Чеканка

Раиса Бобрешова
Список творческих взлётов Мастера будет не полным, если не упомянуть его произведения  декоративно-прикладного искусства.


В начале 80-х В. Д. Дудоров увлёкся созданием  рельефных  рисунков на листе металла. Первый урок ему дал приятель Юрий Терентьев – поделился своим опытом и показал, как нужно обрабатывать металл.


Владимир Дудоров начал изучать и осваивать технологию чеканки. Вот когда понадобился курс институтских лекций по технологии металлов! Начинающий чеканщик знал, что существуют разные виды термической обработки металла: закалка, отпуск и отжиг. Можно повысить прочность, твердость или упругость изделия, или, наоборот, сделать металл более мягким, пластичным. Для этого нужно правильно выбрать режим термической обработки.  Дудоров опытным путём подбирал температуру нагрева и способ последующего охлаждения, и со временем научился чувствовать металл.


Для работы над объёмной чеканкой «Бахрам-Гур, убивающий дракона» потребовался набор специальных инструментов, которые Дудоров сделал своими руками.  Он не захотел идти проторенной дорогой «выколачивания» изображений на тонком листе металла, и  решил создавать рельефные рисунки на металле с помощью "выдавливания".

Такая технология усложняется постоянной угрозой разрыва металла, и требует больших усилий. Кроме того, он дерзнул выбрать для работы медный лист большого размера толщиной 0, 5 мм, поэтому потребовались очень большие усилия.   Когда работа была закончена, Владимир Демьянович позвал  своего учителя в качестве критика, тот удивился и сказал: «Молодец! Не ожидал, что ты так быстро освоишь все тонкости»...

Одним из многочисленных лозунгов советского времени был мотивирующий призыв: «Твори, выдумывай и пробуй!». Дудоров попробовал в домашних условиях создать предмет декоративно-прикладного искусства, и у него получилось. Эта чеканка стала началом большой серии работ.
 
Есть в квартире Мастера особенная чеканка. Портрет  Преподобного Сергия Радонежского на фоне церквей Троице-Сергиевой лавры он выполнил по просьбе жены. Перед этой работой хочется склонить голову и постоять в тишине. Изображение почти плоское, с невысоким рельефом. Образ Сергия и все многочисленные детали выполнены изящно, тонко и бережно.


Владимир Демьянович – творческая личность. Он создавал предметы декоративно-прикладного искусства, в которых соединилось мастерство рисовальщика, скульптора, химика, изобретателя.


Всем известно происхождение цветов побежалости на поверхности металлических изделий. При нагреве металла образуется окисная пленка. Толщина пленки и ее цвет зависят от температуры, при которой она образуется.

 
Работая над чеканкой, Владимир Дудоров подбирал режим нагрева и добивался такого цвета окисной плёнки, который был необходим для изображения.

 
Особенно ярко мастерство художника выразилось в работе над сказочным сюжетом «Колдун несет богатыря» из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».


…Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря…


Эта чеканка также выполнена с помощью «выдавливания»  изображения и выглядит очень эффектно. Работы В. Д. Дудорова по металлу могли бы стать ценными экспонатами музея или арт-галереи.