Тряпка

Галина Третьякова Николаева
       Алексей несколько раз то приглушал, то  увеличивал звук телевизора. То старался прислушаться, о чём там на кухне говорят жена с тёщей, то  не хотел   слышать  о чём они шепчутся.  Тёща говорила громко, наверняка чтобы зять знал, что она думает о нём, а жена Любаша тихонько успокаивала её.
-Неудачник и лентяй! Я как тебе говорила, не ходи за него замуж, так вы сейчас разве слушаете матерей-то? Вон Вовка Сироткин как живёт! У него машина,  квартиру купил, Людка у него как королева ходит- то такие сапоги, то такие. Вчера в красных шла, куртка красивая, пацан у неё в коляске… второго родила…  А ты… нарожала, а кормить кто будет? Дядя?
-Мама, ну хватит тебе. Проживём как-нибудь.
-Проживёте? - голос тёщи становился ещё громче и крикливее. -  Пусть твой-то спасибо скажет, что тяну вас на себе, последнюю копейку на внуков, дошла уж совсем.
«Дошла,- усмехнулся зять, - наверно уже килограммов сто двадцать. Последний кусок она доедает...  а  мясо, яйца, молоко и сметану от нас носит.»
    И так каждый день. Как-то  Алексей глянул в окно, увидел тёщу и сказал что «нелёгкая её  принесла». Младшая, дочка, трёхлетняя  Анютка услышала, а потом  спрашивает у бабушки:
-Бабуля, а ты на чём к нам приехала?
Тёща  говорит: «На велосипеде.»
-А папа сказал, что не на велосипеде, это тебя нелёгкая принесла.
-Это твоего папу сюда нелёгкая принесла. Явился не запылился. Жил бы  там у себя в  Полуночном, так нет же, вскружил девке голову…
Анюта ещё хотела что-то спросить, но бабушка не давала внучке слово вставить, ругала зятя на чём свет стоит.
       Жена уже давно перестала с ним советоваться по домашним делам. Что он мог ей посоветовать, если не приносил в дом  денег? Все  денежные вопросы она решала с матерью. Алексей пытался ездить  вахтой, как ездят другие мужики из  посёлка. Они ездят. А вот у Алексея ничего не получилось. Съездил в одно место- обманули: две недели проработал, ничего не заплатили, сказали что кормили его и дорогу оплатили, штрафы высчитали, остаток нуль. Какие штрафы? Алексей так и не понял. А у кого спрашивать- рядом ни  начальства, ни  конторы. Привезли, высадили, работай. Поехал на стройку- та же самая история. Решил съездить поработать кондуктором, в газете вычитал, требовались, но там одни бабы оказались. Не мужская это работа. Тёща сказала: « От тебя одни расходы,  на дорогу дать, в сумку положить. А приезжаешь гол как сокол, сиди уж дома».
      Алексей то телевизор смотрел, то  голоса в кухне слушал, то  о своей судьбинушке рассуждал…
-Пап, можно я твою куртку одену?-  на пороге стоял старший сын, Володька. Вымахал за последний год, в девятом классе, а ростом  выше отца. Алексей удивлялся, в кого это он, в деда  Сергея наверное… Он хорошо помнил деда- высокий, седой, гордый такой был. С отцом Алексея дед  не знался,  когда-то лет двадцать назад поругались. Только перед смертью  позвал  сына своего, и прощения попросил.  Ну Володька вроде бы спокойный характером. Хотя кто его знает,  что будет когда подрастёт. Алексей невольно гордился сыном, но считал, что  хоть и высок сын стал, а малой ещё и порядок в доме  нужен, поэтому сказал:
-Ну ты даёшь,   в  темноте-то кто тебя видит?  В школу в старой ходишь, а  по улице бегать новую вздумал одеть.
-Да пусть  твою новую одевает. Жених уж. А тебе куда в ней ходить, всё равно не работаешь, дома сидишь,- заступилась за сына Люба.
-Не переживай Вовка, вот субсидию получу, так я тебе куплю новую куртку,- крикнула из кухни тёща.
«Ну давай, давай покупай… Может ещё на детские купите? У вас ведь только и разговоров о деньгах – «вот субсидию получили, вот детские».  Я сколько дров за зиму старухам переколол, по  тысяче- две домой приносил, никто не вспоминает и ничего на них не покупает, а детских  триста  рублей получат от государства- разговоров сколько! Потом неделю меня этим укоряют.»
А в кухне тёща продолжала:
-Любка, ты гони своего  на работу-то, пусть хоть на безработицу встанет. Сегодня пришла адресную помощь оформлять, на себя-то оформила, про тебя спросила, так мне Петровна с казала, что на вас не положено. Надо справку о доходах всей семьи и если доходы малы-  значит  дадут помощь, а если не работает и по безработице не стоит- значит хорошо живёте, не нуждаетесь.
-Да я мама знаю. Ладно хоть детские платят, там без разницы работает или нет отец.
     «После последней работы я стоял в Центре занятости, хотели послать учиться на газоэлектросварщика, специальность бы получил, может и работу где нашёл. Так Любаша отговорила- мол покос сейчас, потом огород копать, пятнадцать соток, одной с ребятами тяжело. Всю зиму я со скотиной, то навоз, то сено, то на халтуру иду. Любашка месяц в больнице с младшенькой пролежала, дома  сам готовил и стирал. А теперь оказывается я во всём виноват…», - вздохнул Алексей.
    «Нет, это всё от тёщи. Если бы она не ходила каждый день и не настраивала Любашу, мы бы нормально жили. Забыли они уже  как я раньше работал, сколько зарабатывал. Вон дом  купили и всю обстановку, одевались, корову купили…. Я же не виноват, что закрылся наш леспромхоз…  А сейчас   так вот всё получается. Наверное я точно неудачник. Ведь работают же мужики… Кто где…. Надо что-то делать. Больше так жить невозможно. Завтра пойду искать работу.»
     Но завтра проходило. Послезавтра проходило. Алексей по-прежнему  ходил за домашним хозяйством,  колол в посёлке дрова старикам и выслушивал  оскорбления от тёщи и жены.
    «А раньше я на доске почёта был. Тёща укоряет, что я приехал сюда и её дочери голову вскружил! Да она сама за мной бегала,  записки постоянно её подружка Наташка мне предавала, вены резала себе, с Тамаркой Литягиной,  говорят,  дралась, из-за того что я Тамарку до дома проводил. Да, бегала. А какая счастливая была когда я её первый раз пригласил погулять после дискотеки. И замуж с первой же встречи за меня согласилась. А я-то, дурак, зачем так быстро женился? Надоело мотаться холостяком, жить на квартире, в чужом посёлке. Думал, семья будет, всё нормально…  Работал на трелёвочнике, заработки хорошие были, у нас в Полуночном закрыли леспромхоз, сюда приехал. Сначала то здесь нормально было. Кто бы мог подумать, что и здесь всё  закроют. А потом  и везде ерунда эта началась.  Сейчас лес не леспромхоз валит, а  предприниматели. Только что у них работать? Вначале недолго  поработал. Расчитываются    испорченными продуктами, спиртом, куревом, деньги вечно выпрашивать приходится как милостыню… Да, вот так и жизнь проходит», - подумал Алексей  и  сегодня твёрдо решил - надо что-то делать. Или  уезжать искать работу, или в петлю.
       Может опять бы тянулись  дни и Алексей перекладывал свои решения со дня на день, но….
      На завтра  всей семьёй  сидели за столом, ужинали. И тёща как обычно.
-Уж прописывались бы у нас Зинаида Петровна,- пошутил Алексей,- вы всё равно каждый вечер  здесь.
-А ты что, куском укоряешь? Так он больше мой,  чем твой. Я сегодня вон две булки вам принесла,- проворчала тёща.
    И тут открылась дверь и на пороге….. Кто это? Неужели Витька Холмогоров? Точно Витька!
     Сколько лет не виделись?  Да лет пятнадцать  точно. Только один год и поработали вместе в леспромхозе,  зато как подружились!  Как-то в лесу Витьку кричали-кричали, не докричались, решили что он уедет  в посёлок на своём тракторе, всё- равно делянку сегодня в этом квартале закончали, и  рабочие уехали в «теплушке» домой. Алексей тоже должен был домой на трелёвочнике уехать. Но ему,  как всегда, больше всех надо, решил довезти последние лесины до просеки, чтобы уже сюда не возвращаться.  Прислушался, трактор где-то работает. Значит Витька тоже  ещё в лесу. Но что-то долго он там, Алексей закончил, домой собрался. Решил дойти  до  его трактора. Снегу по пояс, холодина градусов тридцать. А Витьку так скрутило, что  шевельнуться боится, приступ аппендицита. Алексей на руках вынес его до своего трактора и привёз в больницу. Успели, прооперировали парня. Тяжёлый случай был.  Витька всегда говорил, что Алексей жизнь ему спас. А потом разошлись их пути-дороги- Витька уехал куда-то на север работать, а Алексей остался. Он тогда только женился на Любаше. Куда поедешь от молодой жены?
     Алексей выскочил из-за стола, обнялись  крепко - накрепко. Виктор поставил на стол бутылку водки и коробку конфет. Тёща недовольно посмотрела на него и проворчала:
-Пьянки нам ещё здесь не хватало…
-Любашь, собери нам чего-нибудь закусить, мы в комнате посидим, не будем вам здесь мешаться, ужинайте,- сказал Алексей.
-Собери-собери, Любка, пусть посидит, отдохнёт, он же у нас уробился. Денег много приносит в дом…  сейчас вот ещё дружки с бутылками начнут приходить каждый день…
     Виктор внимательно посмотрел на  Алексея, на его тёщу, на семью, сидящую за столом. Что тут скажешь? Обстановка  без слов понятная. Но как его  «спаситель» попал в такую ситуацию?
Алексей готов был сгореть со стыда. Уступить? Нет,  таким тряпкой никогда не видел его Виктор! Хватит уступать! Сколько можно? Мужик он в конце концов или нет?
Алексей подошёл к столу, взял бутылку, два  солёных огурца  и  стакан,  накинул шапку и старенькую куртку.
-Пойдём, Витьша,- сказал он другу и вышел, хлопнув дверью.

        Где они были, о чём говорили, сколько выпили?  Не знала Люба. Думала, что в баню ушли, там должно быть тепло, накануне  подтапливали, стиралась. Вышла во двор, точно, следы ведут в баню. Но видимо дошли до бани и развернулись, за калитку пошли. На дороге  по следам уже было не разобрать, куда направились друзья-приятели.  Люба полночи  бегала от окошка к окошку, заглядывая, не идёт ли муж.  Муж явился под утро.
-Ну что, нагулялся? - спросила она спросонок хриплым голосом и добавила:  - Иди спи  там, где гулял.
«Как  голос у неё  стал похож на  тёщин». С годами Любаша располнела и  фигурой и лицом стала всё больше походить на свою мать. Всё больше стали слышны в её интонации тёщины нотки, всё больше стала учить его уму-разуму и постоянно выговаривать свои недовольства. «Неужели так вся жизнь пройдёт? Любовь проходит, ласки не остаётся, нежности в ней совсем не стало. А какие они  счастливые раньше были. Любаша в нём души не чаяла. И он её любил. Бывало по полночи говорили-говорили, целовались, шутили, смеялись в подушку, чтобы маленького Володьку не разбудить. Любовь была, дай бог каждому.»
Алексей взял подушку  и лёг на диване, прикрывшись пледом.
«Что это он? Наверное нашёл какую, где вот пропадал? Этот Витька  с молоду был гулёна и сейчас наверное  к  Нинке- потаскушке водил Лёшку. Конечно, нагулялся, ему и жена не нужна. А может пили всю ночь? Вроде и не сильно пьяный…, так чуть-чуть… Значит точно гулял! Ну я ему завтра устрою!»  С этой мыслью она заснула.
      А утром отправила  Володьку с Антошкой в школу, Анюту отнесла в детский сад. Домой пришла, Алексей уже в конюшне. Корова в запуске,  доить не надо и Люба  туда  уже второй месяц не заходила.  Алексей сам справлялся  со всей скотиной.  Когда муж вернулся, она  ходила по дому и молчала, думала: « Пусть вот подумает как шляться по ночам, помучаю его недельку, даже разговаривать не буду с ним. Друг смотри-ка у него пришёл! В гости его куда-то увёл! Вот вечером мама придёт, так промоет ему все косточки. Так ему и надо! Будет знать! Пусть на коленях у меня прощения просит». Обычно он,  когда чувствовал,  что в чём-то провинился перед женой,  ласковый  становился, предупредительный, прощения просил,  бегом бегал  чтобы угодить.
      Но к вечеру она  призадумалась. Ей показалось, что не только она с мужем не разговаривает, но и  муж не разговаривает с ней.  Прощения похоже никто не собирался просить. «Ну ничего, больше чем на один день его всё равно не хватит. Ночью помиримся!» - решила она.
«А вдруг не помиримся? А вдруг Витька водил его к своим подружкам и он  кого-то присмотрел? От того и делает вид что дуется. Виноват ведь, виноват, а делает вид, что его обидели. Смотри-ка, точно не разговаривает».
   Вечером Алексей  управился в конюшне, принёс домой воды и дров и улёгся на диван к телевизору.
  Тёща как всегда явилась не запылилась.  Люба шёпотом ей что-то рассказывала.
«Шепчутся… ну понятно о ком», -  сделал вывод Алексей.  У него голова шла кругом, целый день  мучился мыслями о том,  о чём  вчера разговаривали с Виктором. Заманчиво друг рассказывал о своей работе, звал с собой. Зарплата хорошая. О такой Алексей даже не слыхал никогда и мечтать не мог. «Но как я от семьи поеду? Как Любаша одна тут с детьми и  со скотиной, с огородом? Полгода там, полгода здесь… Как я Любаше об этом скажу? Не отпустит. Но и здесь я никто. Халтурщик. Тёща загрызла, жена перестала  уважать, старший сын Володька и тот свысока посматривает, прикрикивать начал. А что через пять лет будет?  А Витька  оказывается работает где-то на нефтяном месторождении. По молодости уехал туда, так и остался. Начинал с рабочих, потом бригадиром, а сейчас уже большой начальник. Институт  заочно закончил ещё десять  лет назад. Женился, две дочки растут. Да, хорошо живёт Витьша. Надо было и мне тогда с ним уехать. Но как бы я уехал? Тогда тёща такую истерику закатила, что я собрался её доченьку бросать и уезжать к чёрту на кулички за этим гулёной Витькой Холмогоровым. Да, вот она судьба, судьбинушка…. Знал бы, как говорится, где упасть….»
     А в кухне ужинали. Антошка  приходил, звал отца, но Алексей сказал, что не хочет. И действительно, не до еды было.
- «Губа толше, брюхо тоньше»,- сказала  тёща и с тали ужинать без него.
-Мам, а ты детские получишь, купишь мне сотовый телефон?- заканючил  десятилетний Антошка.
-Какой тебе ещё телефон? Кому звонить-то?- заругалась мать. Видно, уже не в первый раз заводил сынишка разговор на эту тему.
-У нас у всех пацанов телефоны….
-У пацанов отцы работают, а  твой видишь, на диване лежит,- не утерпела, подковырнула тёща.
-Володька, ты опять отцову куртку одеваешь?- закричала мать, увидев как  старший сын собирается на улицу. - И вообще, сколько можно гулять, уроками занимайся, как будешь экзамены сдавать? Один сидит дома, ещё второй будет сидеть. Вот догуляешь, не поступишь никуда. Беда мне с вами. Какой отец, такие и дети. - Всю скопившуюся злость на мужа она выплеснула на старшего сына.
Володька со  злостью бросил куртку,  ботинки полетели к столу, шапка к порогу.
-Я вот как сейчас  дам тебе, добросаешься, - закричала мать, замахиваясь на сына кухонным полотенцем.
-Знаешь мама, я тебе не отец, хватит на меня замахиваться. Забирайте вы свои куртки, ботинки… Хочешь, я тебе и свитер вот этот  отдам? Ничего мне вашего не надо. Учиться я тоже не поеду, работать пойду. Я не буду жить на подачки от государства. Надоели мне ваши разговоры о субсидиях, да всяких там помощах и компенсациях. Мне надоело быть нищим. Правильно Антошка сказал- у всех телефоны сотовые, а я отцову куртку тайком одеваю, надо мной уже ребята смеются.  Я вам не тряпка и как отец терпеть не собираюсь.
         В кухне стояла тишина. Даже тёща не ожидала от внука такой тирады. Мать стояла с открытым ртом, а Антошка с восхищением смотрел на старшего брата. Только маленькая Анюта ничего не понимала и смотрела то на одного, то на другого и решала- заплакать или нет? Володька   пошёл в комнату, но на пороге столкнулся с отцом.  Он опустил голову, ожидая, что отец  сейчас ударит.
-Вот отец-то сейчас тебе! -  как будто опомнилась и закричала Люба. - Ремня тебе хорошего надо! Ишь, на мать уже голос поднимает! Не нравится ему как мы живём! Посмотрю я как ты жить-то будешь, к матери же за куском хлеба придёшь. Скажи отец ему, ты что его распустил-то так?
- И скажу! - ответил Алексей. -Молодец сынок, не поддаёшься им. Давай кончай  девятый класс и уезжай. Иначе такой же тряпкой станешь, каким стал я. Со мной уезжай. Там и  учиться будешь.
-Ой какой герой! С ним уезжай! А куда это ты собрался? А кто дрова будет готовить, кто за скотиной ходить? Я одна что ли?- завизжала  Любаша. «Ну прямо как тёща стала», - второй раз за день подумал Алексей.
      Он  одел старую куртку, вязаную шапочку,  ботинки и пошёл к двери. Потом оглянулся, подошёл к столу, поцеловал Антошку, маленькую Анютку, пожал руку Володьке и сказал:
-Спасибо, сынок! Если бы не ты, не решился бы на такой шаг.
А жене сказал:
-Вот и будете со своей  мамой за скотиной ходить. Не два горошка на ложку. Муж должен либо  вас  дома ублажать, либо деньги зарабатывать. Я выбрал второе.  Не переживайте, деньги буду присылать. Я же всё-таки глава семьи. Хоть и тряпка.  Если  пожелаешь развестись,  возражать не буду- алименты буду платить.
И ушёл, хлопнув дверью.