И стон стоит вдоль всей земли

Иосиф Куралов
И стон стоит вдоль всей земли,
или Самый яркий и яростный женский упрек мужчинам


Марина Ивановна Цветаева – гениальная русской поэтесса. И женщина трагической судьбы. Когда-то она написала, возможно, самый яркий и яростный во всей истории не только поэзии, но и никогда не прекращающейся женско-мужской любви-войны женский упрек мужчинам. 

Юрий Поликарпович Кузнецов (всегда пишу его отчество, потому что без него вы найдете в сети кучу всяких Кузнецовых, и рядом не стоявших с Юрием Поликарповичем), которого называют последним великим русским поэтом, некогда сказал, что вся женская поэзия делится на три типа. Первый – рукодельницы, наиболее полно представленный Анной Ахматовой, второй – истерички, самая яркая – Марина Цветаева, все остальные – общий тип.

Возможно, для женщин-поэтесс классификация обидная, но вполне понятная. И, вероятно, сама классификация – один из фрагментов женско-мужской любви-войны, которая имеет место не только в быту, но и в искусстве.

А теперь сам упрек – гениальное стихотворение  Марины Цветаевой.

* * *
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, —
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!