Матильда

Светлана Бестужева-Лада
«Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя. Я знала, что найдутся люди, которые будут меня жалеть, но найдутся и такие, которые будут радоваться моему горю. Что я потом переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…»

Талантливая балерина, первая любовь цесаревича-наследника Николая Александровича, представить себе не могла, что ее обожаемый Ники будет зверски убит со всей семьей в Ипатьевском доме, что она так больше с ним никогда и не встретится после оглашения помолвки с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской, хотя никогда не забудет.
Как и он ее не забыл, хотя, став императором и супругом немецкой принцессы, никогда больше не посмотрел ни на одну женщину. Брак для него был понятием святым и непреложным, что дало повод к язвительным выпадам в его адрес: «подкаблучник».
Кстати, роман с Кшесинской российское высшее общество восприняло совершенно спокойно – такие романы были в порядке вещей – и даже удивилось спокойному и тихому завершению этой связи.

Матильда Феликсовна Кшесинская появилась на свет 19 августа (по новому стилю 31) 1872 года в семье артистов балета Мариинского театра: Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. У родителей не было никаких сомнений в том, что дочь пойдет по их стопам: танцевать девочка начала едва ли не раньше, чем говорить. Изящная фигурка, крутой подъем ноги, чрезвычайно пластичные руки…
В десятилетнем возрасте Матильда была принята в Императорское театральное училище, где её педагогами были Лев Иванов, Христиан Иогансон и Екатерина Вазем. После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра.
В 1890 году впервые на выпускном спектакле балетного училища в Петербурге должна была присутствовать царская семья во главе с Александром III.
 «Этот вечер решил мою судьбу», – напишет позже Кшесинская.
После спектакля выпускники с волнением наблюдали, как по длинному коридору, ведущему от театральной сцены в репетиционный зал, где их собрали, медленно шли члены царской семьи: Александр III с императрицей Марией Фёдоровной, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович.
На удивление всем император громко спросил:
-А где же Кшесинская?
Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:
- Будьте украшением и славою нашего балета.
Семнадцатилетняя Кшесинская была ошеломлена тем, что произошло в репетиционном зале. Конечно, Малечка (так звали ее близкие) обладала  несомненным и выразительным талантом, который никогда не отрицали даже самые лютые недоброжелатели. Но украшение и слава балета…
Но дальнейшие события этого вечера казались ещё более невероятными. После официальной части в училище давали большой праздничный ужин. Александр III занял место за одним из пышно сервированных столов и попросил Кшесинскую сесть рядом с ним. Затем он указал на место рядом с юной балериной своему наследнику и, улыбаясь, сказал:
- Смотрите только не флиртуйте слишком.
«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения…»
Самодержец словно намекал 22-летнему Николаю на то, что эта девушка ему очень подходит — не для брака, конечно, а для ни к чему не обязывающих легких отношений. Но этот намек имел очень глубокие корни. По существовавшим в России негласным обычаям, наследник престола до женитьбы должен был иметь хотя бы одну любовную связь – для практики.
При этом фаворитка не должна была претендовать ни на что серьезное, быть хорошего происхождения и обязательно девственницей – сифилис, увы, был тогда бичом Петербурга. Хотя чему могла девственница научить девственника?
Откуда вообще императору стало известно про Кшесинскую? И почему он выбрал именно ее? Незадолго до этого у него состоялся доверительный разговор с супругой и придворным врачом по поводу состояния наследника, который еще не имел интимных отношений с женщинами. А это совсем никуда не годилось, нужно было срочно принимать меры.
В конечном итоге выбор пал на Матильду Кшесинскую, отвечавшую всем царским требованиям и пожеланиям. Родословная красавицы была в порядке, медицинские справки тоже. Профессия – традиционная, обычно члены царской семьи выбирали возлюбленных именно из Александринки.
Вот что скрывалось за шутливой фразой императора о флирте. Вот почему он пожелал видеть Матильду Кшесинскую за царским столом. Фактически любовницу цесаревичу выбрал отец при негласном одобрении матери и с благословения семейного доктора.
Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, и деда, счет любовниц которого шел на сотни,был очень верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин – потребление «беленькой» в компании приятелей.
Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. У него самого до брака была любовница-аристократка, фрейлина его матери, многому его научившая. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.
Но решающую встречу все не удавалось устроить. Цесаревич никак не мог забыть встречу с приезжавшей в Россию на свадьбу сестры Алису Гессен-Дармштадскую и был в нее искренне влюблен, не обращая внимания на увещевания родителей.  Несколько раз Кшесинская и цесаревич случайно видели друг друга издалека на улицах Петербурга. Роман ну никак не клеился.
Следующая более или менее серьезная встреча с Николаем случилась в Красном Селе, где по традиции летом проходил лагерный сбор для практической стрельбы и манёвров. Там был построен деревянный театр, где давали спектакли для развлечения офицеров.
Кшесинская, с момента выпускного спектакля мечтавшая ещё раз хотя бы увидеть вблизи Николая, была бесконечно счастлива, когда он пришёл поговорить с ней во время антракта. Вот оно, наконец-то! Теперь будет назначено свидание в одном из уединенных павильонов и…
И… после сборов наследник на 9 месяцев уехал в кругосветное путешествие. А заводить серьезные отношения наспех он не желал. Мало ли что…
«После летнего сезона, когда я могла встретиться и говорить с ним, моё чувство заполонило всю мою душу, и я только о нём могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки…»
Лучше бы не узнавала…
От сердечной тоски Кшесинская с головой ушла в работу: чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки.
Когда наследник вернулся в Россию, он стал писать Кшесинской много писем и всё чаще приезжал в дом к её семье. Однажды они сидели в её комнате почти до утра. И тогда Ники (так он сам подписывал письма к балерине) признался Матильде, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Кшесинская мучилась, но понимала, что её разлука с наследником неизбежна.
Спасало опять-таки творчество. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к Матильде перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». 18 ноября 1892 года, в день 50-го представления балета, балерина записала в своём дневнике:
«Приехал в театр Чайковский, и его попросили на сцену (и даже я его провела на сцену), чтобы поднести ему венок…»
Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, оно не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры.
Разумеется, огромную роль играли слухи о любовной связи цесаревича и примы Александринки. Правды никто не знал, а связь балерины с высокопоставленным покровителем – дело издавна традиционное для балета.
 Матильда же была упряма и горда, как истинная полька, держалась так, как если бы не только первого поцелуя еще не было, а уже и свадьба не за горами.Получить неприятности из-за строптивой девицы начальству театра хотелось меньше всего. Мало ли как жизнь поворачивается.  Знало бы оно…
Несмотря на то, что Ники все чаще появлялся в жизни юной балерины, до самого главного, ради чего все собственно и затевалось, дело почему-то не доходило. Пока что она исполняла ведущие партии во всех спектаклях Мариинского театра, но …и только. Они не были любовниками, хотя со времени первой встречи прошло уже два года…
Матильда недоумевала. Часами она слушала стенания наследника о том, что он не может позволить себе «быть первым» в ее жизни, взять на себя такую колоссальную ответственность. Вот если бы она уже познала физическую любовь, тогда все бы у них сложилось…
Эта игра не по правилам в конце концов возмутила Кшесинскую — она-то хотела другого. Более того, ей дали понять, что царская милость быстро закончится, если это, «другое», в конечном итоге так и не произойдет. Но отказаться от своей первой любви она не могла и делала все возможное и невозможное, чтобы растормошить, поделиться с ним своей безудержной энергией, которая давала ей силы танцевать и любить.Инертность Ники угнетала.
Жажда жизни в конечном итоге сломила вялое сопротивление Николая, и он впервые подчинился Женщине.
Интересно – как? Впрочем, он уже официально посватался к принцессе Гессен-Дармштадской и нужно было избежать конфуза перед будущей любимой женой.
Предпринятое между тем сватовство оказалось неудачным – принцесса Алиса отказалась переменить веру, а это было основным условием брака, поэтому помолвка не состоялась. Ники снова стал часто навещать Матильду. Уже по привычке, наверное.
«Нас всё более влекло друг к другу, и я всё чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Отец был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нём, о моём счастье, хотя бы кратком…»
В 1982 году Кшесинская переехала в дом на Английском проспекте. Она была не первой балериной, владевшей им. 29 января 1876 года дом с участком земли приобрела в частную собственность актриса Императорских Санкт-Петербургских театров Анна Васильевна Кузнецова.
Будущий особняк предназначался для совместной жизни Анны Васильевны и Великого князя Константина Николаевича, которых в это время уже связывали прочные семейные узы.Осенью 1876 года особняк был готов. Его полностью обустроили в «милое гнездышко», со вкусом обставили красивой мебелью, которую приобрели на сумму в 9 тысяч рублей, украсили фарфором, мраморными скульптурами и картинами. На втором этаже в кабинете великого князя расположили большую библиотеку, а для Анны Васильевны обустроили изысканный будуар.
Все были счастливы, хотя имя Анны Кузнецовой, балерины все той же Мариинки и морганатической супруги кузена императора, вообще мало кому известно, и крайне мало кого интересовало. Ну, женился Великий князь на балерине, ну купил ей особняк – дело житейское. Его даже в светских гостиных обсуждали всего неделю. Кузнецова – не Кшесинская.
В ЦГИА Санкт-Петербурга сохранилось описание дома. Это был каменный лицевой двухэтажный особняк на служебном полуподвале, с кирпичными, оштукатуренными стенами, под железной крышей с обрешеткой. Наружная парадная дверь, которая располагалась слева, вела к красивой каменной лестнице, а железные ворота справа служили проездом для карет во внутренний дворик.
 В жилых помещениях окна были с зеркальными стеклами, полы мозаичные и паркетные. Особняк отапливался девятью голландскими печами и четырьмя каминами, очаги на кухне отделаны изразцами. В доме были все удобства: три ватерклозета (один обыкновенный и два улучшенного устройства), две ванные комнаты.
Кшесинская в своих воспоминаниях более живописно представляет «прелестный маленький особняк на Английском проспекте в доме № 18», хозяйкою которого она стала осенью 1892 года:
«Этот особняк построил великий князь Константин Николаевич для балерины Кузнецовой <...>. Особняк был двухэтажный, прекрасно обустроенный, с вместительным погребом. За домом находился небольшой сад, окруженный высокой стеной. В глубине виднелись хозяйственные постройки, конюшня и сарай. А дальше, вплоть до самого парка великого князя Алексея Александровича, простирался все тот же сад. При переезде я переделала только спальню на втором этаже, а все остальное осталось прежним. Электричества тогда еще не было, и дом освещался керосиновыми лампами разных форм и размеров».
Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов. Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже. А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской.
До самой свадьбы продолжалась его переписка с Кшесинской. Она попросила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на «ты», а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. В последнем письме к балерине наследник ответил:
«Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».
«Роман века», таким образом, фактически продолжился около двух лет. Меньше, чем у иной хористки.
Современники, лично знавшие Кшесинскую, отмечали, что особо хороши у нее были глаза. Темные, блестящие, напоминавшие две сладостные бездны. После того, как наследник начал официально ухаживать за Матильдой, восходящую звезду прозвали «феей Оленьего парка», намекая тем самым и на ее статус царской фаворитки, и на прекрасные глаза с поволокой.
Настоящая женщина всегда чувствует, когда у нее есть соперница. Матильда Кшесинская ощущала незримое присутствие другой с самого начала. Та, другая, незримо стояла у изголовья постели Ники и Мали. Соперница занимала все мысли Николая, это ее имя он произносил во сне, небрежно обнимая прильнувшую к нему Матильду. Алиса Гессенская. Наследник престола по-прежнему мечтал о далекой белокурой принцессе, которую видел всего два раза в жизни. И чем больше он узнавал Матильду, тем сильнее желал немку. Кшесинская всегда была под рукой, а всякая доступность рано или поздно убивает любовь. Особенно если она не слишком сильная.
Вскоре Ники знал наизусть ее привычки и недостатки, мирился с приступами плохого настроения и раздражения. «Маленькая К.», как он называл приму в своих дневниках, давно перестала быть загадкой. Алиса же, напротив, незаметно превратилась в Прекрасную Даму, образ которой бередил душу и растравлял израненное сердце. Все чаще Николай оставлял любовницу и уезжал во дворец.
Кшесинская чувствовала приближение разрыва, но так или иначе старалась продлить агонию любви. Она действительно привязалась к нему. Иногда в самых дерзких мыслях она мечтала о тяжелой княжеской короне. Мечтала вопреки всему. Ведь тщательно выбранную фаворитку сразу честно предупредили — брак, даже морганатический, невозможен, поскольку в этом случае Николай лишится права на престол. И уж, конечно, никаких внебрачных детей, хотя этим в семье Романовых даже кошку удивить было невозможно.
Николай Александрович, кстати, к престолу не особенно стремился, хотя и изменить свою судьбу не пытался, искренне считая, что Бог возложил на него миссию главы России. А тут еще и сугубо династический брак – большая редкость! – по любви.
«Уже пошел четвертый год, как я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст когда-нибудь на ней жениться…»
7 апреля 1894 года объявили о помолвке российского цесаревича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской, которая произошла за границей. Матильда Кшесинская прочитала об этом в утренних газетах.
Что чувствуешь, когда тебе предпочли другую женщину? Матильда испытала горечь. Победа над наследником оказалась мимолетной. Да, он хотел быть ведомым по жизни, но роль поводыря отныне должна была исполнять белокурая Аликс Г. Конечно, многие мужчины, женившись, не забывают о своих прежних пассиях. Но Николай был безупречным семьянином, слишком долго он ждал своего счастья, чтобы тут же его потерять.
Матильда Кшесинская оказалась первой и единственной любовницей в жизни государя.
После помолвки Николай никогда не переступал порога в ее доме. Прощальная встреча состоялась в парке, и пани Кшесинская в сотый раз вспоминала его последние слова, полные сожаления и нежности. Увы, прежней любви там не было. К чести Николая он никогда не забывал о Кшесинской, неизменно приходя к ней на помощь в трудных ситуациях.
Выезжая на прогулки в сопровождении многочисленных поклонников, она теперь улыбалась и шутила, как будто и не испытывала душевной боли. Гордячка-полька не терпела жалости по отношению к себе.
Было что-то мистическое в том, как эта женщина действовала на мужчин семейства Романовых. Сперва обратила на себя внимание самого императора Александра Ш, который, правда, пекся о благополучии наследника.Затем роман с Николаем. А после разрыва настала очередь великого князя Владимира Александровича. Он часто бывал на ее спектаклях, оставляя для красавицы цветы. Увы, возраст князя не позволял приударить за примой Мариинки.
Князю Сергею Михайловичу повезло больше. Правда, с Матильдой его свел никто иной, как сам Николай, украдкой попросивший родственника присмотреть за балериной и обеспечить ей безбедное существование.
Сергей Михайлович трогательно ухаживал за Кшесинской, осыпал ее подарками и оплачивал счета. Великий князь утешал балерину после расставания с Ники. Их долгое время связывали близкие отношения, которые опять же никого не удивляли. Привыкли.
Вспоминая о театральном сезоне 1900/1901 года, Кшесинская упоминает, как за ней красиво ухаживал женатый 53-летний великий князь Владимир Александрович. В те же годы у Кшесинской завязался бурный роман с великим князем Андреем Владимировичем, при этом отношения балерины с Сергеем Михайловичем не прекращались.
Тоже сплетен почти не было. Тоже привыкли, что у одной балерины может быть два, а то и больше высокопоставленных любовников. Балет – дело тонкое.
Кстати, с подачи императора в 1900 году Кшесинской легко удалось получить персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам такие почести полагались лишь после двадцати лет службы или перед выходом на пенсию.
Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку».
Матильде было 27, и она находилась в расцвете женской красоты и творческих сил. Аплодисменты не смолкали. Виновницу торжества осыпали подарками и цветами, после спектакля, как и положено в таких, случаях состоялся банкет. На праздничном ужине присутствовали великий князь Сергей Михайлович и великий князь Андрей Владимирович. Последний от смущения опрокинул бокал вина на платье балерины. И покраснел от смущения…
Он был молод (всего 23 года) и очень красив. Но главное, князь Андрей напоминал молодого влюбленного Ники. И Матильда потеряла голову от внезапно вспыхнувшей страсти…
«В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение…»
Осенью 1901 года они вместе поехали в путешествие по Европе. В Париже Кшесинская узнала, что ждёт ребёнка. 18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но посчитала, что не имеет права этого делать. В итоге, мальчика назвали Владимир – в честь отца её любовника Андрея.
«Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжёлый разговор с великим князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем…»
Сыну Кшесинской дали отчество Сергеевич. Хотя уже после эмиграции, в январе 1921 года, балерина и великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце. Тогда он усыновил своего родного ребёнка. Но фамилию мальчик получил Красинский. И это имело особый смысл для Кшесинской.
История семьи Матильды Кшесинской не менее занимательна, чем биография самой балерины. Её предки жили в Польше и относились к роду графов Красинских. В первой половине XVIII века случились события, перевернувшие жизнь знатного семейства. И виной этому, как часто бывает, стали деньги.
Прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После смерти графа почти всё наследство отошло его старшему сыну (прапрадеду Кшесинской). Его младший брат не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер, не оправившись от смерти своей супруги. Владельцем несметных богатств оказался его 12-летний сын Войцех (прадед Кшесинской), оставшийся на попечении француза-воспитателя.
Дядя Войцеха, считавший несправедливым распределение наследства графа Красинского, решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. В 1748 году кровавый план уже близился к завершению: двое наёмных убийц готовили преступление, но у одного из них сдали нервы. Он рассказал обо всём французу, воспитывавшему Войцеха.
Собрав наспех вещи и документы, тот тайно вывез мальчика во Францию, где поселил его в доме своей семьи под Парижем. Чтобы максимально законспирировать ребёнка, его записали под фамилией Кшесинский. Почему была выбрана именно эта фамилия – неизвестно. Сама Матильда в мемуарах предполагает, что она принадлежала её прадеду по женской линии.
Когда воспитатель умер, Войцех решил остаться в Париже. Там в 1763 году он женился на польской эмигрантке Анне Зиомковской. Спустя семь лет у них родился сын Ян (дед Кшесинской). Вскоре Войцех решил, что может вернуться обратно в Польшу. За годы его отсутствия ушлый дядя объявил наследника умершим, а все богатства семьи Красинских забрал себе. Попытки Войцеха вернуть наследство оказались напрасны: воспитатель при побеге из Польши взял не все документы. Восстановить историческую правду в городских архивах тоже было трудно – многие бумаги оказались уничтожены в ходе войн.
Единственное, что сохранилось у семьи Кшесинской в доказательство их происхождения – кольцо с гербом графов Красинских.
«И дед, и отец пытались восстановить утерянные права, но это удалось лишь мне после смерти отца…»
Много позже, в 1925 году Матильда перешла из католичества в православие с именем Мария. После этого Великий князь Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.
В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. за каждое выступление, с 1909 года — по 750.
Уход из театра совпал с переездом Матильды в новый дом на Кронверкском бульваре.
Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла.
Главный фасад особняка обращен на Кронверкский проспект, однако здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка. В нижнем этаже находились служебные помещения, в первом — залы и гостиные для приемов, вечеров и балов, во втором — спальня, детские, ванная, гардеробная и прочие жилые помещения. Внутреннее пространство первого этажа организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.
Интерьеры были оформлены в стиле модерн.
«Огромные зеркальные окна выходят на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость. У стен обитая шелком белая мебель. В сторону Невы зал замыкается полукруглым выступом, в котором раскинулись громадные пальмы. По камням живописного грота струятся серебристо-голубые ленты воды. За изящной стеклянной дверью множество драпировок из дорогих бархатных тканей. Три массивные двери ведут из зала во внутренние комнаты дворца».
Если кого-то возмущает «пошлая роскошь», по деликатному выражению Маяковского «надрыгаемая ногами балерунки», пусть поищет описание первоначального вида особняка, которое советское правительство презентовало Максиму Горькому. Понятно, что не за танцы, но стоил этот презент в разы дороже дома Кшесинской.
Внешний вид и внутренняя планировка здания отражали не только эстетические вкусы того времени, но и личные предпочтения Кшесинской.
В особняке две анфилады залов, зимний сад и множественные хозяйственные помещения. При отделке здания использовались самые разные материалы: красный и серый гранит нескольких сортов, облицовочный кирпич, декоративные металлические детали и цветная майоликовая плитка.
Любопытно, что много внимания Матильда Кшесинская уделила той стороне, которая обычно остаётся в тени. Это хозяйственные и бытовые постройки. Кухня, устройства для хранения продуктов, гардеробные, винный погреб – всё это также было предметом гордости хозяйки. Во дворе особняка располагались прачечная и помещения  для экипажа и автомобиля.
Благодаря знакомствам и известности хозяйки в особняке регулярно бывали известнейшие люди своего времени: Фёдор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Татьяна Карсавина, Анна Павлова. Домашние спектакли, импровизированные концерты и «капустники», проходившие в особняке Кшесинской, были обязательной приметой блистательного Петербурга вплоть до Первой мировой войны. На весь город славились званые обеды и ужины, приёмы и рауты, устраиваемые в особняке. Особенно пышно отмечалось в 1911 году двадцатилетие сценической деятельности балерины.
Собиралось избранное общество и на приморская даче Кшесинской в Стрельне.. Двадцатитрехлетний стрельнинский период в жизни Кшесинской начался после разрыва близких отношений с Наследником. Находясь в депрессии, Матильда Кшесинская наняла в одной из дач в Стрельне второй этаж и поселилась там на лето с сестрой «совершенно уединенно от всего мира, не имея ни желания, ни сил кого-либо видеть. Я хотела лишь одного: чтобы меня оставили в покое. Но я взяла себя в руки, чтобы быть в состоянии выступать летом в Красном Селе... В моем горе и отчаянии я не была одинокой. Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня....»
 Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний.
 В ночь на 18 июля 1918 года Великий Князь Сергей Михайлович был убит пулей в голову при сопротивлении чекистам, бросавшим живых детей Великого Князя Константина Константиновича - Иоанна Константина и Игоря - с другими членами императорской фамилии в отверстие шахты под Алапаевском. Их имена в список великомучеников почему-то не попали.
«Я часто гуляла по тенистым аллеям парка, окружавшего великолепный дворец Великого Князя Константина Николаевича в Стрельне, который тянулся от дворца до самого моря. Широкие каналы отделяли дворец и парк от частных владений. Однажды во время прогулки я увидела прелестную дачу, расположенную посреди обширного сада, простирающегося до самого моря. Дача была большая, но запущенная, но общее расположение участка мне понравилось. На углу висела вывеска «Дача продается», и я пошла внимательно все осматривать.
Видя, что дача мне очень понравилась. Великий Князь Сергей Михайлович ее купил на мое имя. и в следующем году я уже в нее переехала на все лето... Мне это доставило большое удовольствие, так как с раннего детства я привыкла летом жить на даче. Дача была хотя по старинному, но хорошо обставлена. Я сразу стала приводить ее в порядок. Впоследствии я все лучше и лучше устраивала и саму дачу и сад вокруг нее и построила даже собственную электрическую станцию для ее освещения, что было большим новшеством в те времена. Многие мне завидовали, так как даже во дворце не было электричества... Все лето я прожила в Стрельне, и наслаждалась в своем имении".
В декабре 1914 года М.Ф. Кшесинская за свой счет открыла в доме №24 по Каменноостровскому проспекту лазарет на тридцать кроватей для раненых солдат.
«Я не жалела средств на его устройство, в нем были две операционные комнаты и три палаты для раненых. Я привлекла лучших врачей.... В день освящения лазарета приехало все санитарное начальство, начиная с Градоначальника...».
В настоящее время единственно, что сохранилось в Стрельне от построек М.Ф.Кшесинской - это бетонная чаша фонтана, пережившего все катаклизмы нашего времени. Двухэтажный деревянный резной дом с красивой башней-бельведером пережил революцию и войны. После Великой Отечественной войны в нем были устроены коммунальные квартиры, а при строительстве спортивной площадки 1956 г. бывшую дачу снесли.
Мало кто знает, что балерина в апреле-мае 1917 года доставила большевикам немало проблем и даже вела с ними имущественную тяжбу, о которой знал весь революционный Петроград.
Предметом тяжбы был знаменитый особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, с балкона которого вечером 3 апреля 1917 года перед рабочими и матросами выступал Владимир Ленин, только что вернувшийся из эмиграции. Однако обо всем по порядку.
В начале февраля 1917 года обстановка в Северной столице стала накаляться. Полицмейстер Владислав Галле порекомендовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки. Опасения были вполне обоснованы: ни для кого не была секретом близость Кшесинской к императорской семье, последние полгода она получала анонимные письма с угрозами расправы.
Матильда на время уехала в Финляндию, но к середине месяца вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на 24 персоны. Она еще не знала, что это будет последний прием в ее особняке.
26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасаться.
«Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море. На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее. Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай», — вспоминала балерина.
27 февраля Кшесинская в черном пальто, платке на голове, чемоданчиком с драгоценностями покинула свой особняк, в котором счастливо прожила 11 лет.
Уже на следующий день в здание ворвались революционеры неизвестной масти во главе со студентом Агабабовым. Автомобили Кшесинской исчезли, а с ними антиквариат и прочие ценные вещи.
 1 марта особняк самовольно заняли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона — они расположились на первом этаже. Параллельно здание приглянулось активистам Петроградского комитета большевиков, который 11 марта 1917 года перебрался в жилище Кшесинской. После того, как в здании обосновался и ЦК РСДРП (б), петроградские газеты нарекли особняк «главным штабом ленинцев».
Удивительные все-таки пируэты выписывает судьба!
А вскоре и сам Ильич осенил особняк своим присутствием. Ленин, как известно, Февральскую революцию пропустил — был в эмиграции в Цюрихе. Вечером 3 апреля Ленин прибыл в Петроград. В 23 часа 10 минут поезд остановился у платформы Финляндского вокзала, где уже собрались петроградские рабочие. Владимир Ильич влез на броневой автомобиль, откуда выступил с исторической речью, которую завершил словами: «Да здравствует социалистическая революция!»
На этом же броневике Ленин направился в штаб Центрального и Петроградского комитетов большевиков — т.е. в самовольно занятый большевиками особняк Матильды Кшесинской. В ту же ночь Ильич произнес пламенную речь с балкона этого здания перед собравшимися на улице рабочими, солдатами и матросами. Исторический балкон находился в комнате сына балерины Володи. Фотокамеры это событие не зафиксировали.
Кшесинская решилась бороться за свою собственность. Однако выяснилось, что незваные гости вовсе не собираются покидать ее уютный особняк. Матильда Феликсовна имела обстоятельный разговор с главой Петрокомитета Львом Михайловым. Тот хоть и был вежлив с императорской любимицей, но все больше иронизировал, всячески давая женщине понять, что у ее дома появились новые владельцы.
Аналогичным образом прошла беседа Кшесинской с представителем большевиков в Исполкоме Петросовета Александром Шляпниковым. Началось хождение балерины по кабинетам чиновников всех уровней и политических мастей: она побывала в военной комиссии Временного комитета Госдумы, обращалась к командующему Петроградским военным округом генералу Лавру Корнилову.
Удивительное дело: в Общественном Градоначальстве ей вернули часть изъятых из особняка ценностей. Балерина пыталась взывать и к совести членов Петросовета: для них Кшесинская в знак особого уважения даже написала письмо с просьбой вернуть ей дом на красной бумаге. «У меня ребенок, а мы остались без крова», — писала хозяйка особняка.
В ответ высший орган «революционной демократии» принял резолюцию, в которой признавал «захват кем бы то ни было частной собственности недопустимым» и предложил комитету броневого дивизиона «немедленно очистить занимаемое им в доме Кшесинской помещение, предоставив таковое владелице». Однако никакой силы этот документ не имел: из особняка на Кронверкском проспекте никто так и не съехал.
Малоэффективным оказалось и обращение к тогдашнему министру юстиции Керенскому. Александр Федорович был с дамой крайне любезен, обещал «оградить от всяких неприятностей» и даже дал номер своего домашнего телефона, но во время повторного визита вынужден был заявить Кшесинской, что освободить ее дом силой нельзя, «так как это повлечет за собой кровопролитие около него, что еще более осложнит дело».
Тогда Матильда обратилась в суд. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранилось «Личное дело Кшесинской М.». Среди документов есть ее прошение на имя прокурора Петроградской судебной палаты, в котором она требует:
«1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него.
2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».
В качестве ответчиков на суде истицей были указаны: «1. Петроградский комитет РСДРП; 2. ЦК РСДРП; 3. Центральное бюро профсоюзов; 4. Петроградский районный комитет партии эсеров; 5. Клуб военных организаций; 6. Помошник присяжного поверенного С.Я. Багдатьев; 7. Студент Г. О. Агабабов; 8. Кандидат прав В.И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)».
Надо сказать, что к этому моменту наглость большевиков уже порядком поднадоела простым питерцам: в обществе набирали силу антибольшевистские настроения, а Кшесинскую газеты уже не высмеивали, а представляли как одну из жертв произвола Ленина и его соратников. Питерские телефонистки даже грозили объявить бойкот и не соединять с засевшими в особняке «ленинцами». Буржуазные феминистские организации, в свою очередь, устраивали манифестации, требуя возврата здания законной владелице.
В ответ левые газеты публиковали резолюции митингов рабочих, солдат и матросов, требовавшие признать многострадальный дом общественным достоянием. Гарнизон Петропавловской крепости заявил о готовности ответить орудийным огнем на любую попытку силой выселить большевистские организации.
Суд принял решение в пользу Кшесинской. Ответчики-революционеры его проигнорировали, пригрозив устроить «хорошенькое побоище» каждому, кто посмеет хотя бы заикнуться о выселении. «У революции свои законы».
Благополучная жизнь, однако, закончилась: в Петербурге было все менее и менее спокойно. Кшесинская больше сюда никогда не вернулась.
«Я, конечно, мечтала осенью вернуться из Кисловодска в Петербург, когда, как я надеялась, освободят мой дом, — наивно считала она. -  В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял».
И действительно, в 1918 году великий князь Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске.
Через Кисловодск добрались до Новороссийска. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причём великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса.
19 февраля 1920 года отплыли на итальянском пароходе «Семирамида» в Константинополь, где получили французские визы.Прекрасная Венеция, затем - Париж. Судьба пощадила и двух самых близких ей людей: невенчанного мужа и сына. Нельзя сказать, что в эмиграции они жили в роскоши, но, в отличие от многих русских, не бедствовали. В доме Кшесинской, как и в прежние времена, собирался истинный бомонд.
Годы шли, а князь Андрей по-прежнему мечтал жениться на самой любимой женщине. Венчание произошло в Каннах в январе 1921 года, в маленькой русской церкви. Матильде Кшесинской к тому времени исполнилось 49 лет. Новоиспеченный супруг был счастлив.
В 1926 году великий князь Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских. Теперь уже совершенно счастлива была Матильда Феликсовна: она получила титул и фамилию княгини Красинской, и спустя десятилетия все же вошла в дом семьи Романовых. Пусть и с помощью другого мужчины.
В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу.
Во Франции Владимир занимался торговлей вином. После освобождения из гестапо покинул Францию и оказался в Англии, вернулся в Париж в августе 1944 года в качестве офицера связи между британской армией и де Голлем, состоя в свите Черчилля. Умер холостым и бездетным несколько лет спустя после матери, скончавшейся в 1971 году.
А сама Кшесинская в эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году.
В 1956 году умер муж Матильды Феликсовны. Она писала: «С кончиной Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь». Один за другим уходили в небытие ее друзья и подруги, а она оставалась жить, погружаясь в милые сердцу воспоминания.
Иван Бунин писал, что настоящая женщина может быть сколь угодно некрасивой, но она обязательно должна обладать легким дыханием: то есть принимать жизнь такой, какая она есть, и радоваться каждому дню… Матильда Феликсовна именно такой и оставалась до последнего вздоха.
Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия:
 «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Счастливый притягивает счастье, несчастливый — горе. Николай II и Матильда Кшесинская были полярными полюсами. Их разлука — неизбежной. Гибель всей императорской семьи Матильда Кшесинская пережила очень тяжело, ушли ревность, обида, остались боль и горечь…Николай слишком много значил для маленькой К. Целая эпоха в судьбе. Смерть другого Романова, князя Сергея Михайловича, расстрелянного под Алапаевском, также стала сильным ударом.

P.S. В 2013 году незамеченным прошел документальный (!) фильм «Матильда Кшесинская. Пленница мечты»
Красной нитью через фильм проходит утверждение: всего в своей жизни она добилась исключительно благодаря своим амурным похождениям... А то, что она была талантливой и трудолюбивой балериной, примой Мариинского Императорского театра, добрым и отзывчивым человеком осталось за кадром.
«Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения».
Псалиръ, псалом 145.