Кошка Муська

Виталий Сыров
Из цикла "Детские истории"

Случай вспомнился молниеносно, после прочтения миниатюры «Кошечка», размещённой на Портале Проза.ру, автор - Лилия Сосновская.

    В конце декабря 1965 год, перед самыми новым 1966 годом я пришёл домой после школы. На крыльце у входа в нашу барачную квартиру сидела Кошка. Серая, с тигровым рисунком. Её гладкая шерсть распушилась от холода, и потому она казалась достаточно крупной. Она дрожала от холода.
    Я прошёл через порог в первый тамбур и позвал Кошку.
    - Муська, пошли.
Она встала и пошла за мной. Я, пройдя второй тамбур, опять пригласил её, она неуверенно последовала за мной.

    Оказавшись в квартире, села у порога и стала осматривать жилище.
    - Это кто ещё к нам пожаловал? – спросила бабушка добродушным голосом.
    - На крыльце сидела. Замёрзла. Холодно сегодня сильно. Это вы меня в школу погнали! На мороз. А по радио говорили, что первоклашки, второклашки и третьеклашки сегодня  в школу могут не ходить, - ответил я.
    Бабушка уже не слушала мои упрёки. Из за печки достала старую миску, оставшуюся от предыдущего кота Васьки, который исчез в конце осени. Налила в миску молока из банки, стоящей на тёплом пристуке печи. Позвала Кошку к миске.
    - Иди, сопи (этим словом, видимо, распространённым на Урале, заменяли слово «ешь», когда это касалось животных.), - опять добродушным голосом позвала бабушка.
   Кошка от тепла в доме уже приняла гладкошёрстный вид, но в размерах не сильно уменьшилась. Крупная кошка! Подошла к миске, понюхала, повернулась на бабушку, как бы ещё раз убедится, что это ей предназначено.
   - Сопи, давай! Ишь барыня! Давай, давай!
Кошка приступила к трапезе. Насытившись тёплым молоком, она оглядела комнату и направилась к выходу. А посидев на против двери, решила прилечь на валенок, который лежал около обувной полки.
 
    Пока я ел, Кошка уже клевала носом. Заснула.Хотелось поиграть с ней, но бабушка запретила.
    - Сам-то небось спать захочешь, ворчать будешь, как старый дед, что мешают тебе.
Я отступился от затеи.
    - Я смотрю, что вот она не наглая. Думаю, может и останется. Мыши ведь с осени одолевать начали. Тварь одна на полатях поселилась. Крупы уже потравила успела.
 
    В те годы страна ещё расхлёбывала последствия правления Никиты Хрущёва в части продовольствия. А потому люди наделали запасов крупяных продуктов и сухарей, и не торопились срывать амбарные замки со своих «закромов» - не надеясь на улучшения. Запас, как говорится…. Ну, читатель сам знает….

    В первый же вечер бабушка посадила Кошку на полати, и уже через час там началась возня. Встав на табурет, бабушка отдёрнула шторку. Взорам нашим предстала Кошка с жирной мышью в пасти.
   - Охотница!!! Осталась бы у нас. А то ведь переждёт морозы и уйдёт, - высказалась с сожалением бабушка.
    Кошка осталась жить у нас. Она просилась на улицу, чтобы справить нужду и не задерживаясь на морозе, возвращалась в дом.
 
   Но после двух недельных трескучих морозов, обмякших после школьных каникул, кошка в дом не вернулась.
   - Жалко, - удручённо сказала бабушка.
   Но уже через две недели, на том же месте снова сидела эта Кошка.
   - Вернулась! Не приняли старые-то хозяева, наверно. Выбросили, видно, зимой-то на мороз. Наверно думали сгинет,- явно довольная возвращением Кошки, рассуждала бабуся.
   Так и прижилась эта Кошка у нас. За верность и опрятность и за то, что никогда не лезла на стол и не воровала с него еду, была бабушкой удостоена кличкой - Муська. Вообще-то, так всех кошек называла бабушка. А если это был кот – то он непременно носил кличку Васька.

    Прошёл год. Я уже был «третьеклашкой». В начале январе 1967 года, наш барак попал под снос.
    К Пятидесятилетию Октябрьской Революции людей массово переселяли в благоустроенные квартиры. Хотя многие семьи переселялись в старые дома с квартирами-коммуналками. Но бараки стирали с лица земли. Завод УралХиммаш в этом преуспевал.В конце января и мы переехали.
    Бабушка, узнав, что переселят нас в коммуналку на первом этаже, ещё при первом осмотре выделяемой квартиры, оповестила наших будущих соседей, что мы везём с собой Кошку. Соседи не возражали. Ну, раз такая умная – везите.
    При переезде первой в квартиру запустили Муську.
 
    А на следующий день бабушка, подзывая Муську к миске не дозвалась её.
    - Виталька, ты сходи-ка в барак-то. Их ведь ещё не сломали. Она, наверно, в старое жилище ушла. Бывает такое. Не все кошки идут в новое место.
    И правда! Барак был ещё разумеется цел, только у квартир,из которых уже выехали жильцы, ставни окон были закрыты и крест- накрест заколочены досками.
 Из двух дымовых труб шёл дымок. В бараке ещё оставались люди. Барак ещё подавал признаки жизни. 
    Через уличный чулан, с которого при переезде сняли замок, я пробрался в квартиру со своим дружком. Из-за закрытых ставней в комнатах был густой полумрак. Но ещё ощущалось совсем недавнее присутствие людей в этом жилище.
    Кошка сидела на приступке уже напрочь остывшей печки. И изо рта у меня при разговоре шёл парок.
    Я принёс её домой. Но через несколько дней она опять исчезла. И опять я залез в квартиру и забрал Муську домой. Бабушка предприняла меры, что бы Муська снова не улизнула.
   Ну вроде прижилась. К концу января контроль за Муськой почти сняли.
 
   Пришёл из школы, а бабушка заявила, что Муська опять, видимо, ушла – вышли с ней на улицу – прогулять её. Но она исчезла.
   Я поел и снова ушёл к бараку. Там были заколочены уже все окна. Все съехали. Но Муськи там не было.
   Каждый день я ходил туда сразу после школы, Но Муська не появилась.

    В начале февраля того 1967 года снова вернулись морозы. Было очень холодно. Меня в один из дней не отправили в школу – морозный ветер просто валил с ног.
    Днём я пошёл к бараку. Зачем-то обошёл вокруг него. Барак был не жилым. Не дымила уже ни одно труба. Все окна и двери заколочены. На всём поставлен крест.
    Забрался в квартиру. Жуткий полумрак. Холодом дохнули на меня стены квартиры, местами подёрнутые куржаком. Зябко и не уютно.
    Муська сидела на прежнем месте и дремала, уткнув носик в согнутые под себя лапки. Я позвал её, но она и ухом не повела.Я подошел к ней, снял варежки и расстегнул две верхних пуговицы пальто, чтобы посадить её, как говорится,  за пазуху. Взял её обеим руками, но в руках у меня оказалось уже окоченевшее тельце Муськи. Сразу и не понял, что случилось с ней.
    Я испугался!!! Мне не приходилось ещё в жизни прикасаться к мёртвому телу.
Растрёпанный и взволнованный, глаза заливали слёзы, потому запинался, бежал домой. 
    Бабушка, увидев меня в таком виде, расспросила в чём дело. Я рассказал. Слёзы непроизвольно потекли по щекам.

    На следующий день после школы с бабушкой пошли к бараку. Зачем - не помню. Наверно, похоронить Муську. Мы ещё издали увидели бульдозер и экскаватор, работающие на месте нашего барака. От него уже осталась груда руин.
 
    Муська будто осталась верна старому жилью, которое год назад приютило её, и решила разделить судьбу барака.
    Застывшее, окоченевшее тельце домовитой Кошки Муськи навсегда осталось погребённым под этими развалинами.

20 декабря 2017

Другие истории из детства: "Баня"  http://proza.ru/2017/12/04/2056