Для общепита сойдёт. Из Цикла Байки

Евгений Прокопов
 
  Многие художники с тоской вспоминают годы, когда существовала "худфондовская" система заказов на живописные произведения. Те, кому повезло получить заказ, могли, оформив аванс, три-четыре месяца спокойно работать: семьи были сыты, жёны довольны, между делом и на творческие поиски время и силы оставались.
Одно обстоятельство омрачало дело и висело дамокловым мечом над головами творцов: подходил срок, когда надо было предъявить заказанное полотно государственной закупочной комиссии.
  Строгая комиссия высказывала замечания, давала срок на исправления, а потом "принимала" работу. Счастливый автор отправлялся в кассу "Худфонда" за окончательным расчётом (60-70% стоимости заказа).
  Система эта имела свои недостатки: кумовство в распределении заказов, особенно "выгодных"; циничное существование двух уровней исполнения, двух уровней ответственности художника:"выставочного" и "фондовского".
Зато налицо было и положительное: работы профессиональных живописцев худо-бедно доходили до глубинки.
  Бывали случаи (иногда трагические), когда комиссия забраковывала работу. Нужно было возвращать аванс. А с бедных, как церковные мыши, художников, что было взять! Деньги-то прожиты…


  Ардалион Валентинович Кузьмин был одним из самых авторитетных новосибирских художников.
Наряду с активной творческой деятельностью он вёл преподавательскую работу. Являлся профессором кафедры живописи художественно-графического факультета педагогического института. Чередуя пленэрные и творческие поездки, фактически объездил всю страну, его графические листы – есть некий экскурс по необъятному Советскому Союзу: Владивосток, Камчатка, Нарым, Тикси, Архангельск, Суздаль, Самарканд, Бухара  и др.  Работал в основном в технике акварели.
   Маслом  Ардалион Валентинович писал главным образом натюрморты, выбрав для них манеру и колорит «бубнововалетцев». Цветовая декоративность, реалистический рисунок и сложные постановочные композиции, - все эти отличительные черты его натюрмортов объясняли всегдашнюю востребованность подобных работ и в системе заказов «Худфонда».
  Кузьмин дело знал. Когда наступало время, он к  приходу Комиссии накрывал в мастерской роскошный по тем временам стол с обильной выпивкой и закусками, о которых многие в те годы и не мечтали. Жена Ардалиона Валентиновича работала в Тресте столовых, ресторанов и кафе. Она понимала, как помочь мужу со сдачей картины. Балыки, колбасы, грибки, буженина, икорка,- всё это великолепие сверкало на столе.Бутылки со спиртным в сторонке прикрыты газеткой.
  Члены комиссии приступали к обсуждению. Председательствовал Владимир Васильевич Кричевцев. Строгий фронтовик Геннадий Никитович Крапивин указывал на отдельные мелкие недочёты. Кузьмин не спорил, обещал поправить, благодарил за беспристрастный строгий суд.
 Высказывались и остальные члены комиссии. Нетерпеливый Василий Григорьевич Кирьянов, тоже, впрочем, фронтовик восклицал в  конце концов.
- Мы что, в Третьяковку картину передаём? Сельская столовая, братцы! Посмотрите сюда, - он протягивал руку к накрытому столу.- Вот натюрморт так натюрморт!
Поворчав для приличия, члены комиссии принимали единогласное решение- работу принять! Красавица Верочка, секретарь комиссии оформляла протокол.
Приступали к застолью.
Супруги Кузьмины облегчённо вздыхали: пронесло.

 На фото: Профессор А.В.Кузьмин