа. Никто, находясь в здравом уме, сегодня вообще не в состоянии понять то, что происходит». http://ru.euronews.com/


Разумеется, кто спорит, Путин не только сам не знает, что делать, и вместо дел занимается словоблудием, но и не умеет подбирать кадры, - и вообще, монархия питерской подворотни в XXI веке выглядит комично, - но, надо отдать ему должное, он вот дает всем высказаться. И что же? НИ ОДНОГО здравого предложения экономического характера!

Это весьма нелестно характеризует народ-богоносец. Единственные настоящие экономические выкладки сделал только отставной вояка Паршев А.П., не имеющий не то, что ученых степеней, но и экономического образования вообще! И после него тишина. Он с цифрами в руках доказал, что «Россия не Америка», - за 15 прошедших лет могли бы появиться хоть какие-то предложения как выбраться из помойной ямы, в которую мы сами себя загнали, - но нет, продолжаются тупые бурчания, что Паршев-де дилетант, и ничего не смыслит в колбасных обрезках. Ты, лодырь быдлоидный, возьми сам калькулятор и посчитай, почему в нашей лесотундре всё получается дороже, ничего производить не выгодно, всё дешевле купить по импорту. Как это преодолеть?

Да, «сумасшедшего старца» в президенты, - это конечно чересчур, и любой адекватный кандидат в этой роли безусловно лучше. Вообще сменяемая власть лучше несменяемой, как ни крути. Играть в солдатики, бросая в прорву весь бюджет, когда страна летит в пропасть, это преступление. Выкачивать остатки нефти и газа из страны, в которой двенадцать месяцев зима, остальное лето, и плотность населения 8,57 чел./кв.км – преступление, даже много большее, чем все преступления Ленина, Сталина и Гитлера, вместе взятых.

Кстати, на путинский анекдотец про кортик и часы, рассчитанный на дураков, могу сказать следующее. Вот та же Швеция, тоже страна не теплая, не Италия, ей тоже приходится нелегко, - а она самая лучшая в мире по качеству жизни. Почему? Да потому, что армия у нее всего 60,5 тыс. человек, она не состоит ни в каком военном блоке, ни на кого не нападает, не устраивает никому «крымнашей», - и на нее никто не нападает, никакие «бандиты». А уж у Швеции-то, в отличие от нашей лесотундры, было бы что взять. Не катит анекдотец-то, как и остальные бредни «незаменимого».

Валентин Спицин