Мой любимый враг

Максим Странник Петров
Если каждый день фиксировать то, что происходит с тобой, и также наблюдать за событиями в мире, то можно заметить, что идут очень схожие процессы. Особенно хорошо это становится заметно на больших отрезках времени: неделя, месяц, год.

Вести дневник полезно ещё и по другой причине. С годами время бежит быстрее. Это связано с тем, что мы привыкаем ко многим вещам в нашем образе жизни, и это делает часть нашей повседневности неосознаваемой, события каждодневными, повторяющимися, которые мы уже не замечаем, не фокусируемся на них. И дни начинают походить один на другой. В детстве и юности всё не так: всё внове, всё впервые. И ощущение, что жизнь перенасыщена событиями, эмоциями, чувствами, переживаниями. А потом при вступлении во взрослую жизнь постепенно начинаются обычные будни... Но это иллюзия. Если наблюдать свою жизнь со стороны, то она всегда наполнена новым, интересным, необычным. Так фотограф выставляет свои работы на обозрение, мы видим дома, улицы, которые нам с детства знакомы, но такие ракурсы даны, такие высвечены детали, что всё выглядит как бы в другом свете. Только увидеть фотограф смог это, взглянув на всё под другим углом, на другом информационном уровне. Видеть, наблюдать - это означает творчески подходить к своей жизни. Вот поэтому и нужен человеку дневник. Меня дневник сопровождал всегда с детства, но никогда не был способом описания внешних событий. Это было место изложения моих мыслей и переживаний, размышлений, моей ответной реакцией на события. Сейчас необходимость осознавать и осмыслять процессы нашей жизни, пожалуй, даже более актуальна, чем раньше, потому что мы живём в таком непрерывно изменяющемся мире, что поводов для изложения своих наблюдений гораздо больше. Всё течёт, всё изменяется, но надо успеть понять, что же остаётся незыблемым. Иначе незаметно для себя, поддавшись воле течения, можешь угодить в очень опасный водоворот событий.

Как-то моя бабушка мне сказала, что по жизни общалась с очень большим количеством интересных людей, но жалеет о том, что многие события своей жизни никак не фиксировала, а теперь память часто подводит её, трудно вспомнить имена некоторых людей, с которыми сводила её жизнь. Но что такое просто имена и события? Они ценны только для конкретного человека. Другим же интересны только в том случае, если человек был свидетелем исторического процесса, оказался вовлечён в историческую среду, в эпицентр сотворения истории общества. Есть такие люди, которые оставаясь в тени, оказались знакомы со многими известными историческими персонажами, вращались в мире политики, культуры и т.д. Им есть что потом написать в своих мемуарах такого, что может вызвать интерес огромной массы читателей. Но если я или кто-то другой не были вовлечены в такую среду, то чья-то частная жизнь не вызовет такого резонанса. Поэтому ценность моей памяти обо всех событиях, всех лицах, с которыми меня свела судьба, ничтожна для постороннего. Но есть другое. Ценность глубины понимания того, что с тобой происходит, использование этой информации для собственных внутренних изменений. Вот это, действительно, может служить пищей для многих людей, которые задумываются о своей жизни, о своих проблемах, хотят что-то изменить, но не всегда понимают как это сделать.

Но вряд ли можно дать что-то ценное другому, если мир воспринимаешь только как цепочку негативных процессов. Гораздо интереснее опыт человека, который смог увидеть положительное в том или ином событии. Поэтому сегодня я стараюсь не спешить давать негативную оценку тем или иным событиям. Негативное отношение к человеку или событиям всегда связано с тем, что мы не принимаем попытку собеседника предложить нам другую концепцию взглядов на жизнь, другую систему ценностей. Но можем ли мы всегда быть уверены, что наша концепция единственно верная? По идее, если наше мировоззрение правильное, т.е. согласуется с истинной природой мироздания, то мы не должны испытывать ни боли, ни страданий, у нас должно быть крепкое здоровье и благополучная судьба. Если это не так, то что-то в нашем понимании мира уже неточно. И тогда сама судьба нам помогает, предоставляя нам решить проблему, которую привычные наши подходы возможность решить не дают. И следовательно, надо найти что-то другое. Но тогда, когда нам, перебрав кучу способов, удаётся, наконец, решить проблему, договориться с оппонентами, ликвидировать конфликт, снять напряжённость, то мы осознаём, что уже изменили свою старую концепцию мировоззрения. Поэтому любой негатив (неприятность, болезнь, потеря, конфликт) - это только возможность для развития. Именно поэтому любой наш недруг - это наш помощник в познании законов Вселенной. Вот почему Христианство предлагает нам благодарить наших врагов и молиться об их здоровье. Любой человек для другого человека - это воспитатель его души. Физическое тело бренно. Сознание человека, которое позволяет ему ощущать себя личностью, связанной с данным телом, с прекращением функционирования тела, угасает, пусть и несколько позже (это известно из многочисленных случаев клинической смерти). Но душа живёт много жизней. И в рамках одной жизни мы должны переформатировать структуры нашей души, избавиться от мировоззренческих ошибок прошлых жизней, чтобы наша судьба изменилась в лучшую сторону, чтобы подготовиться к следующей жизни. Законы кармы дают ключ к осмысленности нашего пути. Если бы путь нашей души замыкался бы рамками одной человеческой жизни, то всё было бы бессмысленно. Зачем добиваться каких-то высот, если всё это приведёт в результате к падению, к смерти? Миссия подготовки неких условий для потомков? Глупости! Наши потомки тоже умрут. К тому же неизвестно, смогут ли они воспользоваться рачительно теми благами, тем наследством, которое мы им оставим. В истории всё происходит, скорее, наоборот. Человек трудится, создаёт ценности, богатства, а его потомки всё это проедают, разрушают и сами уже ничего не оставляют следующим поколениям. Так что эта точка зрения, которая бытует и определяет смысл жизни как "служение людям", несостоятельна. Да и какое мне дело, если я умру и умру навсегда, и никогда не узнаю, что там дальше? Поэтому декларации на тему служения сегодня приводят к другой концепции, концепции гедонизма. Если наша жизнь конечна, то будем получать от неё максимум удовольствий, пока можем. Но такая философия ведёт только к эгоизму и корыстности намерений человека. Тогда любой другой человек - это конкурент, враг, потому что он стоит на пути удовлетворения наших желаний.

Если же мы принимаем концепцию Единобожия, то всё тогда укладывается в рамки этой концепции. Есть один источник происхождения всего: в материальном и нематериальном мире. Законы существования мироздания едины, универсальны и только их исполнение ведёт к гармоничному существованию. Познание этих законов - наша цель и наш путь. Чем ближе мы к пониманию этих законов, тем лучше наша судьба, тем ближе мы к первоисточнику. Теория расширяющейся и сжимающейся Вселенной говорит о том, что мир наш зарождался из точки, а по мере расширения, обретал разнообразие и многоликость. Но теперь мы устремляемся снова к цели соединиться с Творцом, т.е. снова сжаться в точку.

Поэтому мой дневник служит местом фиксации моей работы над собой, над своей душой. Когда я записываю свои мысли, я вижу умозрительно, что день прожит не зря, что он принёс какое-то новое видение, новое понимание, новое открытие.

Часто по характеру своей работы я сталкиваюсь с чёрствыми, равнодушными людьми, живущими своими интересами, для которых любой посторонний человек является чужим и даже враждебным. В представлении этих людей мир представляет собой иерархическую структуру. Есть те, кто над ними, кто может ими командовать, кого они почитают или боятся, перед кем преклоняются или пресмыкаются. С другой стороны, есть те, над кем эти же люди будут властвовать, кем командовать, кому диктовать свои условия, с кого требовать. И те, кто внизу, по их мнению, не имеют право что-то говорить в ответ, как-то защищаться, должны молча принимать указания, требования и претензии. Рабская психология. Каждый поддерживающий такую систему, всегда оказывается где-то в роли "хозяина", а где-то в роли "слуги". Например, человек работает продавцом. Каждый день он сталкивается с теми, кто недоволен его работой, высказывает ему свои претензии, угрожает, унижает. Но вот он сам пришёл покупать. И уже сам отыгрывается на тех, кто предлагает ему какие-то услуги. "Клиент всегда прав!" Многие убеждены, что это некий стандарт высокого обслуживания клиентов, чуть ли не правовая норма. Хотя ни в одном нормативном документе не закреплен такой принцип. Это фраза стала девизом известной сети гостиниц в 20-х годах XX века. Именно тогда мировой экономический кризис заставил бизнес выживать в условиях сильнейшей инфляции и жестокой конкуренции. Нужно было просто ловить клиентов, которые ещё были платёжеспособными. Но если говорить о социальной справедливости и нормах человеческого общения, то стоит обратиться к такому понятию, как договор. Он всегда, как минимум, двусторонний. Это означает, что если я вступаю с кем-то в правовые отношения, то у меня есть права и обязанности, и у другой стороны есть права и обязанности. При этом такой договор не обязательно составляется письменно. Есть вещи, прописанные в законах. Но есть и сложившиеся традиции, деловая этика. Если я покупаю молоко в магазине, я уже вступаю в двустороннюю сделку. И выпить его я имею право только после оплаты, т.е. тогда, когда этот товар перейдёт в мою собственность. Если я договариваюсь с таксистом, то у него тоже есть права, по которым он может отказаться везти меня (если я пьян, агрессивно веду себя, или требую невозможного).

Современные извращённые представления о деловых контактах связаны с развитием общества потребления. Люди хотят жить в своё удовольствие, а бизнес пытается на этом снять максимальную прибыль. И для этого заставляет тех, кто работает в сфере услуг и торговли (а сейчас это подавляющее число людей), потакать слабостям покупателей и заказчиков. В условиях жёсткой конкуренции, если клиент остался недоволен, то он может уйти к твоему конкуренту. Таким образом, воспитывается в людях подхалимство, лесть, раболепство, необходимость унижаться. Поддерживается иерархическая система "господин - раб". В этой системе принято критиковать своих начальников и саму власть в государстве, потому что возникает уверенность, что на более высоком уровне люди живут лучше, комфортнее, им уже не надо унижаться, потому что над ними нет начальников или их значительно меньше. Но человек, впитавший в себя психологию раба, будет таковым  на любом уровне власти. Ведь он сделал себя не рабом другого человека, а рабом своих желаний, своих инстинктов. Это и демонстрируют сегодня чиновники всех уровней, в нашей ли стране или в любой другой, даже самой развитой. История про отстранение наших спортсменов от Олимпиады-2018 показала всем нам, к чему приводит такая зависимость чиновника от собственного благополучия. Если бы ещё несколько лет назад нашими спортивными функционерами был бы поставлен вопрос о реорганизации МОК, о реформах в отечественном спорте, то сегодня мы были бы с такими же уверенными успехами в области международного олимпийского движения, как и в международной политике. Успехи в Сирии изменили расстановку сил в мире и на Ближнем Востоке, изменили сами правила игры в мировую политику. Потерпел фиаско главный "гегемон" мировой политики. Но в спорте всё осталось по-прежнему. Спорт стал частью мирового шоу-бизнеса с миллионными оборотами. Баснословные доходы футболистов и тренеров делают их заложниками огромной и мощной машины по производству денег, славы, успеха. Оказывается, рабом можно сделать человека, не только отняв у него всё: имущество, жильё, деньги, само право на жизнь. Наоборот, достаточно дать человеку неоправданно много: и деньги, и машины, и яхты, и дома, и славу, - и он уже будет принадлежать тем, кто заправляет этим бизнесом, с потрохами. Закон сохранения энергии. Если ты много получил, то должен отработать. А так как отработать это невозможно за всю свою жизнь, то ты становишься заложником системы, ты верный её охранитель. Ты будешь поддерживать любые инициативы твоих хозяев, говорить речи в защиту нужных ценностей, поддерживать нужных политических лидеров. (См.статью "Маша, да не наша! Или кто для России Мария Шарапова?"/http://www.proza.ru/2016/03/01/1545) И тогда звёзды мировой величины, получившие путёвку в жизнь в России, за получение паспорта другого государства (потому что это престижнее для карьеры), начинают защищать ценности западного мира, рисуя на своём женском лице усы и демонстрируя свою лояльность к пропаганде сексуальных отклонений. А если таковы правила на уровне звёзд, то обыватель через подражание своим кумирам будет поддерживать эту систему.

И очень трудно существовать в такой системе человеку, пытающемуся смотреть на мир не как на источник прибыли, а как на источник любви, гармонии во Вселенной. Сохранять миролюбие, терпимость, добродушие в таком мире очень сложно. Проблемы начинаются с путаницы понятий. Человек пытается внешне всегда быть добрым, но это доводит его до того, что он срывается уже в пустяковой ситуации. Всё дело в том, что многие отвергли идеи христианства только потому, что пытались буквально трактовать его постулаты. "Подставь другую щёку..." Как можно нормальному человеку заниматься самоистязанием, мазохизмом и испытывать счастье от собственного унижения? Невозможно. Но человек, живущий сознанием, логикой никогда не сможет принять и понять тех истин, которые даны в иносказательной форме, зашифрованы в притчах. Ключ к разгадке христианских заповедей находится на уровне души человека. Если мы пытаемся уподобиться компьютеру, то без алгоритма никогда не сможем выполнить ни одну работу. Но компьютер всегда проигрывает даже ребёнку в трудных нестандартных ситуациях, когда включается интуиция, неалгоритмический процесс озарения. Решение может прийти неожиданно, ниоткуда и мгновенно. И это озарение обычно происходит тогда, когда человек отчаялся, прекратил напрягать воспалённый мозг, отрешился от проблемы. Секрет в том, что все ответы знает только наше подсознание. Это та заветная дверка в сад, которая ведёт к безграничному информационному пространству, связанному со всей Вселенной. И ключик от этой дверки находится в нашей душе. Мы познаём мир не через логику. Мы познаём мир через чувства. Чувства рождают образы, образы воздействуют на наше подсознание. Аналитический аппарат подключается уже на стадии, когда образы сформированы. Именно поэтому так сильно воздействие кино. Это готовые образы, воздействующие на психику человека. Если мы их принимаем, то неосознанно подключаемся к той системе ценностей, которая эти образы несёт.

Если мы хотим быть доброжелательными, терпимыми, заботливыми, но при этом у нас чувства любви нет ни к ситуации, ни к другому человеку, нет теплоты к нему, нет ощущения, что внутри человека скрыт ребёнок, которого мы в нём и любим, то рано или поздно мы возненавидим этого человека, который создаёт нам постоянно проблемы, доставляет неприятности. Просто мы неприятности будем отождествлять с этим человеком. Так происходит с западным обществом. Медицинский термин "толерантность" не имеет ничего общего с понятием "терпимости" в христианстве. Толерантность - это нечувствительность пациента к препарату, снижение его (препарата) фармакологического действия после серии повторного использования. По сути, взяв на вооружение это понятие, западное общество учится быть нечувствительным к чужой боли, к чужому страданию. Так как чувство - это функция души, то для такой нечувствительности необходимо отключить свою душу, закрыть её на замок, перестать чувствовать не только боль, но и любовь, испытывать какие-либо чувства к другому. Поэтому за последние 50 лет так старательно на Западе любовь заменяется сексом. "Заняться любовью" - это акт физиологический, имеющий отношение уже не к душе, а к телу человека. Не случайно появился такой фантастический фильм-антиутопия "Эквилибриум" (2002), в котором чувства оказались под запретом. Но толерантность всё чаще приводит к тому, что люди становятся агрессивными. Если внутреннего принятия другого человека нет, то сдерживание своих эмоций в условиях тотальной толерантности приводит к накоплению стрессов. Если человек запихивает эмоции внутрь, то они уходят на уровень подсознания. И тогда человек начинает болеть, а затем и умирать. Если он убивать себя не хочет, то ему надо выплеснуть накопившийся негатив. Появляются психотерапевты и психоаналитики, помогающие пациентам извлечь накопившийся эмоциональный засор. Но уже и этого оказывается недостаточно. Агрессия спонтанно выходит наружу, проявляется актами насилия. Людей начинают расстреливать без причины на улицах, подростки берут в руки оружие и стреляют своих сверстников в школах, вспышки насилия возникают в семье, увеличивается статистика самоубийств. Вот к чему приводит поверхностное восприятие библейских истин.

Доброжелательность, терпимость не подразумевает пассивного отношения к ситуации, не означает подчинения себя любому давлению со стороны других людей, любому насилию по отношению к себе или своим близким. Садизм и мазохизм - это две крайности, но выражают они одну тенденцию: долгое сдерживание негативных эмоций. Садизм - это крайняя форма защиты для человека с сильной волей, сильной энергетикой. Мазохизм - это крайняя форма защиты для человека со слабой волей, ослабленной энергетикой. Но в том и другом случае человек долго копил в себе невозможность отвечать на давление со стороны окружающего мира, долго сдерживал свои эмоции, свои желания, которые в силу воспитания не находили выхода. Фрейд был прав: нельзя копить в себе отрицательные эмоции, долго подвергаться стрессам. Но Фрейд не смог найти ничего, кроме того, чтобы полностью отпустить свои желания. Но если жить по Фрейду, то человек превратиться в животное. Ведь основу биологического механизма защиты человека составляют инстинкты. Задача же воспитания ребёнка состоит в том, чтобы научить его преодолевать свои инстинкты, своё животное начало. Не уничтожать наши желания, не отказываться от них, как это считалось много тысяч лет назад на Востоке, а уметь их трансформировать в чувство любви, в чувство единения с миром, как это проповедывал Иисус Христос 2000 лет назад. Он не отрицал всех тех учений, которые были до него, он не отвергал пророков, которые приходили с Божественной информацией ранее. "Я пришёл не отменить закон, а исполнить его". Но если человеку на более ранней ступени развития было многое непонятно, недоступно, и главным сдерживающим принципом был "страх божий", то человечество последних тысячелетий способно уже понять, что можно и не исполнять кучу правил и законов, о которых говорится, например, в иудаизме (613 заповедей). Можно и не поститься. Главный смысл поста - создать условия для того, чтобы в душе появилось чувство любви. Когда мы воздерживаемся от еды, от раздражительности, от общения, от мирских дел, мы отрывам свою душу от земных ценностей, и нам легче ощутить свою связь с высшими сущностями, свою связь с Творцом. А если мы уже испытываем чувство любви, держим его, то нам нет нужды в костылях и вспомогательных средствах.

Но самое трудное - это научиться различать любовь как высшую ценность, как непрерывное своё ощущение связи со своим Божественным началом, и корыстное желание подчинить себе окружающий нас мир. Когда мы пытаемся быть добрыми, щедрыми, воспитанными, в нас чаще всего говорит корысть. Мы хотим понравится другим людям, своим начальникам, клиентам, партнёрам. Мы хотим, чтобы нас ценили, любили, уважали, чтобы нам перепало чуть больше, чем другим каких-либо благ. Даже альтруизм часто бывает обратной стороной той же монеты, что и эгоизм. Человек всю жизнь может делать добро для других, забывая о себе, но в какой-то момент вдруг кто-то нелестно высказывается о его деятельности, осмеивает его, порицает, и человек не выдерживает, ломается, начинает болеть и умирать. Корыстность нашего мышления иногда служит нам плохую службу. Вот поэтому часто мы не можем понять, почему так плохо становится нам от того, что мы такие добрые, интеллигентные, терпеливые. Но наша терпеливость не должна иметь своей целью желание получить награду. С другой стороны, доброта и милосердие не должны провоцировать других людей на грех, заставлять верить их, что эгоизм и воля могут сделать их успешными и счастливыми. Мы все живём в одной связке. Мы все друг друга воспитываем. Когда преступник нападает на жертву, он воспитывает душу жертвы, которая не захотела быть щедрой. Когда преступник попадает в тюрьму, это воспитывает его душу, потому что ограничивает возможность реализации его необузданных желаний. Когда мы пресекаем хамство, то мы воспитываем душу хама. Он, в конце концов, может осознать, что хамство ему невыгодно. Но если мы стараемся не трогать хама, то можем способствовать развращению его души. Лояльность к хамству в обществе будет отражаться на всём обществе. Терпимость общества к греху не равнозначна терпимости к несовершенству человека. Толерантность - это терпимость к греху. Терпимость в христианском смысле - это признание права человека на ошибки, но и признание его возможности измениться, стать лучше. Если общество не даёт такого права пусть и самому жестокому преступнику, то само общество становится жестоким и вырождается.

Итак, чтобы не поддерживать иерархическую модель общества, надо всегда стремиться воспитывать тех, кто этой модели придерживается. Сначала вы должны внутренне принять человека таким, каков он есть, принять его слабость, его несовершенство, принять то, что вы с ним листья одного дерева, и у вас с этим человеком общие корни. И дерево надо видеть целиком как единую и неделимую систему. Всё наше человечество сейчас это дерево. Древо жизни. Поиск врагов только уничтожит эту жизнь на Земле. Надо менять общество, менять систему, воспитывать друг друга. Как это сделать? Когда вы вступаете во взаимодействие с человеком, надо апеллировать к душе человека, а не к его телу или сознанию. Человек агрессивно пытается показать вам, что он выше вас, весомее, занимает более высокую ступень социальной лестницы. Нет смысла доказывать ему обратное. Тем самым, вы согласитесь на его игру по его правилам. Войдя в игру, не препятствуя этой игре, надо играть по своим правилам. Если я не чувствую себя униженным, если я уважаю себя, то я буду в своих поступках исходить именно из этого своего ощущения себя. Я буду держать себя как равный с этим человеком, но не буду противопоставлять себя ему. А для этого очень важно понимать, что я вступаю в общение не с телом человека, а с его душой. И эта душа - частица Божественного. Я есть частица, содержащая Божественное, и он есть такая же частица, Божественная искра. Мы на уровне души представляем собой общность, некую целостную систему, внутри которой просто идёт некое взаимодействие. Оно хорошо представляется символом "инь-янь". Разность потенциалов в этой системе и создаёт ток, энергию, которая необходима, чтобы решить задачу.

Легко было решать конфликты в СССР. Все люди находились в общем информационном поле. Сильного расслоения не было. Общественные институты влияли на психику человека. Проблемы возникали, в основном, на уровне бытовом. Как только страна открылась внешнему влиянию, произошло разделение, расслоение. Появились различные социальные группы, исповедующие разные системы ценностей. Так во время революции 100 лет назад рухнула вдруг вся прежняя парадигма общественных отношений. И сохранить человеческий облик в состоянии оказались только люди с большой душой. В трилогии "Хождение по мукам" Алексея Толстого о судьбе русской интеллигенции в период революции в России мне запомнился больше всего один персонаж: Иван Ильич Телегин. Он единственный среди описываемых героев, кто не поддался на реакцию ненависти, страсти, не предался желанию мстить и убивать. Хотя остальные персонажи прошли именно через ненависть, депрессию из-за того, что привычный им мир рухнул, а нового не удалось ещё создать. Но новый порядок из хаоса формируется сначала на уровне души человека, в системе его представлений о высших ценностях, а не тогда, когда человек сыт и обут. Общество расслоилось, распалось. Телегин пытается видеть в каждом человеке, в его душе лучшую сторону. И на этой основе он стремится объединиться с миром. А многие другие персонажи ищут различия. Оказавшись перед лицом друг друга крестьяне, рабочие, фабриканты, люди искусства, политики, аристократия не смогли воспринимать друг друга, потому что жизнь каждого сословия была на протяжении веков отделена друг от друга. Они жили в своих параллельных мирах. Обычаи и уклад жизни не давал возможности им пересекаться. Любые точки пересечения были задекларированы. Никто не смел нарушить определённых негласных правил. Но когда эти тонкие грани были сломаны, возник хаос. А хаос вызвал гнев, раздражение, потому что исчезло чувство защищённости. Инстинкт самосохранения и вызвал ненависть. Ненависть - это попытка защитить территорию своего сознания, уничтожить мысленно очаг напряжения. А затем и физически люди начали убивать. Такое понятие как "враг народа" - это далеко не изобретение сталинской эпохи. Оно появилось в римском праве. И было активно использовано в дни Великой французской революции. Большевики переняли этот опыт оттуда. Первым в новой России его озвучил Ленин, когда в декабре 1917 года объявил кадетов "врагами народа". Причина - большевики взяли власть в свои руки. Пока существовало Временное правительство, большевики находились в оппозиции. Они могли любые неудачи списывать на слабость правительства, на враждебность капиталистов интересам русского народа. Когда же они заполучили власть, то сами стали объектом критики. Но теперь именно на них лежала ответственность за всё происходящее. Они не хотели никаких компромиссов, никаких коалиций. Поэтому и начали объявлять врагами тех, кто в наибольшей степени шёл в противофазе с идеологией мировой революции. Но получилось так, что остановится уже было невозможно. Каждый раз строить жизнь по-новому что-то мешало. А вписывать своих оппонентов в концепцию устройства нового мира большевики не могли. "Кто не с нами - тот против нас". Диалектики как таковой для них не существовало. Диалектика подразумевает тот же принцип, который обозначен символом "инь-янь". Или его ещё можно обозначить законом единства и борьбы противоположностей. Единство и борьба. То есть идёт взаимодействие противоположностей, но оно не уничтожает друг друга, а преодолевая конфликт, выходит на качественно новый уровень, объединяясь на этом уровне. Две противоположности обогащаются новыми знаниями. Это возможно только при единобожии. Ключ даёт Христианское учение. Но большевики выкинули христианство вместе с православной церковью, отождествив церковь (как хозяйствующий субъект с её проблемами и недостатками) с самой концепцией христианства. Большевики вернулись к язычеству, к её символам. Классовая борьба - это язычество. Даже такие понятия как вождизм, культ личности - это языческие понятия. Мавзолей в центре Москвы - символ столетнего поклонения идолам в лучших языческих традициях прошлого.

11 декабря 1917 года кадеты были объявлены вне закона. Гражданская война началась. Сегодня не стоит заниматься поисками врагов народа. Надо найти способ как закончить эту гражданскую войну. Надо искать то, что нас объединяет, доказывать и пропагандировать своё видение картины мира, но иметь мужество признавать свои ошибки и заблуждения, а также отмечать сильные стороны своих оппонентов, признавать их правоту, когда это очевидно. И вообще, стараться всегда видеть в других людях не соперников, а союзников, партнёров. Но жёсткость иногда не помешает, если вы готовы к тому, чтобы внутренне не испытывать неприязни к тем, кто несовершенен, не ведёт себя так, как нам того хочется.