Первый отпуск. Отрывок из романа Так надо ч. 10

Варвара Бурун
У них первый отпуск: отдых на Чёрном  море! Море понравилось всем, особенно детям. На южном пляже они с Олей видели немало людей с въевшейся круглой отметиной от ведра на мягком месте. Как тут ошибешься: это свои, северяне! Отогреваются!
 
И вот он с семьей снова на родине! У мамы большой праздник: сын с женой и внуками приехали. Как разъехались они кто куда, осталась она одна-одинешенька. Замуж второй раз не вышла, считала, что никто не заменит ей покойного мужа. Отныне ее самая большая радость – письма от детей. Их приезд – так это вообще великое счастье. Позвала соседей, накрыла стол. Сидят, празднуют.
         
- Мария у нас главная по гусям, - улыбаясь, говорит тетя Надя. – Когда надо посадить гусыню высиживать яйца, ее зовем. У нее рука легкая. Почти все гусята вылупляются.
 
- Да ладно, - машет рукой мама.
 
- Гуси - удивительные существа, - кивает головой дядя Коля. – Они удивляют своей верностью. Гусыня, сидя на яйцах, не встает с гнезда и не выходит на прогулку до тех пор, пока не вылупятся гусята. Даже к зерну, которое ставят в посудинке рядом с гнездом, прикасается очень редко, лишь иногда пьет воду из баночки. Боится застудить зародившиеся жизни гусят. Гусь в это время не отходит от неё, страдает рядом. Потом на них больно смотреть: худые, высохшие!.. А как вожак защищает свою стаю, если к ним подходит соседский гусь! Драки случаются нешуточные!  Они клюют друг другу головы, широко раскинув веером крылья, хлопают ими противника. Гусыни же под дикий гогот подбадривают вожаков, с шипением стелют свои шеи по земле. А если к дому подходит чужой человек, они поднимают такой крик, что и собаки не надо.
      
Ему приятны беседы на сельские темы. Он с удовольствием слушает рассказы гостей, сам охотно участвует в разговоре.
 
- Давай, наливай, Витёк! – предлагает дядя Коля. – За мать выпьем. Она у тебя из редких.
      
Мужчины пьют водку, женщины – красное домашнее вино. Виноград теперь в каждом дворе! Дети уплетают арбузы, дыни! Мама расстаралась: напекла, нажарила всяких деревенских вкусностей. Хорошо, уютно на сердце.
      
- У тебя одни гуси и остались? – спрашивает он.
 
- Да, десяток, - объясняет мама. - Так и достаточно.
 
- Завела бы корову или свинюшку, так ведь не для кого. Да и силы уже не те, сынок.
    
Мама заметно изменилась за эти два года. Осунулась, морщин больше стало. Забрал бы ее с собой на Север, да не хочет она родные места покидать.
      
- Ну и как, Витёк, тяжело на Севере-то? – дяде Коле интересно всё, что связано с ним.
 
- Первое время трудно было, да за два года привыкли. Теперь даже нравится.
 
- А что за люд там работает?
 
- Полный интернационал! Но больше всего русских, украинцев и белорусов, молодёжь со всей страны.
 
- А газа правда много?
 
- О, его лет на сто хватит!
 
- Это хорошо, - одобрительно кивает головой дядя Коля. – С газом все богаче станут. Хорошее дело делаете. Рад за тебя, очень рад. Ты, Витя, только матери чаще письма пиши. Она, знаешь, каждый раз почтальонку встречает, ждёт...  Жалко смотреть. Я хоть с Надей живу, а она одна... Сколько нам осталось…
 
- Хорошо, - обещает он. – А как вы тут, дядя Коля?
 
- Да как? Мы-то что, старики. Доживаем, вот и всё... Всю жизнь на земле проработал, ты знаешь... Войну с твоим отцом прошли. Да и после войны сколько пота пролил и пыли поглотал... А теперь, не поверишь, хожу в жару во время уборки зерна, как нищий, с сумой на дорогу. Помашу рукой водителям: кто меня знает – остановится, а я крадучись, взбираюсь на подножку кабины и быстро набираю горстями зерно в сумку, чтобы десяток кур прокормить. Вот, дожил! Несу эту сумку домой, а у самого комок в горле...
 
Дядя Коля шумно вздыхает.
 
- А как другие? Как люди живут? Держат хозяйство? – помолчав, продолжает он расспрашивать.
 
- Какое там хозяйство, о чем ты? Отбил у нас Никита Сергеич охоту подсобное хозяйство держать… Своими запретами да обещаниями про коммунизм… А Брежнев продолжает… Есть шустрые ребята, и машину зерна могут ночью себе привезти. Рискуют... Да все потихоньку воруют, чего уж тут…  А как иначе прожить в селе без хозяйства? Зарплаты-то копеечные!.. Да и иметь что-то свое не одобряется. И что получается? Теперь у нас полстраны воров. В том числе и я. Как так вышло?.. И коров в посёлке осталось мало: стада нету, как раньше было. Распахали землю под самую калитку дома. Сена вообще нет: надо ехать далеко в степь заготавливать. А где транспорт взять? На спине вязанок не наносишься... Даже стадион распахали под арбузы какие-то приезжие дельцы. Вот так, Витя.

- Значит, лучше не стало...
 
- Куда там! Э!
 
- Ну что вы прям! – прерывает разговор мама. – Не будем о грустном. Налей нам, сынок. Выпьем за вас, дети мои! Что бы там ни было, но вы у меня есть. Мне больше ничего не надо…
 
     Полный текст романа «Так надо» можно прочитать в Литрес