О роли сказок

Николай Бушенев
 
       О РОЛИ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАНИЯ И ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

      «Что за прелесть эти сказки!» - восторженно писал Александр Сергеевич Пушкин.
      А свою поэму "Сказка о золотом петушке» он заканчивает словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
      Сказки сыграли огромную роль в развитии творческого дара великого поэта, в формировании его сознания и духовного становления.
      А рассказывала ему сказки, начиная с самого раннего возраста Пушкина, его няня Арина Родионовна, русская женщина, вышедшая из простого народа, малограмотная, но обладающая доброй, чистой душой и прекрасной памятью, знавшая много русских народных сказок и песен.
      В зрелом возрасте, начиная с 18 лет,  и сам Пушкин сочинил немало замечательных, мудрых и любимых не только детьми, но и людьми любого возраста сказок: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке» и др.
       Вполне естественно, что сказка уводит нас в детство, даже когда она сопровождает людей в весьма почтенном зрелом возрасте. По этому поводу замечательная наша современная писательница Виктория Токарева выразилась так: «Людям нужна сказка, потому что люди – это дети всех возрастов».
       Всем известно, что дети, в отличие от многих взрослых, занятых серьёзными, практическими делами людей, отличаются особой любознательностью, впечатлительностью, пытливостью.  Дети только ещё вступают в этот мир, познают, осваивают его, встраиваются в него, а потом уже и преобразуют его по своему желанию, разумению и возможностям. Но ни освоение, ни преобразование окружающего мира (да ещё если и в широком радиусе действия, включая космические миры) невозможно без опоры на воображение. Любая созидательная деятельность человека в своих истоках имеет творческий процесс, который в итоге может привести к расширению границ представлений о мире, а затем и к научному открытию.
«О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и Опыт, [сын] ошибок трудных, и Гений, [парадоксов] друг, и Случай, бог изобретатель»,- утверждал Александр Пушкин. Важно только, чтобы эти открытия служили человечеству во благо, а не во зло. Следовательно, всё в человеческом бытии начинается с вымысла, отображённого в сказке, с мечты о чудесном воображаемом мире, более совершенном, чем реальный мир; сказка намечает вектор, по которому человек должен двигаться к желанной, зачастую неимоверно труднодоступной, но благородной цели. При этом сказка (в первую очередь волшебная) формирует в человеке нравственные основы, его лучшие духовные качества: добросердечность и добропорядочность (не зря в сказках добро, как правило, побеждает зло), широту души и духовную щедрость, стойкость, несокрушимость  духа и неуклонное стремление к цели.
      Перефразируя строки из известной прекрасной песни («Нам песня строить и жить помогает…»), смеем утверждать, что нам сказка строить и жить помогает, «она, как друг, и зовёт и ведёт»  (Лебедев-Кумач). Сказка выполняет и конструктивную функцию в творческой и созидательной деятельности человека, и функцию воспитательную, важную в созидании души ребёнка – будущего творца, доброго и толкового преобразователя мира и гуманиста.
      Помимо названных функций сказка выполняет ещё одну роль – психотерапевтическую. Не зря ведь ныне широкое распространение получила такая отрасль психотерапии, как сказкотерапия. Добрые сказки помогают выстроить  гармонию ребёнка (вообще, человека любого возраста) с внешним миром, реального мира с миром воображаемым,  с окружающими людьми, с самим собой (способствуют созданию гармонии в своём собственном, личностном духовном мире). 
       Сказки обычно родители или бабушка (а может, и дедушка) читают или  рассказывают  (а то и сами сочиняют)  детям перед сном. И чрезвычайно повезло тем людям, у которых есть или была в детстве своя Арина Родионовна. Дети и засыпают с доброй сказкой лучше, и спят спокойнее, без кошмаров, а во сне воображение продолжает работать в чудодейственном, волшебном русле. Известно такое высказывание-призыв: «Не забудь помечтать перед сном». Сказка поднимает нас над будничным миром на крыльях мечты. А утро, как известно,  вечера мудренее, и человек, отдохнув, со свежими силами, созревает для творческого взлёта, для принятия разумных решений, для созидания, для совершенствования мира.

 18 декабря 2017 г.