РЖД глумится над инвалидами

Александр Квиток
Публицистика Игоря Сухоручкина

В феврале 2014 года Северокавказская пассажирская пригородная компания (ОАО «СКППК»), главный офис которой находится в городе Ростове-на-Дону, вдруг заявила об убыточности перевозок и стала массово отменять самые прибыльные для них электрички – утренние и вечерние, по крайней мере, на Кавказских Минеральных Водах. Дальше – больше: стали сокращать длину перегонов. Цель такой политики лежала на поверхности – поднять тарифы на перевозки пассажиров, обеспечив за счёт населения и правительств регионов дополнительно получаемую часть прибыли. При этом с последними железнодорожники не считали нужным даже консультироваться, отказывались предоставлять расчёты новых тарифов, тянули с заключением нового договора на выгодных только им условиях. И цели своей достигли: новые повышенные для населения тарифы и договора с правительствами регионов компенсировали не только выпадающие доходы, но и стали обеспечивать приемлемую для них прибыль. Но откуда воз-никла проблема?

Проблема однозначно возникла в тот момент, когда федеральное прави-тельство (куратор Аркадий Дворкович) благословило расчленение единого до этого ОАО «РЖД», разрешив выделение из него пригородных перевозок, управляемых пассажирскими пригородными компаниями. Логично предположить, что подвижной состав (электрички) также должен был быть им передан. Но этого не случилось: он остался в собственности ОАО «РЖД», а пригородным компаниям был отдан в аренду. И практика перевозок сразу же показала, что при действующих до этого тарифах невозможно получить даже нормированную прибыль, так как реальная прибыль от перевозок пассажиров с трудом перекрывала плату за аренду подвижного состава. Вопрос о повышении тарифов на перевозки стал неизбежен. Заставить же ОАО «РЖД» (Владимира Якунина, тогда главу РЖД) передать электрички пассажирским пригородным компаниям федеральное правительство не решилось, действуя, может быть, и сугубо преднамеренно, о чём нам остаётся только догадываться. Электрички ходят полупустые: платёжеспособность в целом бедного населения не позволяет последним ими пользоваться регулярно или пользоваться только тогда, когда имеются льготы на проезд. Но это мы уже проходили: ведь в сравнительно недавнем прошлом на наших глазах и Единая энергетическая система страны реформатором А. Чубайсом была разделена аж на 266 энергетических самостоятельных компаний, что закономерно сразу же привело в конечном итоге к росту только тарифов на электроэнергию для населения на 650 %, снижению производительности труда в 3 раза, росту персонала (в основном управленцев) в 1, 6 раза. И о каком развитии всех видов бизнеса при таком диктате цен на электроэнергию уже частных в большинстве своём компаний-монополистов можно говорить?

Аналогично, на описанном выше примере с электроэнергетикой, идут «реформы» и в области всех видов железнодорожных перевозок, включая и дальние, и пригородные, и грузовые, снижающие в целом показатели отрасли, но приносящие немыслимые, в первую очередь их хозяевам, прибыли, приведенные, например, в стенограмме заседания Государственной Думы РФ от 11 февраля 2014 года: прибыль за прошлый год «Роснефти» – 560 млрд. рублей, дивиденды топ-менеджмента – 2,6 % от чистой (!) прибыли; РЖД – ещё больше, дивиденды – 2,0 %; «Газпром» – чистая прибыль – 1,0 триллион рублей. Дивиденды – 2,0 %, то есть 20 млрд. рублей на узкую группу управленцев. Цифры чудовищные, и, несмотря на то, что отмеченные компании являются государственными, никаких попыток президента, правительства РФ, антимонопольного комитета РФ по снижению разрыва доходов высших управленцев с остальным персоналом до сих пор не замечено. И одни только годовые зарплаты руководителей наших «национальных достояний», показанные открыто, составляют, к примеру,: А. Костина, председателя правления ВТБ – 900 млн. рублей; И. Сечина, главы «Роснефти» – 750 млн. рублей; А. Миллера – главы «Газпрома» – 750 млн. рублей; Г. Грефа, главы Сбербанка – 450 млн. рублей. И только бывший глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин из-за непрерывного давления СМИ за показную роскошь, но отнюдь не баснословные заработки, покинул должность, пристроившись на старости лет в тихой гавани – Совете Федерации.

На путь увеличения любыми способами своих прибылей встали и вновь организованные пригородные компании. Порядка двух месяцев тому назад ОАО «СКППК» обязала своих кассиров при продаже билетов на электрички инвалидам, имеющим право бесплатного проезда, требовать дополнительно к официальной годовой справке о праве бесплатного проезда, также оригиналы паспорта и справки об инвалидности. Примерно в течение месяца, или чуть более, вместо оригинала справки об инвалидности можно было предоставлять кассирам её ксерокопию, заверенную нотариально, и ксерокопии первых страниц паспорта, однозначно удостоверяющих личность. Но недавно (около месяца назад) при продаже льготных билетов инвалидам кассиры стали требовать у последних только оригиналы справки об инвалидности и личные паспорта, ссылаясь на приказ СКППК и угрозы увольнения с работы, если они кому-нибудь из инвалидов пойдут на уступки.

Любому, способному хоть немного мыслить гражданину России, конечно же ясно, что в условиях всеобщего обнищания населения, тем более пенсионеров, но особенно инвалидов, при ценах на проезд в электропоездах, значительно превышающих платёжеспособность последних, обязательно найдутся мошенники, оформившие (в условиях тотальной коррупции) липовые справки на право бесплатного проезда. Да, действительно, пригородные компании потеряют часть прибыли, но сама-то эта прибыль столь микроскопична, что никоим образом не может быть сопоставима с теми моральными страданиями тысяч и тысяч наказанных судьбой реальных инвалидов из-за десятка-другого мошенников, являющихся к тому же вполне здоровыми работоспособными людьми. Крики, ругань и угрозы у касс продажи пригородных билетов – неизбежное следствие такого непродуманного бесчеловечного решения СКППК. Да всё бы ничего, если бы инвалиды были навечно застрахованы от случаев потери справки об инвалидности, что в жизни, конечно же, совершенно нереально, тем более у инвалидов с расстройствами психики.

Восстановление справки об инвалидности – тяжелейшая процедура, сопровождающаяся у самих инвалидов и их родственников серьёзными стрессами, отнюдь не улучшающими их здоровье. Но ОАО «СКППК» на все эти нюансы очевидно глубоко плевать, если на кону деньги, и только деньги, а также на то, что при оформлении ежегодных справок на льготный проезд в пенсионном фонде города, кроме пенсионного удостоверения инвалиды предъявляют также и паспорт, и справку об инвалидности. Было бы логичным для борьбы с мошенниками усилить в первую очередь требования к форме самой справки о праве бесплатного проезда, размещая на ней, например, фотографию инвалида или помещая ещё какие-либо признаки. А так: в одном ведомстве одни требования, в другом – другие, а страдают самые невинные. Обидно.

Автор этой статьи подал в городскую прокуратуру заявление с просьбой разъяснить законность рассмотренного выше приказа ОАО «СКППК» о требовании у инвалидов оригиналов справок об инвалидности и паспортов при продаже им билетов на электропоезда. Заявление переадресовано в транспортную прокуратуру, подразделение которой находится в г. Минеральные Воды. Ответа пока нет, но, как показывает, к сожалению, опыт работы различных ведомств с обращениями граждан, ведомства или отделываются формальными отписками, или защищают сугубо свои, в том числе коммерческие интересы. А вдруг?

                19.12.2017

Сухоручкин Игорь Владимирович. Пенсионер.
357623; г. Ессентуки, 23,
ул. Энгельса, 23, кв. 70.

тел. 8 (928) 365-12-64.