Символ города Пересвет

Раиса Бобрешова
Каждый, кто въезжает в Пересвет, обращает внимание на монумент, выполненный в виде блестящей стрелы, символизирующей след от ракеты. Центром композиции является шар – символ планеты Земля. Этот памятник стал своеобразной визитной карточкой города. Монумент, восхищающий своим величием, красотой и лёгкостью, посвящённый первопроходцам ракетно-космической техники, создан в 1989 году в честь 40-летия НИИхиммаш. Автором памятника является Почетный гражданин города Владимир Демьянович Дудоров.
 
Мы пришли к Мастеру и попросили рассказать о том, как он как он создавал символ нашего города. Владимир Демьянович начал рассказ: «Дело было так. Я проходил мимо инженерного корпуса. Вдруг меня останавливает директор Макаров, буквально поймал на бегу. И говорит: «Слушай, нарисуй памятник!». «Зачем?» - спрашиваю. «Да вот, скоро 40 лет предприятию. Нарисуй что-нибудь такое, –  говорит он и показывает на пальцах нечто неопределённое. –  Как нарисуешь, приходи сразу. Я все дела брошу, будем с тобой решать.

На следующий день я пришёл к Макарову с готовым эскизом».
Дудоров рассказал директору, что стрелу, символизирующую след от ракеты, можно собрать из листов нержавеющей стали, но Макаров прервал объяснение: «Нет!  Иди, дальше думай. Рисуй что-нибудь другое»…  Владимир Дудоров «…с кислой физиономией вышел из инженерного корпуса»…

Часто бывает так, что неожиданная встреча в корне меняет и ситуацию, и настроение. Владимир Демьянович случайно встретил своего друга Сергея Кондратьева, который посмотрел на эскиз и решительно произнёс: «След от ракеты сделаем сборный, из ячеек в форме лепестков. Пойдём опять к Макарову!» Директор выслушал и сказал: «Ладно! Идите, ищите рабочее место». И пообещал всяческое содействие. 

А что значит найти рабочее место? Для такой масштабной работы нужен кран, нужна сварка, нужны металлообрабатывающие станки. Кроме того, нужна большая площадь, и чтобы люди через рабочее место не ходили. И ещё нужны высококвалифицированные рабочие: слесарь, токарь и сварщик.

Тогда Дудоров и Кондратьев обратились к Николаю Ивановичу Павлову, который был начальником мастерской в новом здании, построенном для космических исследований. Павлов выделил для них рабочее место в просторном производственном помещении. Там было всё необходимое: кран-балка, оборудование для сварки, металлообрабатывающие станки. Это было то, что нужно. А самое главное – площади большие, и рабочих мало, никто мешать не будет.

Владимир Демьянович рассказывает: «Начали мы осваиваться. Работу над памятником решили начать с шара, так как это – центр композиции. Сначала мы предполагали использовать готовую ёмкость подходящего размера. Но Кондратьев предложил сделать шар из большого количества шайб. Мне понравилась его идея представить нашу планету в виде сверкающего ажурного шара, который нужно беречь, как нечто легкое, хрупкое, самое дорогое».

Оставался открытым вопрос – где раздобыть шайбы из нержавеющей стали?  Директор, конечно, обещал предоставить все необходимые материалы.  Но, как говорит народная мудрость, обещанного следует ожидать в течение трёх лет. Времени у Дудорова и Кондратьева не было, зато энтузиазма хоть отбавляй.

Они проявили смекалку, и на заводской свалке нашли втулки из нержавеющей стали, из которых, если их разрезать, получались две шайбы.

Итак, они начали изготовление шара.  В своё время Владимир Демьянович самостоятельно научился работать со сваркой. Тут самое главное –  чувствовать металл. Ему очень помог опыт работы с чеканкой.

Владимир Дудоров и Сергей Кондратьев сваривали стыковые соединения на весу в разных пространственных положениях. Кондратьев готовил материал и фиксировал его в месте сварки. Для такой работы ему как помощнику была необходима защитная маска сварщика, хотя вполне достаточно было во время сварки отворачиваться и свободной рукой загораживать лицо рукавицей. Но…

В первый же день работы со сваркой Сергей обгорел и нахватался «зайчиков» от сварки, ему требовалась медицинская помощь.  Тогда Владимир Демьянович решил, что ему надо разработать конструкцию приспособления, чтобы при сварочных работах обходиться без помощника.

Найденных на свалке втулок, из которых они делали шайбы, хватило на нижнюю часть шара.  Для всей конструкции таких шайб надо было больше тысячи. Решили нарезать шайбы механической ножовкой из нержавеющей толстостенной трубы. Оказалось, что работа идёт очень медленно. Тогда решили делать шайбы из тех же труб, но на токарном станке.

Владимир Демьянович рассказывает: «Сергей Кондратьев начал сам работать на токарном станке, так как в молодости работал токарем. Он был очень резкий, взрывной. Весь обольётся охлаждающей эмульсией, а ведь это кислота, на лице начали появляться язвы. Резцы у него постоянно ломались... Николай Иванович Павлов смотрел, как работает Сергей и злился: «Кондратьев, ты мне все резцы переломал! Всё! Завтра я пойду к Макарову и скажу, что запрещаю вам работать на токарном станке». Директор принял решение отдать заказ на изготовление шайб в ЭП (экспериментальное производство). Там изготовление шайб поручили практикантам из ПТУ. И тогда нам эти шайбы начали поступать без ограничения».

Владимир Дудоров и Сергей Кондратьев уже приступили к работе, когда к ним пришли с предложением участвовать в конкурсе на проект памятника. А они уже делают, проект уже давно одобрен! А. А. Макаров сказал: «Какая конкурсная комиссия? Комиссия – это я!»

Дудоров изготовил по собственным эскизам приспособление, позволяющее сваривать шайбы без помощника. Кроме того, он разработал метод работы без ассистента: на счёт «раз» приподнять защитную маску и зафиксировать деталь перед сваркой, на счёт «два» прицелиться, и на счёт «три» резко кивнуть головой, чтобы маска сварщика вернулась в исходное положение. Всё! Можно варить!

Когда Владимир Демьянович приступил к изготовлению верхней части шара, он приспособился работать, стоя внутри ажурной конструкции. Такой способ избавлял от необходимости сооружать подмостки.
 
Он вспоминает: «В конце работы я так увлёкся, что чуть себя не заварил. Посмотрел: «Мать честная, как же я вылезать-то буду?» А в цеху только Кондратьев. Ругается: «Как же я тебя вынимать оттуда буду? По частям, что ли? Как курёнка?» Пришлось мне, конечно, спецодежду снимать. Расцарапался весь, но кое-как с помощью Сергея выбрался»…

На изготовление шара ушло 2 месяца. Начали они работу в сентябре, и уже к 7 ноября шар был готов. В общем, очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции Дудоров и Кондратьев ознаменовали трудовым подвигом, испытывая чувство законной гордости, в лучших традициях Советского государства.
Работяги ходили вокруг шара и восхищались: «Вот это да! Это будет хорошо. Это будет красиво!»

Потом Владимир Демьянович и Сергей Николаевич приварили к шару три трубы большого диаметра, и принялись за изготовление стрелы, символизирующей след от ракеты. На эту работу также потребовалось два месяца. Нужно было на трубогибочном станке изогнуть с необходимым радиусом кривизны длинные трубы диаметром 56 мм с толщиной стенки 3 мм. Причём, нужен был не простой изгиб трубы, а спиральный, чтобы след от ракеты повторял траекторию её полёта вокруг земного шара.

Потом приваривали пластины-лепестки, которые были заранее изготовлены на штампе, а затем отшлифованы. Этот штамп создал мастер Владимир Николаевич Филатов. Начальник Экспериментального производства с особым пиететом относился ко всем заказам, связанным с работой над памятником. К Новому году все работы в цеху были закончены, начались поиски материала для фундамента.

На территории УКСа (Управление Капитального Строительства) Владимир Демьянович обнаружил глыбы природного гранита, которые когда-то привезли, но так и не использовали. Все камни имели интересную природную поверхность, но одна из сторон каждого камня была плоской со следами бура. Нужно было сложить все камни таким образом, чтобы эта плоская сторона не была видна, и чтобы весь фундамент выглядел как монолит и смотрелся гармонично с любого ракурса. Задача не из лёгких!
Инженер Дудоров применил метод моделирования. Из пенопласта была создана точная уменьшенная копия каждого камня. Все грани каждого камня и его копии были пронумерованы.

После этого оставалось просто сложить гигантский объёмный пазл. Но прежде чем соединять камни в единую монолитную скалу, нужно было придумать, как скрепить эти глыбы между собой. Владимир Демьянович принял неожиданное решение – нет  необходимости их скреплять. Нужно  поместить камни в конусообразное углубление, и тогда они будут прижаты друг к другу действием силы тяжести. Вот так просто и рационально!

Весной начались работы по изготовлению фундамента. Для защиты памятника от прямых попаданий молнии необходимо было заземлить конструкцию. Прежде чем заливать котлован фундамента цементным раствором, в землю на большую глубину вмонтировали заземлители из стальных прутков. Затем эти заземлители были надёжно приварены к металлической раме, на которой держится вся конструкция.

Таким образом, памятник первопроходцам ракетно-космической техники был надёжно заземлён, теперь его можно было называть прозаическим словом «молниеотвод». В случае прямого попадания молнии конструкция монумента не пострадает – он выполнен из материала с ничтожно малым электрическим сопротивлением.

Следует отметить, что В. Д. Дудоров и С. Н. Кондратьев трудились по 10-12 часов, не жалея ни сил, ни времени, практически бесплатно. Им просто отмечали рабочие дни на основных рабочих местах, и они получали зарплату. Ну, и квартальную премию, как все.