Без сомнений

Валентина Телухова
У моей внучки уже один класс образования завершен, а теперь она одолевает второй.

- Она все время отвлекается! - жалуется на неё учительница, - а на математике она поет. Говорит, что ей скучно решать примеры большие. Вот она и поет, чтобы скоротать время, когда их решает. Но самое плохое - она все диктанты пишет только на двойки. Даже тройку ей не за что поставить. В каждом слове - ошибка. Как слышит, так и пишет. Примите меры!

Родители приняли меры. Они озадачили меня проблемами моей дорогой внучки. Теперь она ежедневно будет ходить ко мне и писать под мою диктовку небольшие диктанты.

Она очень покладистая девочка. Добродушная. Ну, ходить, так ходить!

Вчера состоялось наше первое занятие.

Она вошла в мой дом с тетрадью в руках. Несла она её так, как грузчики носят тяжести, когда разгружают трюмы. Почему-то согнувшись.

- Вот! Нужно сделать работу над ошибками!

Она положила тетрадь на мой рабочий стол, а сама уселась рядом.

За окном был яркий и солнечный зимний день, на опушке леса, которая была видна из окна нашего дома, катались на лыжах дети, но Даша на них не смотрела. Она только по-старушечьи как-то вздыхала.

- Э-хе-хе! Ничего не получается. Все ругаются. Но я ведь стараюсь. Я слушаю, я пишу, а мне двойку за двойкой. Посмотри.

Я открыла тетрадь. От исправлений странички в тетради просто пестрели. Я нашла только одно слово, которое было написано в диктанте без ошибок. "Валенок". Все ошибки были на безударные гласные.

- Начнем с теории. Как проверить безударную гласную в слове, чтобы написать правильно?

Ответ был ясный и четкий. Найти родственное слово, в котором бы эта гласная стояла под ударением. И примеры внучка привела правильные.

- А можно это правило в стихах запомнить. Если буква гласная вызвала сомнение - ты её немедленно ставь под ударение! Посмотри, слово червяк ты написала "чирвяк". Неправильно.

- Да в том-то и дело, что никакого сомнения не вызвало это слово. Учительница так диктовала. Чирвяк.  А это же диктант. Нужно писать, как мы слышим.

Я рассмеялась от души. Значит, никаких сомнений и нет. Внучка моя смотрела на меня своими прекрасными голубыми глазами грустно. Она искренне не понимала, почему её все ругают. Она пишет диктант, как слышит.

- Не горюй! - ласково сказала я своей маленькой подружке, - будем учиться сомневаться. Прорвемся.

Я стала ей толково объяснять, почему все родственные слова нужно писать одинаково, привела смешные примеры. И только после того, как Даша согласилась, что безударные гласные нужно проверять ударением, мы стали писать под диктовку. Даша думала над каждым словом и не допустила ни одной ошибки. Потом она придумала сказку.

"Вот идет по страничке в тетрадке червяк, а навстречу ему - "чирвяк". Его дедушка. Но они не узнали друг друга. Потому что не одинаково написаны буквы в слове. Заплакал "чирвяк" горько. Грустно ему стало, что внук его не узнал. Но учительница проверила тетрадь, исправила ошибку, и всем стало хорошо. Только девочке стало плохо. Её все ругали. За ошибки.
Теперь она будет проверять безударные гласные ударением. Хотя это так скучно и медленно, и противно, потому что на всю жизнь".

- Не печалься! Писать по правилам приходится только в самом начале. Потом у человека срабатывает зрительная память. И он пишет грамотно без всякого напряжения. Читай побольше. Научишься. Какие твои годы. Самое главное - ты все поняла. Так что жду от тебя на первый раз четверки за следующий диктант. Пиши по правилам. Привыкай к неволе. Свободы мало в жизни. Не всегда можно идти, куда хочется, не всегда можно есть то, что хочется, и писать, как слышится, можно не всегда. Учись жить по правилам. Это не так уж и трудно. Все так живут!