Августин Блаженный

Валерий Стрельцов
     Существуют два плана истории: духовный, где судьбами стран и народов вершат   силы духовного мира, и внешний план, где фигурируют люди, в меру своего понимания происходящего действующие на физическом плане. Духовная наука для верующих в существование потустороннего мира может дать понимание происходящих там  процессов. Без этого плана исторический процесс превращается в хронологический набор фактов и событий, установление причинно-следственных связей между которыми не представляется возможным. Поэтому все, что мы читаем в учебниках истории в основном является мифами. И историю все время по идеологической необходимости переписывают и видоизменяют  властьпридержащие и различного рода идеологи. Исторические работы часто используются как  идеологическое оружие. Хорошим примером здесь является недавно изданная «История государства Российского» Б. Акунина.

Такое понимание хода истории и сил действующих на исторической арене появилось уже в средние века. И было подробно развито в V веке н.э. монахом, философом и богословом Августином Блаженным. Он понимал ход истории, как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека. По Августину, люди - лишь актеры драмы (лучше сказать трагедии), автором которой является Бог. Но чтобы это понять нужно постараться вылезти из своей шкуры и заглянуть за границы отпущенного нам времени жизни… Уж очень она коротка! Жизнь человека — мгновение, и находясь в ее рамках ничего понять невозможно. Это все равно как быть одной из молекул, участвующих в броуновском движении: все вокруг тебя пихают, все вокруг тебя толкают, а куда и зачем понять невозможно… А кто-то несет банку с мечущимися  молекулами туда, куда ему надо…
Много фактов, подтверждают эти откровения Августина. Вот, например, стихотворение-признание  «Послушник» И..В. Сталина — в юности он писал хорошие лирические стихи - написанное им незадолго до смерти:

Поговорим о вечности с тобою:
Конечно, я во многом виноват!
Но кто-то правил и моей судьбою,
Я ощущал тот вездесущий взгляд.
Он не давал ни сна мне, ни покоя,
Он жил во мне и правил свыше мной
И я, как раб вселенского настроя,
Железной волей управлял страной.
Кем был мой тайный высший повелитель?
Чего хотел Он, управляя мной?
Я, словно раб, судья и исполнитель,
Был всем над этой нищею страной.
И было всё тогда непостижимо:
Откуда брались силы, воля, власть?
Моя душа, как колесо машины,
Переминала миллионов страсть.
И лишь потом, весною, в 45-м,
Он прошептал мне тихо на ушко:
– Ты был моим послушником, солдатом,
И твой покой уже недалеко!

 Под впечатлением от захвата и разграбления Рима в 419 году королем германского племени Аларихом Августин  написал свое сочинение «О граде Божьем», в котором рассматривал гибель Рима как закономерное наказание за бесчисленные грехи. Одни грехи Нерона и его гонения первых христиан и их  уничтожение на аренах цирков чего стоят… Августин противопоставлял «град земной», т.е. государственность, которая основана на «любви к себе, доведенной до «презрения к Богу», - «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
«Презрение к себе...» - очень глубокий тезис, проявление  которого можно разглядеть в судьбе русского народа… Сейчас в сетях читают стихотворение рядовой медсестры Лотошинской ЦРБ «Святой и голозадый наш народ...» - душераздирающий крик  к властям про долготерпение и презрение к себе русского народа… С каким страшным надрывом мы живем, что раньше, что сейчас, и долго ли нашему народу еще мучиться…
В очерке «Народ Христа» и статье «Народный суд» делается попытка найти ответы на эти мучительные вопросы.