Духовные портреты монаха Ионы

Татиана Митрофановна Карелина
            
               
               
Посвящается монаху - Свято-Васильевского

монастыря, г. Суздаля отцу Ионе.

Отошедшему ко Господу

12 декабря 2003 г.


Портрет первый.

В монастыре - обычная жизнь… Насельники обители несут свою службу Царю Небесному, живя на земле.
Идет вечерняя служба в храме, мерцают в полумраке свечи. Одинокая фигура монаха у стены, как будто растворилась в молитве - он молится, той внутренней, умной молитвой, которая ведома немногим подвижникам благочестия.Отец Иона – седоволосый монах преклонных лет, задумчиво склонив голову, перебирает чётки. Тихий, кроткий старец, по действию благодати, кажется незаметным для других и простым.
Отречение от мира и суеты житейской, за долгие годы подвижничества почти умертвили в его душе желания. Лишь, иногда, в душу Отца Ионы врываются короткие эпизоды из былой жизни - монах на минуту предается воспоминаниям: «Он видит себя за штурвалом самолета в безбрежном океане голубого неба! Воздушное пространство чарует его своей глубиной и беспредельностью, манящей ввысь. Простор неба, с великолепной целомудренной красотой, захватывает в плен душу военного летчика... Самолет парит над просторами родной страны, над изящными линиями рек и озер, над городами и селами. Сердце Евгения переполнено любовью к своей Родине, до такой степени, что он готов отдать жизнь, за дорогую Отчизну! И, вдруг, в этом порыве святой любви, душа летчика рождает молитву:
– Господи, как мне хорошо сейчас!
– Господи, как я счастлив от того, что могу чувствовать и принимать
Твою Любовь ко мне, крупице Твоей Вселенной - человеку!
– Господи, Ты много раз хранил меня от неминуемой смерти...
– Как и чем, я смогу отблагодарить Тебя, за все это?
Слезы умиления на глазах военного летчика...В эти минуты, под воздействием нахлынувшего счастья, он делает выбор,но  пока только в своей душе...
Проходят годы в поисках Истины и после долгих раздумий и поездок по монастырям, он, наконец, становится воином Царя Небесного - принимает постриг с именем Иона».
Монах Иона старается молитвой отогнать прошлые воспоминания. Он поднимает глаза на икону Божьей Матери:
– Пресвятая Богородица, спаси меня! – тихо шепчет старец.

Портрет второй.

После службы старец удаляется в свою келью, туда, где ждет его, бессонная ночь и непрестанная молитва…. Он всегда помнит о своем обещании Богу и продолжает молиться за всех людей. Старец отрекся от мира, но не от любви к людям. Отец Иона глубоко вздыхает – израненное сердце напоминает о себе тупой болью…
Тесная келья с иконами, полочка с книгами, узкая лавка, которая служит кроватью, стул и стол – это все, что временно, принадлежит отцу Ионе. Ведь он воин Христов и не должен иметь ничего лишнего. Монаху Ионе нелегко в монастыре - трудно привыкнуть к тесной келье, к послушанию во всем… Он смиряет свое сердце и заставляет любить тесноту так же, как он раньше любил широту и беспредельность небесного пространства.
Отцу Ионе уже за семьдесят, но военная выправка осталась неизгладимой чертой в его образе. Монах выглядит внешне бодрым и подтянутым.Его лицо, с красивыми южными чертами, обрамляет пышная, черно-белая, борода и черные с сединой длинные, густые волосы. Внешне он похож на афонского монаха.
По заповедям Божьим, старец заставляет себя любить врагов своих и молится за них с такой же силой, с какой он ненавидел врагов Отечества и сражался с ними. Враг нашего спасения – диавол, жестоко, нападает на душу отца Ионы, и тогда она начинает протестовать против смирения....Но он побеждает гнев и раздражение! Господь всегда рядом с ним, взирает на его подвиг и готов прийти на помощь.
Старец служит своему Отечеству - на ниве духовной. Он аскет последних времен – это вносит в его душу радостное волнение и благоговейный трепет. Страх ожидания перехода в вечность рождает в душе бдительность.
Отец Иона, для многих, становится воплощением добра и любви к людям!
– Любимое Отечество - это люди, и они находятся в смертельной опасности. Невидимые враги, желают завладеть умом и сердцем каждого человека и я должен научить людей сражаться за чистоту своей души, - эти слова он не говорит, но каждый приходящий к нему, со своей бедой, это чувствует и, как губка впитывает своим сердцем и душой.
Монах знает эти страшные ощущения близости смерти, когда в небе только «ты и враг», когда только твоей бдительности и профессиональной подготовки мало, - нужна еще надежда на Бога.
Отец Иона открывает двери своей души и кельи, для всех, кто верит ему, кто любит и просит о помощи. Аскет готов положить душу свою за любовь к Богу и людям!

Портрет третий.

С надеждой взирал воин Христов, в последние дни своей жизни, на икону Спасителя при свете мерцающей свечи. Его сердце переполнялось любовью к своей Родине – к Святой Руси. Этой любовью он жил ради других. Он верил, что должен жить, пока нужен людям. Молитву монаха прерывал часто стук в окно:
– Молитвами Святых Отец наших…
– Аминь, аминь, – торопливо отвечал Отец Иона и спешил открыть дверь своей кельи, вновь пришедшему посетителю. Его тесная келья, часто, была - штаб-квартирой полководца человеческих душ.

– За каждого пришедшего ко мне за помощью духовной, я обязан буду дать ответ на Суде Божьем,- так исполнял заповедь старец. Он учил людей о тайнах духовной жизни:
– Пришло время вести с врагом войну на уровне духовном, поражать змия в голову, уничтожая причины - злые идеи.
– Человек непросвещенный в Духе Православия не может безошибочно отличить добра от зла.
–Я, не имею права молчать, когда враги пытаются обмануть слепой народ, под видом добра, предлагая зло.
Отец Иона, вступал и вступает в бой, с врагом нашего спасения, за всех, кто ему верил и верит, теперь только, не за штурвалом самолета, а держа в руках молитвенные четки и непрестанную молитву, в сердце и на устах. Ведь он воин Христов, а значит защитник своего Отечества, не только земного, но и Небесного! Благодать Божья сопутствовала и хранила монаха, от всех козней бесовских. Господь облекал его в воинские доспехи, отражающие стрелы врага. Матерь Божья посылала, Свою Небесную помощь, истинному Воину Христову! Глубокая любовь, к Матери Божьей, побеждала страх смерти. Монах стал непобедимым, в борьбе с врагами Божьими и врагами Отечества!

Портрет четвертый.

Отец Иона, медленно шел по узкой тропинке, ведущей к воротам монастыря. Рядом с ним - женщина. Она, тяжело, переживала тревожное состояние, своей, души.
– Отец Иона, мне однажды сказали, увидев мою скорбь: «Ты, что - сломалась?» От этих слов - душа унывает, стало тоскливо, – жаловалась собеседница...
Монах, с удивлением, смотрел на нее, своими, добрыми глазами и отвечал:
– Православные не ломаются, а падают, но затем встают, чтобы идти дальше, в свое Небесное Отечество!
Женщина - улыбается.... На душе у нее, радостно и легко, от, услышанного, доброго слова. Она спрашивает перед уходом: «Так ведь верующих нет, как жить, в миру?» Он искренне улыбается и весело отвечает ей: « Как нет – а, ты и я?!» Она смеется и уходит – летит, как на крыльях, по жизни, преодолевая все невзгоды….
Монах, твердо, заявляет о том, что надо встать после падения, чтобы идти дальше. Это приказ! Сомнений нет и жалости нет к себе! Забывается боль падения, оттого, что медлить нельзя, ведь враг не спит, а только ждет, чтобы мы себя пожалели и остались лежать в грязи.
Отец Иона добродушен со всеми - улыбка любви, всегда, на его лице, он побеждает врага и радость победы всегда с ним. Монах знает, что Господь слышит его поэтому все движения и слова воздержанны, и полны смысла. Подвижник воспитывает себя - свои недостатки, нещадно, искореняет, а недостатки других, великодушно, прощает.
Каждый, человек, уходя - уносит, с собой, частицу его любви.

Портрет пятый.

На закате своей жизни, старец, смиренно молился перед иконой Спасителя:
– Господи! Земная жизнь моя близится к концу. Но я еще не стал настоящим монахом.
– Позволь принять Великую Схиму, чтобы в подвиге молчания и молитвы за весь мир доказать свою любовь к тебе - Спаситель?!
Слезы скатились и упали на пол кельи из старческих глаз, Ангел подхватил их и унес к престолу Вседержителя в образе драгоценных жемчужин.
Отец Иона побежден любовью Своего Спасителя и Царя. Так легко было понимать ему эту тайну Спасения.
Сердце отца Ионы пронзила острая боль. Старец осторожно присел на лавку и закрыл глаза. Он много лет готовился к этой минуте…
– Ну, вот и все… – тихо шепчет подвижник.
– В Руки, Твои, Господи, предаю дух мой…
Выпавшие, из холодных пальцев, четки, тихо скользят вниз, по складкам подрясника, и покорно ложатся у ног подвижника.
Вечность, раскрывает свои горячие объятья, навстречу, земному страннику.
Душа монаха вздрагивает, от необычных ощущений, со страхом и трепетом, она встречает своего Ангела Хранителя. Застывшее лицо, отца Ионы, излучает свет, радость и покой. Он победил смерть, потому что остался жить в сердцах тех, кто его любит! Вечная ему память!