Долюшка женская Глава 1

Галина Третьякова Николаева
                От  автора

     События, происходящие в повести «Долюшка женская» происходят во второй половине  двадцатого века. Побудило меня написать об этом времени  то, что   молодёжь всё чаще упрекает нас, что  жилось нам легко в Советском Союзе - давали квартиры от работы,  бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное обучение в высших учебных заведениях,   жили мы  на бюджетные деньги и не очень - то любили работать.
     Как сказать им, что на бюджетные деньги  было не прожить?  Начинающие врачи, учителя, культработники, библиотекари, воспитатели  детского сада и  бухгалтера  получали немного. Ставка была от  шестидесяти до девяносто рублей. Проработавшим десять лет - добавка до ста пятнадцати рублей. Поэтому в деревнях  приходилось   держать личное подсобное хозяйство и заниматься огородом. А иначе не выжить и детей не вырастить. Все молчали, никто не возмущался, жили кто как  может.  Высшее образование, во многих отраслях, в основном имели только руководители, врачи и учителя старших классов.
   Начиная с конца восьмидесятых годов прошлого столетия,  политическая и экономическая жизнь в стране стала меняться.  Нас сейчас упрекают, что мы не смогли спасти Советский Союз….  А кто нас просил? А кто нас ставил в известность? А стоило ли его спасать? Неужели так хорошо нам жилось?
    В своей книге я хотела  показать отношение простых деревенских людей к политическим событиям в стране. Может не всегда оно правильное, но так думали и рассуждали в те времена не только  мои знакомые.  К народу относились как к толпе, которую ведут за собой,  думая только о своём богатстве, о своей политической карьере. А народ тоже о чём-то думал, анализировал жизнь, действия  политиков…  Но изменить что-то было не в силах.  Власть - это Закон.
     Кто-то решался вслух  ругать и просмеивать власть, кто-то одёргивал по привычке, помня сталинские репрессии.
     Сейчас времена изменились, стареет и умирает  поколение, на плечи которых легла война, послевоенные трудные времена, перестройка и реформы. Выросло новое, не помнящее  и не знающее старых времён.  Целое  поколение  не знает как косить и грести, как доить коров, что такое перестройка, ваучеры, антиалкогольная пропаганда, как жили в совхозе при советской власти, как работали, как свадьбы играли, какие песни пели и даже как пили….
     Хотелось сохранить в повести деревенский колорит, наречия, слова, выражения, пословицы и высказывания, какие были в те времена. А так же передать настроение людей того времени, их взгляды на происходящие политические и экономические события.
    Вот об этом моя книга.  Возможно, молодёжь  не заинтересуется судьбой  старой несчастливой женщины. Но может кто-то из  старшего поколения почитает и вспомнит молодость и свою трудную жизнь. Жизнь в  те годы была у всех трудной.
       Моя героиня со сложной, запутанной судьбой. Образ Катерины –выдуманный, но  это  частичка  ТОЙ  жизни.  Женщины, трагедия которой началась с любви  к брату. А  от этого потянулась ниточкой неудавшаяся   жизнь.  Вот такая досталась ей  долюшка  женская.
    Миллионы несчастных женщин, терпящих  от  мужей их пьянки, миллионы пьющих  мужиков. Вот так и жили в те годы в деревнях, так пили, так работали.      Трудные годы - сложные жизни и  судьбы. 
     Молодёжь! Вы хотите такую судьбу? Вы хотите  такой труд? Вы  хотите такую экономическую и политическую жизнь в стране? Вы хотите пустые полки в магазинах, блат даже на пачку курева, и пальто, которое будете носить двадцать лет? Вы хотите тяжёлый труд в личном хозяйстве?
      Не думайте, что так жила только моя героиня, что это художественный образ. Нет, так жили в деревнях многие ваши родители и бабушки с дедушками. В городах тоже жили трудно - но об этом другая   история.
     Перечитывая  свою повесть, я сама удивлялась, как всё сложно, как трудно, как будто придумано. Убрать какой-то эпизод? Но как убрать? Как слова из песни не выкинешь, так  не выкинешь из этой книги ни одного эпизода. Потому что всё это было - было именно так, а не иначе.
    Так не попрекайте  нас  тем, что нам жилось легко и что мы не уберегли социализм. Ничего хорошего в нём не было.
Вторая тема моей  повести - судьба.
       У каждого своя судьба, не надо её искать, она сама придёт к вам туда, где вы находитесь, где вы живёте. Но помните - «От судьбы не уйдёшь» .
      Девчонка может  в деревне встретить своего принца - богатого и молодого, который увезёт её в сказочный дворец   в большом городе. А та, которая поедет в город и будет ходить по  улицам, по кафе и ресторанам или  искать  богатого мужа в Интернете, может не встретить такого. 
     Богатые тоже  стали верить в судьбу и обращать внимание на скромных, спокойных   и верных девушек.
     Не забывайте,  многие богатые люди начала двадцать первого века  не все воры и проходимцы, воспользовавшиеся  простым народом и нажились на ваучерах и инфляции.
    Многие богатые вышли из простого народа, из Афганистана,  из деревни и трудной судьбы, как мои герои Сергей Воронин и Илья Новореченский.

                Ч  а  с  т  ь      п  е  р  в  а  я

                Поворот судьбы
                1 Глава.  Последние минуты…

      Она сидела в ванной комнате, курила сигарету за сигаретой и молча плакала, рассматривая себя в зеркало. Что с ней стало? Что сделала с ней жизнь? На неё смотрело изборождённое глубокими морщинами лицо  старухи. Ещё двадцать лет назад видела брошенные ей вслед восхищённые взгляды мужчин. Не думала она тогда о красоте, её главная забота всю жизнь - работа, дети и желание доказать кому-то, не зная кому, что всё у неё хорошо и отлично. А красивая - не красивая - это её никогда не интересовало….  Никому ничего плохого она не делала, не изменяла, не загуляла, женатых  не уводила….
        И тут же кошки заскребли на душе… был случай и с женатым. Но видит бог, он сам ходил за ней по пятам, вызывая ревность жены, а она всего лишь рассчиталась за оскорбление. Гордость всю жизнь лилась из неё через край, простить оскорбления никак  не могла.
        Она и вправду старуха, но  разве так мечтала она прожить свою жизнь?  Что у неё осталось: дочь, которая не смогли её понять? Сын, которого она любила всей душой, переживала за него, но он бросил её в самые трудные  её годы? Ещё одна дочь, которая  взяла от матери  умение рожать без законного мужа. Да  младший сын, который Армию променял на тюрьму. 
      Да….  Муж  у неё ещё остался… да какой он  муж? Он и мужем-то никогда фактически не был. Так, две  одинокие, несчастные души, нашедшие друг друга и  помогающие друг другу пережить это сложное время. Как говорил он сам, словами Владимира Высоцкого : «Хорошо, что вдова всё смогла пережить, пожалела меня и взяла к себе жить» .
       «Я не могу так больше жить, я не могу…» - сердце её рвалось от обиды и горя.
«Я никому не нужна, ради чего я жила? Чтобы напоследок остаться ненужной детям и ходить за  человеком, с которым несколько лет разделяла кров, заботы и тревоги, но не познала чувства любви? Чего я добилась в жизни? За что мне такое наказание?»
        Где опять старший  сын Сергей, которого она ждала много лет, которого ждёт и каждую ночь ей слышится   стук в окошко? Она бы  в квартиру к Алексею никогда не поехала, если бы не ждала этого стука в окошко, который с годами стал всё утомительнее.
       Что-то Саше не разрешили свиданку, что там натворил? Тоня  без работы, с ребёнком на руках. Денег не хватает. Надо внуку куртку к зиме купить, где взять денег на новую? Сейчас вон их сколько на рынке, но дорогие -  цена что на взрослого, что на ребёнка.
    Катерина закурила неизвестно какую по счёту сигарету и задумалась о дочерях. Почему Светлана  не смогла её понять? Конечно она многое в жизни сделала не правильно. Зачем родила  в  таком возрасте детей?  Надо было жить ради старших,  а не устраивать себе  какую - то непутёвую вторую жизнь. А нужна была она тогда старшим?
     Думала,  бог так распорядился, бог так решил. А может я сама виновата, ерундой занималась, а всё на бога списывала? Вот и внуков своих видела всего несколько раз, говорят, правнук у меня родился...  Слышу от людей – живёт  дочь  хорошо, зажиточно, на машине дорогой  ездят… внук родился…  Наверное немногим  младше моего  маленького внука?
 Да –а- а...
     Первый этап жизни был тяжёлый,  а второй вообще не удался. Жизнь прожить - не поле перейти. В душе как будто восемнадцать лет.  Закроет глаза и видит всю свою жизнь - ничего не забыла, всё до мельчайших подробностей. 
Что эти пятьдесят- сорок  лет?- да будто позавчера было.
   А на самом деле - не стало  несколько деревень в том месте, где прожила Катерина  почти пятьдесят лет. Вспомнит, кто жил тогда в деревне, никого нет. Осталось только человек двадцать, которые в те года маленькими были.
«Да и те, можно сказать, такие же неудачники, как и я, ничего в жизни не сложилось», - думала Катерина.
      Она  всё  ещё рассматривала себя в зеркало и грустно думала: «А может,  ну их всех к чёрту, пусть живут как хотят. Все взрослые….. вырастила…. А что я ещё могу? Уйду из жизни… Но как? Может вену перерезать,  нет….  как-то страшновато…  верёвку?  Нет… омерзительно…. Может таблетки? Да, точно, таблетки… Где же они у меня?»
     Катерина потушила сигарету, медленно встала с края ванны и побрела в комнату, где в большой коробке от обуви лежали таблетки.  Каких только там не было! Последние  годы вся пенсия Алексея  уходила на их, «родимых».
 «А вот и мне послужат службу»,  - горько усмехнулась  она.
        Рядом с коробкой стоял портрет  покойной мамы. Катерина легонько провела рукой по маминой щеке и слёзы опять навернулись  на глаза. Ей хотелось плакать навзрыд.  Как в детстве, спрятаться в мамины коленки и ждать, когда мама скажет: «Ну ничего, ничего, у зайки боли, у мишки боли, только у Катеньки маленькой не боли». А позже, если Катя упадёт или стукнется, она стала говорить: «Ничего, до свадьбы заживёт».
     Набрав горсть разных таблеток, она побрела в кухню, взяв с собой материн портрет.
     «Мамочка, милая, сколько мы с тобой пережили, вспомнить страшно. Всё было - и голод и холод, и стыд за отца. Потом мы расстались с тобой и я старалась ничего плохого из своей жизни не рассказывать тебе, чтобы не расстраивать. Я помню как ты берегла моё самолюбие и не говорила мне ничего про моего Петю, хотя знала все его «приключения».  А потом мы снова стали жить с тобой вместе.  Ты приехала, чтобы поддержать меня, помочь. Ты всегда помогала мне в самые  трудные периоды моей жизни, а теперь тебя нет….  Прости меня, грешную, я к тебе ухожу, я устала от такой жизни.  Прости меня, мамочка».
     Катерина  наклонила голову над столом и задумалась.

Фото автора.
Обложка книги, изданной ООО "Сампринт" г.Москва  в 2015 году в количестве 20 экземпляров.