Священноисповедник Амвросий Полянский

Вячеслав Иванович Марченко
Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских,
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
09.08/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
10/23.06 – Собор Рязанских святых
07/20.12 – день блаженной кончины (1932 г.)

Священноисповедник епископ Амвросий (Полянский Александр Алексеевич) родился 12 декабря 1878 года в селе Петелино Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

Окончил Шацкое Духовное училище.
В 1899 году – Тамбовскую Духовную семинарию.
В том же 1899 году поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1903 году окончил ее курс со степенью кандидата Богословия за работу «Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина "О Граде Божием"».

В 1901 году принял монашеский постриг. В том же году рукоположен во иеродиакона, а 1902-м – во иеромонаха.

В 1903 году был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской лавры.
В 1905 году награжден наперсным крестом.
В 1906-м он был назначен ректором той же семинарии и возведен в сан архимандрита.
С 1906-го по 1917 год – ректор Киевской Духовной семинарии.
Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением, пользовался уважением как учеников семинарии, так и священноначалия, в частности митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии отца Амвросия, но митрополит Флавиан, ценя его труды на поприще подготовки юношей к церковному служению, говорил: "Он мне нужен".

В 1915 году за усердное служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира III степени.

22 октября 1918 года он был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии.
В 1922 году перемещен на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую.

В конце сентября 1923 года в Донском монастыре в Москве состоялось собрание двадцати семи архиереев, на котором обсуждались вопросы, связанные с примирением с обновленцами. На нем епископ Амвросий говорил об обновленцах: «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким вовсе не Высокопреосвященнейший митрополит, а бывший архиепископ, потому что он присоединился к отщепенцам (самозваному духовенству, отколовшемуся от Святейшего Патриарха Тихона и, по его идеологии, от Церкви Христовой). Сами посудите, кто у них были первыми вершителями дел? Бывший архиепископ Антонин, состоящий на покое в Заиконоспасском монастыре. Он из личных счетов пошел против патриарха Тихона, а к нему примкнули и прочие из духовенства с темным прошлым. Антонин оказался богохульником. Он, как нам известно, идет против почитания угодников Божиих, признает только Святую Троицу и священные события из жизни Христа и Богоматери, иконостас он называет ненужной перегородкой, которую пора, по его словам, сломать. Епископ Леонид нам мало известен, но он, несомненно, подкуплен, дабы расшатывать канонические устои святого Православия. Введенский, бывший петроградский священник, а ныне женатый архиерей, чуть ли не из евреев. Священник Боярский высказался кощунственно на их незаконном Соборе против почитания святых мощей. Вот эти опороченные лица и восстали против Святейшего Патриарха Тихона и Святого Православия».
После обсуждения вопроса о примирении и объединении с обновленцами состоялось закрытое голосование, на котором большинство архиереев высказалось против подобного шага.

В 1923 году епископ Амвросий был арестован и обвинен губсудом в "нарушении законов об актах гражданского состояния", но оправдан.

Активно боролся с обновленческим расколом. Обновленческий епископ Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию перейти в обновленчество, но после его отказа обновленцы подали на него заявление в ОГПУ, на основании которого он был вскоре снова арестован Винницким ОГПУ СССР – в 1923 году.
При аресте обвинен в "укрывательстве б. офицеров, рукополагая их в священников".
Выслан в Харьков.
После высылки епископа Амвросия Подольская епархия при поддержке властей была совершенно разгромлена обновленцами.

В 1923-24 годах епископ Амвросий пребывал в Харькове.
В 1924-м был выслан за пределы Украины и поселился в Москве.

В Москве Владыка подвизался в Свято-Данииловом монастыре, был одним из членов "Даниловского синода".
12 апреля 1925 года принимал участие в погребении святого патриарха Тихона.
Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В 1925 году был вновь назначен управляющим Подольской епархией, но выехать не успел.

30 ноября 1925 года арестован по делу митрополита Петра (Полянского).
При аресте обвинен в том, что "являлся деятельным участником церковно-монархической группы, поставившей себе целью использование церкви в целях нанесения ущерба соввласти, путем концентрации антисоветского элемента".
Владыке Амвросию было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого "Даниловского синода".
Во время следствия (по май 1926 года) содержался во Внутренней тюрьме ОГПУ, Бутырской тюрьме.
В протоколе допроса от 16 декабря 1925 года значится: «В какой церкви или монастыре вы преимущественно служите?» – Спросил следователь. – «В Даниловом монастыре». – Кого из епископов, живущих в Даниловом монастыре или близ него и служащих в нем, вы знаете?» – «Епископов Дамаскина, Парфения, Германа, Иоасафа; архиепископов Пахомия и Прокопия». Все они к тому времени были арестованы вместе с епископом Амвросием и сидели во внутренней тюрьме ОГПУ или в Бутырской тюрьме.
Тучков и 6-й отдел ОГПУ уже выработали свое суждение, решив, что жившие в Данииловом монастыре архиереи есть нелегальный Синод митрополита Петра, и потому всякая встреча этих архиереев в монастыре и всякая их беседа с обсуждением церковных вопросов есть не что иное как обсуждение насущных церковных вопросов Синодом.
21 мая 1926 года владыка Амвросий был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по статье 62, 68 УК РСФСР.
Приговор: три года заключения в концлагере.

С июня 1926-го по март 1929 года содержался в Соловецком лагере особого назначения.
В июле 1926 года принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов).

30 ноября 1928 года архиереям Амвросию (Полянскому) и Прокопию (Титову) было объявлено, что после лагеря они ссылаются на три года в Уральскую область.
В ссылку через Екатеринбург и Тобольск они ехали вместе. 7 апреля, в праздник Благовещения, прибыли в Тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. Но уже 9 апреля вновь арестовали и заключили в Тобольскую тюрьму, в которой они пробыли полтора месяца. С началом судоходства первым же пароходом были доставлены в город Обдорск. Через месяц владыка Амвросий был отправлен отсюда в небольшое село Шурышкары, где он пробыл до 5 июля 1931 года, когда был возвращен в Обдорск.

30 июля 1931 года епископы Амвросий и Прокопий были вновь арестованы, а 14 декабря 1931 года приговорены к ссылке в Казахстан в город Туркестан через Алма-Ату.
Причиной ареста явилась ненавистная безбожным властям глубокая вера святителей, их нежелание идти на компромиссы, сам образ жизни, который они вели в глухой ссылке; раздражало, что архиереи осмелились служить Божественную литургию в ссылке, хотя на службах присутствовало всего несколько человек, раздражало и то, что святители переписывались с находившимся на крайнем севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.
Материалов для обвинения не было достаточно, и к архиереям в камеру подселили осведомителей, один из которых донес, что епископ Амвросий говорил, что каждый раз, когда его вызывают на допрос к уполномоченному ОГПУ, ему предлагают стать агентом ОГПУ. «Но я на такую подлость, – сказал владыка Амвросий, – никогда не пойду».
«Дело» было закончено в сентябре 1931 года. В обвинительном заключении уполномоченный Ямальского отдела ОГПУ написал: «В Ямальский Окружной отдел ОГПУ поступили сведения, что административно-ссыльные епископы Полянский и Титов, находясь в ссылке в селе Мужи в 1929 году, устраивали с местным зырянским и туземным остякским населением широкие связи... на почве ведения бесед на религиозные темы, придавая им антисоветский уклон... совершали незаконные в домах богослужения, а также проводили явно антисоветскую агитацию.
Впоследствии уполномоченным ОГПУ были переведены Полянский – в Шурышкары, а Титов – в деревню Киеват, где продолжали ту же самую деятельность, оказывая вредное влияние на окружающие их темные массы, в результате чего лица, находящиеся с ними в наиболее тесных связях, стали активно выступать против проводимых мероприятий советской власти, как например против закрытия церкви, против коллективизации, распространения займов и так далее».

Весной 1932 года епископ Амвросий находился в Алма-Ате. В это время в Алма-Ате был епископ Герман (Вейнберг). Для поддержания духа верующих епископ Герман благословлял на литургии ссыльным священнослужителям причащаться в алтаре Никольского собора в полном облачении. И нередко алтарь Никольского собора был переполнен духовенством – от диаконов до архиереев. Среди них были архиепископ Херсонский и Николаевский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский).

В Туркестане Владыке объявили, что местом жительства ему определено село Сузак, в 120 км от города Туркестана.
В дороге к месту ссылки в отдаленное селение Сузак он получил тяжелые ожоги и едва добрался до места ссылки. По приезде попал в больницу, где через неделю скончался. По другому источнику, умер от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в Голодной степи Казахстана, по дороге из Чимкента в село Сузак. Из устных рассказов известно, что Владыка, облаченный в черную рясу, ехал по раскаленной солнцем степи на верблюде в сопровождении конвоя. Объявив привал, охрана дала команду: "Поп, слезай с верблюда!" Ответа не последовало – Владыка был мертв.
Установлена дата кончины – 20 декабря 1932 года.

Священноисповедник епископ Амвросий (Полянский) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 397, 416, 580, 837, 961.
2. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 168, 180.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С. 189.
4. Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. № 6. С. 85.
5. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 109.
6. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.221.
7. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 73.
8. Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С. 107.
9. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
10. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001 г. Издание Соловецкого монастыря.
11. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 169-171.
12. Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 2: Алексий, человек Божий-Анфим Анхиальский. М.: "Православная энциклопедия", 2001. С. 138.
13. Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С. 107, 136.
14. http://pstbi.ru
15. http://fond.centro.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.1. Л.142-142об.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.73.