Джип, джип, Джуджалярим. Цыплятки

Наталия Тимченко
Цып, цып мои цыплятки,
Цып, цып, цып мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.


Я родилась в городе Сумгаите Азербайджанской ССР в 1952 году и помню себя почти с первого дня, как только появилась на свет. Отлично вижу, как лежу на столе, в большой, скромно обставленной комнате, на подоконнике стоят цветы в вазе, преподнесённые моей маме в честь моего появления на свет. На комоде находится приёмник, из которого звучит чудесная песенка про цыплят на азербайджанском языке, которая мне сразу же очень понравилась и полюбилась. Меня пеленают, разговаривая при этом, а я всё слышу и всё понимаю, хотя они думают, что я ещё маленькая и глупенькая и с моим мнением они считаться не собираются
Мне придумывают имя. Мама хочет назвать меня либо Ирина, либо Наташа, а мамина подруга Галя, говорит:
-Элька, если ты назовёшь её Ира, то я с тобой разговаривать не буду. Назови Наташа в честь Наташи Ростовой, - маме было всё равно, ей нравились эти имена одинаково, а по мне, так лучше Ирина. Я попыталась возразить, но они моего протеста не поняли и воткнули мне в рот соску, которую я тут же, с презрением, выплюнула. Маме, видите ли, всё равно, саму так вон как назвали – Эльвина. Так вот, с тех самых пор я и живу с именем Наташа, правда со временем я очень к нему привыкла и подружилась с ним.

Мамины подружки, а их три: Инна Печорина, Любочка Орлович-Волк и Галя Юргенсон, всё время меня тискают, житья от них нет, замучили просто. Они вместе с мамой приехали в 1950 году из Ленинграда, где учились в Технологическом институте и после его окончания по направлению оказались на Сумгаитском заводе СК (синтетического каучука) Их поселили в новый двухэтажный дом в двухкомнатную квартиру на втором этаже. Мама жила с Галей, а Любочка и Инна в соседней комнате. Любочка почему-то думает, что я глупая, она всё время тыкает меня двумя пальцами и при этом приговаривает: «Коза-коза-коза», а я не пойму, кто коза, я или она? Я на козу не похожа – это точно, а вот она смахивает, только не на козу, а на ослика с большими зубами, которые всё время мелькают перед моим носом и норовят меня укусить. Любочка очень добрая, она любит меня и иногда гуляет со мной на улице.
Ещё они, все по очереди, постоянно берут меня на руки и трясут, наверное, хотят что-то вытрясти. Подкидывают вверх к потолку, мне очень страшно, таскают за руки и за ноги и при этом крутят по кругу. Я думаю, что жизнь «грудничка» очень тяжёлая. Скажу вам по секрету: «Не знаю, как выжить?».

Уже в самом раннем детстве у меня проявились феноменальные математические способности и блестящий талант решать задачи по логике. Мама как-то раз купила для меня пять мандаринок, все они оказались разного размера, от очень маленького, до крупного. Она положила их на столик, рядом с моей кроваткой. Я сразу их есть не стала, решила сначала поспать, отдохнуть, набраться сил, а потом и съесть. Просыпаюсь, а самого маленького мандаринчика нет. Мама не выдержала и съела его. Я была страшно возмущена. Когда она вошла в комнату, я встала в кроватке и показала ей свою левую ручку, на которой все пальчики были зажаты в кулачок, кроме мизинчика, который торчал вверх и олицетворял собой маленький мандаринчик. Я трясла эту руку и лепетала на своём тарабарском языке: «А где этот?».
Мама, когда поняла, в чём дело, очень смеялась, а потом долго всем рассказывала эту историю, а в конце каждый раз приговаривала: «Какую девочку я родила!». Ну, я думаю, что она зря так преждевременно восторгалась, я ещё та, штучка, не раз ещё дам им прикурить.

*****

В два года я была настолько худая, что по моему телу можно было изучать скелет. Мама говорила, что я ничего не ела. Как же, так я им и поверила, довели ребёнка своей тряской до дистрофии. Меня привели к врачу, та посмотрела и спросила: «Ну, хоть что-нибудь она ест?»
-Виноград
-Ну, так и кормите её одним виноградом.
Эти горе родители кинулись исправлять свои ошибки и стали кормить меня одним виноградом, тем самым нарушили мне обмен веществ. Я начала поправляться и стала упитанным ребенком. С тех пор я всю жизнь пытаюсь бороться с лишним весом и проклинаю этого врача.
У меня день рождения, мне исполняется три года. Родители решили отметить эту дату и накрыть шикарный стол. Мама всю неделю бегала по магазинам и рынкам, покупая продукты. В 1955 году холодильников почти ни у кого не было, но зато, можно представить себе, какая жара стоит в июне месяце в Сумгаите. Первый свой холодильник мы купили в 1957 году, назывался он «Бакы» и достать его было очень нелегко. Он был маленький, однокамерный и о, ужас, без морозилки. Я вообще не знаю, как мы там жили в такой жаре без холодильника. Суп, и тот, надо было есть сразу, как только сваришь, а то он тут же скиснет или вспенится. Я думаю, что заранее мама могла купить только фрукты и овощи.

Родители пригласили много гостей и с самого раннего утра принялись готовить всевозможные закуски и праздничные блюда. Папа уже сбегал на рынок и купил все необходимые продукты. Кстати, папа приехал в Сумгаит из Казани, в тот же год, что и мама, где он закончил химико-технологический институт с отличием и работал на заводе СК начальником цеха. Мама тоже из породы отличников, школу закончила с серебряной медалью, институт с красным дипломом. По учёбе то они у меня молодцы, а по жизни, только и смотри за ними, а то так и норовят что-нибудь испортить.
Купив все продукты, накрыв великолепный стол, они стали ожидать гостей. Ждали, ждали, но никто не пришёл. Одни уехали в отпуск внезапно, у других заболел ребёнок, кто-то просто не захотел идти в такую жару, а самое главное, отгадайте с трёх раз, кто всё это уже предвидел? Ну, конечно же, я, так как заметила, что они неправильно приглашают гостей. Надо было всех опросить три раза и ещё раз напомнить накануне, тогда, может быть, половина и пришли бы.
Мама села на стул и расплакалась: «Володя, делай, что хочешь, веди кого угодно, а то всё протухнет и придётся выкидывать», - папа вышел на улицу и во дворе нашего дома встретил дядю Ашота, смуглого, черноволосого армянина средних лет с очень добрым лицом, на котором красовались большие усы. Он работал в одном цехе с папой.
-Ашот, миленький, выручай, пойдём к нам домой, у нас стол накрыт, гости не пришли, Эличка плачет».
-Какой разговор! Сейчас позовём Мамеда, Гюсейна и придём. Иди домой, не волнуйся и жди гостей.
Праздник прошёл очень весело. Больше всех была довольна я, эти усатые дядьки всё время говорили:
-Вай, вай, какой хороший дэвочка! Красавиц!

С трёх лет я начинаю ходить в детский сад. В группе много русских и азербайджанских детей, есть и другие национальности. Воспитательницы все русские. Отношения между детьми очень дружелюбные и никогда между нами не вставал национальный вопрос. В детский сад я люблю ходить, но есть две причины, которые меня нервируют и раздражают. Мне не нравится спать после обеда, я этого терпеть не могу, всё время верчусь, а воспитательница говорит: «Закройте глаза и лежите, не шевелясь», - это же просто пытка какая-то. В итоге, меня ставят в угол, чтобы я не мешала спать другим детям. Ещё я не люблю, есть суп, так как в нём плавает жареный лук. Я долго сижу над тарелкой, выцеживая жижу, воспитательница сердится, потом она не выдерживает и разрешает мне есть второе блюдо. Однажды она не выдержала и обмакнула меня в тарелку, да не рассчитала, и я окунулась в неё по самые уши.
Больше всего мне в детском саду нравятся музыкальные занятия. Мы разучиваем песню «Цып, цып, мои цыплятки» сначала на русском языке, а потом на азербайджанском. Музыку к этой песни написал Гамбар Гусейнли, а слова Тофик Муталибов. Выучив слова и научившись хорошо петь, мы приступили к постановке танца. Всем участникам сшили жёлтые комбинезончики, отделанные белыми оборками, а у меня, так как я была солистка, был костюм «просто девочки», которая кормила цыплят. Я запевала, а потом мы все вместе громко пели:
Джип, джип, джуджалярим,
Джип, джип, джип, джип, джуджалярим.
Мэнэм, гэшек, джупджалярим,
Кюкю ипэк Джуджалярим,
Джип, джип, джип.

Мы танцевали, а вместе с нами танцевал весь Азербайджан. Родившись в Сумгаите и прожив там шесть лет, я впитала в себя их культуру, музыку, все они казались мне необыкновенно добрыми и красивыми. Когда мы потом переехали в Россию, ещё долго у меня перед глазами стояла моя солнечная родина.

            АП – ЛО – ДИС – МЕН – ТЫ.