Мемуары. Первая фотография

Владимир Сысолятин
Сказать, что мы жили бедно? Ну, да... Но ведь многие же точно также. А если учесть, что я тогда учился в третьем классе... Это сейчас дитяти в смартфон таращятся сидя на горшке, а тогда? Телевизор только на картинке все видели. Радио не у всех, а у нас тем более. За годы сколько мы жили в Черкессии, в Хабезе, я лишь один раз был в кино! На дворе спутник запустили, а мы всё ещё с керосиновой лампой вечера коротали! Да и не мы одни... Осталась одна радость, — библиотека! Читал много, но не всё подряд... От встречи со случайно взятой книги родилось увлечение, — радио, и как продолжение, я стал радиоинженером... А ещё одна книга открыла мне совсем другое, новое увлечение,  — фотографию. Случайно конечно. До того я был так далёк от этого всего. У нас на то время из всего фотографического было моих фотографий (с моей мордуленцией) не более десяти. Но привлекла меня в то время не сама книга, а обложка, оформленная не совсем обычно...

«Книга юного фотолюбителя» название такое. Автор Давид Захарович Бунимович. Да, фамилия знакома многим кто тогда учился фотографии по Бунимовичу! Ну, а дальше так же как и с радио... Пока конечно только картинки всякие, а потом фотоаппараты и ребята снимающие всё вокруг. Для меня вся эта фотография была чем-то недосягаемым, доступна лишь избранным... В те времена, почти во всех детских книгах по фотографии фигурировал странный фотоаппарат, с двойными глазами-объективами, — «ЛЮБИТЕЛЬ»! С этого-то всё и началось!

Как всё это было загадочно и непонятно. Я даже влюбился в эти загадочные, блестящие стеклышки... Для меня и сейчас всё оптическое как бы нечто неприкасаемое... Такой вот «ЛЮБИТЕЛЬ» Вы и видите на рисунке. Справа в собранном виде, а слева?... Да, я тоже задался вопросом, типа зачем ещё один объектив? Оказывается это объектив видоискателя, а аппарат назывался зеркальным! Во как! «Детский» аппарат и зеркальный?! Это круто! Что же в нём было зеркального? При всей мемуризации рассказа в нём присутствует технический оттенок, а посему?.. Ну, да, надо немного пояснить...

Видоискатель, это в общем виде некое приспособление для ориентировки аппарата на объект съёмки и общего пространства. В смысле чтобы снимать, что надо, а не всё подряд?! Видоискатели подразделяются по принципу действия и устройству.
Рамочные. Две рамки, одна большая в сторону объекта и маленькая у глаза фотографа.
Телескопические. Это типа подзорной трубы (монокля, бинокля). Построенные по принципу либо трубы Галилея, тот же театральный бинокль, либо Кеплера с переворачивающим приспособлением.
Зеркальный. Тот же Кеплер, но плюс ещё и зеркало. Ну, это же и есть «ЛЮБИТЕЛЬ»?.. Да, это же... Но не совсем. А чтобы окончательно Вас утомить нужно ещё совсем немного, сказать о наводке на резкость!


Да многие съёмщики действуют по принципу «блондинок», — гляди в дырочку и жми на пимпочку! И всё! А там как получится?! Да, в современных аппаратах за Вас многое делает автоматика. Всё, да не всё. Всё, пока обстановка во время съёмки более-менее... А, если нет? Правильно, автоматика запаникует, задёргается, и?.. И в итоге одна размазня! Мол, а меня (автоматику) этому не учили?! А, тогда (в шестидесятые) конечно о автоматике и не мечтали, и? И, стало быть всё самим, ручками делать! И ту же наводку на резкость.

Были (есть) три способа наводки на резкость и три типа аппаратов: по шкале на аппарате, с помощью дальномера и по матовому стеклу. С помощью шкалы в так называемых шкальных аппаратах. На глазок (как правило) определяется расстояние до объекта съёмки. А затем на шкале аппарата устанавливается это расстояние и? И объектив отодвигается на нужное расстояние для получения резкого изображения. А уж как точно Вы определите это расстояние и точно выставите на шкале?.. Получается вот такая фоторулетка! Повезёт, — не повезёт?!

С дальномерными аппаратами легче в этом плане. В аппарат встроено некое устройство, позволяющее по определённым признакам определить расстояние и синхронно двигать объектив на нужное расстояние от плёнки. И наконец про матовое стекло (матированное). Матовое, это такое, на поверхность которого наносится шероховатость. Точнее механическим путём (или химическим) создаётся мелкие неровности. Теперь на этой матированной поверхности объектив может создать изображение, как на белой бумаге? Но Вы же ещё можете и увидеть это изображение через стекло (на просвет). И естественно глазом определить качество резкости. Вот такой процесс! Вспомните (или в кино видели?) как фотограф в фотоателье, набросив на фотоаппарат и себе на голову чёрную накидку что-то там «колдует» с фотоаппаратом?! Ничего особенного. Он вставляет в аппарат на место будущей фотопластинки (из стекла) матовое стекло. Наводит на Вас аппарат и объективом наводит на резкость. Затем вынимает стекло и на его место вставляет кассету с фотопластинкой. И производит съёмку. При всём, всё это делается лишь заочно и лишь с определённой точностью обеспечивает резкость будущего изображения.

Так в чём же прелесть этого «ЛЮБИТЕЛЯ»? В том, что наводку на резкость там можно производить по матовому стеклу! А видоискатель сделан по принципу трубы Кеплера. Плюс используется зеркало! Для чего? Дело в том, что кеплеровская труба даёт перевёрнутое изображение в отличие от галлилеевской. Стало быть нужно его перевернуть! Ну, правильно, с помощью зеркало. Вот только теперь смотреть нужно в дырочку сверху! Такая вот неприятность получается. Вдобавок изображение переворачивается только по вертикали, а по горизонтали нет! На рисунке слева «ЛЮБИТЕЛЬ» в собранном виде, как бы в рабочем состояние. Если сзади нажать пимпочку, то как чёрт из табакерки выскочат четыре металлические пластинки (шторки). И получится светозащитная шахта. Если Вы загляните внутрь, то увидите большой глазок (окуляр) видоискателя и то, что видит его объектив. Я специально сделал надпись, чтобы Вы видели как видит всё это фотограф. Сами цветы выглядят нормально, но судя по надписи, перевёрнутыми по горизонтали.

А если Вы внимательнее посмотрите, то? То в центре увидите тёмный кружок. Это и есть часть окуляра с матированной поверхностью (матовое стекло). Да та самая, где и производится наводка на резкость. В нашем случае, не смотря на то, что вся картинка как бы резкая, но в кружке видна полная нерезкость. То есть, если видеть только весь окуляр, то всё отлично, а матовое стекло говорит, что нет! А, что нельзя, что ли и по горизонтали было перевернуть изображение? Да, можно. Было бы! Но, это будет уже совсем другая история. Мне остаётся лишь добавить, что возможность делать наводку на резкость по шкале сохранилась, как впрочем, практически на любых аппаратах. Кроме того шахту можно превратить в рамочный видоискатель и снимать как обычно на уровне глаз. Вот такой простой «детский» фотоаппарат «ЛЮБИТЕЛЬ»!

Всё это было красиво в книге. А как же с бедностью? Вот. И я об этом же! Так, что пришлось забыть обо всём. И как оказалось навсегда. Ведь так руки до «ЛЮБИТЕЛЯ» и не дошли до сих пор...
1958 год. Мы уезжаем на Дальний Восток, а точнее на Сахалин. А в поезде опять на фотографическое потянуло, столько всего увиденного?.. Вот бы запечатлеть? И опять про «ЛЮБИТЕЛЬ»... А тут ещё, в поезде пацаны из Артека ехали с фотоаппаратами и фотографиями... Как я им завидовал?!

На Сахалине опять «ЛЮБИТЕЛЬ» приснился. А денег нет. И решил я заняться бизнесом, — бутылки собирать, разбогатеть стало быть. Только вот оказалось таких как я слишком много, а бутылок мало! Бутылок мало, а нас много! Нужно, чтобы нас было меньше! Чем закончилось? А ничем. И только в 62-м мечта моя сбылась, правда без «ЛЮБИТЕЛЯ». Мама всё-таки пошла навстречу и выделила мне энную сумму на «ВЕСНУ», фотоаппарат такой был! Почему на неё? Так других в нашем магазине, в нашей деревне не было! Да и цена меньше наверное не бывает? Ведь «ВЕСНА» гораздо проще «ЛЮБИТЕЛЯ». «ВЕСНА» ведь это шкальный аппарат, и? И стало быть всё та же игра в рулетку! Получится, — не получится?! Повезёт, — не повезёт?!

Была такая народная мудрость! Если ты хочешь кого-нибудь разорить, — подари ему фотоаппарат! Не поняли? Правильно. За ним (фотоаппаратом) потянутся: плёнки, проявители, закрепители, бачки, ванночки и? И увеличитель! А денег нет! Ведь мы с мамой жили на одну её пенсию!.. И вот пошёл я на поклон к одному станичнику (кажись его Николаем звали?) и тоже фотострадальцу! Правда он уже прошёл курс молодого «бойца». Обрадовался своему единомышленнику! Расчувствовался, и подарил мне: плёнку, фотобачок, проявитель и закрепитель (фиксаж). И я не фотокрыльях понёсся домой. Щёлк, щёлк и в бачок. Ну и чтобы сэкономить, решил проявитель не весь использовать, а только половину! Но как? Выпускались тогда проявители в таких вот круглых пеналах. Я с целью экономии вскрыл пенал и отсыпал ровно половину белого порошка и? И ничего не получилось? Я к Миколе с пеналом... Как он там хохотал на до мной, что называется до слёз!..

Я же торопыга! Давай-давай! Давай-скорей... Вместо того чтобы прочитать толком, что там на пенале написано?! А нужно было растворить в тёплой воде сначала содержимого маленького пакета, а затем весь остальной белый порошок! Ну, это про бля.. и блин первый... Потом всё, со временем стало на свои места. Вот только про разорение, которое!.. Чтобы получить с небольшого негатива фотографию, нужно?.. Вот и я об этом же! А деньги где?.. Как уж там всё было, честно не помню, но старый, ржавый увеличитель у меня появился, но? Но без объектива. Да, знатоки скажут, мол нужно объектив выкрутить из аппарата... Но, «ВЕСНА» ведь имела только лишь встроенный объектив... И я использовал обычную линзу, царапанную-перецарапанную вдоль и поперёк! Это в школе нам лапшу вешают о том как чудесно можно одной линзой получить изображение! Щас! Вот и получилось, что получилось! Моя первая фотография моей мамы. После всяких оцифровок, фотошопов и сжатий уже не так видно, но? Но, в реальности на фотографии только в центре резко. И чем дальше от него, тем всё более наблюдается размытость! Но как бы там не было, а это ведь память и о маме и о самой первой, моей фотографии!

А, что потом? Да много было сделано этой «ВЕСНОЙ» и в том числе в Моздоке. Ну, да. Я же там учился на помощника киномеханика в кинотеатре Кирова. Вот там-то я и познакомился с Вовиком! Фамилию я к сожалению запамятовал... Одно осталось, две буквы П и Ф вроде бы присутствуют в его фамилии... Не то Прокофьев, не то Панфилов? Он был старше меня. Может даже в армии побывал? Но в то время он уже работал киномехаником. Все остальные механики были в годах: возраст, семья, дети, пиво, бабы... Так, что с Вовиком мы как-то быстро сошлись... Внешне, по сравнению со мной он был весь аккуратист, всё-то на нём выглажено, начищено... Такой вот франт домашний! И как-то при разговоре я упомянул о фотографировании и о «ВЕСНЕ». Почему он меня не пригласил к себе домой? Короче, встреча была назначена в парке.

По тем временам моздокский парк был лишь одно название! Вовик принёс свой «ЗЕНИТ», (на рисунке он за «ВЕСНОЙ») наверное одного из первых выпусков? Дал мне его потрогать и даже заглянуть в дырочку! Я был очарован! Это не был «ЛЮБИТЕЛЬ» со своим пятнышком посередине и смотреть сверху. Там был настоящий вид того как всё будет выглядеть наяву, на всей фотографии... Как задний план, как передний? Резко, не резко? Вкривь ли вкось?.. А уж и про всякие возможности: телеобъективы, репродукции и прочие, прочие возможности... Да, я со своей «ВЕСНОЙ» об этом, даже мечтать не мог. Так мне «ЗЕНИТ» понравился и? И это стало моей мечтой! Вот только сбылась она не скоро, лишь через восемь лет.

Это был уже 70-й, приобрёл в комиссионке «ФЭД». Да, это знаменитый «ФЭД», популярный, дальномерный аппарат. Да, им можно было более точно навести на резкость, а в остальном? В остальном, всё та же «ВЕСНА»! И вот разбогатев после стройотряда, решил-таки приобрести «ЗЕНИТ». Но где? В магазинах их не было! Страна тотального дефицита! И не потому, что их мало выпускали, а всё та же спекуляция... И вот просветление! Было такое явление в СССР как посылторг. Где можно было заказать и получить по почте что-то, что есть в каталоге этого самого посылторга?! И в том числе «ЗЕНИТ-В»! Так вот он и появился наконец-то у меня. Ну, а далее про разорение которое? Телеобъектив, широкоугольный объектив, увеличитель... И пошло-поехало... К сожалению позже, в семидесятых же, по своей глупости загубил я этот «ЗЕНИТ-В»! Ну, дык?! Дурак был, дураком и остался! Что ж теперь руками махать?

Но вот наступил 1978-й. Лето, отпуск. Приезжаю в гости к своим знакомым в Таганрог, и? И вот шастая по базару (так на юге рынок называется), смотрю, мужик продаёт всякое старьё и? И лежит на земле рядом с всяким барахлом, так это как бы ненароком, инструкция к фотоаппарату «ЗЕНИТ-Е»! Ну, это про спекуляцию которая! Договорились встретиться у памятника Чехову! Не обманул собака, притащил мужик этот «ЗЕНИТ» новый, в упаковке, прямо из дома к памятнику Чехову! Так вот, втридорога приобрёл «ЗЕНИТ-Е». Для тех кто не в курсе «ЗЕНИТ-Е» отличается от «ЗЕНИТ-В» в основном наличием встроенного экспонометра! А это по тем временам большой плюс! Тогда в 62-м Вовик хвастался не только ведь своим первобытным «ЗЕНИТОМ», но экспонометром «ЛЕНИНГРАД»! А теперь у меня всё это есть, и всё в одном флаконе!

Так, что же это за другая история о которой я упомянул в начале рассказа? Да, собственно история не со мной, а с усовершенствованием зеркальных фотоаппаратов. Согласитесь, «ЛЮБИТЕЛЬ» не очень-то удобный аппарат. Да и громоздкий в некоторой степени. И универсальности, считай никакой, кстати! Так вот и появились аппараты нового, зеркального поколения! Да, как у нас, так и за границей были построены почти по одному принципу. Да, конфигурация, внешний вид, название были разные, а вот принципиальное устройство одно и тоже! Если вернуться к устройству «ЛЮБИТЕЛЯ», то в аппарате присутствуют как бы две функциональные половинки. Кстати в его предшественнике, фотоаппарате «КОМСОМОЛЕЦ» эти две половинки вообще не были связаны друг с другом! В «ЛЮБИТЕЛЕ» же, объективы видоискателя и самого аппарата вращаются синхронно. При этом резкость на матовом пятнышке видоискателя обеспечивается на плёнке аппарата. Такая вот «автоматика» получается!

Что же такого кардинального изменилось в новых зеркалках? Теперь фотограф может наблюдать за объектом как все «нормальные» люди, а не сверху-вниз. Мало того, всё выглядит как и у «оригинала» и не вверх ногами, и даже не перепутанные правые и левые руки! Вдобавок можно видеть все эти резкости-нерезкости прямо здесь и сейчас! И не придётся чесать «репу» глядя на негатив, — шо ж такое, как же так?.. А, начиналось всё это нововведение с ПЕНТАПРИЗМЫ, во какое название?! С греческого пента, это пять. Посмотрите на рис1. Вот она, красотка, — все пять граней. Только используются толком всего две, с зеркальным отражением. И как Вы видите всё устройство поворачивает изображение снизу-вверх под прямым углом, в слева-направо. То есть, теперь не нужно заглядывать сверху в дырочку. Хорошо? Хорошо-то хорошо, да не очень. Картинка как и в «ЛЮБИТЕЛЕ» с перепутанным левое с правым! И, что теперь?...

И оптическая мысль пошла дальше, верхняя зеркальная грань была «согнута» под девяносто градусов! И получилась «ПЕНТАПРИЗМА с КРЫШЕЙ». Её Вы и видите на рис2. Она покрашена (наверное серебристой краской?) с шести сторон, шесть граней. Чистыми оставлены только две. Одна над линзой с плоской, матовой поверхностью, а вторая прозрачная в сторону окуляра. Такая вот система и позволила видеть изображение того, что Вы и снимаете. И ничего не перепутав!

А посмотрев ещё раз на фото «ЗЕНИТОВ» на рисунке, догадаетесь почему наверху аппаратов такие выступы-избушки?! Там, внизу и есть эта самая знаменитая «ПЕНТАПРИЗМА»! И даже не особо разбираясь в аппаратах можете смело сказать, что фотоаппарат на фоне книги есть дальномерный, а не зеркальный. По крайней мере в те годы. Действительно, я нашёл фото того самого аппарата, изображённого на обложке книги. К сожалению на обложке (из интернета) он выглядит не очень хорошо... Но я определил его по виду, что это знаменитый «ЗОРКИЙ-3» который Вы и видите на фоне книги. Никакой избушки зеркаловской и в помине нет! Зато чётко видны два окошка дальномера!

Прошло время и вот я уже сам не только пользовался «ЗЕНИТОМ», но и занимался ремонтом таких вот аппаратов. Честно признаюсь, что только после того как я сам начал делать себе фотоаппарат, наконец-то стал вникать во все тонкости и проблемы фотографии. Нужда заставила! Но? Но я не стал (как впрочем и в остальном) профессиональным фотографом и уж тем более фотохудожником!?! Ну, дык?! А, в остальном лишь как мини-коллекционер всякого фото-старья! В том числе и «ЗЕНИТ-Е»!

Догадываюсь, что мои фотоизлияния мемуарские не очень-то заинтересуют простых читателей, далёких от фотографических страстей... Но, надеюсь, что людей романтичных и влюблённых в фотографические чудеса согреет ностальгия по тому детско-взрослому, сказочному прошлому?! Не смотря не на что?!