Долюшка женская. Глава 6

Галина Третьякова Николаева
                6.   Свадьба
       Но вот и свадьба. Катерина отправила маме письмо, в котором написала, чтобы та  приехала в Красногорск к Нине, её подруге по комнате в общежитии и сестре её Петра. А потом  вместе  приехали в Колесову, чтобы  одной не искать дорогу и не переживать.  А здесь они с Петром встретят. Расписала, как здесь хорошо, как они любят с Петром друг друга, что работает дояркой, работа очень интересная и как она соскучилась по маме и ждёт её в гости.
      Встречать маму с Ниной поехали на уже знакомой Катерине накладушке, прихватив тулуп и старое ватное одеяло, чтобы не замёрзнуть по дороге. Старый мерин, не смотря на все подстёгивания вожжами, не очень-то старался бежать. Весь закуржевел на морозе,  шёл, размеренно ступая.
На вокзале мама бросилась к Катерине и заплакала:
- Что же ты Катюша, даже не предупредила, не посоветовалась, уехала, ничего никому не сказала, как сбежала от кого-то?  Я в общежитии разговаривала с  комендантом, на завод ходила,  никто не знает, почему ты так быстро уехала.
-Да мама, я просто никому не говорила, мы с Петром в письмах договаривались, что он из Армии заедет за мной, - шепнула Катерина маме.
    
       Пётр высадил их у своего дома, помог занести сумки, свёртки, коробки, а сам поехал на ферму распрягать лошадь. Мама вытаскивала из сумок гостинцы и подарки, новое ватное одеяло, две пуховые подушки, стопку нового постельного белья.  Даже коробку тарелок, стаканов и ложек с вилками умудрилась привезти. Нина только охала:
-Ой, тёть Надя, сколько всего навезли, ой какое одеяло красивое,
 ой какие тарелки красивые.
 А мама сказала:  - Приданное, всё же свадьба.
        А потом вытащила из сумки красивое белое крепдешиновое платье, всё расшитое рюшечками. Нина с Катериной всплеснули руками от удивления:
 -Какая красота! Настоящее свадебное платье!
-Катюша,  а тебе наверное Петька купил платье или ткань? – спросила Нина.
-Нет, - покачала Катерина головой.
-Ну вот, я как чувствовала. Сама сшила. Меряй дочка, пока жениха нет,- сказала мама.
     Катерина одела, долго крутилась перед зеркалом под одобрительные взгляды матери и оценивающие Нинины. А потом мама вытащила из сумки фату. Настоящая белая фата из воздушной газовой ткани! Нина схватила и побежала к зеркалу.
-Нина, чужую фату нельзя примерять, - сказала Надежда Сергеевна, забирая это воздушное чудо, - счастье у невесты заберёшь.
«Счастье своё я сама в Красногорске оставила», - подумала Катерина, сдерживая слёзы.
       Спать  гостей положили на полу, расстелив старую перину.  Катерина легла с подружкой «за компанию», долго они болтали, вспоминая подружек, знакомых…
Зоя Петровна прикрикнула:
-Нинка, спать пора, на работу завтра!
Подруги  помолчали, а когда все заснули, Нина шепнула:
- Вижу, про Виктора хочешь спросить. Не сказала я ему ничего, долго всех расспрашивал куда ты уехала, никто не знает. Девчонки меня выспрашивали не с Петькой ли ты уехала, но я не созналась. Ну не знаю почему, вобщем, в Армию Виктор ушёл, говорят сам в военкомате попросился.
      Ничего не ответила Катерина, сделала вид, что заснула, но ещё долго лежала и думала обо всём, что случилось с ней за этот месяц.
      Мама рядом. Вот хорошо бы сейчас уснуть и проснуться дома, в Черном Яру -  мама печёт пироги в русской печи, дома чисто и уютно, петухи поют за окном и она маленькая, школьница, которой ничего и никого кроме мамы не надо.

     С утра Катерина, Нина и мама ушли к сестре Петра, Клавдии, так как в  доме уже началось приготовление к свадьбе.  Деревянную заборку, которая разделяла горницу и прихожую,  убрали. Натаскали столов от всех  соседей, посуды,  вместо стульев поставили по краям большие чурки и на них доски. Топилась русская печь, сновали какие-то старухи, чистили картошку, морковку, свёклу…
     Катерина всё утро готовилась к этому серьёзному моменту в своей жизни. Нина делала ей причёску, кудри не слушались и рассыпались по плечам.
 -Да не мучай ты их, Нина, пусть будут распущены, - сказала мама. 
   Катерина знала, что мама очень любит её кудри, как когда-то, наверное, любила кудри своего Андрея. Сколько себя помнит, всегда волосы у неё распущены. В школе мама завязывала ей сверху большой бант, а остальную часть волос распускала, даже когда директор школы делала замечание, что девочки должны в школу ходить с косичками. А сейчас, в свадьбу, тем более мама хочет видеть её именно такой.
Нина принялась за фату.
-Ну вот, волосы распущены, фата не держится, - ворчала она, - был бы узел на голове, я бы к нему фату шпильками подцепила.
-Ну давай, как в детстве мама делала, сверху хвост вот этой скрепкой, к нему подцепляй фату как хотела, а остальные волосы пусть будут распущены, - подвела итог Катерина.
В дверь уже заглянула Клавдия и зашипела:
- Долго ещё будете прихорашиваться? Народ подходит.
-А народ-то зачем - спросила Катерина? - Мы же одни поедем в сельсовет.
-Делай как говорят, - опять заругалась Клавдия.
Нина объяснила:
-Так положено, люди всегда приходят, когда невесту из дома выводят. Вообще-то, если бы ты до свадьбы у нас не жила, приехали бы тебя выкупать к тебе домой. Интересно так. Клавку  у нас выдавали замуж, я на всю жизнь запомнила. Тогда мне лет  пятнадцать было.  Как начала выкуп у жениха просить, только раскошеливался. Мы все ворота и двери закрыли, Клавка дома сидит, ждёт, когда он запоры откроет. Андрюшке надоело, распсиховался, развернулся и  пошёл от дома, говорит: «Да куда она беременная-то денется? Сама прибежит». Я услышала - и в избу,  Клавке сказала, она и вправду сама выскочила за ним.  Конечно все смеялись, мамка сказала всем, что у них так задумано было, мол «куда иголка, туда и нитка». Ладно Андрюшкины слова я да Колька, его друг, слышали. Ой, заболталась, пошли давай.
      Мама ещё раз осмотрела Катерину, подправила платье, фату, перекрестила, сказала:
 -Ну, с богом, доченька! Чтоб всё у тебя было хорошо с Петром.
       Спектакли видно здесь любили. Народу и в самом деле было полно. Выкуп, как у Клавдии на свадьбе,  не просили, но сени были закрыты на крючок. Может  опять Нина будет выкуп просить?  Как там у них задумано?
-Не открывай, не открывай, - зашептала Нина, - сейчас Петька будет стучаться, твоей руки просить.
-Да зачем этот спектакль, я уже давно ему свою руку отдала.
-Так положено.
И в самом деле, стук в дверь, голос Петра:
-Не здесь ли  девица –красавица живёт?
-Здесь, здесь, - закричала вместо Катерины Нина.
- Открой, я  купец, пришёл за товаром, венчаться тебя повезу.
- За такую девицу выкуп положен, - опять закричала Нина.
 «Да какой к чёрту выкуп? - рассердилась на всех и на себя Катерина, - спектакль они играют? Да я сама бегом за ним побежала, а они выкуп… Посмеяться надо мной хотят, как над Клавдией посмеялись. Представляю сколько ещё над ней деревня смеялась, не уверена я, что друг Андрея  ещё кому-то его слова не перессказал.»
Она со всего маху открыла крючок и вышла на крыльцо.
-Вот тебе выкуп, я сама, - сказала Катерина и подала Петру руку.
    Такого поворота никто не ожидал.  А  Пётр не ожидал увидеть её в фате, в белом шикарном свадебном платье, да ещё с таким гордым, уверенным взглядом  больших карих глаз. Он опешил: «Неужели это моя такая красота?» и не зная что сказать, схватил Катерину на руки и закружился вместе с ней.  Старухи едва успевали отскакивать от этого кружащегося вихря.
       Ради такого случая дядя, Самсон Данилович, пожертвовал сельсоветским красавцем    жеребцом  по кличке Резвый, с кошёвкой, всё-таки в Колядино не ближний путь. «Это конечно не фермерская кляча», - подумала Катерина.
        Девчонки нарядили  не только дугу и оглобли яркими шарами, но и в гриву Резвому вплели яркие разноцветные ленты.
- Концерта не будет!- закричал Пётр собравшимся зевакам. Накинул на Катерину тёплую пуховую шаль и  её пальто, которое «грелось» под огромным овчинным тулупом и конечно же укутал её в тулуп.  Звонко щелкнув  Резвого вожжами, заскочил в кошёвку. Резвый понёсся, разбрасывая из под копыт  комья снега.
        Погода в это день была холодная, градусов под  тридцать, но ярко-ярко светило солнце. Когда Пётр стал усаживать её в кошёвку, неожиданно резко большими хлопьями пошёл снег.  Катерина услышала, как рядом стоящая старушка  перекрестилась и сказала:
 - Снег пошёл, видно счастливая пара будет,  и жить в браке будут вместе до гробовой доски .
     Согревшись в тёплом тулупе после стояния в сенях в одном платье, Катерина молча думала о своём. Пётр тоже молчал.
«Пётр неплохой, как он меня поддержал и как удивился, когда меня в фате увидел. Просто он какой-то недогадливый… то ли от того, что деревенский…  Но ведь  и я деревенская, и мама, и все мои знакомые, но он какой-то не такой. Вот ночью он почему-то ласковый и  родной, а днём при матери, а  особенно при Клавдии или при других посторонних, высокомерный становится - всё ко  мне  с насмешками, как будто что-то приказывает. Когда одни, он может  суп себе сам налить и хлеба отрезать, и пошутить со мной…  Как кто-то в доме - меня даже не просит, а приказывает. Ну может после свадьбы будет помягче? Хорошо бы вообще одним жить.»
      Мысли постепенно перенеслись к маме, как она смотрела на неё, расчёсывая и нахваливая кудри.  Наверное Андрея вспоминала в эту минуту. «Интересно, как она отнесётся, если я ей расскажу про него? Нет, не расскажу, пусть любит. Тем более сейчас, когда я уехала так далеко, кто у неё остался? Да ещё такая боль в сердце будет от этого, ей не перенести. Да, теперь я понимаю, как она его любит, видно все они такие, Парамоновы, женщины их любят долго и верно. Нет, не верно, я ведь изменила с другим. Хотя, при чём здесь изменила? Наверное я наоборот благородно поступила.  Бабонька  Дуня всегда говорила: «У нас дворянские корни и мы должны быть благородными, честными, гордыми, порядочными, какими наши предки  дворяне были». А дед Сергей возражал и говорил: «Да что там твоё дворянство, честность и гордость ?» И  рассказывал нам,  семи – десяти летним ребятишкам притчу о том, что в этой жизни надо уметь быть гибким -  в любое время перестроиться и приспособиться. Гордость твоя  ни к чему хорошему не приведёт».
Катерина  долго припоминала  эту притчу, но вспомнила:
       Однажды дочь пришла к отцу и сказала: «Отец, я так устала  бороться с жизнью,  я все - время плыву против течения, как бы я ни старалась, всё получается не так».
       Ничего не ответил отец, просто взял  три  чугуна с кипятком и спустил яйцо, морковь и зёрна кофе. Морковь сварилась и стала мягкой, яйцо стало твёрдым, а зёрна кофе растворились в воде.
    Дочь сказала: « Я не понимаю, зачем ты мне это показываешь?»
«А ты посмотри, какие произошли изменения: морковь под воздействием определённых условий(кипятка) стала мягкой, а жидкое хрупкое  яйцо стало твердым. Так и человек, попадая в определённые условия, твёрдый, жесткий по характеру человек может становиться мягким и уступчивым, а  мягкотелый и  безвольный человек может в определённых условиях взять себя в руки и стать крепким  и выносливым, выйти из любой трудной ситуации.
-А кофе? При чём здесь оно?
«А  вот это самое интересное: зёрна кофе растворились в воде, превратив её в божественный напиток, то есть под воздействием этих зёрен изменилась вода. Так бывает, когда человек может влиять на окружающих людей - они становятся рядом с ним доброжелательней, веселей, умней».
      Всё зависит от того, как ты сможешь измениться в определённых условиях  и  тогда жизнь станет намного проще.
И не надо будут бороться с жизнью».

     Катерина не заметила, как задремала, разбудил её голос Петра:
-Да, наделали мы с тобой делов.  Мать с Клавкой там какой-то хлеб - соль приготовили  на полотенцах, чайник с бражкой, собирались обносить всех гостей, выкуп там какой-то…
«Надо быть гибкой, а у  меня опять не получилось, не вошла я в их сценарий, опять не угодила.  Вот видно о чём Пётр всю дорогу думал - переживал, что сделал то, что мне очень даже понравилось. Трудно же мне будет его на свою сторону переманить. Пока ему нравится только то, что велят  « мамка да Клавка», - вздохнула про себя  Катерина.
     «Надо наверное послушаться деда Сергея и быть «гибкой». Как вот  стать зёрнами кофе, чтобы за собой народ повести? Да какой народ, хоть бы мужа за собой повести…»  А вслух сказала:
-Этих всех людей, что на улице были, вы на свадьбу пригласили?
-Нет.
-Так что же переживаешь, что их бражкой не напоили? Это обязательно?
-Да нет, все по разному женятся. Но видишь,  мамке всё надо лучше всех.
-Дочь Клаву она тоже лучше всех отдала замуж?- не выдержав, спросила Катерина.
-Не знаю, меня как раз в Армию забрали, не успел погулять. Говорил же им с Андрюшкой  меня дождаться, им приспичило. – Пётр покосился с подозрением на Катерину, с чего это она про Клавку вспомнила? Дело прошлое.
                ***
       Всё, что происходило  во время свадьбы, теперь  для Катерины  как во сне. С ней было или нет? 
      Народу за столами раза в  четыре  больше, чем в тот день, когда  были встречины  Петра с Армии.  Некоторых  она уже знала, которых видела впервые. Зоя Петровна всё - таки решила укротить свою злость на сноху  за  испорченный спектакль и продолжить его уже на самой свадьбе. Встретила молодых после того, как они приехали из сельсовета, на  крыльце своего дома с караваем хлеба на полотенце, под одобрительные крики опять же неизвестно откуда взявшихся «зрителей». Им с Петром пришлось кусать хлеб, заедать солью и пить вино.
-Вино пить не буду, - шепнула она Петру.
-Да ладно, не ломайся, пей давай, не строй из себя непьющую,- грубо ответил Пётр.
-Петя, ты же знаешь что я никогда не пила, тем более сейчас.
Пётр   сердито посмотрел на жену.
-Пейте, пейте, а мы посмотрим, кто главой в семье будет, - кричали «зрители».
-Выпей, а рюмку разбей, - шепнула ей стоящая рядом Нина.
      Катерина поднесла рюмку с вином к губам,  приготовилась бросить наземь и разбить, но в голове пронеслось: « Разобью,  стёкла будут,  как по ним люди  в валенках за мной пойдут?» Она со всего маху кинула рюмку  далеко в снег,  в огород.
-Муж пьяница будет, рюмку не разбила, - опять кто-то зашептался рядом.
А мать Петра недовольно посмотрела на сноху,  но ничего не сказала.
       Гости  на свадьбе быстро охмелели,  то и дело кричали: «Горько!», нахваливали то жениха, то невесту, кто-то затянул:
- При лужке, лужке, лужке, при широком поле.
 При знакомом да  табуне-е, конь гулял на воле….
Песня весёлая и озорная лилась красиво, мужские голоса переплетались с женскими, что-что, а петь колесовцы умели.
          Нина из дверей кухни поманила Катерину пальчиком. Удивляясь, зачем она ей понадобилась, Катерина вылезла из-за стола, шепнув Петру, что сейчас придёт.
         Когда она вышла к Нине, та накинула ей на голову платок, на плечи фуфайку и потащила в сени. Ничего не понимающую Катерину Нина затащила в баню, которая была с утра истоплена, приготовлена горячая вода для мытья посуды.
-Ты что, Нина?
-Сиди здесь,  никуда не выходи, я сейчас, - крикнула  золовка  и убежала.
     Катерина долго сидела, ждала что Нина придёт или кто-то ещё, но никто не шёл.
     Потом пришла Нина, позвала Катерину домой. Пир там шёл горой, никто не заметил, что Катерина куда-то уходила. Пётр язвительно шепнул: «Что, нагулялась?»  и стал продолжать спор с  сидящим рядом Андреем, мужем сестры Клавдии.
       Женщины стали  убирать посуду, доски, столы, а другие в освободившейся от столов комнате пели частушки и плясали под гармошку, на улице кто-то затеял драку, кто-то бегал разнимать… Клавдия со своей подругой Люсей подходили к  каждому  и наливали то браги, то самогона. Клавдия наливала из чайника, а Люся на  ложке подавала на закуску картошку с капустой. Свадьба затянулась чуть ли не до утра.
      Катерине всё изрядно надоело, маме, во всей вероятности, тоже. Она заранее договорилась с  Машёй,  учётчицей молока, с которой она успела подружиться, что мама будет ночевать у неё. Когда она вернулась, провожая  маму, Пётр уже сидел, склонив голову на стол, вытащить его оттуда стоило большого труда. Сил у Катерины и помогавшим ей, изрядно пьяным парням, хватило довести его только до соседней спальни и уложить одетого на кровать.
      «Вот тебе и первая брачная ночь», - горько пошутила сама над собой Катерина.

     На завтра Катерине на ферме, ради свадьбы, дали ещё один выходной. По обычаю, она должны была напечь блинов и угощать всех гостей уже как  хозяйка этого дома. Гости стали сходиться часам к одиннадцати  утра, после того, как подоили коров, завезли корма.  Как пошутил Кузьма Ильич ещё с вечера: «Свадьба свадьбой, но чтоб завтра как штык все были на ферме, коровы на свадьбе не гуляют».
- Сейчас соберутся гости, ты всем раздаёшь по блину, Петька по стопке самогона, ну кто бражку хочет, тому бражку, всех приглашаешь к столу. За столом даришь мамке подарок и просишь разрешения называть её мамой. А Петька просит разрешения твою маму называть мамой. Потом будем сор мести, - объясняла Нина.
-Как это сор?- удивилась Катерина.
-Ну ты даёшь. Вправду  как будто городская, у вас в деревне не бывает что ли таких свадеб? Сор мести - это вам подарки дарят, а кто-то деньги бросает, кто-то сено или солому принесёт. Могут и мамку мою бросить или меня и ты должна сор веником выметать,  а подарки собирать и Петьке отдавать.
-А вас тоже выметать?- рассмеялась Катерина.
-Нас  ты должна поднимать с пола каким-нибудь подарком,  кладёшь на нас и мы встаём.  Ну ты Катька, давай работай. Куда б ты без меня? Учись, пока я живая.
«Действительно, куда б я без неё? Не пойму, почему до свадьбы мне ни Зоя Петровна, ни Клавдия, ни Пётр не рассказали об этом? Какие-то они сами по себе, нет у них такого, чтобы сесть, что-то вместе обсудить, запланировать? Сами по себе что-то шепчутся,  без меня  решают.  Откуда я знаю их обычаи? Да не видела я в своём Чёрном Яре никаких свадеб. Двоюродные  сёстры  когда выходили замуж -  в Красногорске расписались в ЗАГСе.  У одной студенческая свадьба была, у второй  в Чекуновой. Собирались родственники, пели, танцевали, но безо всяких этих заморочек».
       Она   пошла в кухню, где мама пекла блины, рассказала о том, что нужно оказывается подарок Зое Петровне подарить  и мамой назвать. Кроме этого, вдруг в сор уронят свекровь или других новых  родственников, тоже надо подарок.
       Мама засмеялась: «Ну у нас  с такими обычаями только старший брат Александр женился, мы даже с  Любашей так не выходили замуж. Ну что ж, доченька, не переживай, мы ведь с  Зоей Петровной одного размера. Я брала блузку новую с собой, но не одену, подари её. А если в сор уронят  кого из близких -  вот тебе пара полотенец и скатерть, я их тебе в приданое привезла. Но ничего, их несколько, пока хватит, а потом я тебе ещё привезу, может и сами с Петей когда ко мне соберётесь».
-Мама,  мне так неловко, у тебя такая блузка красивая, она тебе так идёт. А ты в чём будешь?» - чуть не плакала Катерина.
-Да в этом же платье буду, что вчера,  кто меня осудит?

      Свадьба продолжалась дня три. Стол не убирался, постоянно кто-то приходил, уходил, пил, спал, ругался, кто-то с работы прибежит, опохмелится, опять убежит. «Как проходной двор», - возмущалась про себя Катерина, ей стыдно было мамы. А мама только молча вздыхала, гладила Катерину по голове и говорила : «Милая ты моя, куда ты попала? Как ты жить будешь?»

            На ферме Маша рассказала ей, что происходило в то время, когда она сидела  в бане, спрятанная туда Ниной. Оказывается Нина пришла из бани и закричала, как это бывает у них по обычаю: «Невесту украли! Караул! Невесту украли», она надеялась, что брат кинется искать жену, а она просить у него выкуп.  За столом получилась пауза, все ждали, как поступит Пётр.
-Да кто её украдёт? Как ушла, так и придёт,- ответил Пётр, опрокинув полстакана самогона. А Зоя Петровна  запела: «Хаз Булат удалой, тонка сабля твоя», призывая всё застолье поддержать её. О Катерине будто все забыли. Только Маша с её мамой ушли в кухню и заставили Нину привести невесту и ничего ей не говорить о происшедшем.
     Катерине было ужасно стыдно, что так всё вышло. «Всё таки отомстили, молодцы, ловко подобрали момент. А Пётр-то какой!  Да ему стопка  и мама дороже меня».
Нет, на Нину она не сердилась, ей просто ужасно стыдно было перед мамой.  А она-то так ей Петра нахваливала. «То-то  она всё меня гладит,  да вздыхает.» Мама уехала через день, прощаясь, плакала и наказывала чаще писать.
                ***
        Вернувшись с вечерней дойки, Катерина увидела, что Петра дома нет. «Где он может быть? Если на халтуре,  лес кому привезти, так уже давно приехать пора.»   Немного погодя пришла с фермы  Зоя Петровна. Вот уже  неделя после свадьбы, а она так и не назвала её ни разу мамой, хотя на свадьбе подарила - таки блузку и попросила разрешения. Но вот сейчас язык не поворачивался. Зоя Петровна, не спрашивая, ужинала  сноха  или нет, налила себе чашку супа и стала есть.
-Петька-то где?
-Не знаю.
-Так сходила бы, поискала, где он там, с кем?
-Где я его найду? Я даже не представляю, где он может быть, может на тракторе, может у кого в соседних деревнях, может пьёт с кем?
-Ну, жена всё - равно должна знать где муж, не мне же его итить искать, - не унималась свекровь.
       Катерина ходила от окна к окну, ждала стука в ворота, потом не выдержала  нареканий свекрови, одела старую фуфайку, в которой ходила на ферму, тёплый платок, валенки. Только собралась выходить, стукнули ворота. В дверь вбежала молоденькая завклубша Валя, которую Катерина запомнила, когда ходили с Петром в кино и она продавала билеты.  Валя с порога закричала: « Катя, у тебя Пётр дома?»
-Нет.
-Значит  это его там за клубом бьют, - и выскочила обратно.
      Катерина ничего не успев  спросить, тоже бросилась за ней. Бежала и оглядывалась, может свекровь идёт на помощь  сыну? Нет, не видно.   Уже приближаясь  к клубу,   увидела, что  идёт  мужчина и  на  себе кого-то  тащит. Подбежав ближе, она увидела  Сергея, который работал у них  на ферме ветеринаром -  он нёс  на себе пьяного Петра.
-Ой Серёжа, извини пожалуйста. Что у него получилось, как он туда попал?- спросила Катерина, подставляя с другой стороны своё плечо.
-Спасибо, Серёжа, я уж тут сама доведу его.
- Да как ты сама доведёшь, он на ногах вообще не стоит, помогу. Не знаю, что у них там получилось. Я за водой пошёл на колодец,  смотрю - куча мала, то ли борются ребятишки, то ли дерётся кто? Присмотрелся - дерутся! Бросил вёдра, подбежал, а  там Петьку салаги бьют. Я их раскидал кого куда, разбежались. Да этот, по-моему,  Васька тётки Марьин  своих годков привёл на разборки. В  свадьбу что-то в вашу получилось, на улице дрались. Васькину подругу увёл Семён Колядин, вот Васька и попросил Петра разобраться.  А у Семёна друзей полно, наломали бока и Ваське и Петру.
-А Васька сам где?- спросила Катерина.
-Васька видимо сразу убежал, как драка началась.  Я  подбежал, они уже одного Петра дубасили. Я Семёна за шкирку, что мол случилось, вот он и рассказал, что Пётр зря в  это  ввязался, сами бы разобрались.
    Катерина с Сергеем затащили Пётра  в дом по высокому крыльцу, положили в прихожей на пол. Сергей попрощался и ушёл, а Катерина, едва отдышавшись, села на лавку, которые были прибиты вдоль стен в прихожей. Пётр не шевелился. Старая, затёртая мазутом фуфайка, подшитые валенки, лежит лицом вниз, а вдоль разбросаны такие же грязные в мазуте руки. «Какой он жалкий, - подумала Катерина. - Ну что меня связывает с ним? Наверное судьба…»
  Из спальни вышла свекровь.
 -Ну вот и ладненько, вот и хорошо. Сходила, привела и на душе спокойно. Пьяный - сраный, лишь бы дома, –заворковала обрадованная свекровь и пошла спать.
« Какая счастливая стала, - подумала Катерина, - она даже не заругалась на сына, не спросила где он так напился, что с ним в конце концов. Или для неё это обычное явление, что он на полу едва живой спит? Главное - дома. Интересно у них получается. А мне-то что делать, чтобы им всем угодить? То ли раздевать его сейчас, мыть и в кровать укладывать? То ли спать идти ложиться в горницу на кровать, ведь завтра в  шесть утра на  утреннюю дойку… Толи ждать, когда протрезвится, умывать и кормить? А может лечь рядышком  на пол в своей старой фермерской  фуфайке?»