сила любви

Евгений Тамчишин
                Сила  любви
 -  Тятя,  а  куда  мы  поедем,  в  степь?
 -  Садись,  держись  за  луку   седла.
  Отец,  придерживая   одной  рукой сына, размашисто  прыгнул  сзади  на  коня.
- Держи  поводья. Ну,  вот  боишься, не  трухай,  не  упадем. Правь  к  атаману .
Весна.  Ковыльная  степь   жизнью  дышит .   Все  цветет , благоухает .
-А  мама,  что  в  кибитке   поедет?
-Ну  да,  устанешь на  коне,  к  мамке  отправлю.
-Не,  я  с  тобой   хочу. Бабушка   вон  также  на  кобыле  верхом .
-Ну,  в  кибитку  ее  не  посадишь,  это  точно.  В  степи  лагерем  станем. Отец  юнцов   обучать  будет,  поживем  в  притоке  реки  неделю,  другую. По рыбалем. Там  вернемся . 
- Тятя  смотри   бабушка  в  степь  поскакала,  и  дед  за  ней,   чего-это  они.
-  Они  так  всегда.  Бабушка  в  степь  в  раздолье  рвется,  душа  ее тянет ,  а  дед   ее  одну  не  пущает.  Вот  и  скачут  они  по  жизни  рука  об  руку.
- И  чего  тятя.
-Мать  она  моя,  ногайская  дочь,  мне  отец  поведал как  дело,  было,  хочешь,  скажу.
      -    Широка  степь.  Казаки     у  реки  селились ,  волю  свою  стерегли .  Воля  вольному . Удальцу  сила .  Дед  твой, тогда  посвящение  воинские    уже  прошел ,  ведал  что  к  чему .   В   степи  с  братьями  казаками в  разъезды  ходил .  Мало  -ли  ногайцы  пожалуют  или  что   еще .  Всяко  бывает . Сегодня мир,  завтра  кутерьма .  Казак  всегда  готов  должен  быть , себя   защитить  ,  семью, землю .  А  как  иначе .  Дико  поле,  степь  раздолье.  Вот  и  тогда  так  было.  Он  с  малым   отрядом   в  степь  ходил на  дальние  посты.  Там  кочевники   стада  свои  пасут. Ну,  приглядывал   что  к  чему.  Ужом  ползал , пластун  однако . Тут  уж   тайно   надо, а    как  -же .  Их  много,  а  ты  один ,   а  Ведать  надо .   Вот  подошли  они  один  раз   очень  близко  к   стану  ногайского  князя .  Вот  тут-то  он  ее   и  увидел . Запала  она  в  него  сердце,  не  мог  он  по - другому  ,  постоянно  в  степь  рвался  ,  чтоб  ее  увидеть . Душе  не  прикажешь  она  рвет  и  мечет . Показывался   он  ей в  степи.  Близко  подъезжал. Скинет  рубаху  ,  волосы русые  до  пояса  распустит . Плечи  широкие . Ногайцы  за  ним, да  догнать  не   могут,  ужом   уйдет   в  сторону,  рыщут  .  А  он  опять  к  ней ползет . Но   отец ее  прознав про  это,    решил  замуж  ее   выдать .  Воины  со  всей  степи  пожаловали.
-А  дед,  чего  не  мог  приехать - то.
-Война  сына  тогда была. Казаки  с  ногайцами  сильно  сшибались.  Если  бы  Батя  тогда  прямо  пошел,  порубили  бы  они   его. Нельзя  так  было.
Малец  поежился  в  руках  отца,  сильней  схватился за  луку  седла. Повернул  голову .
- И  чего? 
-  Так  не  перебивай,   расскажу.  Как  тятя  мне  рассказывал .
        Как  прознал  я  про  это  дело,  тошно  мне  стало.  С другами своими  в  степь  ушел ,  втроем  мы  были,  братья  казаки одного  не  пускали .  Казаки  лютые   все .  Как  волки  рыскали  мы ,  силу  набирали . Ведающий  нас  учил  как,  что  к  чему. Старец  тогда   в  степи жил. Сильный  воин.  С  духами  общаться. Со  светлыми  Богами. Шашкой  также   махать  уметь  нужно . Духи  мне  и  поведали .   Я  к  шатру   ее    и  подался .  Смотрю  она вышла  и  в  степь  по  нужде  понеслась .  Я  и  поднялся тогда  показался ей , коня  свистнул. Через  седло  ее   и в степь  подался.  Она  молчит,  зубы  стиснула, покраснела  вся. Ну,  ногайцы за  нами    скачут.  Думал,   уйду .    Окружили  они  нас, в круг  взяли .Визжат  довольные . Думал  все , порешат  нас .  А  она  отца  увидела. Кричит.
- Тятя,  не  тронь их,  а  то  меня  убьют  первой.
Други  мои, быстро смекнули,  что  к  чему,  княжну  я  им  передал. Они клинок  к  ней  приставили,  она  не  шелохнется,  молчит. Обычай  степи , покон  степи, един  для  всех .
-Пускай  один  на  один  меня срубят.  Лягу  я,  братья  мои  ее  отпустят. А  ты  отпустишь  их.
  Я  с  коня  спрыгнул. Шашку в руке  держу. Утихли  ногайцы, молчат. Глазами  рыщут, злоба  от  них. Отец  ее, руку  поднял.
-Пускай  так  и  будет,  тут  многие  за  руку  моей  дочери  сразиться  хотят. 
 Махнул  рукой. Спрыгнули  трое. Свистят,  клюкают.  Не  даром  старец  нас  учил. Вошел  в  сознание  война . Расслабился. Сила в тихой  воде. Она  камень  точит.  В глаза  смотрю. Ноги  земли  не  чуют .  Азарт был ,  вдруг  свезет. Острием  шашки  землю  чую. Взмах  в  движение  не  впервой . Скатилась  голова  первого . Второй  не  мешкал, также  плюхнулся  с  распоротым животом  собирая  кишки .  Третий  что-то кричал в  атаке . Мне  было  все ровно .  Только  духи-наставники  шептали  в  ухо  заклятие  смерти , и  несли  меня  по  кругу,  как  мне  казалось . Шептала  мне  сама  земля  матушка . Очнулся , смотрю тихо,  движения   нет, на  мне  так  царапины да  тел  двадцать ногайцев в  собственной  крови  давятся. Я  шел  на  отца  ее. Все  также   острие  шашки  как  учил  старец .  По  земле  вел.  Крадучись  шел.  В  рывок . Отец  ее  руку  поднял.
–Ты  зачем  ее  похитил. 
Тихо  меня  так  спрашивает. Очнулся  я полностью,  скинул раж .  Смотрю ногайцев  еще  больше  стало .Молчат, но  не  кто не  решается на  землю  спрыгнуть . Мои  все  также в  центре. У  ней в  глазах  слезы.
-Люба  она  мне.  За  нее  и  жизнь не  жаль  отдать .
 Толи  сказал  я  так, толи  выдавил.  А  сам  к  нему  иду,  шаг за  шагом. Смотрю,  она  с  коня  спрыгнула. Ко  мне  подбежала.  Из  рукава  кинжал вынула. Меня  за  руку  держит.
-За  него  пойду,  по  обычаю  предков,  или  себя убью.
Прижалась  ко  мне,  сама  махая  по пояс  мне, кровью лицо  измазала. Не  выдержал  я   поцеловал  ее  тогда  в  первый  раз .  Я  этот  поцелуй  на  всю  жизнь сохранил,  она  мне  ответила . Отец  ее   что-то  сказал, повернул  коня,  поскакал   в  степь .  А  мы  и  не  слышали. Ногайцы, забрав  тела,   уехали,  остались  мы  одни  в  степи.  Мои  казаки  также,   костер недалече  разожгли.   На  следующий день  в  станице   я  ее   к  родовому  древу  повел.   Вокруг  древа  провел,  потом  вокруг  костра. Соединились  Рода  наши.
-  И  что  потом?
-  Чего потом. Я родился, дядья  твои.   Вон  видишь  уже  приехали,  вон  ногайцы  стоят,  поскачем  к  ним,  с  Прадедом   познакомлю. Совсем  дед  старый  стал,  а  в  седле  держится. Нас  ждет. Соскучился  видно .
- А  откуда   у  деда  сила  такая.
- Так  он  того,  атаман,  сила   то  она  сынок  от  предков. От  отца  к   сыну,   а ты  как  хотел . Но главная  сила  в  любви .  Да  в  любви  сила  большая .А  чтоб  любить,  воля  нужна .  Сила воли.