Желай, но соразмеряй желания со своей жизнью

Гадаев Алексей Вениаминович
«Желай — и желания твои будут исполнены. Но соразмеряй свои желания со своей
Жизнью»(О.Бальзак. «Шагреневая кожа»).
ЖЕЛАНИЕ. (англ. wish; desire) — одна из форм мотивационного состояния.
Желание или вожделение — средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором — с другой.
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:
с культурным уровнем и личностью индивида
с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
В познавательной сфере желанию соответствует представление, как хотению — ощущение, а выбору — отвлечённая мысль. Само по себе желание является страдательным состоянием души (связывающее область воли с областью душевных чувств или волнений); но психический субъект (нормальный) может относиться к этим своим состояниям деятельно, усиливая или ослабляя их напряжённость.

Автор Николай Козлов
Желание

Желание отличается от простого хотения обдуманостью. Для хотения многого не нужно: пока тело живое, ему всегда что-то хочется: двигаться или прилечь, попить или пописать. Она увидела красивую сумочку - захотела, он увидел красивую женщину - захотел.
Превратится ли хотение в желание, получит ли оно благословение умом? - это зависит уже только от человека, от его взглядов и ценностей. Не все люди склонны все обдумывать, многие привыкли действовать импульсивно, жить не включая голову. Немалая часть людей обдумывает свои хотения формально, легко обманывая себя и без труда доказывая, что все, что им хочется, прямо таки им надо. Феномен рационализации известен давно: при желании обосновать разумность свои желаний сообразительные люди могут всегда. Тем не менее, свои хотелки и свои желания путать не стоит: за свои хотелки вы отвечаете не более, чем за наличие или отсутствие аппетита, а за свои желания взрослый человек отвечает так же, как за свои выборы.
Хотелки - пространство нашего детства, а желания - уже наша молодость. Превращая свои желания в цели и проекты, мы становимся уже взрослыми людьми.
Часть наших желаний – это производные от наших зависимостей. Желание свободно, зависимость превращает нас в раба.
Наркоман хочет наркоты. Алкоголик - нажраться. Лудеман - игровой автомат. Казанова - баб. Обжора - набитый холодильник.
Чем более развитый человек, тем меньше у него зависимостей и больше желаний.
Разжиганию силы желания способствуют (умеренные) трудности. Чем труднее получить то, что ты хочешь, тем более желанным оно становится. По крайней мере, для энергичных людей это так. Яркое запечетление желанного нередко превращает его в идею-фикс: образ, который невозможно позабыть.
Да, наши желания не всегда подталкивают нас в нужную сторону. Что делать в этом случае? Подавлять желания - не лучший вариант, а вот научиться управлять ими - полезно. Не нужно бороться против неправильных желаний, умнее вызывать у себя правильные желания, чтобы всегда хотеть то, что сейчас надо. В повседневной жизни желания запускаются ключами желания, гасятся – блоками желаний, в любом случае желания могут как просыпаться, так и гаснуть.
"Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя! иль ты приснилась мне?" - грустил Сергей Есенин. Желания живут дыханием нашего тела, а телу свойственно менять свои состояния...
Но желания могут не только просыпаться и гаснуть, развитые люди умеют своими желаниями управлять. В этом есть смысл - классно, значит я этого хочу! Это полезно мне или людям рядом? Здорово - я этого от души хочу. Свои хочулки и желания можно и нужно развивать в нужном направлении. Как?
Желание - это тяга, но еще не действие. Взрослый человек может отодвинуть свои не своевременные желания, энергичный человек превратит свои желания в планы и действия.
Желания часто остаются только желаниями, не воплощаясь в действия. Чем быстрее и решительнее мы превращаем наши желания в намерения, планы и проекты, тем чаще наши желания воплощаются в жизнь. Проект - это грамотно оформленное желание. Проект отличается от желания конкретностью формулировок, видением хотя бы общего плана реализации и письменной фиксацией.
Желания имеют разные статусы. Низкостатусное, не имеющее внятного обоснования и признания окружающих желание называется капризом, его можно игнорировать. Социально одобряемое или тем более поощряемое желание называется потребностью, самые же лучшие наши желания получают звания Любимое дело или просто - наша Любовь..»
«Хочу» — это то, что мне и интересно, что меня увлекает, и то, отчего я получаю удовольствие. «Могу» — это мои возможности и способности. То, какие у меня есть качества, которые могут выступить предрасположенностью к какой-либо деятельности, какие у меня есть умственные и физические возможности или, наоборот, барьеры. Способности тестами не определишь. Понять, есть ли они у тебя или нет, можно только постоянно пробуя новые занятия. «Надо» — это востребованность профессий на рынке труда. Но я всегда говорю, что это самое простое — всегда можно обратиться к интернету, где регулярно появляются какие-либо статьи с анализом востребованных и перспективных профессий.
Могу (Мочь)– это наши возможности и способности.
Надо – это долг.
+++
Автор: Н.И. Козлов
Желание: звонкий голос нашего тела37
Чем труднее получить то, что ты хочешь, тем более желанным оно становится. По крайней мере, для энергичных людей это так.

Если ты захотел приз, так выиграй его!

Желание отличается от простого хотения обдуманостью. Для хотения многого не нужно: пока тело живое, ему всегда что-то хочется: двигаться или прилечь, попить или пописать. Она увидела красивую сумочку - захотела, он увидел красивую женщину - захотел.

Превратится ли хотение в желание, получит ли оно благословение умом? - это зависит уже только от человека, от его взглядов и ценностей. Не все люди склонны все обдумывать, многие привыкли действовать импульсивно, жить не включая голову. Немалая часть людей обдумывает свои хотения формально, легко обманывая себя и без труда доказывая, что все, что им хочется, прямо таки им надо. Феномен рационализации известен давно: при желании обосновать разумность своих желаний сообразительные люди могут всегда. Тем не менее, свои хотелки и свои желания путать не стоит: за свои хотелки вы отвечаете не более, чем за наличие или отсутствие аппетита, а за свои желания взрослый человек отвечает так же, как за свои выборы.
Хотелки - пространство нашего детства, а желания - уже наша молодость. Превращая свои желания в цели и проекты, мы становимся уже взрослыми людьми.
Часть наших желаний – это производные от наших зависимостей. Желание свободно, зависимость превращает нас в раба.
Наркоман хочет наркоты. Алкоголик - нажраться. Лудеман - игровой автомат. Казанова - баб. Обжора - набитый холодильник.
Чем более развитый человек, тем меньше у него зависимостей и больше желаний.
Разжиганию силы желания способствуют (умеренные) трудности. Чем труднее получить то, что ты хочешь, тем более желанным оно становится. По крайней мере, для энергичных людей это так. Яркое запечатление желанного нередко превращает его в идею-фикс: образ, который невозможно позабыть.

Да, наши желания не всегда подталкивают нас в нужную сторону. Что делать в этом случае? Подавлять желания - не лучший вариант, а вот научиться управлять ими - полезно. Не нужно бороться против неправильных желаний, умнее вызывать у себя правильные желания, чтобы всегда хотеть то, что сейчас надо. В повседневной жизни желания запускаются ключами желания, гасятся - блоками желаний, в любом случае желания могут как просыпаться, так и гаснуть.
"Я теперь скупее стал в желаньях, / Жизнь моя! иль ты приснилась мне?" - грустил Сергей Есенин. Желания живут дыханием нашего тела, а телу свойственно менять свои состояния...
Но желания могут не только просыпаться и гаснуть, развитые люди умеют своими желаниями управлять. В этом есть смысл - классно, значит я этого хочу! Это полезно мне или людям рядом? Здорово - я этого от души хочу. Свои хочулки и желания можно и нужно развивать в нужном направлении. Как? Смотри Как развивать свое Хочу и начинать хотеть то, что нужно?
Желание - это тяга, но еще не действие. Взрослый человек может отодвинуть свои не своевременные желания, энергичный человек превратит свои желания в планы и действия.
Желания часто остаются только желаниями, не воплощаясь в действия. Чем быстрее и решительнее мы превращаем наши желания в намерения, планы и проекты, тем чаще наши желания воплощаются в жизнь. Проект - это грамотно оформленное желание. Проект отличается от желания конкретностью формулировок, видением хотя бы общего плана реализации и письменной фиксацией. Смотри Проект и Постановка цели
Желания имеют разные статусы. Низкостатусное, не имеющее внятного обоснования и признания окружающих желание называется капризом, его можно игнорировать. Социально одобряемое или тем более поощряемое желание называется потребностью, самые же лучшие наши желания получают звания Любимое дело или просто - наша Любовь.
Желание и тело
Желания - от тела, и когда мы живем желаниями, мы живем телом, телесной жизнью. Все просто: в теле появляются потребности (организм нуждается в жидкости). Томление потребности, когда оно в чем-то опредмечивается, становится нашим Хочу (я уже понимаю, что я хочу - я хочу холодного чаю). Обдуманное и одобренное Хочу приобретает статус Желания (я не просто хочу чаю, я уже это говорю себе и другим. «Желаете ли чаю? - Да, с лимоном!»). Но все желания изначально живут на состояниях тела, и когда организм перестает нуждаться в жидкости, желание чая угасает.
Однако люди бывают не только организмами, иногда мы пользуемся разумом. И не только для того, чтобы одобрить или нет то, что хочет наше тело, а чтобы тело организовать на то, что сейчас делать нужно. Человек разумный руководствуется уже не своими потребностями, а своими ценностями, а свои потребности и другие обстоятельства просто учитывает.
Человек разумный перестает жить телом, он начинает своим телом пользоваться - как инструментом. На место потребностей у него встают ценности, а на место настроений - его дух. Это уже - духовная жизнь.
И это - правильно!
+++
Ключи желания - это те условия, обстоятельства при которых человек запускает свое Хочу!
Ключами хочу могут быть:
• Видение смысла
• Легкое начало
• Профессионализм, у меня получается
• Новизна, новое дело
• Возможность и перспективы развития
Рядом с использованием ключей желаний помогает прямая раскрутка Энергии желаний!
Кроме ключей есть также и блоки желаний.
+++
Автор: Н.И. Козлов
Энергия желания, или мечты на миллион долларов
Думать о том, что не успел сделать - полезно, если в результате этого возникает список того, что ты сделать хочешь.

Чем труднее получить то, что ты хочешь, тем более желанным оно становится. По крайней мере, для энергичных людей это так.

Энергия желания - сила и количество желаний. Энергия желаний - одна из основ жизненной успешности.
Будда говорил: «Избавление от всех желаний — вот дорога к счастью!» Верно, сильно желать — больно. Но решение не в том, чтобы избавиться от желаний — к старости большинство желаний и так отмирает почти автоматически.
Когда уходят желания, люди не становятся счастливыми: люди становятся апатичными. Им уже ничего не надо, им уже не больно — но это не счастье. Это — безразличие. Счастье в том, чтобы желать и получать желаемое. А много счастья в том, чтобы много желать и получать много желаемого, не расстраивая себя, если что-то из желаемого сегодня не получил.
Успешный человек имеет энергичные, развитые желания. Он много хочет, ему есть ради чего просыпаться каждый день и он не просто отрабатывает то, что ждут от него другие, он делает то, что хочет сам. Он — хочет. Он — смеет хотеть. А много ли, сильно ли хотите вы?
Задачка: Фея Вспыхивающей Удачи подарила вам цветик-восьмицветик следующей конструкции: каждый его листик дарит вам миллион долларов, которые вы можете потратить строго на то направление, которому листик посвящен. Название этих очаровательных листиков:
• Дом и быт.
• Семья и друзья.
• Развлечения и досуг.
• Взрослые игрушки и принадлежности.
• Учеба, образование.
• Бизнес-проекты.
• Здоровье и красота.
• Люди, общество, культура.
Итак, на что обменяете эти деньги?
Вклады в банк — мысль мудрая, но в данном случае не ответ. Рано или поздно деньги из банка вы снимете — и что с ними сделаете? В какие свои желания воплотите?
Начинайте фантазировать. Начинайте мечтать. Начинайте желать…
Дом и быт
Так, двухэтажный особняк триста квадратных метров в благоустроенной зоне под Москвой, пятнадцать минут от МКАД, за оградой зеленый парк, вереница чистых прудов с зеркальными карпами и соответственно без случайных посторонних. Нет, пусть это будет Испания, Андалусия, Тарифа, тенистая вилла с бассейном и двадцать минут мимо пальм по легкой дороге до побережья Коста Дель Соль. В доме тихие кондиционеры, массажный душ, камин и управление всеми системами дома с одного пульта, через дорогу — гольф-клуб, на воде — кайтсерфинг.
С ноября по апрель — удивительный Эль Гуна, островок на Красном море, яхта с упругим белым парусом ждет рядом с открытой верандой, сзади — только повернуть голову — бьет яркое разноцветье благоухающего сада. Кустами вспыхивают белые и красные бугенвиллии, теплый ветер разносит запах душистых роз. В нескольких шагах, под обрывом — желтый горячий песок и уходящее в таинственную глубину море, где рядом с коралловой стеной медленно плывут диковинные, невиданные, невероятных расцветок рыбы. Через море, вдали, стоят молчаливые коричневые горы в далекой дымке, и солнце, солнце, солнце — даже не в голубом, а в прозрачном от голубизне небе.
У вас больше? Другое? Мечтайте, рисуйте, фантазируйте!
Семья и друзья
Маме швейцарский паровой супер-утюг LauraStar и посудомойку Miele, папе Toyota Camry 3,5 литра с системой VSC и кожаным салоном, он давно эту красавицу хотел. Жене — серебристый Мазератти Quattroporte (элегантная и мягкая машина), Андрею оплатить MBA в Эдинбурге Heriot-Watt University, ему надо, Вере подарить тур в Японию на Окинаву, для нее это действительно остров мечты, Ольгу с мужем и двумя детьми свозить в Тайланд, Андрея Петровича с семьей в Чехию — после инфаркта он должен быть вознагражден жизнью. Сергею восстановить зрение — операцию на глаза, Диме купить роскошный Брегет, он будет с ним счастлив.
Развлечения и досуг
Всех друзей привести на выпускной капустник студентов театральных училищ, потом свозить на карнавал в Бразилию. Прыгнуть с парашютом — одному, горные лыжи в Швейцарии (Куршевель) — всей семьей, на яхте по побережью Франции — с женой. Вместе побродить по Парижу (Монмартр, сады Версаля), с личным гидом поклониться вечному Риму (Сикстинская капелла), как-нибудь утром полюбоваться куполами златы Праги, далее: озера Австрии, Сан-Суси (Германия), лесные озера Хорватии, Плещеево озеро в Переяславль-Залесском. С детьми — по Востоку: Китай (Великая стена, Шао-линь). Веселый Сингапур, все чудеса света в парках Тайваня, Отдельно — японская страница. Обязательно погрузиться в эту невероятную культуру и успеть пешком подняться на Фудзи, пока Страна Восходящего Солнца, в очередной раз вздрогнув, не опустится на дно…
Мир достоин того, чтобы вы с ним познакомились.
Другие лепестки Цветика-восьмицветика распишите вполне самостоятельно. Если мечтать вам уже понравилось — вы это обязательно продолжите.
Человек жив до тех пор, пока он что-то хочет. Пока у него есть — мечты и желания. Ярких вам желаний, сильной вам мечт
+++
Блоки желаний

Психологические блоки желаний - те обстоятельства, условия, при которых хочу запустить трудно и которые имеющиеся желания гасят.
• Ощущение беспомощности, усталость (душевная или физическая)
• Отсутствие видения перспектив развития
• Одно Хочу закрывает дорогу многим другим.
• Однообразие и монотонность работы
• Отсутствие смысла в действиях
• Установка мстить тем, кто хочет, чтобы я желал ("Назло вам ничего не хочу!") и в целом негативная установка. См.;
• Происшедшие обиды со значимыми людьми (например, родителями или любимыми) и бессознательная месть: "Раз вы все такие, то вот я вам (душевно) умру и больше ничего хотеть не буду!"
Запускают желания, напротив, ключи желания.




Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/dolg
Долг
Долг - многоплановое понятие, у которого существуют множество трактовок - от максимально конкретных до очень расплывчатых.
В обыденном понимании долг - это то, что взято на время и подлежит возврату.
Кроме этого, долг можно рассматривать в трех ипостасях:
Долг - как обязанность.
Долг - как благодарность.
Долг - как осознанное Желание.
Долг, понимаемый как обязанность, достаточно распространенное толкование. Например, шутливое "супружеский долг" - сексуальное удовольствие, ставшее обязанностью.
Для кого-то долг - это форма благодарности. Например, благодарность по отношению к родителям - или, как говорят, "сыновий долг".
Реже долг отождествляют с осознанным желанием. Например, желанием приносить пользу людям. Осозанное желание может основываться на уважении к людям.
Польза - нужная выгода, объективный положительный результат. То, что отвечает потребностям. Дети категорией полезно-вредно не пользуются, предпочитая оперировать понятиями: приятно-не приятно, нравится-не нравится. Взрослые в большей степени ориентируются на полезно-неполезно, нужно-не нужно. Хотя впрочем взрослые дети все равно продолжают пользоваться категориями хочу-не хочу.
Строго говоря, обязанность отличается от долга тем, что исполняется человеком вынужденно и не исполняется при отсутствии этого фактора. Обязанностью движет Страх перед последствиями её нарушения. Долгом - сила своих желаний и Уверенность в их целесообразности.
Особенности понимания слова долг в восточной и западной культурах
Особенность восточного понимания долга связана с его максимальной конкретизацией. Например, в индуизме долг каждого человека состоит из трех предписаний: в соблюдении своей дхармы (наследственных обязанностей), в выполнении артхи (обязанностей домохозяина и гражданина), а также в исполнении камы (любовных обязанностей). Все эти обязанности достаточно конкретны и прозрачны, для их выполнения не надо прилагать каких-либо интеллектуальных усилий.
Западное понимание долга , наоборот, максимально абстрактно и носит философский характер. Западная этика провозглашает лишь идею долга, которую сам человек должен наполнить конкретным содержанием. Только сам человек, исходя из конкретной жизненной ситуации, может и должен решить, в чем конкретно заключается его долг. Таким образом, западная традиция рассматривает человека как самостоятельную, мыслящую, ответственную личность, способную к самостоятельным решениям. Западное понимание долга базируется на идее интеллектуальной и нравственной свободы личности, восточное - на несамостоятельности и зависимости.
Отношение к долгу
Капризные дети как огня боятся слова "долг". Они полагают (в общем, справедливо), что как только они избавятся от этой фобии, то потеряют моральное Право бороться с призраками за свободу, и им придется на самом деле определять свою Жизнь.
Вполне рабочий защитный механизм, чтобы малыши оставались милыми ручными бунтарями и не лезли во взрослую жизнь, пока не окрепнут крылышки.

В философском романе О. Бальзака "Шагреневая кожа" мы читаем как миллионер, сто двух летний антиквар, с серьёзным тоном рассуждает о своем понимании тайны человеческой жизни:
«Человек истощает себя безотчетными поступками, — из-за них-то и иссякают источники его бытия. Все формы этих двух причин смерти сводятся к двум глаголам желать и мочь. Между этими двумя пределами человеческой деятельности находится иная формула, коей обладают мудрецы и ей обязан я счастьем моим и Желать сжигает нас, а мочь — разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии. Итак, желание и хотение, во мне, мертво, убито мыслью; действие, или могущество, свелось к удовлетворению требований моего организма. Коротко говоря, я сосредоточил свою жизнь не в сердце, которое может быть разбито, не в ощущениях, которые претупляются, но в мозгу, который не изнашивается и переживает всё. Излишества не коснулись ни моей души, ни тела.Меж тем я обозрел весь мир. Нога моя ступала по высочайшим горам Азии и Америки, я изучил все человеческие языки, я жил при всяких правительствах. Я ссужал деньги китайцу, взяв в залог труп его отца, я спал в палатке араба, доверившись его слову, я подписывал контракты во всех европейских столицах и без боязни оставлял свое золото в вигваме дикарей; словом, я добился всего, ибо умел всем пренебречь. Моим единственным честолюбием было — видеть.
Видеть — не значит ли это знать?.. А знать, молодой человек, — не значит ли это наслаждаться интуитивно? Не значит ли это открывать самую сущность жизни и глубоко проникать в нее? Что остается от материального обладания?
Только идея. Судите же, как прекрасна должна быть жизнь человека, который, будучи способен запечатлеть в своей мысли все реальности, переносит источники счастья в свою душу и извлекает из них множество идеальных наслаждений, очистив их от всей земной скверны. Мысль — это ключ ко всем сокровищницам, она одаряет вас всеми радостями скупца, но без его забот. И вот я парил над миром, наслаждения мои всегда были радостями духовными. Мои пиршества заключались в созерцании морей, народов, лесов, гор. Я все созерцал, но спокойно, не зная усталости; я никогда ничего не желал, я только ожидал. Я прогуливался по вселенной, как по собственному саду. То, что люди зовут печалью, любовью, честолюбием, превратностями, огорчениями, — все это для меня лишь мысли, превращаемые мною в мечтания; вместо того чтобы их ощущать, я их выражаю, я их истолковываю; вместо того чтобы позволить им пожирать мою жизнь, я драматизирую их, я их развиваю; я забавляюсь ими, как будто это романы, которые я читаю внутренним своим зрением. Я никогда не утомляю своего организма и потому все еще отличаюсь крепким здоровьем. Так как моя душа унаследовала все не растраченные мною силы, то моя голова богаче моих складов. Вот где, — сказал он, ударяя себя по лбу, — вот где настоящие миллионы! Я провожу свои дни восхитительно: мои глаза умеют видеть былое; я воскрешаю целые страны, картины разных местностей, виды океана, прекрасные образы истории. У меня есть воображаемый сераль, где я обладаю всеми женщинами, которые мне не принадлежали. Часто я снова вижу ваши войны, ваши революции и размышляю о них. О, как же предпочесть лихорадочное, мимолетное восхищение каким-нибудь телом, более или менее цветущим, формами, более или менее округлыми, как же предпочесть крушение всех ваших обманчивых надежд — высокой способности создавать вселенную в своей душе; беспредельному наслаждению двигаться без опутывающих уз времени, без помех пространства; наслаждению — все объять, все видеть, наклониться над краем мира, чтобы вопрошать другие сферы, чтобы внимать богу? Здесь, — громовым голосом воскликнул он, указывая на шагреневую кожу, — мочь и желать соединены! Вот они, ваши социальные идеи, ваши чрезмерные желания, ваша невоздержность, ваши радости, которые убивают, ваши скорби, которые заставляют жить слишком напряженной жизнью, — ведь боль, может быть, есть не что иное, как предельное наслаждение. Кто мог бы определить границу, где сладострастие становится болью и где боль остается еще сладострастием? Разве живейшие лучи мира идеального не ласкают взора, меж тем как самый мягкий сумрак мира физического ранит его беспрестанно? Не от знания ли рождается мудрость? И что есть безумие, как не безмерность желания или же могущества?
— Вот я и хочу жить, не зная меры! — сказал незнакомец, хватая шагреневую кожу.
— Берегитесь, молодой человек! — с невероятной живостью воскликнул старик.
— Я посвятил свою жизнь науке и мысли, но они не способны были даже прокормить меня, — отвечал незнакомец. — Я не хочу быть обманутым ни проповедью, достойной Сведенборга[18], ни вашим восточным амулетом, ни милосердным вашим старанием удержать меня в этом мире, где существование для меня более невозможно. Так вот, — добавил он, судорожно сжимая талисман в руке и глядя на старика, — я хочу царственного, роскошного пира, вакханалии, достойной века, в котором все, говорят, усовершенствовано! Пусть мои собутыльники будут юны, остроумны и свободны от предрассудков, веселы до сумасшествия! Пусть сменяются вина, одно другого крепче, искрометнее, такие, от которых мы будем пьяны три дня! Пусть эта ночь будет украшена пылкими женщинами! Хочу, чтоб исступленный разгул увлек нас на колеснице, запряженной четверкой коней, за пределы мира и сбросил нас на неведомых берегах! Пусть души восходят на небеса или же тонут в грязи, — не знаю, возносятся ли они тогда или падают, мне это все равно. Итак, я приказываю мрачной этой силе слить для меня все радости воедино. Да, мне нужно заключить все наслаждения земли и неба в одно последнее объятие, а затем умереть. Я желаю античных приапей после пьянства, песен, способных пробудить мертвецов, долгих, бесконечно долгих поцелуев, чтобы звук их пронесся над Парижем, как гул пожара, разбудил бы супругов и внушил бы им жгучий пыл, возвращая молодость всем, даже семидесятилетним!
Тут в ушах молодого безумца, подобно адскому грохоту, раздался смех старика и прервал его столь властно, что он умолк.
— Вы думаете, — сказал торговец, — у меня сейчас расступятся половицы, пропуская роскошно убранные столы и гостей с того света? Нет, нет, безрассудный молодой человек. Вы заключили договор, этим все сказано. Теперь все ваши желания будут исполняться в точности, но за счет вашей жизни. Круг ваших дней, очерченный этой кожей, будет сжиматься соответственно силе и числу ваших желаний, от самого незначительного до самого огромного. Брамин, которому я обязан этим талисманом, объяснил мне некогда, что между судьбою и желанием его владельца установится таинственная связь. Ваше первое желание — желание пошлое, я мог бы его удовлетворить, но позаботиться об этом я предоставляю событиям вашего нового бытия. Ведь в конце концов вы хотели умереть? Ну что ж, ваше самоубийство только отсрочено.
Удивленный, почти раздраженный тем, что этот странный старик с его полуфилантропическими намерениями, ясно сказавшимися в этой последней насмешке, продолжал глумиться над ним, незнакомец воскликнул:
— Посмотрим, изменится ли моя судьба, пока я буду переходить набережную! Но если вы не смеетесь над несчастным, то в отместку за столь роковую услугу я желаю, чтобы вы влюбились в танцовщицу! Тогда вы поймете радость разгула и, быть может, расточите все блага, которые вы столь философически сберегали.
Он вышел, так и не услыхав тяжкого вздоха старика, миновал все залы и спустился по лестнице в сопровождении толстощекого приказчика, который тщетно пытался посветить ему: незнакомец бежал стремительно, словно вор, застигнутый на месте преступления».
[О.Бальзак. "Шагреневая кожа" - М.: Вече, 1998. с.345 - 347.].

А.Пушкин в своём произведении «Скупой рыцарь» описывает  понимание скупого рыцаря его тайны жизни:
"Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу
Сокровища растут. Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился — и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
Мне всё послушно, я же — ничему;
Я выше всех желаний; я спокоен;
Я знаю мощь мою: с меня довольно
Сего сознанья... (Смотрит на свое золото.)
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Тут есть дублон старинный.... вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме.
А этот? этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще...
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных. Но пора.
(Хочет отпереть сундук.)
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.
Не страх (о нет! кого бояться мне?
При мне мой меч: за злато отвечает
Честной булат), но сердце мне теснит
Какое-то неведомое чувство...
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
(Отпирает сундук.)
Вот мое блаженство!
(Всыпает деньги.)
Ступайте, полно вам по свету рыскать,
Служа страстям и нуждам человека.
Усните здесь сном силы и покоя,
Как боги спят в глубоких небесах...
Хочу себе сегодня пир устроить:
Зажгу свечу пред каждым сундуком,
И все их отопру, и стану сам
Средь них глядеть на блещущие груды.
(Зажигает свечи и отпирает сундуки
один за другим.)
Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Я царствую... но кто вослед за мной
Приимет власть над нею? Мой наследник!
Безумец, расточитель молодой,
Развратников разгульных собеседник!
Едва умру, он, он! сойдет сюда
Под эти мирные, немые своды
С толпой ласкателей, придворных жадных.
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со смехом отопрет.
И потекут сокровища мои
В атласные диравые карманы.
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит —
Он расточит... А по какому праву?
Мне разве даром это все досталось,
Или шутя, как игроку, который
Гремит костьми да груды загребает?
Кто знает, сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей, тяжелых дум,
Дневных забот, ночей бессонных мне
Все это стоило? Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?..
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел.
О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!..
«Скупой рыцарь» о сыне государю:
«Я б не хотел сознаться, но меня Вы принуждаете сказать о сыне то, что желал от вас бы утаить. Он, государь, к несчастью, недостоин ни милостей, ни вашего вниманья.Он молодость свою проводит в буйстве, в пороках низких...»

Джеральд Кори в книге "Теория и практика группового консультирования" пишет:
Истоки эмоционального расстройства
Роль, которую играет абсолютное «должен» в формировании и поддержании эмоционального расстройства.
Мы эмоционально и твердо подписываемся под многими грандиозными «должен», в результате чего без необходимости впадаем в различные эмоциональные расстройства (Ellis,1992).
Согласно Эллису, чувства тревоги, депрессии, отвержения, гнева, вины и отчуждения главным образом инициируются и увековечиваются системой убеждений, основанной на иррациональных идеях, которые мы некритично восприняли чаще всего в раннем детстве. Эти самоограничивающие убеждения поддерживаются негативными, абсолютистскими и алогичными утверждениями, которые люди снова и снова повторяют себе. Есть и другие факторы, поддерживающие эмоциональное расстройство, например, человеческое равнодушие, тупость, невосприимчивость, ригидность, высокий уровень защит и стремление изменить ситуацию, вместо того чтобы измениться самому.
Эллис подчеркивал, что вдобавок к дисфункциональным убеждения, которые мы заимствуем у других людей, люди сами создают огромное количество «должен».
Эллис определил несколько путей реалистичного самопринятия.
Принятие того факта, что изменения являются результатом напряженной работы и постоянной практики.
Нужно спокойно принимать то, что мы не можем изменить.
Мы должны спокойно принять факт своего несовершенства.
Не стоит проклинать себя и других.
Эллис учит человека делать адекватные обобщения и наблюдать за своими чрезмерными обобщениями; различать свои желания, хотения, предпочтения и свои предполагаемые потребности или внушения; быть менее внушаемым и более думающим; быть слабым гедонистом, который наслаждается собой здесь- и- сейчас и в будущем, а не просто сильным гедонистом, который думает о немедленном удовлетворении; чувствовать соответствующие состоянию эмоции горя, сожаления, раздражения и стремление изменить неприятные аспекты своей жизни; минимизировать несоответствующие чувства собственной ничтожности, жалости к самому себе, сильной тревоги и ярости.
Человек может полностью принять себя только потому, что он живёт и может быть по-настоящему счастливым, независимо от того, какие он совершает поступки и какое впечатление производит на других. Он может создавать свои собственные значимые цели и что он не нуждается ни в мистике, ни в богах, на которые можно положиться [Эллис А. Гуманистическая психотерапия. СПб; Сова; М.;ЭКСМО-пресс, 2002, с.73-74 ]