Семья

Раиса Бобрешова
Беседуя с Владимиром Демьяновичем, мы постоянно возвращаемся к воспоминаниям о Таисии. Как она любила жизнь! Как она умела красиво одеваться! Все свои наряды Таисия шила или вязала сама. Муж и сыновья тоже с удовольствием носили свитера, связанные её заботливыми руками.
 
Она была отзывчивой и доброжелательной с окружающими, отличалась высокими моральными принципами, была бескорыстным, прямым и порядочным человеком.

Владимир учился в Казанском химико-технологическом институте, там же он встретил свою будущую жену. Однажды на перемене между лекциями его чуть не сбила с ног симпатичная девушка ростом «метр с кепкой», сбегавшая по ступенькам навстречу ему.
 
Так озорная хохотушка Тая стремительно ворвалась в жизнь Владимира – он влюбился с первого взгляда и пронёс это большое чувство через всю жизнь. Таисия долгое время не замечала своего будущего мужа, и тем более не подозревала, что является предметом его обожания – этот спортивный, остроумный, необыкновенно обаятельный молодой человек долгое время стеснялся подойти к девушке.

Однажды в клубе на студенческом вечере отдыха студентка Тая получила в подарок свой портрет. Автор графического рисунка пригласил её на танец.  Позже Таисия Михайловна Дудорова рассказывала: «Ко мне подошёл темноволосый мальчишка с взлохмаченной шевелюрой, челка черная на глаза, ростом невысокий. Но поговорив с ним, я поддалась его неповторимому обаянию, как и все другие окружающие его люди. Володя отличался от других тем, что не только говорил, но и слушал. Он умел в тему пошутить, читал свои стихи. С ним было очень интересно».

На следующий день они встретились в общежитии института, и Таисия поняла, что влюбилась. Они стали проводить вместе много времени. Когда Володя готовился к защите дипломного проекта, а студентка Тая продолжала учёбу на последнем курсе института, они решили создать семью. Сыграли комсомольскую свадьбу.

Через некоторое время молодая жена почувствовала, что в ней зародилась новая жизнь. Несмотря на то, что беременность совершенно не вписывалась ни в планы супругов, ни в условия их жизни, они даже вопроса о том, чтобы не рожать, не ставили.
 
Конечно, молодой женщине было и трудно, и страшно. Владимир был рядом, помогал и поддерживал, но ему надо было уезжать по распределению в Загорский район Московской области.
 
Таисия не привыкла пасовать перед трудностями и продолжала учиться со своей группой. Перед защитой дипломного проекта окружающие смотрели на неё с улыбкой и восхищением — жизнерадостная целеустремлённая студентка, вооружённая рулонами чертежей и ворохом бумаг, была похожа на симпатичный шарик, светящийся изнутри.

Она успешно защитила дипломный проект и родила сына Игоря, а через некоторое время приехала к мужу с дипломом химика-технолога и грудным младенцем на руках.
Владимир подготовился к приезду семьи – снял комнату в деревенском доме. В посёлке Новостройка тогда жилья катастрофически не хватало. Молодые специалисты с нетерпением ждали, когда закончится строительство нового общежития, а пока жили в железнодорожных купейных вагонах без всяких удобств.

Вскоре закончилось строительство долгожданного дома для молодых специалистов на Комсомольской улице, и Дудоровым выделили жильё. Как они радовались десятиметровой комнатушке! «Маленькая, но своя!»  – говорила Таисия. Она оказалась очень хорошей женой – делала всё, что, по её мнению, должна делать настоящая жена. Владимир Демьянович рассказывает, что он даже в магазин никогда не ходил, так как жена сама закупала всё необходимое для семьи.

Таисия старалась создавать мужу условия для творчества, но это не всегда удавалось – ему приходилось мастерить табуретки, стеллажи, различные полочки и другие необходимые в быту предметы, гулять с ребёнком, наводить идеальную чистоту и порядок, забивать гвозди, вкручивать лампочки…
Зато жена была первым восторженным критиком всех работ Владимира, и не скупилась на похвалу…

Жили они дружно и счастливо. С самого начала их отношения были основаны на уважении, взаимопонимании и независимости. Трудности, конечно, были. Работающим родителям было невероятно сложно вырастить старшего сына: детские ясли были переполнены, приходилось оставлять ребёнка с чужой бабушкой. Няня не очень-то хорошо присматривала за Игорем – однажды по её вине ребёнок угодил в инфекционное отделение больницы. После этого малыш начал часто болеть, и врачи не советовали отдавать его в детский сад. Бабушки не очень охотно соглашались «нянчить» часто и длительно болеющего ребёнка, поэтому он постоянно переходил от одной няни к другой. Детский сад Игорь посещал всего один год перед школой…

Надо сказать, что и Владимир, и Таисия выросли в многодетных семьях.

Родители Владимира были родом из сельской местности. Отец, Демьян Александрович, был по профессии агрономом. Он окончил Горьковский сельскохозяйственный институт, работал сначала на высокой должности в городе Йошкар-Ола, а затем директором сельскохозяйственного техникума, который находился в посёлке Нартас. Мама, Ольга Степановна, окончила Рабфак, была образованной женщиной, очень грамотно писала – к ней часто приходили с просьбой написать какое-нибудь заявление. Некоторое время она работала директором столовой.

Владимир – третий ребёнок в семье, его назвали в честь Ленина. Его старших сестёр назвали Инна (очевидно, в честь Инессы Арманд) и Аля (Сталина). После Владимира родились Неля (Нинел, производное от Ленин), Юрий, Валерий.

Таисия родилась в Донецке, в русско-татарской семье. Во время войны их семья была эвакуирована в город Губаха Пермской области.
 
Отец – Минизян Хайруллович, шахтёр, общественник, председатель шахткома. Был грамотный, к нему обращались, когда нужно было «хлопотать» - что-то просить, или пожаловаться. Заболел, когда ему ещё не было 50 лет – силикоз, профессиональная болезнь шахтёров. Потом эта болезнь спровоцировала рак лёгких.

Мама – русская, Екатерина Фёдоровна. Она была неграмотная, но очень мудрая и добрая, после смерти мужа жила у дочери Динары, у которой была большая квартира, прожила до 90 лет. В семье было 6 детей – Валя, Рая, Тая, Динара, Алик и Славик. Из всех детей только младший сын Славик продолжил трудовую династию, стал шахтёром.

Все многочисленные родственники супругов Дудоровых любили приезжать к ним в гости, так как здесь их всегда ждал радушный приём: в тесноте, да не в обиде.

Посёлок Новостройка стремительно развивался.  Появилось много новых пятиэтажных домов. В 1968 году семья Дудоровых переехала в однокомнатную квартиру с лоджией в новом кирпичном доме. Всё у них ладилось: Владимир на работе добился определённых успехов, Таисия тоже была на хорошем счету.

Материальных проблем не было, жизнь с каждым годом становилась лучше, и казалось, что так будет всегда. Особенно радовал смышлёный, послушный и дисциплинированный сын Игорь – он с удовольствием учился и был одним из лучших учеников в классе. В школе на родительских собраниях было просто некуда деваться от похвал.

Между супругами было единственное разногласие: Таисия мечтала о втором ребёнке, но супруг отговаривал. Сейчас он с улыбкой комментирует свою позицию цитатой из песни Александра Вертинского: «Я был против. Начнутся пеленки... Для чего свою жизнь осложнять?» Позиция вполне прагматичная, особенно если учесть, с каким трудом молодые родители вырастили Игоря.

Между тем посёлок Новостройка становился идеальным местом для воспитания детей. Работали детские сады и ясли, школы, детская музыкальная школа, стадион, и главное место притяжения детей и взрослых Дворец Культуры «Космос».

Жизнь в маленьких городках имеет свои особенности. Посёлок Новостройка и единственное предприятие, на котором работали буквально все его жители, составляли единую замкнутую систему, где все на виду. Подробности личной жизни каждого человека были известны всем, кого это интересовало. В некоторых семьях иногда случались размолвки, ссоры и супружеские измены. Всё это служило поводом для досужих обсуждений и сплетен. Владимир и Таисия никогда не принимали участие в подобных разговорах, и тем более не являлись предметом обсуждения.
 
Со стороны казалось, что у них есть всё, о чём можно мечтать – гармоничные отношения в семье, любимая работа, налаженный быт. Но супруги Дудоровы мечтали и планировали. Теперь они уже вместе мечтали о втором ребёнке, которого явно не хватало для полного счастья.

Была у них ещё одна заветная мечта – автомобиль, который в то время стоил очень дорого, поэтому считался не столько средством передвижения, сколько роскошью.
И в 1973 году обе заветные мечты Дудоровых сбылись: во-первых, родился сын Алексей. А во-вторых, они стали счастливыми обладателями новенького автомобиля «Жигули» первой модели.
 
Когда родился младший Дудоров, его старшему брату Игорю исполнилось 12 лет. Знаменательно то, что Алексей появился на свет в День взятия Бастилии.
Долгожданный малыш был окружён любовью и заботой с трёх сторон. Но когда приехала мама Таисии, чтобы помогать с пелёнками-распашонками, супруг и старший сын были отправлены в отпуск, «чтобы не путались под ногами».

Это была третья поездка в Ростовскую область на донской ненаселённый маленький остров, носящий сказочное название БУЯН. Вместе с ними отправились два друга Владимира, это было очень удобно, так как они вчетвером занимали целое купе.

В первый раз Владимир Дудоров отправился на этот остров с другом и восьмилетним сыном в 1969 году. Отпуск, проведённый на острове Буян, напоминал туристический поход: палатка, костёр и туалет за пригорком. Привезли с собой массу впечатлений и большое количество вяленой рыбы.

Вернувшись из отпуска, Владимир рассказал коллегам о прелестях отдыха на этом острове: прекрасная рыбалка, отсутствие комаров, устойчивая тёплая солнечная погода, песчаный берег, дешевизна овощей и фруктов в станице Багаевской, расположенной напротив острова.

Выслушав рассказ В. Д. Дудорова, начальник лаборатории Ф. М. Позвонков произнёс  знаменитые слова царя Салтана из известной сказки Пушкина: «Если только жив я буду, чудный остров навещу!».

На следующий год Дудоровы отправились на остров Буян всей семьёй, и знакомых с собой прихватили. Собралась отпускная команда: Дудоровы, Евдокимовы Позвонковы, а также все их дети.

Вообще, Дудоровы ездили отдыхать ежегодно, они большое значение придавали планированию и проведению отпуска.  В первый раз они  с трёхлетним сыном поехали отдыхать в Крым «дикарями», то есть без путёвки в пансионат, а это означало проблемы с поиском жилья. Приехали в приморский поселок Кацивели, расположенный на берегу знаменитого Голубого залива, в тридцати километрах от Ялты. Сняли комнату у местных. Условия проживания комфортными назвать сложно. Завтрак и ужин Таисия готовила на летней кухне, а обедом их кормила хозяйка. Трёхлетнему Игорю было всё равно, где жить и чем питаться, лишь бы в воде плескаться целый день.
В следующий раз они поехали отдыхать в Анапу, а в другой год провели отпуск на Азовском море.

Однажды, когда Игорю исполнилось 10 лет, Таисия с друзьями отправилась на Кавказ в туристический поход, и взяла его с собой. Это было настоящее приключение, похожее на эксперимент по выживанию в экстремальных условиях.

Сыновья Дудоровых любили отдыхать в пионерском лагере. Для них пионерлагерь был какой-то романтикой, несмотря на многочисленные запреты. На всю жизнь запоминались утренняя зарядка, линейка, дежурство в столовой, какие-то постоянные конкурсы и мероприятия, разные игры, «Зарница», страшилки вечерами, дискотеки, зубная паста на лице, стенгазеты у каждого отряда, кружки по интересам, прощальный костёр...

В советское время практически все дети каждый год ездили в пионерлагерь.  Родители, отправившие своих чад на отдых, радовались возможности заняться своими делами, у них начиналось подобие отпуска.

Дети работников НИИхиммаша отдыхали в пионерлагере «Дубна», который работал в две смены. Большую часть стоимости путёвок оплачивал профсоюз, поэтому родители платили небольшие деньги.

Весь персонал пионерлагеря, включая пионервожатых и работников столовой, набирался из работников НИИхиммаш. Таисия работала в должности художественного руководителя. Так раскрылись новые таланты этой удивительной женщины: она сама писала сценарии мероприятий, проводила различные концерты, конкурсы, торжественные линейки, пионерский костёр.

Кроме того, она вела танцевальный кружок – пригодились занятия в балетной студии в детские и юношеские годы.  Таисия рассказывала, что у неё не было ни минутки свободного времени, даже спать приходилось не более пяти часов в сутки.
Владимир Демьянович вспоминает, что приезжая в пионерлагерь, разыскивал жену по голосу: она никогда не сидела на месте, и стремительно передвигалась по территории лагеря.

Игорь и Алексей Дудоровы возвращались домой окрепшие, с яркими впечатлениями, новыми дерзкими выражениями, хулиганскими песенками, шрамами на коленках...

С тех пор прошло много лет. Сыновья Дудоровых давно выросли и разлетелись из родительского гнезда...

В пенсионном возрасте Таисия начала ходить в церковь. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что христианин должен стараться быть изнутри чистым и прозрачным, чтобы Бог мог светить через него. Таисия была по природе христианка -  свет её души распространялся не только на любимого мужа и сыновей: он согревал многочисленных родственников, друзей, знакомых, и вообще всех, кто с ней общался. Ей были чужды лицемерие и зависть, она никогда никого не осуждала и не злилась, и никогда не отказывала в помощи тем, кто в ней нуждался.

Хочу добавить, что Таисия всегда была беспартийной, и не интересовалась политикой. Но когда в девяностые годы вместе с развалом государства происходила смена социальной системы, беспартийная и аполитичная Таисия Дудорова очень активно участвовала в предвыборной кампании – с жаром агитировала жителей Новостройки голосовать за коммунистов. Она воспринимала происходящие перемены как личную трагедию, и не хотела безропотно соглашаться с потерей всего самого ценного, что у нас было. Многие знакомые пожимали плечами и равнодушно отворачивались – такая социальная активность вызывала недоумение, а иногда и раздражение…

Сейчас уже все поняли, что ельцинские «демократические реформы»  привели страну к социально-экономической катастрофе. Народ был доведён до нищеты. Труднее всего пришлось людям с высшим образованием.

НИИ, в котором трудился старший сын Дудоровых, прекратил своё существование, и талантливый инженер-химик Игорь Дудоров был вынужден работать автомехаником, чтобы прокормить свою семью.

Младший Дудоров, успешно окончивший техникум, вообще оказался невостребованным. В результате он с друзьями отправился работать в Москву. Первое время они всей бригадой снимали однокомнатную квартиру, а заботливая Таисия каждую неделю отправляла в Москву огромное количество домашней еды. Например, ей ничего не стоило нажарить целое ведро беляшей,  чтобы хватило на всю бригаду вполне совершеннолетних электромонтажников.

В настоящее время Алексей продолжает работать рядовым электромонтажником, его рабочие инструменты – отвёртка и пассатижи. Он мог бы давно подняться вверх по карьерной лестнице, или основать собственное предприятие, но он начисто лишён амбиций.

Старший сын Игорь уже пенсионер, но продолжает трудиться – возродился НИИ, на котором он работал до перестройки, и его пригласили в качестве грамотного, опытного специалиста.

Таисия Дудорова после выхода на пенсию преподавала в техникуме. Коллектив преподавателей техникума состоял из интересных, творческих людей. Зарплата была мизерная, но для неё важнее всего было «приносить людям пользу», быть востребованной, поэтому она добросовестно трудилась вплоть до 2012 года, пока не заболела. Таисия закончила земной путь в 2013 году.

Владимир Демьянович и Таисия Михайловна прожили в любви и согласии более 50 лет, и при этом не растеряли яркость и новизну чувств, желание видеть и оберегать друг друга, поддерживать и вдохновлять. Для этого нужна очень сильная привязанность, имя которой ЛЮБОВЬ.

Для В. Д. Дудорова жена всегда была единственной музой, источником вдохновения. Его творческий потенциал всегда подпитывала та самая энергия Любви, которая, по словам Данте, приводит в движение Солнце и светила.
 
В настоящее время он живёт один в уютной трёхкомнатной квартире, где всё напоминает о любимой. Беседуя с Владимиром Демьяновичем, я убедилась в том, что настоящая ЛЮБОВЬ не умирает никогда – Таисия всегда жила и будет жить в его душе.