12. Мысли в мертвом городе

Арсений Загаевский
Если вы не были в этом городке под Фетхие - то вот вам немного хоррора. Издалека - вроде бы обычная средиземноморская деревня на склоне горы: улицы, церкви, школы, колодцы. Но приглядитесь: дома сплошь мертвые, без крыш и стёкол. Сквозь стены с отбитой штукатуркой проросли деревья.

Нашим гидом была чёрная собачка, которая, кажется, тут единственный обитатель. Она терпеливо ждала, обернувшись, когда мы теряли уже не очень заметные дорожки и сворачивали не туда. Провела нас по едва заметной тропинке через заросли к часовенке на горе. За это была вознаграждена куском сыра - а то одни чипсы от туристов.

Здесь раньше жили греки. В двадцатые годы двадцатого же века они были вынуждены уехать во время процесса, который в Турции политкорректно называют «обменом населением между Турцией и Грецией». На самом деле речь идёт об изгнании примерно полутора миллионов греческого (а точнее, православного, потому что там были и этнические турки) населения с присредиземноморских территорий после успешного отражения младотурками натиска Антанты. На их место переселились всего несколько сотен тысяч турок из Греции, Болгарии и балканских стран. Таким образом, пустых домов для них было в избытке, поэтому зачем селиться на горе, да ещё и не очень близко от моря?

Практически все побережье Турции, за исключением Стамбула, стало моноэтнической территорией. В Стамбуле дело было завершено уже в пятидесятые годы, когда после погромов уехало большинство греков, а также армян и евреев.  Очень красивые, но находящиеся в ужасном состоянии деревянные дома вдоль Босфора и на Принцевых островах принадлежали именно им.

У любого конфликта на национальной или религиозной почве всегда есть две стороны. Известно, что греки, среди которых в начале двадцатого века были распространены идеи возрождения великой Византии, устраивали бунты, пытаясь использовать поражения Турции в Первой Мировой войне и британскую оккупацию.

Но когда бродишь по мощеным улочкам этого мертвого города, особенно остро думается банальная, конечно, мысль: почему люди не могут уживаться друг с другом, будучи разными? Хорошим примером таких сосуществования и симбиоза до относительно недавнего (в исторических масштабах) времени был как раз многонациональный Стамбул - но его больше нет. Нет и Советского Союза, которому при всех его безусловных мерзостях, по-моему, отлично удалось подводить под  общий цивилизационный знаменатель народы с принципиально разными культурами, не подавляя, а поддерживая их самобытность («...матюгальник на березе голосит, как узбеков-латышей сплотила Русь»). Америка с ее плавильным котлом - совсем другое, а в Европе «мультикультурализм» вообще, по-моему, закончился полным провалом.

А ещё в этом заброшенном местечке было две больших красивых церкви. Якобы внутри одной - костница предков последних греческих обитателей этого места (уезжая, они забирали только черепа).  Но на обеих - замкИ и таблички «Реставрация». Реставрации никакой, однако, нет и в помине. Ту же картину можно видеть на многих других объектах, связанных с православием и, в частности, с Византией. Вон хоть стоящий посреди Стамбула красивейший византийский монастырь Пантократор, «реставрируемый» уже который год и открываемый только на намазы. Я уж не говорю про бесчисленное множество всяких цистерн с колоннами и других заброшенных византийских памятников. Нынешняя власть как бы подчеркивает, что не заинтересована в популяризации этих страниц истории страны. «Мы все ещё кочевники», - вздохнул турецкий друг. «Каждый год празднуем завоевание Константинополя».

Портреты Ататюрка везде, но если присмотреться, ревизия его идей идёт во всем и вовсю. При нем, к примеру, Айя София была превращена из мечети - нет, не в церковь, конечно, но в музей, были расчищены фрески и мозаики. Сейчас такое, кажется, невозможно. Наоборот, куда ни поедешь - строятся новые мечети. Этот поворот курса, кстати, ещё дальше раскалывает общество: образованной европеизированной части населения, так называемым «белым туркам» все это очень не нравится. А турки, проживающие в европах, активно поддерживают нынешнюю власть. Вот такой парадокс.

В любом случае - пока в этих самых европах все дискутируют, не оскорбляют  ли елка, Дед Мороз или там считалка “Ba-Ba black sheep” (на эту тему были, помнится, серьезные дебаты, когда я жил в Англии) чьих-нибудь чувств, Турция, находящаяся между Европой и Азией, мягко, но недвусмысленно показывает, что свой выбор сделала.

Хочу быть понятым правильно. Турция - цивилизованная, культурная, безопасная  и вообще прекрасная страна, приютившая меня в сложный период жизни. А турки в массе - вежливые, доброжелательные, радушные и готовые помочь люди. Например, в десятках византийских церквей, превращённых в мечети, имамы с удовольствием открывали нам запертые помещения, чтобы мы могли все осмотреть. И ещё турки - очень терпимые во всех отношениях (если только не затрагивать их патриотических чувств). Какой бы пример привести? Ну вот можно сплошь и рядом увидеть, когда стоит девушка, сплошь закрытая халатом и платком, а рядом - в мини-юбке и с голым пупком. И все спокойно на это реагируют. 

Но задуматься над происходящим стоит, мне кажется. А ещё - очень интересно было бы оказаться в Константинополе, скажем, девятнадцатого века, когда рядом жили турки, греки, армяне, евреи...

Кстати, напоследок интересный факт о Константинополе. Знаете, когда он официально прекратил своё существование? Те, кто хорошо помнит историю, скажут: в 1453 г., когда его взял Мехмед Завоеватель. И будут неправы. Турецкая почта перестала принимать письма, где в адресе было указано «Константинополь», в 1930 г., возвращая их отправителю с пометкой «Город не существует».