Новолетие

Алексей Фоминых
Сейчас полным ходом идет подготовка к празднованию нового года и рождества. Готовятся новогодние елки для детей. А вот в начале 20 столетия праздник начинался уже 25 декабря в Рождество Христово по старому календарю (в наше время православное Рождество отмечается 7 января) Рождество Христово было главным торжеством, Новый год отмечали в то время намного скромнее.

В провинциальной Вятке рождественские и новогодние праздники сопровождались яркими премьерами, балами и другими мероприятиями, дающими возможность беззаботно и весело отдохнуть. Жители Вятки всегда любили зимние праздники. Как правило, в это время горожан ждали соревнования на лыжах, катания на коньках и конечно, знаменитые вятские горки, устроенные на склонах многочисленных оврагов. «Полет» с такой горы захватывал дух и заставлял вновь карабкаться на вершину, и забыв обо всем стремительно скользить по извилистому ледяному желобу.

Купеческое сословие и состоятельные обыватели устраивали катания на тройках с разноголосыми бубенцами. К праздникам купцы привозили в заснеженную Вятку экзотические фрукты. Такое объявление было размещено в газете "Вятская Речь" в декабре 1912 года: «У Ярулы Хакимова получены свежие ананасы, апельсины, мандарины» - милости просим, дорогие покупатели, много за фрукты не просим! Оказывается, в то далекое время дети тоже могли побаловать себя на праздник свежими витаминами.

Существовала среди вятских чиновников еще одна интересная традиция, за хорошую работу всем служащим на Новый год дарили праздничного жареного гуся.

В воспоминаниях Ии Константиновны Франчески сообщается о том, как в 1916 году проходили новогодние праздники в Вятском коммерческом училище, где учился ее сын Игорь: «Ученики собирались в большой зале училища, в центре возвышалась лесная красавица, с раскидистыми ветвями, под разукрашенной елкой сидела старушка с прялкой и рассказывала легенды и предания о елке». Старушка под елкой как будто сошла с фотографий знаменитого вятского фотохудожника Сергея Лобовикова!

В России новогодний праздник с елкой начали отмечать в 1700 году. Инициатором являлся Пётр I. Император ввёл новое для страны летоисчисление. Года стали считать от рождества Христова, а не от сотворения Мира. Празднование Новолетия перенесено было Петром I с 1 сентября на 1 января.

Указом Петра I «О праздновании Нового года» предписывалось в ночное время с 31 декабря на 1 января: «...по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...Царь и самодержец Всероссийский Петр Алексеевич.»

Царский указ после смерти Петра был подзабыт, и распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже. Возродилась эта традиция в 19 веке. На рождественскую ель вспыхнула массовая мода. Впервые наряженная зеленая красавица публично засверкала праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге. И только через 40 лет новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах затем и в селах России.

В Рождество, обязательно вся семья ходила в храм, к возвращению с торжественной службы в доме уже стояла елка. Наряжали ее игрушками сделанными своими руками. Старались в основном дети. Например, звезда, так привычно и сегодня венчающая новогоднюю елку , символизировала Вифлеемскую звезду возвестившую волхвам о рождении Спасителя. Елки в то время украшали еще и сладостями. Пряники , пастилки, конфеты были редким угощением в повседневной жизни, поэтому праздник ждали с замиранием сердца и предвкушением лакомств. Когда все стихи были уже рассказаны, а песенки спеты – детям позволяли выбрать себе угощение с елки, этот обряд на Вятке называли «разорение елки». Стихи рассказывали гостям и родителям, Деда Мороза наши предки в живую еще не видали, а если семья была состоятельной, в конце праздника каждый ребенок, мог найти под елкой долгожданный подарок ; лошадку из папье-маше, заводной паровозик, игрушечное ружье или куклу с фарфоровым личиком. Особо ценили вятские дети такие подарки как книжка с цветными картинками – для них это было настоящее рождественское чудо!

100 лет назад , по причине отсутствия интернета и электронной почты огромную роль играли открытки – или как тогда говорили -

открытые письма – несколько теплых слов от родного человека радовали как дорогой подарок . Горожане спешили выбрать и написать новогодние открытки и телеграммы. Для того времени подобный эпистолярный жанр был сродни искусству. На почте наблюдался аншлаг из желающих отправить поздравительную корреспонденцию.

Одновременно со светскими, в новогодние праздники проходили и многочисленные религиозные мероприятия. В ночь с 31 декабря на 1 января в Кафедральном соборе Вятки после звона в большой колокол совершалось молебствие, положенное по чину на «Новолетие». Люди в храме, молились за своего царя, за успехи доблестной русской армии, за болящих и путешествующих, а главное, за благополучие державы и благоденствие российского народа.

Новый год и Рождество были не только временем для всеобщих развлечений, но и временем для благотворительной помощи нуждающимся. В связи с этим в конце декабря 1911 – начале января 1912 гг. ряд учреждений, организаций, предприятий, а также отдельные граждане сделали пожертвования в пользу Вятских детских приютов. Жители Вятки жертвовали значительные для того времени суммы , в размере от 30 коп. до 3 руб. в пользу Вятского общества помощи пострадавшим в войнах солдатам и их семьям. Кроме благотворительных сборов устраивались специальные новогодние концерты и праздники с целью сбора пожертвований. Так 4 января 1912 г. в общественном собрании состоялся концерт в пользу «недостаточных студентов-вятичей», устроенный Вятским губернским обществом помощи студентам.

До революции 1917 года Рождество и Новый год были добрыми , душевными праздниками , отмечали их в Вятке, непременно, в кругу семьи и друзей. Вятчане с охотой посещали праздничные богослужения и не забывали о страждущих и малоимущих. Дарили добрые душевные слова близким людям, волею судьбы оказавшимся далеко – в других городах или в поездках по службе. Об этом напоминают нам прекрасные образцы дореволюционных поздравительных открыток. Гимназисты долго готовились к новогодним представлениям и рождественским спектаклям. Младшие ребята учили стихи и разучивали танцы. Праздник начинался задолго до самой торжественной даты новолетия.

И нам есть чему поучиться, у наших предков и что взять в наш цифровой 21 век, где бешеный ритм жизни и вал информации не всегда дает нам возможность вполне насладиться тихими и семейными зимними праздниками.

Алексей Фоминых.