Михаил Пришвин Чтобы Слово Звучало Как Бронза

Артём Киракосов
Артём КИРАКОСОВ

Цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

лето 2008 2018 лето

16 Сборник

СНОВОЗАВЕТНЫЕ ПЕСНИ ЛЮБОВИ

лето 2017 2018 лето




 



0431


Михаил Пришвин: СЛОВО ЧТОБЫ ЗВУЧАЛО КАК БРОНЗА

Хлеб вместо любви -- Когда били колокола -- Растёт раскрещёная русь -- Какое должно быть моё слово чтобы звучало как бронза -- Быть русским любить россию это духовное состояние -- Сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни -- Я хочу всё-таки в биографии представить жизнь эту как счастливую --  Чтобы колокола зазвонили сами --  А мой колокол будет звонить по всей земле на всех языках --  Моё рождество вечное

Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1926 -- 1937
из фото и из дневников
к 145-летию со Дня Рождества ПИСАТЕЛЯ и РЕПОРТЁРА




Раз он /народ/ посягнул на это, ему ничего не стоит посягнуть и на личность человеческую.

Толпа каких-то уродливых людей окружила мощи преподобного Сергия, молча, разглядывая кости под стеклом, наконец, один сказал: – Нетленные! И все загоготали.

В Лавре снимают колокола, и тот, в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт в переплавку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы было отстаивать колокол…

Говорят, старый звонарь пришёл сюда, приложился к колоколу, простился с ним: "Прощай, мой друг!" /--/ и ушёл, как пьяный. Был какой-то ещё старик, как увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «Сукины дети!»

А это верно, что «Царь», «Годунов» и «Карнаухий» висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что сложится лучше. Это всё равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты машины и красивые статуи Ленина и Сталина...

Трагедия с колоколом потому трагедия, что всё очень близко к самому человеку...

Страшна в этом некая принципиальность – как равнодушие к форме личного бытия/:/ служила медь колоколом, а теперь потребовалось, и будет подшипником. И самое страшное, когда переведёшь на себя: – Ты, скажут, писатель Пришвин, сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах...

Приближается годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни.

Нёс я эти тетрадки, эту кладовую несгораемых слов за собою всюду... Мои тетрадки есть моё оправдание, суд моей совести над делом жизни.

За каждую строчку моего дневника – десять лет расстрела.

Боже мой! Как нелегко жилось, как удалось уцелеть! И я хочу всё-таки в биографии представить жизнь эту/,/ как счастливую.

…мир существует таким, каким видели его детьми и влюблёнными. Всё остальное делают болезни и бедность.

Быть русским, любить Россию – это духовное состояние.

...чтобы колокола зазвонили не через господство белого и чёрного духовенства, царя, большевиков, а чтобы пришлось какое-нибудь дело так по душе всем, так стало бы хорошо всем, чтобы и самый вопрос "кому звонить?" – исчез <…>, – словом, чтобы колокола зазвонили сами. Будет ли это?

Надо выйти из себя и отдаться тому огню, в котором сгорает жизнь.

Я главные силы свои писателя тратил на писание дневников.

Эмигранты, осужденные смотреть на Россию только с внешней стороны, не могут видеть, как перестроился изнутри русский человек через свои беды.

Претензия государства стереть все личное.

У нас для писателя есть два чудеснейших города: Питер и Сергиев.

Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь «для себя», то мои фото издадут и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни.

Я, как писатель, влиял на свой фотоаппарат, заставляя его фотографировать и там, где технически это было невозможно.

...и кажется тогда, что если бы удалось открыть какую-то завесу, то и будет видно, что есть красота на земле, и в ней заключается смысл.

...какое должно быть моё слово, чтобы звучало как бронза!

Искусство это? Не знаю, мне бы лишь было похоже на факт.

К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство.

Как по-разному умирали колокола. Большой Царь, как большой/,/ доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался/,/ опуститься на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю/.../ Карнаухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнётся, то разломает домкрат, то дерево под ним треснет, то канат оборвется... зато когда он упал, то и разбился вдребезги. Ужасно лязгнуло и вдруг всё исчезло: по-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол, и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Карнаухого. Мне, бывшему сзади, Царя не было видно, что спереди и от него отлетел огромный кусок.

...а мой колокол будет звонить по всей земле, на всех языках.

Так окончил жизнь свою в 330 лет печальный колокол, звук которого в /П/осаде привыкли соединять с несчастьем, смертью...

Месяц тому назад я был свидетелем гибели редчайшего, даже единственного в мире музыкального инструмента /Р/асстреллиевской колокольни: сбрасывались величайшие в мире колокола Годуновской эпохи.

...раз оно противопоставляется вызывающе любви (хлеб вместо любви), тем становится и враждебным: что-то вроде искушения Сатаны…

Пусть отменят Рождество, сколько хотят! Моё Рождество вечное, потому что не я мишурой убираю дерево...

...почему не спустить и Рембрандта на подшипники. И спустят, как пить дать, всё спустят непременно. Павловна сказала: «Народ навозный, всю красоту продадут».

Сочельник. Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива – перестанут хлеб выдавать и крышка! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь... Верующие молчали. И так вышло, что верующие люди оставили себя сами без Рождества и церковь закрыли. Сердца больные, животы голодные и постоянная мысль в голове: рано или поздно погонят в коллектив.

Как по-разному умирали колокола... «Царь», как и «Большой», доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему, и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату.

«Карнаухий» как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнётся, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвётся. И на рельсы шёл неохотно, его тащили тросами...

Рассказывали, будто одна женщина из Москвы не посмотрела на запрещение, прикладывалась и молилась на коленях. У неё взяли документы и в Москве лишили комнаты.

Сколько лучших сил было истрачено за 12лет борьбы по охране исторических памятников, и вдруг одолел враг, и всё полетело: по всей стране теперь идёт уничтожение культурных ценностей и живых организованных личностей.

Всегда ли революцию сопровождает погром («грабь награбленное»)?

Человеку, поглощенному этим, конечно, могут показаться смешными наши слёзы о гибели памятников культуры. Мало ли памятников на свете! Хватит! И правда, завтра миллионы людей, быть может, останутся без куска хлеба, стоит ли серьёзно горевать о гибели памятников?

– Православный? – спросил я.
– Православный, – ответил он.
– Не тяжело было в первый раз разбивать колокол?
– Нет,– ответил он, – я же за старшими шёл и делал, как они, а потом само пошло.

И так мы живём, создавая из всего живого средства для своего размножения. И, конечно, если дать полную волю государству, оно вернёт нас непременно к состоянию пчёл или муравьёв, то есть мы все будем работать в государственном конвейере, каждый в отдельности, ничего не понимая в целом. Пока ещё все миросозерцания, кроме казённого, запрещены, настанет время, когда над этим будут просто смеяться. Каждый будет вполне удовлетворён своим делом и отдыхом.

Язык «Карнаухого» был вырван и сброшен ещё дня три тому назад, губы колокола изорваны домкратами...

«Сознательные» люди последовательны, если разбивают колокола.

– Нет, ответили рабочие, из пролёта на рельсы мы проведём его, как барана.
Колокола, как и мощи, и все другие образы религиозной мысли, уничтожаются гневом обманутых детей.

– Будут счастливы, – сказал я, – и не будут помнить о нашем мучении, какие счастливые свиньи!

– Выходит, мы мучаемся для счастливых свиней. (Кстати, – вот зачем мощи и крест).
Растёт некрещёная Русь. Нечто страшное постепенно доходит до нашего обывательского сознания, это – что зло может оставаться совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на трупах замученных людей и созданной ими культуры без памяти о них.

Напрасно говорил я ей, что опасно, что старому человеку незачем и смотреть на это. Она осталась, потому что такая бессмысленная старуха должна быть при всякой смерти, человека, все равно как колокола…

Совершенно так же говорила старуха о большом колоколе, как о покойнике каком-нибудь: Иван-то Митрофаныч /--/ как хорошо лежит!

Послышалось пение, это шёл для охраны отряд новобранцев, вошёл и стал возле Троицкого собора с пением: Умрём за это!

...революционное разрушение святынь несчастнейшего народа...

...теперь нет ничего, и даже имя своё Троица переменила. Теперь это Загорск.

– А что это? – спросил я, указывая на здание Лавры, – ты знаешь? – Знаю, – ответил он бойко, – это раньше тут Бог был... /– А теперь нет? – А теперь нет.../

Да, по-видимому, дальше идти некуда...



Колокол -- ЗОВ! призыв, набат. Не конфликт, драма, трагедия, война, но катастрофа, апокалипсис... БитиЕ! /А не БытиЕ.../ Геноцид. Всего человеческого в человеке. Но если заглянуть поглубже и пораньше в дневники писателя, то найдём, что "ОН ВЕСЬ -- ДИТЯ ДОБРА И СВЕТА, // ОН ВЕСЬ -- СВОБОДЫ ТОРЖЕСТВО!" /Александр Блок, "О, я хочу безумно жить..."/ -- он обнаруживает эту коррозию много раньше в своём народе этого массового убийства в самом сердце духа России, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, отражая... Пятьдесят лет -- от первой строки до последней -- Пришвин кормит своё слово своей фотолетописью, и обратное -- фотографическая "светопись" делает его звучаще всепобеждающее слово ВЕСНЫ СВЕТА -- таким звоном, который не разбить! Не добить, не раздробить на мелкие осколки, как кости, будто человека останки или /смотрите/ колокола, как это произошло в ту жуткую эпоху и зиму 1929 /1930. И вот -- мы видим не только отчаяние чёрно! Но и школу -- из который верою, умом, душой и сердцем подымается НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Шагавшее двумя ногами его искусство -- литературы и изобразительное -- пережило лихолетье, сейчас -- достояние человечества, доступно, издано, сканируется,  показывается, экспонируется, цифруется, популяризируется. Он и его верные спутники -- хранили эти сокровища для последующих поколений, для нас, единственное самое ценное, что таскали с собой за собою повсюду через жизнь и десятилетия огня и цунами того, что было, -- не распечатывая, не показывая никому, не оглашая их существования, в спецконвертах, в цинковых коробках-гробах, зарывали в землю, в резиновые лодки, в небытие... В будущее! Которое -- вот /же/ оно, пришло, наступило, состоялось -- наше. -- Нами... Но то, что должно было случиться, случилось: эти строки и изображения пережили беду, тот потоп ушедшего века, без-Божия! и колокола по негативам Пришвина, писателя и репортёра, были восстановлены! Отлиты заново -- Пришвин, любимый, не только детский сказочник /как виделось/, но Русский Пророк! И колокола, древние, новые, отлитые и бьющие по совести и в самое сердце народное -- зовут опять народ наш к Богу! Истинно -- Бог Вёл... Который поругаем не бывает -- да никогда! Фотографическая и текстовая панорама представленного скорректирована и расширена, чтобы полней была картина БытиЯ, БитиЯ, и вновь -- восстания веры и верою в Добро и Красоту! Которая и для нас и для Пришвина -- есть ИКОНЫ ЕГО! Добро и Красота -- зовущие к Богу колокола художника Михаила Пришвина, нашего брата во Христе, земляка, соотечественника, жителя Сергиева Посада / Загорска, православного верующего, посланника и свидетеля правдивого безжалостно жестоких событий того, своего времени, одного из Титанов Искусства ХХ-го века.   

Артём Киракосов 
07 12 2107 -- 19 12 2017 

АвтоТекст № 0431

ФотоАльбом № 0885
https://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/168483/

ссылки на использованные материалы и ресурсы

http://www.kopeika.org/articles/view/3723
http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post379931817
http://www.afonnews.ru/forum_std/all/section_0_37/topic_14/
http://prishvin.ru/photo
https://vk.com/wall-45727813_22763
http://www.sedmitza.ru/text/398689.html
https://chtoby-pomnili.livejournal.com/217142.html
http://www.kolokola.com/archives/3136
http://www.baltwillinfo.com/2014/mp12-2014/09p.html
https://marina-klimkova.livejournal.com/767590.html
http://www.liveinternet.ru/users/1150469/post383716314/
https://сергиев-посад.рф/-----/
http://www.stoletie.ru/kultura/potajonnyj_prishvin_115.htm
http://www.remezovi.ru/site/?p=1096
http://www.sergiev.ru/photo/domik-prishvina-na-vifanskoi
http://www.sergiev.ru/node/19190