Пармиджанино. Антея

Алина Алексеева-Маркезин
   
Пармиджанино.Антея. 1535-1537гг, Музей Каподимонте. Неаполь.

          Пармиджанино (настоящее имя Франческо Джироламо Маццола, Mazzola) ( 1503- 1540 года), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.

          Этот портрет женщины самая светлая работа в творчестве художника. Еще его называют портретом Антеи, так как изображенная на нем женщина похожа на возлюбленную художника.Видимо сильно любил тридцатилетний мастер свою модель, если захотел и сумел, раскрыв тайники души, написать её столь возвышенно – чистой, разумной и полной женского очарования.

          Можно сказать, что Пармиджанино создал новый идеал женской красоты. О нём в своё время говорилось следующее:

          «То, как высокая женщина, изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма».

        Пармиджанино достиг полного успеха в передаче одухотворённости и психологического напряжения, без фона, добавляющего экспрессии и помогающего подчеркнуть те или иные черты характера модели. Удивляет строгость композиции картины, абсолютная строгость – несмотря на кипящую эмоциональность, на бурную внутреннюю жизнь внешне сдержанной молодой женщины. Соединить всё это в одном произведении действительно мог только гений.

         Художник вносит в портрет элементы стилизации, преувеличивает хрупкость, изящество юной красавицы, вытягивая пропорции ее фигуры, оставив вокруг нее слишком много пустого пространства, сделав нарочито маленькой головку.

      И в то же время, добиваясь строгой торжественности композиции, идеальной обобщенности лепки лица, безупречной чистоты его очертаний, он сумел передать и жизненное обаяние своей прелестной модели, которая смотрит на зрителя огромными вопрошающими черными глазами.

         ВЕРСИИ о том,кто изображён на картине.

         1. Своё нынешнее название портрет получил после более чем столетия после создания, благодаря малоизвестному итальянскому художнику Джакомо Барри. Именно он впервые предположил, что Пармиджанино изобразил знаменитую римскую куртизанку Антею.

Версия вторая:

           Наиболее земная версия,что Антея - Оттавия Камилла Байарди, племянница Элены и Франческо Байарди, покровителей и друзей Пармиджанино в последний его, пармский, период. Родилась она 21 мая 1524 года, провела детство в августинском монастыре Пармы, позже в возрасте четырнадцати лет вышла замуж за своего двоюродного брата, графа Манфрино Беккария. Считается, что тогда-то она и позировала Пармиджанино. Все совершенно не таинственно, пристойно, и все домыслы о богатых дарах от любовников на юном теле теряют интригу.

          Предстоящая свадьба может объяснить разнообразие чувств в ее гипнотических глазах. Некоторое напряжение, страх войти в новую жизнь ,хотя она с достоинством принимает свою судьбу . Возможно, в этой сложной палитре эмоциональных тонов секрет магнетизма Антеи.

           3. Наименее творческая и скучная теория о том, что таинственная незнакомка- это всего лишь собирательный образ идеала женственности и красоты, как его видел Пармиджанино.

Другие осмеливаются развить эту гипотезу еще дальше, видя в Антее, сходство с молодым Пармиджанино ,сравнивая с «Автопортретом в выпуклом зеркале» .

            4. Дэвид Хокни предположил, что необычайная универсальность и реализм мастеров эпохи Возрождения была достигнута из-за прогресса в живописи при использования специальных оптических устройств.Согласно этой теории, для получения равномерно четкого изображения на холсте пришлось периодически перемещать проекции, использовав камеру обскуру. Из-за этого такие искажения, как ассиметричные плечи Антеи.

            Гипотеза Хокни давно бросила вызов и тем и другим. А в случае Parmigianino несоответствие между размером тела и головой и легко объясняется его типично маньеристскими методами.