Джамбул. Вечность в красках и ссыльная Амазонка

Валерий Анипко
          Я хотел бы, чтобы с вечно живыми голосами, никогда не умолкавшими для нас, звучали и полузабытые, и малоизвестные, и пока ещё совсем безвестные …  Мы знаем о Верещагине, Васнецове, Врубеле, Нестерове, Левитане, Костееве и многих других знаменитых художниках…  Их произведения славятся тем, что являются как бы историческими документами, в зримой форме отражающими в бесценных подробностях дух эпохи, её нравы, особенности и отличия от современности…

          А вот то, что в родном городе – «моём маленьком Джамбуле», который на весь мир прославил  своей песней один из замечательных исполнителей и земляк Миша Бондарев, жили, живут и творят просто гениальные художники и фото-художники – знают пока ещё очень немногие…  А ведь именно  их произведения искусства  отражают и эпоху, в которую они их создавали, но главное - в той самой зримой форме запечатлевали и продолжают запечатлевать и людей, живущих в этом прекрасном крае, и его историю, и его непередаваемые красоты, и изменения, которые в нём происходят…

          Поэтому я сразу бы хотел назвать без преувеличения талантливейших джамбулских (таразских) мастеров живописных картин – Леонида Брюммера, Владимира Санталова,  Владимира Матюшкова, Зияда Тастекова,  Мухамет-Умар Паншаева, Геннадия Тян,  Болата Хусаинова,  Владимира Воложанкина, Токпая Кушербаева, Баймахан Шеримова, Николая Денисова, Галину Шумилину, Максата Кантарбаева, Александра Пак, Максата Бексултанова, …  И можно продолжать называть и называть не менее достойные имена – ведь в Джамбулском филиале Союза художников Казахстана на сегодняшний день состоит порядка 50 живописцев…

          Вместе с тем, в последние десятилетия  в среде людей, высоко вознёсших искусство отображение прошлого и настоящего джамбуской земли методом создания фотокартин и фотопортретов, заслуженное место заняли поистине талантливейшие фото-художники Валерий Сутулов, Алтынбек Картабай, Рашид Султангузин, отец и сын Орлик и Юрий Ким, Диана Шайхеслямова, Агадил Рысмахан, Зия Ходжи-Оглы,  Табын Абильдаев и многие-многие другие…  Оговорюсь сразу, что сейчас владение фотоаппаратом доступно практически всем, и кое-кому, наряду с увековечиванием  себя любимого в различных видах и позах - иногда удаётся сделать и удачный снимок… Но есть мастера, у кого подавляющее их большинство, доступное для всеобщего обозрения в соцсетях, действительно являются произведениями искусства, особенно когда они показывают именно красоты родного края и города, и воспринимаются как художественные фотополотна…

          И конечно же, о некоторых из них просто необходимо рассказать более подробно... Особенно о Леониде Владимировиче Брюммере,  чей художественный музей из более чем 1000 его картин открыт в городе к  2000-летию Тараза (Джамбула) и носит его имя…  Уроженец Херсона, он родился в семье обрусевшего немца Владимира фон Брюммера и француженки Марии Гутьер…  В детстве брал уроки у художника Иконникова, а в отрочестве старший преподаватель Киевского художественного училища Кречевский рекомендовал его в Петроградскую Академию художеств… Но там, как он потом вспоминал, профессор Петроградской академии художеств Н. Дубовской, рассматривая его первые произведения, сказал: «Ни я, ни академия ничего не сможем Вам дать. У Вас, молодой человек, редкий глаз, отличное чувство красок и колорита…»…
          В 1941 году, как и многие его соотчественники, он был выслан в Казахстан, где в Павлодарской области работал, кем придётся, но большей частью всё же художником… В 1955-м переехал в Джамбул и сначала писал плакаты на жести в одном из предприятий… А затем, возглавив студию самодеятельных художников, стал со страстью писать картины города и его окрестностей, которые демонстрировал на  художественных выставках в городах Казахстана… Сегодня некоторые из них находятся в Национальном музее истории Украины в Киеве, но большинство - в Алматинском и Жамбылском историко-краеведческом музеи, в частных коллекциях…

          Художник Санталов Владимир Яковлевич... Родился 26 февраля 1936 года в городе Мирзоян (потом – Джамбул,Тараз), где впоследствии, после учёбы в художественных училищах Фрунзе и Москвы, где ему пророчили лавры второго Левитана, вернулся домой и более 50 лет проработал в родном городе… Писал он преимущественно свой Джамбул, но в его видении - древний город с его старинными памятниками архитектуры, верблюдами и повозками, восточными красавицами и всадниками... Особенность его творчества – кажущаяся невесомость и как бы воздушность произведений… Создал более пяти тысяч полотен, рисунков, разошедших в десятки стран по всему миру... На похоронах –Владимир Яковлевич умер 12 декабря 2007 года – прозвучали слова, наиболее точно отобразившие его удивительный талант: “Живопись этого выдающегося таразского художника стала национальным достоянием ещё при его жизни”…

           Мухамет-Умар Паншаев, таразский художник, родился в 1957 году в селе Дунгановска (ныне Жалпак-тобе ) Джамбулского района Джамбулской области... Окончил Фрунзенское Государственное художественное училище им. С.Чуйкова,  Московский Государственный художественный институт имени В.Сурикова и аспирантуру живописи Академии художеств СССР. .. Его персональные выставки проходили в Джамбуле (Таразе), Алма-Ате, Москве, а картины украшают экспозиции Государственного музея искусств Казахстана им. А.Кастеева, Московской Государственной Третьяковской галереи, Кыргызского Национального музея искусств им. Г.Айтиева, Сиянского музея изобразительного искусства в Китае, Иранского музея искусств,  Центра исследовании искусства и науки Эр-Рияда в Саудовской Аравии... Паншаев - заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, профессор и академик Московской Академии изобразительного искусства, член Союзов художников СССР и Казахстана...
   
            Геннадий Тян родился в 1956 году, окончил с отличием художественно-графический факультет Джамбулского педагогического института…  В его живописи – преимущественно Джамбул-Тараз, удивительный и вызывающий восторг в любое время года… Постоянный участник международных, республиканских и областных выставок изобразительного искусства… . Награжден золотой медалью Абылхана Кастеева, обладатель многочисленных почетных грамот, дипломов и премий, автор многочисленных персональных выставок.. Многие из его картин находятся в частных коллекциях Америки, Канады, Греции, Германии, Португалии, России, Китая и других стран...

            Николай Алексеевич Денисов окончил в 1969 году художественное училище во Владивостоке и, получив свободный диплом, вернулся на родину в Караганду... Член Союза Художников СССР…  В 1978 году его пригласили в Джамбул для создания мастерских художественного фонда…  В результате создания им в области условий для творческой работы, молодые художники смогли реализовать свои замыслы и были приняты  в Союз художников Казахстана… Так в Джамбуле появилось областное отделение  Союза …  Его члены  занимались оформлением зданий, скульптурой, активно участвовали в областных, республиканских и всесоюзных выставках, писали плакаты на селе, рисовали портреты для галереи передовиков, помогали в подготовке праздничных мероприятий…  Росло и число членов отделения, что позволило Союзу признать право создания Джамбулского филиала СХ… Ещё со временем - звание уже заслуженных художников получили Владимир Воложанкин, Токпай Кушербаев, Владимир Матюшков, Мухамет-Умар Паншаев…

            Ну, а теперь необходимо перейти к тому – почему в заголовке упомянута ссыльная Амазонка, кто это такая и как она связана со всем вышесказанным…?...

            А дело в том, что джамбулский фото-художник Алтынбек Картабай как-то разместил в соцсетях свой поразительно прекрасный снимок «Девушка в красном»... И смотрится он – как совершенно законченное высоко-художественное полотно…  Как только я его увидел – почему-то сразу возникла ассоциация с известной картиной Лауреата Сталинской премии художника Михаила Нестерова "Амазонка"… Того самого, который за портрет выдающегося русского ученого, лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова – получил ту самую престижнейшую тогда  Сталинскую премию…
            К слову, Михаил Васильевич до 1917 года и сам был уже очень знаменит, писал преимущественно картины на религиозные темы «Святая Русь», которые у него тут же скупал Третьяков… Так что большинство его произведений – можно сегодня увидеть именно в Третьяковской галерее…  А вот самого Сталина он писать отказался… Документально зафиксирован факт их телефонного разговора в 1940 году, и на вопрос вождя, когда художник сможет написать его портрет, Нестеров ответил, что видимо никогда, потому-что ему не нравиться лицо Иосифа Виссарионовича... Как не странно, но этот разговор остался для Нестерова без последствий…
            Но быстрее всего - причина отказа написать портрет Сталина была и в другом… К примеру, в том, что как раз тогда его старшая дочь Ольга в 1938-м была осуждена, как жена изменника родины, и после пребывания в одном из самых страшных концлагерей АЛЖИР  –  в 1939-м была отправлена в ссылку…

            Куда именно..?... Правильно – только в Джамбул… И именно в том самом 1940 году она была в нашем городе…

            Что такое Акмолинский лагерь жён изменников родины (АЛЖИР) – по-видимому никому рассказывать не надо… Приведу только пару цифр… В нём отбывали наказание не только жены, но и матери, сестры, дочери…  Только в 1939 году их там насчитывалось более 17 тысяч... Были в АЛЖИРе и дети, причем не только дети "врагов народа"… С момента своего создания в 1937 году и вплоть до смерти Сталина в 1953 году в лагере родилось 1507 детей – от узниц, изнасилованных охранниками... И они с самого рождения тоже были там, за колючей проволокой…

            Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе… В 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился вместе с Исааком Левитаном и братьями Коровиными... В 1881 году Нестеров перебрался в Петербург, в Академию Художеств…. В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» он получил звание свободного художника, за полотно «До государя челобитчики» -  классного художника, а картина «Пустынник» - была куплена самим Третьяковым еще до показа ее широкой публике…
           В 1885 году он женился, но в 1886 году, спустя год после свадьбы, его супруга Мартыновская Мария Ивановна (1862-1886) через сутки после родов умерла, оставив осиротевшего мужа с новорожденной дочерью Ольгой на руках… В 1890-м Михаил Васильевич  забрал четырёхлетнюю дочь от своих родителей и отдал на воспитание в институт благородных девиц в Киеве… Осенью 1898 года 12-летняя Ольга тяжело заболела там скарлатиной... Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки... Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка... Пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя... К великой его радости она выжила...
            Но потом начались осложнения – и ей даже делали трепанацию мозга.. Самым же известным стал её портрет в костюме наездницы, написанный им в 1906 году... Ей опять предстояла операция, а Нестеров, увидев возвращавшуюся с прогулки верхом Ольгу, попросил ее попозировать так, как она была... Все его мысли о предстоящей ей операции кричат с холста кроваво-красным головным убором... И эта неестественная бледность… 

            В 1907 году Нестеров выставил «Амазонку» на передвижной выставке... Павел Михайлович Третьяков умер еще в 1898 году, и она была приобретена Государственным музеем русского изобразительного искусства Александра III... Сейчас он известен как Русский музей, где до сих пор  «Амазонка» пользуется большой популярностью у публики… Для всех это не изображение конкретного человека, а собирательный образ современной молодой женщины…
           И хотя Нестеров абсолютно не принял революцию 1917 года, при советах осознавали его масштаб как выдающегося художника, терпимое отношение к которому демонстрировало всему миру лояльность коммунистической власти к старой гвардии деятелей культуры... Тем не менее  в 1925 году был произведён арест 63-летнего Нестерова, последовавший после обыска в его доме… Правда, он через несколько дней был освобожден из тюрьмы, но угроза последующих преследований оставалась реальной…
            А в 1929 году был арестован и приговорен к расстрелу его зять Михаил Дмитриевич Беляев - муж другой его дочери Натальи… Он был известный литературовед-пушкинист, который основал музей-квартиру Пушкина на Мойке…. Михаил Васильевич написал письмо Сталину – и тому смертную казнь заменили ссылкой в Ростов-на-Дону…

            Но жернова выискивания «врагов и изменников» требовали новых жертв, и в 1938 году арестовали уже мужа дочери Ольги - Владимира Николаевича Шрётера... Из документов  -« Шретер В.Н., родился 1885, Одесса; русский, б/п, обр. высшее, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова и старший консультант иностранного сектора Наркомата тяжелой промышленности СССР, прож. в Москве: пер. Сивцев-Вражек, д.43, кв.12…. Арестован 16 января 1938…. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке «Москва-центр» от 19 апреля 1938 на 327 чел., №313, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро... Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов… Приговорен ВКВС СССР 27 апреля 1938 по обвинению в шпионаже»...  В  тот же день 27 апреля 1938 его расстреляли…

             В 1938-м опять арестовали и самого 76-летнего Нестерова…. Две недели живописца продержали в Бутырской тюрьме и выпустили… А вот «Амазонку» Ольгу – нет… Из документов – «Шретер Ольга Михайловна (1886, Москва, 1938) русская. Осужд. 1938.06.19 ОСО при НКВД СССР.  Обв. как ЧСИР (член семьи изменника родины). Приговор: 8 лет ИТЛ, в Акмолинское ЛО ( АЛЖИР). Осуждение: 19 июня 1938 г. Осудивший орган: ОСО при НКВД СССР. Прибыла в Акмолинское ЛО 07.09.1938 из Бутырской тюрьмы г.Москвы. В АЛЖИРе находилась до 09.11.1939. Убыла 09.11.1939 в г.Алма-Ату в распоряжение 1-го спецотдела НКВД Казахской ССР»…

             Да, но как «Амазонка» попала в Джамбул – ведь обычно из АЛЖИРА никого никуда не отправляли…?...  Может хоть какой-то свет прольёт вот этот документ, который могут служить версией причины замены пребывания Ольги в концлагере на ссылку в Джамбул…

            Приказ НКВД СССР № 00577 «О ликвидации спецотделений в ИТЛ»
            21.05.1939
            Сов. секретно
            В целях изоляции особо опасного контингента, содержащегося в спецотделениях ИТЛ ГУЛАГа НКВД СССР, и организации их надлежащего трудового использования
            ПРИКАЗЫВАЮ:
            1. Существующие в Темниковском, Карагандинском и Сибирском лагерях спецотделения — ЛИКВИДИРОВАТЬ.
            2. Весь контингент заключенных указанных выше спецотделений лагерей перевести на общелагерный режим и распределить по существующим лагерям.
            Наиболее социально опасных из заключенных перевести в отдаленные лагеря (Севостлаг, Норильск, Воркута и районы Ухтопечерских лагерей).
            Малотрудоспособных заключенных распределить по исправительно-трудовым колониям отдаленных областей на швейные, ткацкие и другие работы.
            3. Решение вопроса о направлении для дальнейшего содержания заключенных и разрешение других вопросов, связанных с ликвидацией спецотделений, возложить на комиссию под председательством заместителя народного комиссара внутренних дел Союза ССР — комдива т. ЧЕРНЫШОВА в составе:
            начальника 1 спецотдела НКВД СССР капитана госбезопасности т. ПЕТРОВА;
            начальника 3 отдела ГУЛАГа НКВД СССР ст. лейтенанта госбезопасности т. ТРОФИМОВА;
            начальника 2 отдела ГУЛАГа НКВД СССР лейтенанта госбезопасности т. ГРАНОВСКОГО.
            4. Ныне действующие положения об особом режиме в спецотделении — ОТМЕНИТЬ.
            Всю работу закончить к 1 сентября 1939 года.
            Источник документа - ГАРФ. Фонд 9401. Опись 12. Дело 14. Листы 283–284.

            Судя по дате документа и состоянию здоровья 54-летней Ольги, перенёсшей в жизни несколько тяжёлых операций, она явно попала в разряд «малотрудоспособных» и потому была отправлена в ИТЛ отдалённой области «на швейные, ткацкие и другие работы»…  Где она отбывала ссылку в Джамбуле и был ли в нём такой лагерь – точно выяснить не удалось…
           Лишь перед войной в 1941 году Екатерине Павловне Пешковой (жена Горького) по линии «Красного Креста» удалось вызволить тяжелобольную Ольгу-Амазонку из лагеря... Из Джамбула она вернулась калекой и до конца жизни могла  передвигаться только на костылях…

           Так что, если сегодня сравнивать «Девушку в красном» Алтынбека Картабая и «Амазонку» Михаила Нестерова – то бросается в глаза праздничность одной и безысходная обречённость другой...  Наверно это потому, что использование в произведениях искусства красного цвета  - нами уже не воспринимается, как знак ожидания беды…  И когда джамбулские (таразские) живописцы и фото-художники демонстрируют свои произведения, то теперь красные краски на них  – это цвет любования, радости и светлой надежды… Особенно – когда на них наши джамбулские тюльпаны и джамбулские прелестницы…

           Ведь и эпоха уже другая, да и нравы - тоже…


                Продолжение следует…