Потёмкинская катастрофа. Книга Соло Моно

Ярослав Полуэктов
Потёмкинская катастрофа. Книга "Соло Моно"

Александр Потёмкин. Книга с заманчивой обложкой. Синий космический глаз. Молекулы в пространстве. Название: "Соло Моно. Путешествие сознания пораженца". Отлично, серьёзно выглядит.
Забил книгу в Озон. Цена не смутила. Я не ожидал эзотерики, но я хотел "чего-нибудь этакого" - согласно грамотной обложки и терпимой аннотации.
Однако, оказалось совсем не так. И я искренне поражён.
Но поражён, не тем, что меня, как и тысячи читателей обманули, подсунув вместо обещанного "прорыва года" обыкновенный графоманский труд... вернее, толстую фальшивку.
Как известно "сыроватый" язык, или что-нибудь в этом роде, что выдаёт в неопытном писателе всего-лишь недоученного писаку, ещё можно было бы простить, ну или подлечить как-то...  советами что ли, если человек поддаётся... советам.
Но тут другой случай. Это не просто мания чертить значки... то есть академически понимаемая графо-мания: то есть болезнь в каком-то смысле.
Тут графомания воинствующая... И даже не так: это - ВОИНСТВУЮЩАЯ и НАГЛАЯ графомания.
Плюсом к тому...
Словом, тут много плюсов к тому.
К тому же резкая диагностика может быть воспринята как импульсивное человеческое неприятие, которому особой веры нет.
Поэтому, попробую объяснить хотя бы то, что лежит на поверхности. То есть то, что каждый сможет проверить в интернете, не затрачивая денег на приобретение самой книги, и что стало бы неосторожным выбрасыванием денег на ветер - покупкой пустышки вместо стоящей чего-то вещи.
В общем, я предупредил. А дальше дело ваше.

***

Итак, на фоне благородно звучащей темы "мирового злоупотребления в области создания искусственного интеллекта (ИИ)", лежащей в основе фабулы и, собственно, в основе сочинительно-просветительской затеи, и если в системе презумпционно невинных координат принять указанный труд за литературу, а не за спецфейк, то это таки, хошь-не хошь, а грандиозный литературный провал.
Легко понять, что наличие внутри текста, претендующего на звание литературы, просветительского зерна автоматически не делает из просветительства литературы. Для этого нужно приложить немало усилий.
Одного старания "выглядеть как литература" оказалось маловато.
Самонадеянность автора на то, что "и так прокатит, потому как он априори гений", - выше крыши. Она и подвела его.
Это тексты, полные синтаксического неблагополучия и фальши необыкновенной силы.
Сквозь них проглядывает не просто неряшливость: это категорическое пренебрежение, наплевательство на те базисные аксиомы литературы, которые, собственно, отличают литературу - как художественное произведение - от набора слов, лишь изображающего некое движение внутренних смыслов.
И никакого нового "наивного и искреннего" слова в литературе, что приписывают данной книге излишне рьяные защитники и критики (купленные что ли?), нет и в помине.
Это именно катастрофа. При том - казус неприкрытого тщеславия.
А казус состоит в том, что в текстах с уровнем гораздо ниже "средненького", жирными пятнами плавает непроходимая человеческая глупость - надурить человечество, навесив на предмет графомании ярлык "великого творения", использовав при этом все подручные средства - как внутри книги, так и снаружи - при раскрутке.
Увы, благие цели - внедрение в массы одной авторской гипотезы (об "истинной цене интеллекта", которая, по моему мнению, весьма неловко  высосана из пальца)... и пропаганда другой неплохой идеи, которая заключается в предостережении человечества "об излишнем усердии при создании ИИ" - не слились с литературой, как то замысливал автор.
Не получилос: ни единого художественного целого, ни ловкого симбиоза, который бы можно было читать и так и эдак - в зависимости от предпочтений и квалификации читателя.
Получился многостраничный пузырь "ни то, и ни сё", надутый индивидуальным чванством и размноженный по миру физически - благо, деньги у автора имеются.
Это не сатира и не гротеск, а, как неумно говорится сейчас, "сделано на полном серьёзе" - это искренняя претензия на высокую литературу. Что выдаёт таки болезнь автора, а не стёб.
Последним - в отличие от Потёмкина - умело пользуются такие талантливые клоуны, манипуляторы вещичками героев и сознанием непросвещённых читателей, в совершенстве знающие внутрикнижные правила, настоящие фокусники от литературы, как Пелевин и Сорокин.
Тут же - в "Соло Моно" - полное отсутствие вкуса. Литературного и всякого.
Тут скукота и китч. Даже не балаган - который бы мы, тренированные и навакциненные Пелевиными-Сорокиными, простили бы, плюнув через плечо: чтоб книжный балаган не превратился в быль.
Китч бездарный - нижайшей пробы.
Даже намёка на мастерство - в смысле искусно или хотя бы старательно сделанной вещи - в книге нет.
Зато - как на "голой выставке" - полная безликость, пустота, шаблонность, многословность, скрытый пафос, мешанина информации, беспомощность и абсолютная бездарность.
При том - попытка объявить себя мессией и спасти человечество с помощью героя-мыслителя из провинции. Последнее не является проблемой - ради бога: мыслитель из провинции равно благодатная тема. Однако автор катострофически не справился даже с собственной сюжетообразующей идеей.
"Не попёр" и модный уж сотню с лихвой лет "поток сознания", когда все авторские огрехи списываются на говорящего ерунду героя. Для внутрикнижного "потока сознания" явно не хватило "тяму" - культурного и вообще.
Тут весь классический набор грубейших ошибок юнца, только-только освоившего буквы и пробующего писать. При том, что это не первая "книга" автора. Намёк на то, что "не в свои сани сел".
Я даже и не против "несвоих саней". Когда такое случается, то извинись, да выйди. Люди лишь по-доброму посмеются. Или пиши для себя, читай по вечерам, радуйся себе, нарядись в Толстого, приклеив бороду, и балуйся сколько хочешь, играй в писателя.
Тут же вышла перед публикой очередная фантастическая, но в виде раскоряченной книги, "шведская снежинка с хоботком".

***
 
Я не шучу и не преувеличиваю недостатки книги. Они, увы и ах, просто есть. И не вкраплениями "есть", а глобально: во всю ширь и вглубь текста: в целом и в деталях.
И это при том, что автор - взрослый человек, притом экономист - доктор наук, закончил МГУ, он бизнесмен, имеет филиалы бизнеса за границей, завёл собственное "издательство себя" (как Пелевин), подвизался некоторое время в журналистике. При том, что человек умеет считать деньги и просчитывать успех.
Похоже, что автор искренне считает: успех, как любой товар, можно купить и продать.
Частично он прав. Так сейчас и делают, ибо бабло по-прежнему правит миром.
И он так делает.
- Вот же повезло, - думаем мы. Ибо знаем проблемы профессионалов, для которых единственно писательство является способом заработка.

***

Всё бы ничего. Могли бы и не заметить околокнижного творения: мало ли на земле графоманов пыжащихся.
Однако поражает размах литературной аферы Потёмкина.
Ведь к откровенной липе подключились СМИ.
Липу напополам с полнейшей бесвкусицей славославит телевидение.
Москва унавожена рекламой "вершины русской словесности" - книги "Соло Моно".
Катьки Безымянные, Григории Родченковы и иже - в тыще шагов впереди Потёмкина по мастерству изложения.
"Величайший порнограф начала XX века" Боборыкин против Потёмкина - Бог Ра, Зевес и Ярило.
Китайцы, французы и кто-то ещё переводят этого соломенного Чудилы Мудрого.
Одни свихнулись: им и по хрену, они и Луну бы съели, если бы достали.
Другие, думаю, переводят для того, чтобы доказать самим себе и в пользу Европеи: русские они и в литературе гаже пёсьих украшений - тех, что на газонах.
Постмодернизм, который многие поносят за деконструкцию литературы, годится Потёмкину для подтирки кой-чего.
Стыдно мне за таких литераторов и за литературу на русском языке: обидней за русскую, чем за грузинскую (фейковый писатель Потёмкин оттуда).
Но Потёмкин умудрился опорочить всю (всю, всю, всю - 1000 раз) цивилизацию - в области художественной письменности. Тут он - антицивилизационный вирус, носитель и эталон эпидемии безумства в маске писателя.
Мне стыдно за Шаргунова и Л.Аннинского, которые - о боже - нашли ласковые слова для настоящей земной катастрофы, для фейка "Соло Моно". Экими ж незрячими бывают перекрашенные комсомольцы!
С десяток ещё мал-мало известных фамилий - писателей, критиков, религиозных деятелей, хвалящих данное произведение. Чокнулись что ли все? Что за поклонение? Какому-такому Пегасу? Где тут Пегас? Вижу только Тельца.
Разуйте глаза, господа! Снимите розовые очки! Что за либерализм?
Это же не политика - это там продаются за деньги! Это там могут мать родную продать. Речь же о профессионализме, господа критики равно льстецы! - о профессионализме в Литературе - матери вашей!
Вы хотите, чтобы Соло Моно впредь считали за образец? Хорошенький пример! Ей богу, мир стронулся с катушки. Профессионализм, выходит, и о чём многие - растратившие ум на потребительские безделушки - догадываются, нынче у супердемократов не в моде.
А в моде фейки, подделки, фальшь, говно.
Не извиняюсь. Те, к кому данные слова относятся, того не заслужили.

Потёмкин отписал Пелевину, мол, мы одной крови!
Какое! Как бы неоднозначно я не относился к Пелевину, но це ж небо и земля!
 Чистый ужас! Мне стыдно перед марсианами. Хоть бы они все враз и небольно умерли: лишь бы не узнали, что нынче такое на Земле творится!