Перестройка в РПЦ МП ч. 6-4

Владимир Бровко
                ч.4
         «УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ» РПЦ МП для Монашествующих лиц

   Продолжаем наш очерк о положении дел в РПЦ МП.

    И в этой части мы с вами уважаемый читатель заглянем (перенесемся мысленно!) за монастырские стены и проникнем туда куда обычных посетителей монастырей не пускают. И нужно нам это исключительно только для того чтобы вы уважаемые читатели точно себе представляли куда вы попадёте и с кем там встретитесь если решите  пожить в каком либо монастыре  ну  в качестве хотя бы  так называемого «трудника».       
   Кто это такие, вы узнаете их дальнейшего материала. А тут я только отмечу, что мы живем с вами уважаемый читатель по нормам законов и морали XXI века нашей эры, а в монастыре вам предложат пожить до конца дней ваших по нормам II-IV н.э. ибо по устоявшемуся в христианстве обычаю именно этакой образ жизни есть единственно верным путем для спасения человеком своей грешной ДУШИ!
    Такое положение дел является грубейшим нарушением норм скажем той же Конституции РФ гарантирующего гражданам РФ основные права и свободы и не смотря на это государство в лице власть предержащих вступивших в прямой сговор с верховными иерархами РПЦ МП в обмен на  их политическую поддержку  среди  верующих  «закрывает на эти нарушения» свои  «всевидящее глаза».
    Мол поскольку это добровольные решения самих людей, основанные на их религиозном самосознании то мы и не вмешивается если конечно компетентными органами не будут выявлены те или иные виды   преступные действия со стороны монашествующих лиц….
Ну а тогда государство конечно же старается сделать вид что это отдельные случаи и что в целом структура РПЦ МП есть для России «Великое благо»!  Хотя и тут сразу впадает в большую крайность поддерживая только РПЦ ибо в России количество мусульман имеющих паспорт гражданина РФ равно 49 мил. Человек и добавить сюда еще столько же приезжих мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии Таджикистана и Северного Кавказа почти равно количеству лиц считающих себя православными!
да и какие это православные в сравнении с дисциплинированными мусульманами…
 Вот судите сами. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам, при этом лишь 54 % из них знакомы с содержанием Библии. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники.
А Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокомментировал эти данные:
  Это число мало что показывает. <...> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <...> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один – два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. <...> Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.
Корреспондент The Wall Street Journal Эндрю Хиггинс отмечал, что в настоящее время около двух третей респондентов из России относят себя к православию, что, по его данным, в два раза больше, чем ко времени распада СССР в 1991 году. Хиггин указывает на то, что по имеющимся у него данным социологических опросов большая часть людей связывает себя с Русской православной церковью исходя из националистических взглядов.
 В то же время он замечает, что согласно имеющимся у него данным недавнего опроса только 4 % россиян видят в православии источник духовно-нравственных ценностей!!!!
Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков[24][25]. Координатор социологической службы Отдела по делам молодёжи Московского патриархата Алина Багрина на пресс-конференции в РИА Новости «Церковь и молодежь — проблемное поле» сообщила, что согласно опросу, проведённому фондом «Общественное мнение» в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются.
Согласно опросу Исследовательской службы Среда, проведённому в 2012 году, каждый месяц и чаще религиозные службы посещают в целом 8 % россиян, а 38 % никогда не посещают богослужения.
По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года, в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992—1994), то есть около половины процента фактического населения города.
 Согласно данным МВД России на пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 миллионов россиян (из которых 140 тысяч человек в Москве), а Радоницу посетили 5,1 миллионов человек. В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян
Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов».
По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей. Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса.
По данным опроса Исследовательской службы Среда, проведённого в 2012 году, только 6 % россиян соблюдают 7 и более из десяти заповедей. Только 32 % заявили, что им не приходилось убивать, делать аборт или склонять к совершению аборта.
Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил:
  По приведенным данным можно только сказать, что 30 % — действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14 % — это просто не христиане.
    И тут так же надо признать один факт! Вот, казалось бы, от указанных дат (приводимых исследований и опросов) прошло почти 10 лет, но положение дел с православием в РФ отнюдь не улучшилось! Чем собственно и были вызваны те реформы в православии что были введены решениями Архиерейского собора 2017 года!
Ну а закончив с нашим вступлением мы далее переходим к сути вопроса о том, как устроен типовой монастырь РПЦ МП   и кто его населяет!
А также как происходит взаимодействие членов монастырской братии между собой и с внешним миром!
Открываем «Положение о монастырях и монашествующих! и читаем:
V. ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЕМ
5.1. Игумен (игумения)
Игумен — это духовный отец всего братства (игумения — духовная мать сестричества) вверенной его (ее) руководству обители.
     Игумен монастыря, обладая духовной и административной властью в пределах, установленных уставом и традицией обители, как отец воспитывает братьев словом и примером своей жизни. Общее духовное руководство братией — главнейшая обязанность игумена, ибо он будет обязан дать пред Богом ответ за каждого члена братства (см. подробнее ниже, п.8.3.).
      Преподобный Феодор Студит заповедует игумену: «Открой сердце твое с любовью, руководи всех с милосердием, воспитай их, просвети их, усовершенствуй их о Господе. Изощри ум свой размышлением, возбуди свою готовность в мужестве, укрепи сердце свое в вере и надежде, иди впереди их во всяком доброделании, предшествуй в борьбе против духовных противников, защити, путеводи, введи их в место добродетели» . На игумена также возлагается попечение о внешнем благоустройстве и благолепии обители, о всех видах ее внутренней и внешней деятельности.
       В своей деятельности игумен руководствуется Правилами Святых Апостол, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых отцов, решениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, Уставом Русской Православной Церкви, уставом обители, а также указами и распоряжениями епархиального архиерея.
    Назначение игумена, а также освобождение его от должности происходят по решению Патриарха и Священного Синода по представлению епархиального архиерея.
   Перед рассмотрением Патриархом и Священным Синодом представления епархиального архиерея кандидат проходит собеседование с членами коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству и проходит подготовку в монастыре из числа наиболее благоустроенных.    
    Если священноархимандритом мужского монастыря является епархиальный архиерей, практическое руководство монастырем поручается поставленному из среды братии наместнику, который после утверждения его кандидатуры Священным Синодом также возводится в игумена, получая о том указ епархиального архиерея.
      Определяя кандидата на должность игумена, епархиальный архиерей, в соответствии со святоотеческой традицией и практическим опытом Церкви, после совета с братией предлагает на рассмотрение Священного Синода через Синодальный отдел по монастырям и монашеству кандидата из числа насельников обители или из числа иных лиц.
       В отдельных случаях — при начале монашеской жизни обители, в случае нестроений или разногласий среди насельников — епархиальный архиерей может выдвинуть кандидата без совета с братией, поставив об этом в известность Синодальный отдел по монастырям и монашеству.
      Кандидат в игумены должен иметь достаточный (не менее 5 лет) опыт монашеской жизни в обители, духовное образование и необходимые для этого послушания качества, обладать рассудительностью, любовью к братии, способностями к управлению, готовностью самоотверженно исполнять свое послушание ради пользы обители до конца жизни.
     В случае освобождения игумена от должности, а также при болезни и других обстоятельствах, делающих невозможным несение им своих обязанностей или в случае его кончины, временное управление монастырем поручается одному из братий, которого назначает епархиальный архиерей. При этом место игумена должно быть замещено в возможно краткие сроки.
     Игумену следует помнить, что духовное состояние братии во многом зависит от его собственного образа жизни.
     Игумен должен являть братии пример во всех сторонах монастырской жизни: в отношении к богослужению и молитве, в аскетическом делании и любви к братии, в наружном поведении и скромности жизни.
      Как и прочие братия, игумен должен посещать монастырские богослужения, общую трапезу и принимать личное участие в трудах на благо обители.
      Личные бытовые условия жизни игумена не должны значительно отличаться от общемонастырских.
     Недопустимо проживание игумена вне стен монастыря и длительное отсутствие в обители без уважительных причин.
      Несмотря на обремененность административными и представительскими функциями, игумен призван жить единой жизнью с братиями, уделяя общению с ними — как общему, так и, при необходимости, личному — достаточное внимание. Имя игумена возносится за богослужениями в храмах монастыря на ектениях (отдельным прошением), на Великом входе Божественной литургии и на уставных многолетиях.
Хорошее и в принципе справедливые «уставные требования! Но, а как дела обстоят на практике в РПЦ МП причем начиная от самого Патриарха и заканчивая рядовыми клириками!:
Вот три примера:
https://www.kommersant.ru/doc/3312301
https://rucompromat.com/persons/patriarh_kirill
https://kalakazo.livejournal.com/1266655.html
  Но кроме власти ИГКМЕНА над всем монастырем имеет особую власть еже одно должностное лицо в РПЦ МП-  ДУХОВНИК ОБИТЕЛИ!
Это как бы своего рода калька с армейского «ПОЛИТРАБОТНИКА –КОММИСАРА»!
 И у него те же те же задачи! Пправда вместо веры в Бога и Второе пришествие Христа – советские «Замполиты» требовали Веры в Ленина и в наступление ЭРЫ КОММУНИЗМА!
   А так больше никаких функциональных отличий между Комиссаром и Духовником монастыря нет! Судите сами:
5.2. Духовник обители. Духовные наставники
Духовное руководство в монастырях по древней традиции возлагается на игумена или игумению.
В мужских монастырях в помощь игумену духовным собором из числа опытной старшей братии может быть избран духовник обители (братский духовник), представляемый на утверждение епархиальному архиерею. При большой численности братии может быть назначено несколько духовников.
В женских монастырях в духовном руководстве сестрами игуменье помогает духовник обители. Также в помощь игуменье духовным собором могут быть избраны наставницы из числа опытных старших сестер.
Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства.
       Основные принципы духовного руководства обителью изложены ниже.
А мы с вами займемся изучением структуры «должностей» в самом монастыре! Причем это особые- я бы сказал «руководящие должности»!
 И лица из занимающие есть прямые и особо доверенные помощники Игумена (Игумене)!
Итак, читаем наш документ далее:
                5.3. Основные должностные послушания
В помощь игумену могут быть назначены рассудительные и опытные в монастырской жизни братия на следующие должностные послушания:
• Благочинный — для наблюдения за уставным совершением богослужений, а также за соблюдением братией правил общежительной жизни, предусмотренных настоящим Положением и внутренним монастырским уставом.
   ( по армейским уставам – это зам. командира батальона)
• Казначей — для контроля поступлений в монастырскую казну и расходов из неё и для ведения необходимой отчетности.
( по армейским уставам – это начфин)
• Эконом — для управления монастырским хозяйством.
( по армейским уставам – это начальник штаба)
• Келарь — для наблюдения за сохранностью продовольствия и приготовлением трапезы в соответствии с уставом. Под попечением келаря находятся монастырские кухни и склады.
( по армейским уставам – это  начальник  продовольственной службы
• Ризничий — для заботы о сохранности священных предметов, облачений и всей церковной утвари, а также обеспечения их подготовки к совершению богослужений.
( по армейским уставам – это каптенармус ( нач. склада вещевого и мат. обеспечения)
     Кандидаты назначаются духовным собором во главе с игуменом. Кандидаты на послушания благочинного, казначея и эконома представляются на утверждение епархиальному архиерею.
  А вот далее сходство монастыря с воинским подразделением заканчивается ибо появляются все признаки казалось бы давно канувшего в лету «советского колхоза»  с его Общим собранием  колхозников! 
Но в РПЦ ему дали название «Духовный собор»!
5.4. Духовный собор
     Духовный собор созывается игуменом для рассмотрения всех важнейших дел монастырской жизни.
   «Настоятель, являя собой всему собору образ смиренномудрия и во всем согласного и единомысленного союза духовной любви, должен всякое дело начинать и творить не сам по себе, без совета, но собирая искуснейших в духовном рассуждении братьев и по совету с ними, исследуя и Писание, да не будет что-либо противно Богу, Божественным заповедям и Писанию, — так следует начинать и творить многие важнейшие дела» .
     В состав духовного собора входят основные должностные лица монастыря: духовник братии, благочинный, казначей, эконом, келарь, ризничий, а также иные насельники добродетельной жизни, обладающие духовным рассуждением.
( т.е. все тот  же партийно-хозяйственный актив что и в обычном колхозе!-автор)
 Состав духовного собора, а также изменения в нем утверждаются епархиальным архиереем по представлению игумена.
Деятельность духовного собора определяется настоящим Положением и внутренним уставом монастыря. Решения собора принимаются большинством голосов и после утверждения их игуменом, а в предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением, епархиальным и монастырским уставами случаях — после утверждения епархиальным архиереем, становятся обязательными для исполнения всем братством обители.
  На этом мы заканчиваем описание внутреннего устройства типового монастыря РПЦ МП и переходим к изучению следующего разделов- Подготовка к Монашеству и МОНАШЕСКАЯ ЖИЗНЬ –от РЯСОФОРА ДО СХИМНИКА….
                VI. ПОДГОТОВКА К МОНАШЕСТВУ.
                ПРИНЯТИЕ В МОНАСТЫРЬ. МОНАШЕСКИЙ ПОСТРИГ
Тому, кто почувствовал в себе призвание к монашеству, не может воспрепятствовать «никакой прежний образ жизни, ибо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния» . Вместе с тем монашеский путь требует от человека сугубого самоотречения, и потому стремящийся стать монахом должен тщательно испытать, способен ли он идти этим путем.
Тут я прерву цитирование «положения» чтобы обратить внимание читателя вот на эти слова изучаемого нами документа!
«Тому, кто почувствовал в себе призвание к монашеству, не может воспрепятствовать «никакой прежний образ жизни, ибо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния» т.е.  все-таки исходной предпосылкой в решении человека стать монахом есть его «ЧУВСТВА», а это то что в науке называют ПСИХИКОЙ и ПСИХОЛОГИЕЙ!
  А из первой части этого главы ( см.ч.6-1) мы установили, что причиной возникновения у человека желания «ПОКИНУТЬ ГРЕШНЫЙ МИР» есть проявления психического расстройства, называемого «СОЦИОФОБИЕЙ!
Когда такой человек не сумевший занять свою нишу в реальном окружающем его мире пытается по его преставлениям найти для себя защиту и покой за монастырскими стенами!
    И тут верховные иерархи РПЦ основываясь на своей тысячелетней практике отбора кадров для монашеской жизни хорошо зная, что «от хорошей жизни» человек в монастырь не пойдет и раз он вдруг «решил стать монахом» то значит у него есть много психологических и возможно и острых психиатрических расстройств и уже сам факт общения с ним  возможно приставляет опасность для жизни других людей! 
    В связи с чем в РПЦ была принята практика «проверки» кандидатов» в монахи (монахини») для чего в качестве тестового метода используется ТРУДОТЕРАПИЯ и ПОСТОЯННЫЙ СТРОГИЙ НАДЗОР, сопровождаемый ПРОМЫВАНИЕМ МОЗГОВ! И все это в РПЦ зашифровано под понятием «ТРУДНИЧЕСТВО»!
Судите сами:
6.1. Трудничество
Среди проживающих на территории монастыря, не причисленных к братии, но несущих монастырские послушания лиц следует различать трудников, которыми именуются желающие со временем вступить в монастырское братство, наемных рабочих, трудящихся в монастыре по трудовому договору и не имеющих намерения поступать в монастырь, а также паломников и волонтеров, остающихся в монастыре на ограниченный срок для оказания посильной безвозмездной помощи обители.
Перед тем, как дать благословение человеку на проживание при монастыре в качестве трудника, игумен проводит с ним собеседование, выясняет у него обстоятельства его жизни.
Игумену следует обратить внимание на возможное наличие внешних препятствий к поступлению в монастырь.
 Такими препятствиями являются, в частности, несовершеннолетие, состояние в браке, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки, нахождение под судом или следствием, наличие долговых обязательств или обязательств по выплате алиментов, состояние физического или психического здоровья, делающее человека неспособным к нахождению в общежитии. Перечисленные обстоятельства составляют препятствия к принятию пострига.
Желающий быть принятым в обитель должен представить удостоверение личности, содержащее сведения о семейном положении, и документы об образовании и квалификации, военный билет (для мужчин).
По возможности ему следует заручиться рекомендациями священнослужителей.
Студенты духовных учебных заведений, а также лица, имеющие опыт церковных послушаний на приходах или в других обителях, по благоусмотрению игумена могут быть сразу приняты в число послушников.
В монастырях, где такая возможность имеется, трудники проживают отдельно от братства.
 Период трудничества продолжается не менее одного года.
 В это время игумен внимательно наблюдает за душевным расположением новопоступившего, заботится о его духовном окормлении, следит за тем, чтобы он имел возможность вести правильную духовную жизнь, прилежал не только к монастырским трудам, но также к чтению и молитве, имел возможность посещать богослужения, принимать участие в Таинствах.
Сам трудник за это время присматривается к порядкам обители, испытывает свою решимость встать на монашеский путь.
Если трудник в течение испытательного срока показывает твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников.
Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению.
Подобные люди склонны нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию.
Трудничество осуществляется безвозмездно как добровольная жертва в пользу обители, о чем трудника следует уведомить в начале его пребывания в монастыре.
   Итак, допустим вам уважаемый читатель повезло и вы пошли первый этап испытания на звания «монаха» -«трудничество»!
 Но не обольщайтесь!  Это только начало для более серьезных испытаний, которые кандидат в монахи проходит в статусе «послушника»!
                6.2. Послушничество
     Послушничество является важным этапом в жизни желающего вступить на монашеский путь. По святоотеческому замечанию, «первоначальное направление, полученное при вступлении в монастырь, остается в подвижнике, в большей или меньшей степени, на всю жизнь» .
   Причисление трудника к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора, который оценивает образ жизни кандидата в период проживания в монастыре в качестве трудника, знание и понимание монастырского устава, а также усердие в послушании и стремлении к монашеству.
    При прохождении послушнического искуса новоначальный должен прилагать усилия к внимательному изучению Священного Писания и основных аскетических творений святых отцов. При этом он должен руководствоваться советом и благословением игумена или духовника.
    По наставлению святителя Игнатия (Брянчанинова), «сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, Оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с Ответа 216 (предшествовавшие Ответы даны наиболее затворникам и потому мало соответствуют новоначальным), Слова святого Иоанна Лествичника, Творения преподобного Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина. Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова преподобного Исайи Отшельника, Слова святого Исаака Сирского, Слова Марка Подвижника, Слова и Беседы преподобного Макария Великого, сочинения преподобного Симеона, Нового Богослова, и другие подобные сим деятельные писания отцов» .
   Живя в обители, послушник старается тщательно исполнять положения монастырского Устава и традиции обители, вместе с другими насельниками участвует в богослужениях и общей трапезе, трудится на монастырских послушаниях.
    За время послушнического искуса тщательно испытывается готовность человека к монашескому образу жизни, желание с любовью следовать традициям и уставу монастыря, готовность к добровольному послушанию игумену и братству.
    Игумену следует убедиться, что послушник осознаёт ответственность за свой выбор монашеского пути, имеет решимость следовать ему всю жизнь. Иначе говоря, необходимо испытать, готов ли послушник терпеть все «тесноты жития иноческого» , как внешние, так и внутренние.
     По прошествии определенного срока пребывания в монастыре, длительность которого определяется игуменом, послушникам, проявляющим усердие к монастырской жизни, с целью укрепления их намерений к вступлению в монашеское звание, игуменом благословляется ношение некоторых монашеских одежд: подрясника, пояса и скуфьи для послушников; подрясника, пояса, апостольника и скуфьи — для послушниц.
     По истечении испытательного срока, длительность которого определяется церковными правилами, в частности Двукр. 5 , духовный собор во главе с игуменом принимает решение о представлении послушника к иноческому или монашескому постригу, либо об его удалении из монастыря, либо о продлении испытательного срока.
      Испытательный срок может быть сокращен, в том числе для выпускников духовных учебных заведений, а также для лиц, ранее работавших в синодальных и епархиальных учреждениях.
      Все вопросы, связанные с пребыванием трудников и послушников в монастыре, находятся в ведении игумена и духовного собора, но в случае необходимости могут быть переданы на рассмотрение епархиальному архиерею.»
   Итак, вы уважаемый читатель как бы мысленно прошли все испытания «послушничества» вам хорошо промыли мозги и внушили строгую монастырскую дисциплину и познакомили со всеми «тяготами монастырской службы» и вы не оставили своего желания стать монахом!
    А в таком случае вам полагается от Игумена, и первая заслуженная награда-поощрение- вы становитесь РЯСОФОРОМ!
  Еще не монахом, но законным кандидатом на получения монашеского чина! И у вас в вашем монастыре появляется как бы первый авторитет и определенное положение на служебной монастырской лестнице!!!
 Все монахи вашего уже поняли, что вы вскоре можете стать одним из них и поэтому резко и в лучшую сторону меняют к вам свое отношение!
                6.3. Рясофор
Прежде пострижения в монашество над послушником может быть совершено последование облачения в рясу, включающее в себя пострижение волос. Этот чин именуется «постригом в рясофор».
Лица, над которыми было совершен такой постриг, в современной практике именуются иноками, или рясофорами.
 В соответствии с Постановлениями Архиерейского Совещания 2015 года, утвержденным Архиерейским Собором 2016 года, «рясофор является приуготовительным этапом к принятию монашества. “Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки”, включает в себя пострижение власов и облачение постригаемого в рясу, пояс и клобук (а также апостольник для женщин). Облаченный в рясу и клобук приуготовляет себя к монашеским обетам и к сопричтению “лику инокующих”».
     По истечении испытательного срока духовный собор во главе с игуменом рассматривает вопрос о представлении послушника к постригу в рясофор и, в частности, исследует, не имеется ли препятствий к постригу (см. выше).
       Последование пострига в рясофор предписывает игумену тщательно расспросить постригаемого, добровольно ли он принимает пострижение, хорошо ли обдумал свое решение и готов ли нести за него ответственность.
      В уставных предписаниях, содержащихся непосредственно перед чином пострижения, указано, что до самого пострига готовящийся к нему послушник должен засвидетельствовать свою решимость пребывать в монастыре: «Хотяй прияти рясу приходит ко игумену и сотворь обычное пред ним поклонение, вопросимь бывает от него, аще со всяким усердием ко иноческому приходит житию, и аще многодневным усмотрением сие предложение неизменное имать. Обещавшу же ся ему невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах, и тщание творити помощию Божиею, еже день и нощь преуспевати в добродетелех и во всех повеленных ему службах, прежде всех повелевает ему чинно прежде изчитати согрешения своя…» .   
    Кандидат к постригу в рясофор должен быть знаком с основными аскетическими творениями святых отцов и уставом обители.
В случае положительного решения игумен письменно испрашивает благословение на постриг у епархиального архиерея.
    Новопостриженный может вручаться восприемнику из числа опытной старшей братии по аналогии с тем, что предусмотрено для постригаемых в мантию (см. ниже).
      В соответствии с упомянутыми выше Постановлениями Архиерейского Совещания 2015 года: «Постриженный в рясофор может быть рукоположен в сан диакона или священника при условии единогласного решения о том духовного собора монастыря. В таком случае рукоположенному усваиваются именования иеродиакона или священноинока».
Ну и наконец через время которое вы проведете в статусе «рясофора» придёт время становится вам полноценным монахом!
 И вот как этот процесс осуществляется в РПЦ МП:
               6.4. Монашество (мантия, малая схима)
Вопрос о пострижении послушника или рясофорного инока в мантию (малую схиму) рассматривает духовный собор во главе с игуменом. Духовный собор должен, в частности, удостовериться, насколько это возможно, в отсутствии препятствий к постригу.
При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает у епархиального архиерея благословение на постриг.
Священнослужитель, совершивший постриг без благословения, подлежит канонической ответственности за свой поступок. Мера и характер прещения в таких случаях оставляются на усмотрение епархиального архиерея.
По рассмотрении всех обстоятельств, такой постриг, равно как и данные при нем обеты, могут быть признаны недействительными церковным судом.
От кандидата к принятию пострига в мантию требуются свободное волеизъявление, и твердая решимость исполнять монашеские обеты.
 40-е правило Трулльского Собора гласит: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу, яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полнаго раскрытия разума».
    Игумен должен разъяснять кандидатам к постригу смысл и значение монашеского пострижения:
    «Егда же прииде время пострижения, настоятель, призвав хотящих пострищися, объясняет им обеты монашеские в пострижении; и по пострижении — какие брани и скорби от навета вражия будут, и како противостояти им и побеждати я. <…> И они да приуготовляют себя к пострижению в посте, молитве и истинном смирении, яко хотящии сподобитися ангельского образа» .
    Принимающему малую схиму следует сознавать, что постриг не предполагает привилегированного положения в обители.
     Помимо обетов послушания, нестяжания и целомудрия каждый монах приносит обеты отречения от мира, пребывания в монастыре (или в определенном для него месте несения послушания) и в постничестве Царствия ради небесного.
      Таким образом, принимая постриг, монах приуготовляется к жизни подвижнической, ко всегдашнему отсечению своей воли и смиренному приятию всего, что попускается от Бога.
     Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, «для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении тридцати лет, за исключением студентов духовных школ и священнослужителей» (пункт 14 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»).
При постриге присутствует духовный наставник, который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни.
 «Номоканон» предписывает, чтобы постригаемому был назначен восприемник: «Аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется» .
Согласно 2-му правилу Двукратного Собора, «отнюдь никого не сподоблять монашеского образа, без присутствия при сем лица, долженствующего принять его к себе в послушание и иметь над ним начальство, и воспринять попечение о душевном его спасении». Восприемником новопостриженного в мужских монастырях становится игумен или один из опытных в духовной жизни братий обители. В женских монастырях восприемницей становится игумения или одна из опытных в духовной жизни сестер.
Монашеский постриг в мужских обителях совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо игуменом, либо, по благословению епархиального архиерея, иным иеромонахом (архимандритом).
В женских обителях постриг совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, викарным архиереем, либо, по его поручению, иеромонахом (архимандритом).»
   Ну теперь когда вы уважаемый читатель как бы мысленно стали полноценным монахом и строго соблюдаете все обеты и правила то постепенно у вас есть шанс получить и особое привилегированное    положение в монастыре в частности и в РПЦ МП  вообще! И это возможность называется –ПРИНЯТИЕ монахом ВЕЛИКОЙ СХИМЫ!
6.5. Схимничество (великая схима)
Монахи, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумена и духовного собора.
Согласно чинопоследованию пострига в великую схиму, принимающий пострижение должен готовиться к нему «всяко якоже умираяй: ибо конечнее вторыми обеты отрицаяся мира, миру и всем мирским пристрастием умирает».
    Великосхимник призывается «иноческия обеты усугублением пред Господем обновляти». Смысл пострига в великую схиму отражен в особых одеждах, которые носит постриженный: в парамане с многокрестием и аналаве, украшенном изображениями Креста Господня и орудий Его страданий. Насельник, принявший пострижение в великую схиму, как правило освобождается от несения каких-либо административных послушаний.
6.6. Постриги вне монастыря
     Содержание монашеских обетов подразумевает, что постриг должен совершаться в монастыре. Постриги вне монастыря возможны в исключительных случаях, по особому благословению епархиального архиерея, по представлению духовного лица, известного своей опытностью и рассудительностью и готового засвидетельствовать непорочность жизни и чистоту веры кандидата.
    Такие постриги могут, в частности, быть совершены над сотрудниками синодальных и епархиальных учреждений, над преподавателями и студентами духовных учебных заведений. Постриги, совершаемые в духовных учебных заведениях, совершаются на основании особого положения.
 При тяжелой болезни послушника обители постриг над ним может быть совершен в больнице или на дому.
Постригаемый вне обители должен быть причислен к братии какого-либо монастыря и вручен восприемнику, так же, как и при постриге в обители.
 В таком случае игумену обители следует заботиться о том, чтобы такой постриженник сохранял духовную связь с братией своего монастыря. Такая связь должна выражаться в литургическом общении, исповеди у братского духовника, а также стремлении проводить в монастыре свободное от вне монастырского послушания время.
Сведения о постригах, совершаемых вне монастырей, ежегодно направляются в Синодальный отдел по монастырям и монашеству с разъяснением причин их совершения.»
   Итак мы с вами уважаемый читатель изучили основные положение главного нормативного документа РПЦ МП регулирующего порядок принятия  лиц в монахи ( монахини) и регулирующие их дальнейшую  жизнь  в стенах монастыря.
    Но обращаю при этом ваше внимание что это только ДЕКЛАРАЦИЯ  того как должно  это выглядеть на практике, а сама  практика  нами уже  будет рассмотрена  в следующей части этой работы.
                (конец ч.4)