Выставка Яслей Христовых

Алла Чурлина
Рождественские вертепы эпохи барокко
в Музее Зальцбурга (дворец Новой Резиденции).

Много удивительного можно подсмотреть в одной выставочной комнате с экспонатами 18 — 20 вв. Большинство этих сценок и ящиков с Рождественским сюжетом попали в собрание Музея Зальцбурга после Второй мировой войны в сильно повреждённом виде и должны были пережить частичное или полное восстановление, заново родиться. В ходе дипломной работы хранительницы коллекции в Академии изобразительных искусств в Вене в 2017 году впервые редчайшие образцы Рождественской культуры Зальцбурга были тщательно исследованы с помощью новейших технологий, исторически законсервированы и ювелирно отреставрированы.

Раньше такую роскошь — вертепные композиции или театральные ящики — с тонкими живописными задниками, фарфоровыми или восковыми фигурками, с изысканной резьбой по дереву или из бумаги, богато драпированными и украшенными драгоценностями — могли себе позволить лишь богатые семьи. Поэтому так нравилось народу смотреть эти сценки в приходских и монастырских храмах или в соборе. Каждый из 36 храмов Зальцбурга гордится своим Рождественским вертепом.

Позднее в традицию входит приближение восточного колорита к среде обитания людей, появляется ландшафтная культура вертепа с традиционными альпийскими пейзажами, крестьянскими домами или лесными хижинами. В работе используется много природного материала — корни и ветки деревьев, камни, мох, сухая трава и листва, кора, песок и земля. А также мех и шерсть, кость и роговые покрытия. В таких сценках «гостями» Великого Таинства становятся крестьяне и другие обитатели сельской жизни. Они причудливо сливаются с главными персонажами событий, и ни у кого не вызывают удивления слоны, верблюды и арабские скакуны волхвов на альпийских террасах. В таких сценках много мелких деталей — небрежно свисающее полотенце с балкона, чьи-то снятые башмаки перед входом в дом, традиционная утварь в помещениях и на столах — в доказательство живой и непосредственной атмосферы собственного присутствия при чуде!

На одной из вертепных сцен (её размеры 400х250х180) я остановлюсь подробнее. Она необычна, прочно привязана к зальцбургскому городскому ландшафту, полна преклонения и юмора, и не отделима от музыкальной жизни города. Это «оперный» Рождественский театр. С 1930 по 1935 годы циллертальский скульптор Ханс Маурахер создаёт прославленные на весь мир вифлеемские Ясли Христовы в честь оперной звезды Зальцбурга баса и баритона Рихарда Майра. Весь сюжет инсценирован в аркадах Зальцбургского Скального манежа (Felsenreitschule) и главным действующим лицом событий предстаёт Рихард Майр во всех своих ведущих оперных партиях. За свою прославленную карьеру он исполнил 95 различных ролей и многие до ста и свыше раз.

Вы увидите барона Окса из «Кавалера розы» и Барака в «Женщине без тени» Р. Штрауса; Фигаро из «Свадьбы Фигаро», Лепорелло из «Дон Жуана» и Зарастро из «Волшебной флейты» В.А. Моцарта; Погнера в «Нюренбергских майстерзингерах», короля Марка в «Тристане и Изольде», Германа в «Тангейзере», Гурнеманца в «Парсифале», Вотана и Хундинга в «Кольце нибелунгов» Р. Вагнера, Мефистофеля из «Фауста» Ш. Гуно, Папу Римского Пия IV из «Палестрина» Х. Пфицнера и много других персонажей его блистательной сценической жизни. Все они с большим умением и идеями скомпанованы как свидетели Рождества. Говорят, даже младенец Иисус похож на Майра.

Заказчицей этого необычного вертепа выступила венская актриса Мари Денк, любящая супруга Рихарда Майра. К сожалению, он сам не смог насладиться полностью готовым подарком. Он умер в 1935 году. А этот уходящий год — его юбилейный — 140 лет.

Алла Чурлина, 17.12.2017