Время летать. Часть третья

Станислав Винокурофф
   Наш Боинг767-300ER(extended range), самолёт с увеличенной дальностью в 11500 км. широко раскинув крылья с размахом в 47 с половиной метров, стоит на ночном перроне аэропорта Самара(Курумоч) . Красавец мужчина! Поставив чемоданы у багажного отделения, экипаж поднимается по пассажирскому трапу на борт самолёта. Я же, достаю свой фонарик из рабочей сумки и иду делать предполетный осмотр. По устоявшейся своей традиции, подхожу к передней стойке шасси, глажу и здороваюсь с самолетом: "Здравствуй родной! Рад тебя видеть! Поработаем? Поработаем. Ты только нас пожалуйста не подведи. Хорошо? И мы тебя тоже не подведём!". Уверен, что каждая техника имеет свою живую душу и если с ней общаться с заботой и лаской, то и техника ответит только хорошей, безотказной работой.

   Обхожу по определённому маршруту самолёт и проверяю целостность узлов и агрегатов. Делаю внешний осмотр на предмет отсутствия или наличия повреждений и вмятин, сколов и царапин на фюзеляже , двигателях , крыльях. Проверяю элероны, механизацию крыльев, стабилизатор и рули высоты, киль и руль направления, шасси, тормозные диски, состояние резины, стойки шасси и их ниши. Убеждаюсь в целостности всех приёмников воздушного давления, антенн и светосигнального оборудования, а также в отсутствии течи топлива, масла и гидрожидкости. Каждый раз, когда делаю предполетный осмотр самолёта и прохожу под хвостовым оперением , я вспоминаю один момент.

   Была ранняя весна. Мы прилетели из столичного аэропорта Внуково, регулярным рейсом в аэропорт Магадан(Сокол) на самолёте Боинг 757-200. Я тогда работал в авиакомпании "Якутия". Следом за нами, с разницей в минут пятнадцать, произвёл посадку Боинг 767-300 авиакомпании "Трансаэро" из Москвы, из аэропорта Домодедово . Наши борты поставили на стоянках, на перроне рядом. И вот мы закончили послеполетные работы на самолёте, сдали его вылетающему экипажу и пошли через пассажирский терминал аэропорта в гостиницу, на отдых. Так как идти было недалеко и погода стояла солнечная, не то чтобы морозная и не то чтобы теплая, мы решили пойти пешком. Так сказать, размять конечности после долгого перелёта и главное подышать свежим, горным воздухом. И вот идём мы экипажем, гурьбой, мимо трансаэровского Боинга. Иду значит и внимательно разглядываю "старшего брата". С такого близкого расстояния я его ещё не видел. Хорошо помню тот момент, когда проходя по хвостовым оперением я задрал голову, впечатлившись его размахом крыльев, и мечтательно подумал: "Вот это да! Вот бы на тебе полетать!" и тут же вспомнил начало двухтысячных годов.

   Москва, аэропорт Шереметьево. Я, второй пилот Ту 154. Жаркий июльский день, мы готовимся вылетать в Якутск. Я согласовав схему загрузки с бортпроводником отвечающим за загрузку багажа, груза и почты, стою у края рулежной дорожки и наблюдаю за подруливающим в направлении ко мне красавцем Боинг 767-300 авиакомпании "Аэрофлот", а они как раз начали их получать и они выполняли рейсы за "лужу", в Америку, через Атлантический океан. И вот стою, завороженный красотой и мощью самолёта, звуком двигателей, и наблюдаю, вернее вглядываюсь в силуэт, рассматриваю каждую деталь самолёта. А эти утробные звуки двигателей? Они бросали меня в дрожь! Стою и мир сузился для меня! Я видел только самолёт и сконцентрировался на своих ощущениях! Вот он медленно, степенно подруливает, носовая часть, кабина ровняется со мной и что я вижу?! Я не верю своим глазам! Мне приветливо машут из кабины пилотов! Я отчётливо вижу машущие в приветствии ладони Командира и второго пилота! Я вижу их приветливые, улыбающиеся лица! Все ещё не веря своим глазам я оглядываюсь назад, чтобы убедиться, что сзади никого нет и эти приветствия предназначаются мне! О если бы вы знали, какой взрыв эмоций это у меня вызвало! "Это Боги! Боги машут мне, приветствуют меня! Ураааа!!!" Я неистово начал им махать руками, отвечая приветствием! И вот он, солидно вырулив на взлетно-посадочную полосу, остановился немного и увеличив режим работы двигателей начал разбег. Вот его размашистые крылья ложатся на тугие потоки воздуха и подьемная сила изгибает их на взлет. И он взлетел! Я мысленно желаю им счастливого полёта и воодушевленный увиденного, разворачиваются и иду к своему самолёту. Мои мысли были: "Боги! На этом самолёте, на Боинг 767 летают Боги!Какой же он красивый самолёт!". Мне действительно тогда казалось, что на Боингах и Эрбасах летают только избранные, Боги!

   Эти два события несомненно внесли свою лепту в моем желании освоить новый для меня тип воздушного судна, Боинг 767. И осенью того года, когда я начал мечтать о полётах на Боинг 767 и получив предложение переучиться на него, я не стал долго думать и уехал из родной Якутии за новыми знаниями и новым опытом полётов. Есть в жизни такое понятие, когда время работает на нас или время работает против нас. Так вот, всегда идите вперёд к своей Мечте! Тем более, когда время работает на вас. Но в то же время важно помнить, что время неумолимо!

   И вот теперь, я сам поднимаюсь по трапу, на борт этого красивого самолёта, чтобы пилотировать Мечтой! На борту царит слаженная работа по подготовке к полёту. Бортпроводники проверяют пассажирский салон, аварийно-спасательное оборудование, принимают питание, напитки и бытовые принадлежности, загружают багаж. Инженера, техники деловито снуют туда-сюда. Они проводят свои технические процедуры по подготовке самолёта к вылету. Заправляют самолёт топливом, который мы передали через представителя, проверяют количество масла в двигателях и количество гидрожидкости в гидросистеме. Если требуется, то доливают и то и другое. Вообщем работы хватает. Работа кипит.
Я прохожу в кабину пилотов. Удовлетворенно отмечаю, что и здесь не спят, а готовятся к полёту. Мои коллеги, товарищи, уже разместились по своим местам. Коля, второй пилот, сидит на своём, правом кресле и готовится к полёту. Перебирает и проверяет всю полетную документацию. Эта толстая кипа документов относится к сфере его обязанностей. Их надо распределить по этапам полёта, он достаёт бумажные варианты схем аэропорта и полетные карты. Принимает погоду. Толя, дополнительный Командир, сидит на кресле обзервера и просматривает на планшете корпоративную почту. Он проверяет расписание трансферов по доставке экипажей из аэропорта Пхукет в отель и наоборот. А также уточняет в каком отеле нас разместят по прилёту . Размещаю дорожную сумку слева в нишу. Раздеваюсь, вешаю верхнюю одежду в гардероб. Проверяю наличие и целостность пломб с крайней ревизией на огнетушителе, на кислородных, переносных масках и на спасательных жилетах. Также проверяю работоспособность аварийных фонарей, целостность дымозащитных очков и аварийный трап-веревку.Проверяю чемодан с судовой документацией, наличие пломб, если сорваны, то по контрольному листу проверяю всю документацию и убедившись, что все в порядке пломбирую папки и закрываю чемодан. Все это убираю в специальную нишу и закрепляю. Так, теперь можно садиться на свое, левое кресло и начать работать. Как учили старые деды: "Полёт начинается с подгонки кресла!". Подгоняю под себя кресло, чтобы было удобно сидеть и удобно пилотировать, чтобы был хороший обзор и руки и ноги спокойно доставали до штурвала и педалей, а также до других органов управления самолётом. Заполняю технический бортжурнал, расписываюсь в журнале приёма и сдачи самолёта. Достаю заранее подготовленную палетку, прикрепляю на штурвале. Включаю служебный, бортовой телефон. Так, надо в полете зарядить. Закрепляю планшет на держатель и подключаю к бортсети. Открываю навигационное приложение с заранее загруженными схемами аэропорта Самара и маршрутом полёта. Записываю в палетку информацию о погоде, которую передают на определённой радиочастоте. Затем проверяю двустороннюю связь с бортпроводниками на их связных станциях. Ну что же, я готов.

   Вместе с Колей готовим кабину и оборудование к полёту. Забиваем с перекрестным контролем навигационные данные и маршрут. Проверяем все системы самолёта. Артём, старший бортпроводник заходит в кабину и докладывает, что по их части все готово и спрашивает: "Ребята, попить кто, что желает?" Мы заказываем по бутылке воды без газа, ведь на больших высотах идёт интенсивное обезвоживание организма из-за сухого воздуха системы кондиционирования. Я не особо подвержен воздействию кофе на организм, но тем не менее заказываю чёрный кофе с лимоном и без сахара, а Коля с Толей кофе с молоком и десятью граммами сахара. Артём приняв заказ выходит. Надо взбодриться! Время три часа двадцать минут ночи. До вылета остаётся один час и десять минут! Мы сообща заканчиваем предполетную подготовку и завершаем её прочтением контрольной карты(preflight check list).

   Итак заправка закончена, керосин на борту, пассажирский салон готов к приёму гостей, питание и напитки загружены, все системы самолёта включая аварийно-спасательное оборудование проверены и мы, экипаж, тоже готовы. Как ни странно, но багаж уже тоже загружен. Стучатся в дверь, открываем, заходит представитель и спрашивает о нашей готовности: "Командир, даём готовность? Пассажиров везти?" Отвечаю: "Везите, мы готовы".

   Артём приносит нам наши заказанные, горячие напитки. Есть ещё время попить кофе, подумать о своём, сделать телефонные звонки если требуется. Вот и везут наших пассажиров. Перронный автобус вальяжно едет битком забитый нетерпеливыми, спешащими и боящимися опоздать пассажирами. Некоторые прильнули к окну автобуса и с интересом разглядывают наш самолёт, на котором им предстоит полететь к долгожданному отдыху. В крайнее время мы с удовольствием отмечаем, что наши соотечественники стали более серьёзно относиться к полёту и стало меньше пьяных на борту. И это не может не радовать. Старший бортпроводник, Артём, уточняет: "Товарищ Командир, начинаем посадку?" Кивком головы даю разрешение на посадку. Тем временем представитель приносит документы: пассажирский манифест(список имён и фамилий) и сводно-загрузочную документацию. Расписываюсь и с Колей забиваем весовые данные в бортовой компьютер. И так как Коля летит до Уфы, он проводит предполетный брифинг. Это кратко говоря мы обсуждаем свои действия по всем этапам вылета. А также оговариваем наши действия на случай аварийных ситуаций. Ну вот и все, вроде все обговорили. Неясных вопросов нет. Артём докладывает, что все пассажиры подсчитаны в количестве 298 человек по головам. Все сходится. "Товарищ Командир закрываемся?" Отвечаю: "Закрываемся! Здороваюсь с пассажирами". Выхожу на связь по громкоговорителям и приветствую пассажиров. Рассказал о продолжительности полёта до Уфы, объяснил причину почему мы летим через Уфу и пожелал приятного полёта. Приветствие я делаю на двух языках: на русском и английском. Раньше, когда летал в авиакомпании "Якутия", я приветствовал пассажиров на трех языках, добавив к двум предыдущим мой родной язык, якутский. Считаю, что с пассажирами нужно разговаривать, потому что часто летая пассажиром, я вижу, что пассажиры нуждаются в чёткой, ясной информации от Командира. Спокойный, чёткий и в меру громкий голос Командира действует успокаивающе на людей.

   Ну вот теперь полностью готовы. Связываюсь по внешней связи с наземным составом, который будет буксировать нас и наблюдать за запуском двигателей на земле. "Коля, запрашивай условия вылета и буксировку, запуск" - прошу второго пилота связаться с диспетчерской вышкой. Время пошло. Время летать!

Конец третьей главы.

Самара - Уфа - Пхукет.

30.11.2017.