Шамбалалайка. 1 серия

Вадим Новак
n0vak@rambler.ru
+380687309050
Скайп - theman1408

ШАМБАЛАЛАЙКА
Заявка телевизионного сериала

Жанр – приключения, драма, фарс, боевик, параллельная история.
Формат – горизонтальный сериал.
Количество серий – 8.
Хронометраж – серия 52 минуты.
Целевая аудитория – 30-60 лет.

ЛОГЛАЙН

1925 год. Советская разведка подсовывают британским и германским коллегам миф о Шамбале и тибетском чудо-оружии – наследии арийской цивилизации. Три разведки сражаются за Большой приз, который должен решить исход будущей войны за мировое господство. При этом агента ОГПУ Петра Аничкова используют втемную – он должен сыграть свою роль, так чтоб никто (и даже он сам) не догадался, что это спектакль для врагов советской власти. А нужно все это для того, чтобы увести Британию и Германию по ложному пути, и дать СССР несколько лет форы на реорганизацию армии и модернизацию вооружения для грядущей битвы с Западным миром – это стратегическая цель сложной многоходовой операции под кодовым названием «Балалайка».


1 серия

сценарий

Вадима Новака



ИНТ. ПОДЪЕЗД, КВАРТИРА ШПИОНОВ - ВЕЧЕР.

Некогда роскошный подъезд многоэтажного дома. По лестнице осторожно поднимаются АНИЧКОВ и два рядовых ГПУшника: МОЛОДОЙ и ЗРЕЛЫЙ. За ними с испуганной миной идет тучный УПРАВДОМ. Ему страшно, он озирается, как будто впервые в этом подъезде, вытирает потное лицо несвежим платком и нервно покашливает.

МОЛОДОЙ
(Управдому, злым шепотом)
Да тихо ты! Гангрена!

Управдом вздрагивает и останавливается.

УПРАВДОМ
Я… Я извиняюсь… Товарищи… И… И… Извините!

Аничков оборачивается.

АНИЧКОВ
(Молодому, тихо, но строго)
Евпатьев!

МОЛОДОЙ
(оправдывается)
А че он! Как туберкулезник! У меня ж тоже нервы!

ЗРЕЛЫЙ
Ха! Нервы!
(Молодому)
Я когда такой, как ты был… Знаешь, где у меня был главный нерв? Хе-хе-хе…

Сверху хлопает дверь. Все замолкают. Аничков прикладывает палец к губам и делает злое лицо. Все замирают. В подъезде тихо. Группа продолжает движение.

Склейка.

Группа поднимается на лестничную площадку.

ЗРЕЛЫЙ
(Управдому, шепотом)
Давай!

Управдом боязливо подходит к большой двери, обитой черным дерматином. «Глазка» в двери нет. Управдом еще раз вытирает пот со лба и покашливает. В это время Аничков и его спутники достают наганы и занимают позиции: Аничков и Молодой по бокам от двери. Зрелый - за спиной Управдома.

АНИЧКОВ
(Управдому, шепотом)
Только спокойно! Прошу Вас… Выдохнули… И таким безразличным ровным голосом…

Управдом мелко кивает и крутит звонок. В квартире раздается характерный сигнал. Слышны шаги за дверью.

2-Й ШПИОН
(из-за двери)
Кого там еще принесло?

УПРАВДОМ
Это… Кхм-кхм…

Управдома клинит от страха. ГПУшники на него зло смотрят.

УПРАВДОМ
Это управдом.
(дает «петуха)
Перепись жильцов!

Раздается выстрел. Время замедляется. Чекисты смотрят на дырку в двери, потом переводят взгляды на Управдома. У того вместо глаза дырка. Черная кровь стекает по щеке и капает на белый френч. Управдом в прострации смотрит уцелевшим глазом на запачканный френч и механически пытается стряхнуть с него кровь, но только размазывает.

УПРАВДОМ
Вчера только постирал.

Управдом надламывается в коленях и падает уже мертвый. ГПУшники приходят в себя.

ЗРЕЛЫЙ
Ах ты падла!

Зрелый стреляет в дверь «квадратом» и пятую пулю кладет в центр квадрата. Две секунды ГПУшники прислушиваются. В ответ раздается выстрел - пуля попадает Зрелому в живот. Он падает под стену и удивленно смотрит на рану. Соседняя дверь слегка приоткрывается, в щель выглядывает любопытная ТЕТКА. Аничков машет на нее рукой.

АНИЧКОВ
(Тетке, нервно)
Уйди! Уйди с глаз! И дверь закрой!

Тетка видит наганы, труп и кровь, испуганно хлопает дверью и щелкает замками.

МОЛОДОЙ
(Аничкову, растерянно)
Чего делать-то?

АНИЧКОВ
(кивает на Зрелого)
Волоки его вниз!

Молодой хватает Зрелого, Аничков - труп Управдома. Оба при этом пригибаются, чтоб не попасть под обстрел из-за двери. Тащат на нижний этаж. После этого Аничков бросает «лимонку» под дверь злополучной квартиры. Взрыв. Дверь выносит. Аничков бросается в задымленную квартиру. Молодой за ним. Оба прячутся за углами и пытаются рассмотреть в дыму и клубах пыли противника. Раздается выстрел. Пуля попадает в косяк над головой Аничкова.

2-Й ШПИОН
Суки краснопузые!

Говорит 2-й Шпион совершенно без акцента - он явно из белогвардейцев. 2-го Шпиона взрывом отбросило от двери, контузило и ранило в голову щепками от двери. Он тяжело поднимается с пола и пытается передернуть затвор винтовки, но патрон заклинило. Механически щелкая затвором, 2-й Шпион идет на ГПУшников.

АНИЧКОВ
Бросить оружие! Вы арестованы!

2-Й ШПИОН
Ненавижу! Ненавижу! Мрази! Хамы! Быдло!

Шпион вскидывает винтовку. У Молодого не выдерживают нервы. Он всаживает в грудь 2-му Шпиону весь барабан своего нагана. 2-й Шпион падает ничком. Аничков смотрит осуждающе на Молодого.

АНИЧКОВ
(осуждающе)
Молодец, Евпатьев!

МОЛОДОЙ
Дык… А если б он шмальнул?

АНИЧКОВ
В руку надо стрелять, чтоб не шмальнул. Тетеря!

МОЛОДОЙ
Товарищ Аничков, да я…

АНИЧКОВ
Тихо! Их тут трое должно быть.

ГПУшники оглядываются, осторожно проверяют комнаты - никого. Видят открытое окно. К батарее под окном привязана толстая веревка, которая спускается к земле.

МОЛОДОЙ
Вот гады! Ушли!

АНИЧКОВ
(смотрит вниз)
5-й этаж. Кто бы мог подумать…

Аничков быстро оглядывается, останавливает взгляд на настольной лампе. Сует наган в кобуру. Выдергивает из лампы шнур, обматывает шнур вокруг веревки. Концы шнура наматывает на ладони.

МОЛОДОЙ
(недоуменно)
Товарищ Аничков, ты чего это?

АНИЧКОВ
Стеценко оказать первую помощь. И сразу в больницу. Отправишь с кем-нибудь из соседей.

МОЛОДОЙ
(пытается возражать)
Так я и сам могу…

АНИЧКОВ
(перебивает)
Ты сам квартиру охраняй. Никого не пускать. Утром сменю.

МОЛОДОЙ
Понял. А ты?

АНИЧКОВ
А я немножко полетаю.

Аничков делает несколько шагов разбега и прыгает в окно.

НАТ. ДВОР - ВЕЧЕР.

Регулируя скорость натяжением петли, Аничков скользит по веревке вниз. Приземляется не очень удачно: пружинит ногами, но падает в сторону.

АНИЧКОВ
Ай! Елки сосновые!

И видит прямо перед носом, в кустике травы маленький «Браунинг». Поднимает его, встает.

АНИЧКОВ
(смотрит на пистолет)
Ага… Значит, один ствол вы потеряли… Очень хорошо.

Аничков прячет «Браунинг» в нагрудный карман и бежит в темную арку, ведущую из двора на улицу.

НАТ. ПЕРЕКРЕСТОК - ВЕЧЕР.

Грязноватый перекресток. Под фонарем стайка беспризорников сидит на ящиках и ужинает украденными продуктами: яблоками, картошкой, булкой, вареной курицей. Руководит  СИПЛЫЙ (беспризорник лет 18-ти), беспризорник БАЛАЛАН (лет 13-ти) развлекает друзей - играет на раздолбанной гитаре, поет «Бублички», танцует и делает разные жесты и гримасы, чтоб полнее передать драматургию песни.

БАЛАЛАН
Ночь надвигается, / Фонарь качается,/ Бросая отблески / В ночную тьму. / А я, несчастная, / Торговка частная, / Всю ночь холодную / Одна стою. / Купите бублички, / Горячи бублички…

Мимо беспризорников пробегает Аничков. Останавливается, возвращается. Песня стихает. Беспризорники напрягаются.

АНИЧКОВ
Приятного аппетита, граждане!

СИПЛЫЙ
(с угрозой, сипло)
Че надо, дядя?
АНИЧКОВ
Слышь, пацаны… Тут два мужика не пробегали?

СИПЛЫЙ
Два мужика?.. Не… Не пробегали.

АНИЧКОВ
(оглядывается)
Черт! Куда ж они…

БАЛАЛАН
Тут один мужик пробегал. И баба с ним.

АНИЧКОВ
(оборачивается)
Что?..

БАЛАЛАН
Тебе ж говорят - мужик и баба.
(показывает сиськи)
Краля - прима-люкс!

Беспризорники ржут.

АНИЧКОВ
Ну и… Куда они побежали?

БАЛАЛАН
(глумится)
Ой, забыл я что-то, гражданин начальник! Я ж контуженный. На гражданских фронтах. Подкинь инвалиду рублишко на микстуру!

Бабалан заканчивает спич энергичным боем на гитаре. Беспризорники ржут. Аничков сует Балалану серебряный полтинник. Пацан с уважением смотрит на монету. Аничков берет его за рукав и подтягивает лицо к лицу.

АНИЧКОВ
Куда побежали?

БАЛАЛАН
(показывает пальцем)
По Афанасьевскому рванули.

АНИЧКОВ
Спасибо, родной.

Аничков отпускает пацана и бежит в указанном направлении.

БАЛАЛАН
(вслед)
Не боись, гражданин начальник! Догонишь! Там все одно - тупик!

НАТ. УЛИЦА, ТУПИК - ВЕЧЕР.

Редкие фонари скупо освещают пейзаж. Аничков с наганом в руке бесшумно крадется вдоль высокого забора с колючей проволокой, стараясь не выходить на освещенные места.  Вглядывается в темноту, ожидая выстрела. Впереди слышатся голоса шпионов. ШПИОН - красивый импозантный мачо. Шпионка - фигуристая совсем молодая барышня с совсем юным непорочным лицом и немного наивным взглядом.

ШПИОН
(по-немецки)
О, Господи! Какая нелепая страна! Это не город, это - лабиринт Минотавра!

ШПИОНКА
(по-немецки)
Тише, Франц! Надо просто вернуться к тому перекрестку.

Аничков подбирает камешек и бросает в железные ворота на противоположной стороне переулка. Шпион тут же (на чистом автомате) стреляет на звук. Шпиона освещает вспышка выстрела. Аничков стреляет в ногу противника. Тот падает.

ШПИОН
Шайзе!

Шпионка прячется за укрытие. Шпион тоже уползает, волоча раненную ногу. В его руке небольшой саквояж. Аничков тоже прячется за укрытие.

АНИЧКОВ
(по-немецки, громко)
Господа шпионы! Вы окружены. Приказываю бросить оружие и выходить на освещенное место по одному с поднятыми руками. В случае сопротивления вы будете уничтожены.
ШПИОН
(громко, по-русски)
Вы лжете, господин чекист! Вас - максимум двое. Нас тоже двое. Силы равны. Поэтому вы не можете нам приказывать.

Зависает молчаливая пауза. Шпион с гримасой боли смотрит на раненную ногу. Шпионы переговариваются шепотом по-немецки.

ШПИОНКА
Франц, ты сможешь идти?

ШПИОН
Нет. Он попал в колено.
Видимо, мне придется здесь остаться. Навсегда.

ШПИОНКА
Франц! Не смей так…

ШПИОН
(перебивает)
Тихо, тихо! Я к этому давно готов. Издержки профессии.

ШПИОНКА
Нет, Франц! Я не смогу без тебя! Нет, нет! Мы выкрутимся! Мы что-то придумаем.

Шпионка пытается сдержать слезы, но не может.

ШПИОН
(вытирает Шпионке слезы)
Тихо, тихо, любимая! Не надо! Ты должна быть сильной.

Шпион отдает саквояж Шпионке.

ШПИОН
Это надо доставить в Берлин. Я люблю тебя!
(целует в губы)
 Спрячься там.
(показывает в сторону тупика)
Я постараюсь, чтоб они тебя не нашли.

ШПИОНКА
Франц, я не брошу тебя!

ШПИОН
(жестко)
Грета! Фройляйн Клюге! Это приказ!

По лицу Шпионки текут слезы.

ШПИОНКА
Слушаюсь!

Шпионка берет саквояж, шмыгает носом и растворяется в темноте. В это время Аничков снимает свой плащ, выворачивает его наизнанку (светлая подкладка) и продевает левую руку в рукав плаща снаружи - получается импровизированная мулета. Проверяет наган - барабан полный.

ШПИОН
(громко, по-русски)
Господа чекисты, мы готовы! Не будем терять время!

Аничков собирается с духом, концентрируется, медленно выдыхает.

АНИЧКОВ
И да помогут мне товарищи Маркс и Энгельс.

Аничков выскакивает из укрытия, при этом «качает маятник» и делает восьмеркообразные движения плащом. Шпион стреляет два раза - оба в плащ. Аничков невредим. Он ныряет за укрытие, но уже ближе к противнику.

АНИЧКОВ
Господа шпионы, вас точно двое? Я слышал только один «Парабеллум».

Шпион поудобнее устраивается: становится на здоровое колено, кладет локти на упор и берет свой пистолет двумя руками.

ШПИОН
А я видел только одного чекиста.

АНИЧКОВ
Продолжим?

ШПИОН
С удовольствием!

Аничков выскакивает из-за укрытия и идет на Шпиона, применяя трюки с плащом, чтоб сбить прицел. Шпион еще несколько раз стреляет, но мимо. Улучив удобный момент, Аничков вскидывает наган и стреляет - попадает Шпиону в правое плечо. Шпион роняет пистолет и падает за укрытие. Аничков прячется за фонарным столбом.

АНИЧКОВ
Эй! Господин шпион! Давайте на этом закончим. У Вас остался один патрон. У меня - шесть. И Вам нужна медици…

Аничков не успевает договорить. Раздается выстрел.

АНИЧКОВ
Твою дивизию!

Аничков бежит к месту укрытия Шпиона и видит, что тот застрелился в висок.

ШПИОНКА
(за кадром)
Фра-а-а-анц!

Аничков оборачивается и видит, что по переулку бежит Шпионка. Саквояжа у нее нет. Аничков вскидывает наган.

АНИЧКОВ
Стоять!

Шпионка останавливается.

ШПИОНКА
(истерирует, рыдает)
Франц! Франц! Фра-а-а-а-а-а!..

Шпионка снова идет на Аничкова.

АНИЧКОВ
Стоять!

Аничков стреляет в воздух. Шпионка останавливается.

АНИЧКОВ
Руки! Хенде хох!

Шпионка медленно поднимает руки. Сдерживает рыдания. Ее взгляд остановился на мертвом Шпионе. Аничков подходит ближе, чтобы связать руки Шпионки. Бросает плащ, обходит Шпионку сзади, сует наган в кобуру, вытаскивает брючный ремень.

АНИЧКОВ
Руки за спину!

ШПИОНКА
Нихт ферштейн.

АНИЧКОВ
Все ты ферштейн…

Неожиданно Шпионка делает резкий оборот и наносит Аничкову удар невесть откуда появившимся небольшим ножом - метит в шею. Аничков успевает подставить руку, на его предплечье существенный порез. Шпионка с глазами полными ненависти остервенело машет оружием. После нескольких выпадов Аничкову удается перехватить запястье с ножом. Он применяет болевой прием, выворачивает кисть, направив нож на Шпионку. Та сопротивляется изо всех вил. А потом неожиданным рывком втыкает нож себе в горло. Аничков в шоке и растерян. Он отпускает руки. Шпионка сатанински смеется и выдергивает нож из горла. На Аничкова брызгает струя крови. Шпионка роняет нож, из последних сил идет к Шпиону и падает рядом с ним. Смотрит затухающим взглядом в мертвые глаза Шпиона.

ШПИОНКА
(по-немецки, хрипит)
Франц… Мой любимый Франц…

Шпионка истекает кровью и умирает. Аничков вытирает лицо и смотрит на два трупа - это фиаско.

АНИЧКОВ
Т… Т… Т… Твою… М… Мать!
(теряя сознание)
А… А… А…

Аничков выдавливает еще несколько судорожных звуков, у него закатываются глаза, он теряет сознание и падает на землю.

ИНТ. ОФИС - ДЕНЬ.

Современный офис. Стеклянный бокс топ-менеджера. Аничков сидит за офисным столом в удобном кресле, откинувшись на спинку. Глаза закрыты, дремлет. Напротив сидит брат Аничкова ПАВЕЛ. Он в Каппелевской форме, с саблей и маузером. На лбу дырка с запекшейся кровью. За прозрачными стенами бокса типичная офисная жизнь: столы с компами, молодые люди хипстерской наружности. Они разговаривают, смеются, кто-то едет на сигвее, кто-то бросает маленький мячик в баскетбольную корзину на стене, кто-то ест пиццу и пьет кофе. Но всего этого не слышно за стеклянными стенами.

ПАВЕЛ
(тихо, ласково)
Пе-е-етя-я-я! Петюнчи-и-ик!
(тихо насвистывает «подъем»)
Фи-фи-фи-фи-фи-фи-фи! Фи-фи-фи-фью!..

Аничков открывает заспанные глаза и таращится на Павла, не до конца проснувшись.

ПАВЕЛ
Что? Задремал под ольхой есаул молоденький?

Несколько секунд Аничков смотрит на Павле, не веря своим глазам.

АНИЧКОВ
(изумленно)
Паша?

ПАВЕЛ
Привет, братишка!

Павел встает и подходит к Аничкову. Тот тоже механически встает. Павел обнимает брата, хлопает по спине.

ПАВЕЛ
Ну, здравствуй! Здравствуй, чертяка коммуняцкая!

Аничков на автомате обнимает Павла. Глаза Аничкова стеклянные от недоумения. Павел снова садится в кресло.

ПАВЕЛ
Ну, давай, рассказывай! Как устроился… Как вообще поживаешь…
(оглядывается на офис)
Барышни тут у вас прелестные. Я тебе завидую.

Аничков оглядывается, трогает стол и кресло. Он не может поверить в происходящее.

АНИЧКОВ
(сбивчиво, удивленно)
Погоди… Паша… Я… Я не понимаю… Ты… Жив?! Ничего не понимаю! Тебя же убили в 19-м.

ПАВЕЛ
Ну…
(машет рукой)
Там убили. Тут, как видишь, живой пока.

АНИЧКОВ
(оглядывается)
Погоди, погоди… Тут… Это… Тут - это где?

ПАВЕЛ
(тоже оглядывается)
Да я и сам пока не разобрался. Как то все, знаешь… Как во сне… Даже не во сне… А, скорее, как в бреду. У меня тиф был. В 17-м.

АНИЧКОВ
Тиф? Я не знал.

ПАВЕЛ
Да, никто не знал. Пока болел - писать не мог. А как на ноги встал - ну чего писать? Зачем зря волновать? Прошло ведь уже.
(спохватывается)
Так о чем я… А! Бред тифозный. Вот сейчас очень похоже. Вроде все по-настоящему…
(показывает вокруг)
Стол, стул… Стены стеклянные. Барышни вон щебечут…
А потом - бах! - очнулся, перед глазами серая стена, а за спиной санитары покойничка выносят… Ну да Бог с ним! Что мы все обо мне! Ты-то как? Построил свой коммунизм?

АНИЧКОВ
(рассеянно)
Коммунизм?..

ПАВЕЛ
Ну ты ж все кричал: коммунизм! Построим коммунизм! Всеобщее равенство и счастье! Вот я и спрашиваю, построил? Нет, мне действительно интересно.

НАТ. ТУПИК - НОЧЬ.

Беспризорники с перекрестка шмонают трупы шпионов. Складывают добычу в общую кучу, пытаются что-то зажилить, ругаются, дают друг другу тычки и подзатыльники. Руководит процессом Сиплый. Чуть в стороне Балалан смотрит на Аничкова. Порезанная рука Аничкова лежит на груди, кровь пропитала гимнастерку. На первый взгляд кажется, что Аничков схлопотал пулю в сердце. Балалан аккуратно кладет свою гитару на землю и садится рядом с Аничковым на корточки.

БАЛАЛАН
Ну че, гражданин начальник… Отбегалси? Будем тебя кспроприировать. Ну-ка, че тут у тебя…

Балалан замечает кобуру на поясе.

БАЛАЛАН
Опа! Шпалер!

Балалан вытаскивает из кобуры наган.

БАЛАЛАН
 От это цаца царская!

Рассматривает на наган, открыв рот от восхищения.

СИПЛЫЙ
(Балалану)
Э! Балалан! Алё-малё! Ты че там наковырял? Добычу в кучу! Потом делить будем!

БАЛАЛАН
Ага! Знаю я твои дележки! Ты, Сиплый, фраерам мелким лапшу вешай! Про все поровну и про большую дружную семью!

Сиплый поднимается и угрожающе надвигается на Балалана.

СИПЛЫЙ
Ты че, каморщик… Берега попутал?

Сиплый достает из сапога финку. Лезвие блестит в свете форнаря. Балалан двумя большими пальцами с усилием взводит курок нагана и направляет оружие на оппонента.

БАЛАЛАН
Стоять, Сиплый! Стоять, падла, а то шмальну!

Сиплый останавливается в нерешительности. С одной стороны нельзя терять авторитет перед бандой, с другой - можно запросто схлопотать пулю с пяти метров.

СИПЛЫЙ
(добродушно)
Ты че, Балабан… Я ж не для себя… Я ж для всех пацанов…

Сиплый показательно сует нож обратно в сапог. Показывает пустые руки.

СИПЛЫЙ
Ну, все, братишка… Базар заглох… Кипешнули и отдохнули… Че ты… Давай, мир уже…

Балалан не торопится опускать оружие и подозрительно смотрит на Сиплого. В это время из тени выходит мелкий беспризорник МИЗЯ. У него в руке саквояж Шпиона.

МИЗЯ
(радостно)
Але, арестанты! А я  чемоданчик ломанул!

Мизя поднимает саквояж повыше, чтоб все видели его добычу. Сиплый использует повод, чтобы выйти из ситуации, не теряя лица.

СИПЛЫЙ
Мизя! Ну, ты казак красивый! Тащи сюдой - позырим, че там.

Мизя радостно вручает саквояж Сиплому. Тот возвращается к основной группе. Садится на землю, открывает саквояж, достает оттуда папки с агентурными досье. Развязывает одну папку, бумаги рассыпаются. Сиплый разочарован. Он вытряхивает все папки на землю. Шарит в саквояже. Беспризорники сокрушаются, что больше ничего нет: «Там чего, одни бумажки?», «Че за порожняк?», «Ха! Мизя пустышку ломанул!» Мизя от обиды шмыгает носом.

СИПЛЫЙ
(Мизе)
Ладно, баклан, не рыдай!
(поднимает лист)
Будет на раскурку прокламация.

Сиплый сует в карман несколько листков. То же самое делают другие беспризорники. Во время этих действий Балалан пытается поставить курок в нейтральное положение, но вместо этого стреляет. Все беспризорники подскакивают. Аничков открывает глаза и садится. Испуганный Бабалан открывает рот и писается. Аничков мягким, но уверенным движением забирает наган у Балалана.

БАЛАЛАН
(воет дурным голосом)
А-а-а-а-а-а!

Балалан в ужасе пятится от «воскресшего» Аничкова, спотыкается, падает на задницу, отползает к своей братве.  Аничков замечает саквояж в руках беспризорников. Встает на ноги направляет наган на Сиплого.

АНИЧКОВ
Бумаги в саквояж!

СИПЛЫЙ
(испуганно)
А?

Аничков подходит ближе, беспризорники в ужасе замирают.

АНИЧКОВ
(Сиплому, вежливо, но твердо)
Сложи, пожалуйста, все бумаги в саквояж.

СИПЛЫЙ
А! Щас… Щас все будет, гражданин начальник!

Сиплый быстро сует папки в чемодан, как попало, трамбует кулаком, собирает отдельные листы, сует в саквояж.

АНИЧКОВ
Все собрал?

СИПЛЫЙ
Ну… Кажися, все…

АНИЧКОВ
Молодец. А теперь брысь отсюда!

Беспризорники в ступоре смотрят на Аничкова. Аничков стреляет в воздух.

АНИЧКОВ
(кричит, но добродушно)
А ну бегом, кому сказал!

Беспризорники вскакивают и убегают по переулку. Некоторые роняют листы из папок агентуры.

НАТ. ПОЛИГОН - НОЧЬ.

Небольшой секретный полигон. Видны столбы с колючей проволокой, барак, вдалеке вышка с часовым. Время от времени слышится лай собак. В центре полигона на помосте из свежеструганых досок стоит роскошная хрустальная ваза. В 15-ти метрах от вазы мудреное сооружение, напоминающее цирковую пушку, которая стреляет людьми. Пушка направлена на вазу. От пушки тянется толстый кабель. Он ведет в небольшой блиндаж, освещенный тусклой лампочкой. Блиндаж метрах в ста от помоста с вазой.

ИНТ. ПОЛИГОН, БЛИНДАЖ - НОЧЬ.

В блиндаже начальник Специального отдела ОГПУ СССР БОКИЙ, суровый немолодой ВОЕНКОМ (черные петлицы техвойск и два ромба), НАЧАЛЬНИК ПОЛИГОНА (черные петлицы и три «кубаря» комроты) и пожилой ПРОФЕССОР характерной еврейской наружности. Он заметно нервничает: вытирает пот с лица носовым платком, теребит пуговицы, переминается с ноги на ногу. Военком смотрит в бинокль на вазу и пушку. Бокий смотрит без бинокля. Начальник полигона поглядывает на Военкома и Бокия - ждет указаний. Рядом с Начальником полигона на стене блиндажа большой рубильник.

БОКИЙ
(Профессору)
Да не ерзайте Вы так, Семен Лазаревич!

ПРОФЕССОР
Простите… Волнуюсь…

БОКИЙ
(Начальнику полигона)
Ну что, Зуев, у тебя все готово?

НАЧАЛЬНИК ПОЛИГОНА
(с достоинством)
Так точно, товарищ Бокий!

БОКИЙ
Ну, давай тогда.

ПРОФЕССОР
(взволнованно)
Подождите! Товарищи! Подождите! Стойте!

БОКИЙ
Что еще, Семен Лазаревич?

Профессор объясняет и жестикулирует, показывая, что нужно делать.

ПРОФЕССОР
Нам всем лучше сесть на пол. И закрыть глаза и уши. Вот так!

Показывает, как ладонями закрыть глаза, а большими пальцами - уши.

ПРОФЕССОР
И сгруппироваться.
(садится на пол, показывает)
Вот так. Это называется - поза зародыша.

Бокий и Военком молча смотрят на Профессора. Им неловко садиться на пол в присутствии подчиненного и штатского.

ПРОФЕССОР
Товарищ Бокий! Пушка направленная. Но мало ли… Это же первое испытание. А вдруг… Нештатаная ситуация! Товарищи! Лучше не рисковать. Как говорится, береженого…

Профессор осекается: упоминать Бога перед ОГПУ совершенно неуместно. Военком и Начальник полигон вопросительно смотрят на Бокия. Тот кивает. Все кроме Бокия садятся под стенку, группируются, закрывают глаза и уши. Бокий подходит к рубильнику и опускает его вниз. Раздается нарастающий очень низкий гул. Блиндаж слегка дрожит, с потолка сыплется земля и сухая трава. Бокий не садится на землю. Он берет бинколь Военкома и смотрит через него на вазу. Ваза нерушимо стоит на постаменте. Бокий ждет секунд десять - ваза стоит.

БОКИЙ
(сквозь зубы)
Твою мать!

Бокий кладет бинокль и поднимает рубильник вверх - гул стихает. Вокруг звенящая тишина. Собак не слышно.

БОКИЙ
Испытания окончены.

НАТ. ПОЛИГОН - НОЧЬ.

Военком, Бокий и Профессор стоят возле постамента и рассматривают вазу. Ваза покрыта сетью мелких трещин.

ПРОФЕССОР
Видите, товарищ Бокий, все-таки результат есть!

Бокий хватает вазу и сует ее под нос Профессору.

БОКИЙ
(нервно)
Это результат?!
(тычет пальцем в вазу)
Вот это вот результат? Ваша пушка, Семен Лазаревич, вазу не смогла разбить! Хрустальную, черт подери, вазу!

Бокий с размаху разбивает вазу о постамент.

БОКИЙ
А мне надо танки крошить! Понимаешь, ты?! Аэропланы сбивать! Армии останавливать! Чтоб их генералы срались в кальсоны!

ПРОФЕССОР
(испуганно, сбивчиво)
Товарищ Бокий, мы на верном пути! Инфразвук несомненно обладает огромной разрушительной силой. Мы модернизируем пушку. У меня уже есть идеи. И с частотами надо обязательно провести самое широкое тестирование. Я, кстати, прямо сейчас хотел бы договориться насчет промежуточных испытаний с товарищем… Э-э-э…

Профессор оглядывается, ища Начальника полигона, но тот видимо остался в блиндаже.

ПРОФЕССОР
Товарищ Бокий!
(прижимает руки к груди)
Я готов все свои силы… Все знания… Весь свой многолетний опыт…

БОКИЙ
(профессору, панибратски)
Что, Семен Лазаревич, бздим?

Профессор затравленно молчит.

БОКИЙ
(хлопает Профессора по плечу)
Не волнуйтесь. Расстреливать я Вас мы не будем. Но если через две недели я не получу нужный результат… Знаете, что я сделаю?

Профессор затравленно молчит. Бокий уже выдохнул гнев и переходит на более благодушный тон.

БОКИЙ
Я обязательно подыщу Вам, Семен Лазаревич, другую работенку. Полегче. Такую, чтоб наверняка справились. Например, лес валить. Вы топор в руках держали когда-нибудь?

Профессор от ужаса не может ничего сказать. Военком улыбается, хмыкает.

ИНТ. УПРАВЛЕНИЕ ОГПУ, ОТДЕЛ КОНТРРАЗВЕДКИ - УТРО.

По коридору неторопливо идет Бокий, засунув руки в карманы плаща. Его лицо хмуро и задумчиво, во рту потухшая папироса. Бокия догоняет начальник контрразведки АРТУЗОВ.

АРТУЗОВ
Глеб Иваныч!

Бокий оборачивается, останавливается, заторможенно смотрит на Артузова. Тот здоровается за руку.

АРТУЗОВ
(бодренько)
Доброе утро, товарищ Бокий!

Бокий вынимает изо рта папиросу, бросает в урну в углу коридора. Оба идут дальше по коридору.

БОКИЙ
(рассеянно кивает)
Доброе… Но не у всех…

АРТУЗОВ
Что?.. Испытания не очень?

БОКИЙ
(слегка недовольно)
А вы уже в курсе.

АРТУЗОВ
Ну… Нам по службе положено.

БОКИЙ
(останавливается, холодно)
Артур Христианович, Специальный отдел ОГПУ создан специально, простите за тавтологию, чтобы выполнять особые задачи и не пересекаться с другими отделами.

АРТУЗОВ
Да полно Вам, Глеб Иваныч! Одно ведь дело делаем - мировую революцию. Или Вы не согласны?

БОКИЙ
(устало машет рукой)
Согласен, согласен…

Бокий видит в коридоре какого-то сотрудника ОГПУ.

БОКИЙ
(Артузову)
Простите.
(сотруднику)
Иван Карлович!

Сотрудник останавливается. К нему подходит Бокий. Артузов заходит в отдел контрразведки. В «предбаннике» полумрак, шторы закрыты. На кожаном диване спит Аничков. Он одет, обут, накрыт плащом, под головой давешний саквояж. Артузов со скептической усмешкой смотрит на Аничкова и открывает шторы. От солнечного света Аничков просыпается, щурится, видит Артузова, вскакивает и поправляет одежду.

АНИЧКОВ
Товарищ Артузов, разрешите доложить о выполнении задания?

АРТУЗОВ
Петр Сергеич, ну что Вы как в царской армии? Давайте, умывайтесь и будем чай пить. Параллельно доложите.

Артузов достает ключи и открывает массивную дверь своего кабинета.

АРТУЗОВ
И прекращайте тут ночевать! У вас же есть квартира.

Аничков в это время раздевается до голого торса.

АНИЧКОВ
Квартира есть. Семьи нет. Так что…
(пожимает плечами)
Знаете, я с этими стенами как-то уже сроднился. Чувствую себя дома. Да и ни к чему мне все эти удобства - они только расслабляют.

Аничков умывается у рукомойника в угла «предбанника». Артузов снимает верхнюю одежду, достает из шкафа керосинку, чайник, стаканы в подстаканниках и пакеты с продуктами.

АРТУЗОВ
Мне тут коллеги тульских пряников привезли. Причем, заметьте, не из Тулы, а почему-то из Костромы. Вы любите тульские пряники?

АНИЧКОВ
(умывается)
Я все люблю.

Артузов на столе в «предбаннике» разжигает керосинку, ставит на нее чайник.

АРТУЗОВ
Ничего-ничего… Все у нас  будет. И пряники, и самовары. Все наладим, Петр Сергеич. А если в это не верить… Так…

Артузов умолкает, смущаясь предполагаемого пафоса. Аничков вытирается полотенцем, одевается.

АРТУЗОВ
Прошу к столу.

Артузов садится за стол. Достает из пакетов пряники,  кусковой сахар, начатую пачку чая. Раскладывает на тарелке. Аничков немного стесняется и не решается сесть.

АРТУЗОВ
Давайте, давайте! Угощайтесь! Без всяких церемоний!

Аничков садится за стол.

АРТУЗОВ
Так… Ну, пока чайник закипит… Итак… Что у нас?

АНИЧКОВ
Ну… В целом задача выполнена, Артур Христианович.

Аничков берет с дивана саквояж, ставит на стол.

АНИЧКОВ
Вся немецкая агентура.

АРТУЗОВ
В целом хорошо. А в деталях?

АНИЧКОВ
Стеценко ранен. Тяжело. Но жить будет.
(виновато выдыхает)
Все три немецких агента при задержании погибли.

АРТУЗОВ
А вот это плохо! Это очень плохо!

АНИЧКОВ
(мрачно кивает на саквояж)
И несколько страниц утеряно. Все по моей вине. Готов понести наказание.

АРТУЗОВ
Петр Сергеич, я не думаю, что Вы специально ухлопали шпионов и потеряли эти страницы. Так что давайте просто сделаем выводы и запомним их на будущее.

Чайник закипает. Артузов гасит керосинку, наливает в стаканы кипяток, бросает заварку и по кусочку сахара. Размешивает свой чай. Аничков берет свой стакан и пряник. Прихлебывает горячий чай из ложечки. Грызет пряник.

АРТУЗОВ
Я еще вот что хотел спросить… Петр Сергеич, как Ваша контузия? Сильно беспокоит?

Аничков берет небольшую паузу - он не хочет рассказывать о припадках. Тщательно пережевывает, слегка пожимает плечами.

АНИЧКОВ
Да, нет… Бывает голова болит… На погоду. А так… Вроде нормально.

АРТУЗОВ
Ну вот и хорошо, что нормально. Тогда поговорим о новом задании.

НАТ. БАДЕН-БАДЕН - УТРО.

Горячие источники Баден-Бадена. Небольшие индивидуальные бассейны (большие ванны), облицованные плиткой со ступенями из нержавейки для удобного спуска и подъема. В соседних бассейнах полулежат пожилые породистые мужчины. Под головами валики из полотенец. Мужчины полностью расслаблены, глаза полузакрыты. Назовем их ДИТРИХ и ОТТО. У Отто монокль. Дитрих смакует сигару. Между бассейнами стоит поднос с кофейником, графинчиком, пепельницей, сахарницей и салфетками. Мужчины флегматично разговаривают по-немецки.

ОТТО
Сегодня будет гроза.

Дитрих открывает глаза пошире и смотрит на синее безоблачное небо.

ДИТРИХ
Непохоже. Небо чистое, как помыслы монашки.

ОТТО
(сдержано смеется)
Будет, Дитрих, будет. Мне всегда перед грозой на мозги давит.

ДИТРИХ
Это сосуды.

ОТТО
Это старость.

Дитрих поднимается повыше. Кладет сигару в пепельницу. Наливает из кофейника в чашку кофе. Доливает из графина коньяк.

ОТТО
Коньяк? В восемь утра?

ДИТРИХ
Двадцатилетний «Ожье» и лучший бразильский мокко. Прекрасно распрямляет рога. Особенно таким старым зубрам.

ОТТО
Вы меня уговорили.

Отто делает себе такой же напиток. Дитрих снова берет сигару и поднимает чашечку с кофе.

ДИТРИХ
За что будем пить?

ОТТО
(поднимает чашку)
За операцию «Калейдоскоп». За ее успех!

ДИТРИХ
За «Калейдоскоп».

Отто и Дитрих пьют кофе с коньяком маленькими глоточками.

ДИТРИХ
Кстати, что нового в России?

ОТТО
Вчера мы потеряли двух лучших агентов. Больше новостей нет. Пока «Калейдоскоп» нам показывает только задницу.

С Дитриха слетает флегма, его взгляд становится жестким, тело напряженным.

ДИТРИХ
Отто, Вы меня поражаете! Это совсем не смешно! По моим данным русские весьма серьезно продвинулись в создании волнового оружия. На кону огромная ставка!  Будущее устройство мира! И это не метафора! А точный прогноз!

ОТТО
(флегматично)
Не торопитесь расстраиваться, дорогой Дитрих! Разведка и контрразведка - очень похожи на шахматы. Да, у русских в дебюте явное преимущество. Но это совершенно не значит, что они выиграют партию.

ИНТ. МУЗЕЙ - ДЕНЬ.

Исторический музей. Зал древнего Китая. Профессор РОЗЕНЦВЕЙГ проводит экскурсию для группы студентов-историков. Группа стоит возле портрета Конфуция, выполненного на шелке.

РОЗЕНЦВЕЙГ
(продолжает рассказ)
Таким образом Гегель скептически оценивал интерес европейцев к конфуцианству. И считал, что оное - всего лишь набор банальностей  общепринятой расхожей морали. Европейская метафизика гораздо выше
(показывает указкой на Конфуция)
этого зацикленного на самом себе морализаторства. И для самого Конфуция, - писал Гегель. - Было бы гораздо лучше, если бы его произведения никогда не переводили на европейские языки.

Во время рассказа Розенцвейга часть студентов мается дурью. Несколько парней пролетарской наружности толкаются в задних рядах, тихо переговариваются, смеются. Выделяется великовозрастный КАЗЕЙКИН. Интеллигентные отличники и чопорные девицы стоят поближе к профессору и внимательно слушают. ОТЛИЧНИЦА несколько раз зыркает на Казейкина.

ОТЛИЧНИЦА
(шипит)
Казейкин! Как тебе не стыдно?! Веди себя прилично!

Розенцвейг добродушно смотрит на молодых шалопаев.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Молодые люди, вам что, совсем не интересно?

КАЗЕЙКИН
(нагло)
Вы б, профессор, рассказали чего-нибудь применительно к совремённой жизни. А то Кафнуций… Пафнуций… Ну кому это надо? В 20-м веке?

Друзья Казейкина смеются.

ОТЛИЧНИЦА
(Розенцвейгу, показывает на Студента)
Товарищ профессор, не обращайте на него внимания. Это наш якорь чугунный. Всю группу по успеваемости на дно тянет!
(Казейкину)
А ты, Казейкин, имей совесть! Ты же в музее все-таки, а не в пивнушке!

СТУДЕНТ
Да ладно! Чуть чего - Казейкин, Казейкин! Я, может, в Кафнуциях не сильно понимаю…
(показывает натруженные руки)
Но вот этими вот мозолЯми пользы Родине побольше вашего сделаю.

ОТЛИЧНИЦА
Ну, так и делай пользу… Иди вон… На завод! Если тебе история не интересна, зачем на факультет поступал?

СТУДЕНТ
Спецнабор был… Вот и поступил. Кто ж знал, что тут тоска зеленая?

Друзья Казейкина подхихикивают и поддакивают.

ОТЛИЧНИЦА
Угу… Смешно очень! Посмотрим, как вы на комсомольском собрании будете смеяться!

РОЗЕНЦВЕЙГ
Прошу прощения, что вмешиваюсь в ваш разговор, но у нас остался еще один экспонат.
(Казейкину)
Потерпите еще 5 минут, товарищ Казейкин, и Ваши мучения кончатся. Прошу!

Розенцвейг жестом приглашает группу к небольшому стеклянном кубу в центре зала. Группа подходит. Внутри куба лежит предмет, похожий на небольшой колокол с  зафиксированным тонким язычком и короткой рукоятью. Колокол сделан из меди или бронзы, покрыт окислами и темной патиной. Украшен иероглифами и изображениями драконов. Рукоять заканчивается пазом сложной конфигурации. На кубе висит табличка «Колокол 99 драконов. Тибет. 12 в. н. э.»

РОЗЕНЦВЕЙГ
(показывает указкой на колокол)
Вот это совершенно удивительная… Я бы даже сказал, мистическая штука. Называется «Колокол 99-ти драконов». Точнее, часть колокола. Согласно китайской легенде колокол был создан тибетскими монахами в 12-м веке нашей эры. И обладал разными удивительными свойствами. Он мог лечить людей. Мог открывать в людях разные таланты. А также мог быть оружием. Причем страшной разрушительной силы. Согласно той же легенде, чтобы колокол не натворил бед, его разделили на три части, и спрятали эти части в разных местах.

К группе студентов тихо подходит Бокий, становится в последнем ряду, смотрит на колокол и внимательно слушает Розенцвейга. В этом же зале находится сотрудник Германского посольства КЛАУС. Он выглядит типичным совслужащим - серым и неприметным. Клаус делает вид, что рассматривает другие экспонаты, но тоже внимательно слушает Розенцвейга и бросает незаметные взгляды на Бокия. Бокий его не замечает.

РОЗЕНЦВЕЙГ
(продолжает)
Эта часть колокола была привезена в Россию знаменитым путешественником Пржевальским. В 1883-м году он отправился в свое последнее, четвертое путешествие. Во главе отряда из 20 человек Пржевальский двинулся через монгольскую Ургу на Тибетское плоскогорье, исследовал истоки Желтой реки и водораздел между реками Желтой и Голубой. Оттуда прошел через тектоническую впадину Цайдам к соленому озеру Лоб-Нор и только в 1886-году вернулся в киргизский Каракол.

В соседнем зале находится Аничков. Он тоже делает вид, что рассматривает экспонаты, но на самом деле незаметно наблюдает за Клаусом, перехватывает его очередной взгляд  на Бокия. Клаус не замечает Аничкова.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Где именно Пржевальский нашел эту часть колокола мы, увы, не знаем. Где хранятся другие части - тоже. Но это, наверное, даже к лучшему. Ну, что ж… Вот и все на сегодня.
(слегка кланяется)
Благодарю за внимание.

ОТЛИЧНИЦА
Спасибо, товарищ профессор! Ваш рассказ был очень интересным!

Студенты нестройно кричат «спасибо», начинают оживленно беседовать о своем и идут к выходу.

РОЗЕНЦВЕЙГ
(сам себе)
Пожалуйста, пожалуйста, молодые люди! Интересно - это хорошо. Интересы движут человечеством.

НАТ. ПОСОЛЬСТВО ГЕРМАНИИ - ДЕНЬ.

Общий план посольства. Титры «Москва, улица Красных Авиаторов, 4. Посольство Германии».

ИНТ. ПОСОЛЬСТВО ГЕРМАНИИ - ДЕНЬ.

Кабинет посла. Два стола буквой «Т». За длинным столом сотрудники посольства - человек 7-8. Входят ПОСОЛ и КЛАУС. Все сотрудники встают. Диалог на немецком.

ПОСОЛ
Садитесь, садитесь, господа!

Все садятся. Посол садится в свое кресло за маленький стол.

ПОСОЛ
Я собрал вас по просьбе
(показывает на Клауса)
господина Циммермана.

Клаус садится напротив посла за дальний конец длинного стола.

КЛАУС
Итак, господа… Мы начинаем вторую фазу операции «Калейдоскоп». У каждого из вас есть инструкции. Вы должны быть в нужное время  в нужном месте и в точности выполнить все предписания.

НАТ. ВОЗЛЕ МУЗЕЯ - НОЧЬ.

Двор музея. Через темную арку во двор входят два вора: ШМУЛЬ и ПЕКА. Шмулю лет 40, он невысокий, худощавый жилистый, опытный, тертый. Явный лидер в дуэте. Пека - молодой, лет 20-ти с небольшим, физически крепкий, но недалекий. Прибился к Шмулю, так как самому на воровские дела не хватает мозгов. У Пеки в руках холщовый мешок с воровским инструментом.

ПЕКА
Ну че, Шмуль… Кажися тут.

ШМУЛЬ
Ежели кажися, так ты крестися.

Пека поднимает руку для крестного знамения и механически ищет взглядом купол к крестом. Но куполов поблизости нет.

ШМУЛЬ
Куда ты грабками машешь? Это присказка такая. Фраерская.

ПЕКА
(обижается)
Слышь, Шмуль, я, когда сильно умно не понимаю! Говори, че надо - я сделаю. А эти твои…

ШМУЛЬ
(громким шепотом)
Ша! Тихо!

Пека замирает. Шмуль прячется в темном углу, Пека тоже прилипает к стене. Слышно, как по улице цокают каблучки и шаркают ботинки. Раздается пьяный мужской голос «Нет, Натали! Мы поедем в ландо!» Невнятный женский голос что-то возражает. Мужской голос свистит и кричит «Э! Ванька! А ну стой! Тпр-р-р-у-у-у! Кому сказал!» Слышится цоканье копыт. Парочка садится на извозчика и уезжает. Голоса и копыта удаляются. Снова тихо.

ШМУЛЬ
(негромко)
Пошли, дядя сарай!

Шмуль и Пека подходят к небольшой двери, запертой на висячий замок. Шмуль еще раз оглядывается и прислушивается. Все тихо. В окнах музея света нет. Шмуль кивает Пеке на замок.

ШМУЛЬ
Сбивай воробья.

Пека достает из своего мешка небольшой ломик и легко срывает ржавые петли вместе с замком.

ИНТ. МУЗЕЙ, КАМОРКА СТОРОЖА - НОЧЬ.

Маленькая каморка сторожа. Лежак, крошечный столик, грубая табуретка. В углу - двустволка. Рядом с лежаком стоят растоптанные валенки. Старый, седой, бородатый СТОРОЖ спит под овчинным тулупом. На столе сидит крыса и грызет сухую корку хлеба. Акцент на звуке. Сторож мычит во сне и бормочет.

СТОРОЖ
М-м-м-м-ф-ф-х-х! М-м-м-м-г-х-х! Аринушка… Не надо… Не надо…

Крыса замирает. Сторож немного ворочается, успокаивается,  и посапывает. Крыса продолжает грызть. Сторож открывает глаза, поднимает голову и прислушивается. Крыса спрыгивает со стола и прячется. Сторож опускает ноги в валенки, приоткрывает дверь, прислушивается. В музее слышны неясные голоса Шмуля и Пеки. Сторож аккуратно и тихо берет двустволку, переламывает - два патрона в стволах. С тихим щелчком Сторож ставит стволы в боевое положение.

СТОРОЖ
(тихо, сам себе)
Аспиды злокозненные!

ИНТ. МУЗЕЙ, ЗАЛ - НОЧЬ.
Зал древнего Китая. На полу стоит керосиновая лампа. Пека рассматривает экспонаты - он впервые в жизни попал в музей. Огромная тень Пеки падает на стены и потолок. Шмуль сидит на пуфике смотрителя и перематывает портянки. При этом Шмуль продолжает рассказывать Пеке поучительную историю из воровской жизни.

ШМУЛЬ
Все было у Санечки: и бабки были, и рыжье с камушками. Котлы как у царя - крышку поднимаешь, а там музыка играет. Понял? Костюм из английского габардину, лаковые туфли. Папиросочки рублевые! Даберил Санечка чисто в плюс. А как девки Санечку любили! Аж кипятком пысали!

ПЕКА
Слышь, Шмуль, а че тут все барахло туфтовое? Рухлядь одна! Ты ж базарил, хабар богатый будет…

ШМУЛЬ
Будет тебе хабар! Ты дослушай сначала, башка чугунная!

ПЕКА
Та я слушаю!..

ШМУЛЬ
Так ты слушай! Шо было дальше… А дальше было то, шо с такой кудрявой жизни возомнил себя Санечка Господом Богом. Кого хочу, значит - казню, а кого хочу - милую. И на одном копеечном гоп-стопе взял Санечка и подрезал старичка одного. Тому старичку жить оставалось - без году неделя. Но Санечка решил за Бога потянуть мазу и конкретно вписаться. Чик! - и загнал фраерку перо под лопатку.

С последними словами Шмуль заканчивает перематывать портянки вставляет ноги в сапоги, слегка притоптывает и подходит к стеклянному кубу с колоколом. Пека с мальчишеским восторгом смотрит на старинную изогнутую саблю под стеклянной витриной.

ПЕКА
Слышь, Шмуль… А можно я саблю возьму?

ШМУЛЬ
Можно Машку за ляжку!
(думает пару секунд)
Ну, бери! Если сильно нравится.

Пека замахивается фомкой.

ШМУЛЬ
Одновремённо тока!

Пека кивает в знак согласия. Шмуль надевает на руку кастет. Оба вора синхронно разбивают стекло.

СТОРОЖ
(за кадром)
А ну, руки вверх, поганцы!

Пека и Шмуль вздрагивают и оборачиваются. В проходе стоит Сторож с двустволкой и держит воров на прицеле. Зависает молчаливая пауза. Пека нервно зыркает на Шмуля. Тот первым приходит в себя.

ШМУЛЬ
Слышь, дед… Ты с винтарем не балуй! Тебе уже к архангелам скоро… Зачем напоследок грех на душу брать?

Пека тоже приходит в себя и потихоньку тянет руку к сабле на разбитой витрине. Сторож замечает это поползновение.

СТОРОЖ
Куда?! А ну руки подыми!  Слышь ты, мордатый! Кому сказано?! 
(истерично)
Застрелю!

Но Пека чувствует слабину в голосе Сторожа и не подчиняется. Берет саблю и поворачивается к Сторожу.

СТОРОЖ
(неуверенно, испуганно)
Я ведь имею право применить… По уставу гарнизонной и караульной службы… В случае неподчинения…

ШМУЛЬ
Дед! Уйди подобру! А?.. Христом Богом прошу.
(показывает колокол)
Мы только эту штуку возьмем и тихо выйдем. Зуб даю.

Пека с наглой и злобной ухмылкой делает два шага навстречу Сторожу.

СТОРОЖ
Не подходи! Стрелять буду!

Сторож целится Пеке в живот и жмет на курок. Боек щелкает, но выстрела нет. Сторож понимает, что ему капец и переводит растерянный взгляд со своей винтовки на саблю Пеки.

СТОРОЖ
(сам себе, испуганно)
Да что ж это… Отсырели?..

Пека надвигается на Сторожа, замахивается саблей.

ПЕКА
Ах ты сука старая! Хрыч поганый!

Сторож испуганно пятится, спотыкается, падает на задницу. Пека заносит саблю.

ШМУЛЬ
(хочет остановить)
Пека!

Пека рубит Сторожа саблей. Тот хрипит с разрубленной шеей. Шмуль на несколько секунд выпадает в осадок. Пека невозмутимо вытирает саблю о бархатную занавеску, подбирает двустволку.

ШМУЛЬ
Ты чего сотворил, босячина?!..

ПЕКА
А че он? Винтарь нацелил!.. Мне че, ждать, пока жакан в пузо загонит?

ШМУЛЬ
Ладно… Тряпку дай.

Шмуль достает из мешка большую мешковину, отдает Шмулю. Тот заворачивает колокол в мешковину и сует за пазуху.

НАТ. ВОЗЛЕ МУЗЕЯ - НОЧЬ.

Открывается дверь во дворе. Шмуль осторожно выглядывает, прислушивается. Все тихо. Шмуль и Пека выходят из музея и идут к темной арке. Из мешка Пеки торчат сабля и двустволка.

ПЕКА
Слышь, Шмуль… Так а че с этим Санечкой было?

Шмуль резко останавливается.

ШМУЛЬ
(нервно)
Че было?! Подрезал он того старичка, и фарт ему тоже подрезало. Тут же! Через два месяца умер в струпьях и гангренах! Без копья на кармане. Причем не на каторге! А на воле! Шоб ты понимал!

Шмуль зло плюет на землю и быстрым шагом идет в арку.

ПЕКА
Так я понЯл!

Пека догоняет Шмуля.

ИНТ. УПРАВЛЕНИЕ ОГПУ, КАБИНЕТ БОКИЯ - УТРО.

Скромный, аскетический кабинет. Кроме Бокия здесь двое суровых мужчин в кожаных куртках и галифе, с маузерами на боку - судя по всему, подчиненные Бокия. Назовем их КОЖАН-1 и КОЖАН-2.

БОКИЙ
(сдерживает ярость)
Я же вчера распорядился - поставить круглосуточный пост!

Бокий нервно расхаживает по кабинету и шумно дышит через нос. Кажется, еще чуть-чуть и он начнет голыми руками убивать подчиненных. Те стоят перед ним навытяжку. Чтобы успокоиться Бокий закуривает. Нервно чиркает спичкой, ломает ее, бросает на пол, достает другую, рассыпая спички из коробка. Наконец, спичка загорается. Бокий вдыхает дым, слегка успокаивается, подходит к окну. Смотрит на серый двор.

БОКИЙ
(не оборачиваясь)
Почему не поставили пост?

КОЖАН-1
Вчера не успели, товарищ Бокий. Сегодня поставим.

БОКИЙ
(оборачивается)
Куда поставим? Касьянов! Куда ты поставишь пост?

КОЖАН-1
В-в-ф-ф-ф… В музей.

Бокий смотрит на подчиненного испепеляющим взглядом, тот замирает и бледнеет. Бокий снова отходит к окну, упирается лбом в стекло и курит. На его лице зло и разочарование в бездарных подчиненных.

КОЖАН-2
(очень мягко)
Товарищ Бокий, вы же знаете, людей совершенно не хватает. Мы сразу приступили… Первостепенно… Но, пока утрясали все вопросы… Пока завизировали… Вчера… Ну, никак… Никак не успевали.

Бокий тушит папиросу в пепельнице на столе. Снова подходит к подчиненным.

БОКИЙ
Не успевали?

КОЖАН-2
Никак нет.

БОКИЙ
Значит надо было самим! Не по кабакам шататься! А занять пост!
(тычет в грудь подчиненным)
С шести до двенадцати - Касьянов. С двенадцати до шести - Овсиенко. А утром доложить. Мне. Лично. И дождаться смены. Нет смены? Я бы вас сам сменил.

КОЖАН-1
Так точно! Все поняли, товарищ Бокий.

БОКИЙ
Товарищ Бокий… Товарищ Бокий…  Почему я должен элементарные истины вам в башку вбивать?

Подчиненные молчат. Входит Артузов. Видит немую сцену и злой взгляд Бокия.

АРТУЗОВ
Здравствуйте, товарищи!

Бокий слегка кивает.

АРТУЗОВ
Глеб Иваныч! Контрразведка в курсе. Паукер тоже. Никуда не денется Ваш экспонат. Все перекроем, всех перетрясем. Найдем. Не надо никого наказывать.
(кивает на подчиненных)
Нам сейчас нужно максимально эффективно использовать каждого человека. А наказать всегда успеем.

БОКИЙ
(подчиненным)
Свободны.

Кожаны делают поворот налево и быстрым шагом выходят из кабинета.

БОКИЙ
(устало)
Хоть какие-то зацепки есть?

АРТУЗОВ
Будут. Скоро будут. Аничков сейчас в музее.

ИНТ. МУЗЕЙ, КАБИНЕТ ПРОФЕССОРА РОЗЕНЦВЕЙГА - УТРО.

Кабинет профессора. Шкафы с книгами и папками. Бюро с картотекой экспонатов. Стол, стулья, на столе микроскоп, клей, лак, краски. Недореставрированный древний кувшин. На стенах картины в стиле З. Буриана, изображающие быт первобытных людей, ритуальные маски, шаманский бубен и большая карта мира. В кабинете Розенцвейг и его дочь ЛИЗА. Розенцвейг сидит за столом и аккуратно подклеивает очередной черепок к кувшину. Он полностью увлечен процессом. Лиза смотрит в окно с кислой миной.

ЛИЗА
Ты меня совершенно не слушаешь!

РОЗЕНЦВЕЙГ
(не отрываясь от работы)
Слушаю, Лизочка, слушаю. Я тебя внимательно слушаю.

ЛИЗА
Пап, мне надоело тут пылиться. Черепки эти клеить!.. Бумажки заполнять!.. Ну, не мое это! Совершенно не мое!

РОЗЕНЦВЕЙГ
А что тогда, позволь спросить, твое?

ЛИЗА
Я хочу заниматься настоящей наукой!

РОЗЕНЦВЕЙГ
А это и есть настоящая наука! Систематизация, каталогизация… Учет и хранение экспонатов. Это больше, чем наука! Лизочка, мы сохраняем частички прошлого для будущих поколений!

ЛИЗА
Пап, я все это слышала миллион раз! Надоело!
(берет со стола черепок)
Я тут каждую черепушку в лицо знаю. Хочется чего-то нового!

Розенцвейг отрывается от кувшина, забирает у Лизы черепок, аккуратно кладет его на стол.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Лизочка! Чтобы постичь что-то новое, нужно сначала, как следует, разобраться в старом.

ЛИЗА
Нет, папа! Давай не так. Давай, старое - старикам, а новое - молодым.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Ага… Ну и чем ты хочешь заниматься?

ЛИЗА
(мечтательно)
Я бы поехала в экспедицию! В Египет, например! Или на остров Пасхи!

Раздается деликатный стук в дверь. В кабинет заходит Аничков.

АНИЧКОВ
Здравствуйте! Профессор Розенцвейг?..

РОЗЕНЦВЕЙГ
Профессор Розенцвейг. Константин Леопольдович. Вы по какому вопросу, товарищ?

Аничков предъявляет удостоверение ОГПУ.

АНИЧКОВ
Я по поводу…

РОЗЕНЦВЕЙГ
(перебивает)
Понял, понял, понял, понял…
Но я уже все рассказал Вашим коллегам. Да и знаю я не более других. Вчера колокол был в музее. Сегодня его здесь нет. Все! Да и черт с ним - с этим колоколом! Человека ведь убили! Зверски! Подонки! Господи, как таких земля носит?!

ЛИЗА
Папа… Успокойся, пожалуйста! Тебе нельзя волноваться.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Все, все, все… Все! Успокоился.

Розенцвейг пару раз глубоко вздыхает, успокаивается, берет черепок и смотрит, как его приладить к кувшину.

АНИЧКОВ
(Лизе)
А Вы, простите…

ЛИЗА
(перебивает)
А я тоже тут работаю. Реставратором.
(протягивает руку)
Елизавета.

АНИЧКОВ
(пожимает руку)
Очень, приятно. Петр.

ЛИЗА
(шутит)
Петр. Как сурово. А Вы знаете, Петр, что означает Ваше имя в переводе с латыни?

РОЗЕНЦВЕЙГ
С древнегреческого, Лизочка! С древнегреческого!

АНИЧКОВ
Знаю, конечно. Камень.

ЛИЗА
(подкалывает)
Каменный гость из ГПУ.

Аничков садится на стул перед Розенцвейгом.

АНИЧКОВ
Да. А еще непрошеный и нахальный. Я все-таки хочу с вами немного побеседовать. С обоими.

Розенцвейгу это не нравится. Он хочет заняться своим кувшином. Недовольство написано на лице.

АНИЧКОВ
(прижимает руки к груди)
10 минут. Пожалуйста.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Но уверяю Вас… Мы уже все рассказали. Добавить совершенно нечего!

АНИЧКОВ
Константин Леопольдович, Вы ведь специалист по древнему Китаю и Тибету?

РОЗЕНЦВЕЙГ
Ну-у-у… В известной мере да. Специалист.

ЛИЗА
(гордо)
У папы две монографии по Китайскому искусству. А сейчас мы готовим иллюстрированный атлас «Экспедиции Пржевальского»!

АНИЧКОВ
Вот и прекрасно! Константин Леопольдович, расскажите мне об этом колоколе.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Но… Что именно Вас интересует?

АНИЧКОВ
Все.

НАТ. ВОЗЛЕ МАЛИНЫ - УТРО.

Окраина Москвы. Частный сектор. Грузовик ОГПУ останавливается в переулке. Из кабины выпрыгивает СЛЕДОВАТЕЛЬ в штатском.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Десятников!

Из-за брезентового тента на кузове выглядывает комзвода ДЕСЯТНИКОВ. Следователь показывает на большой дом, стоящий метрах в 70-ти, через три двора.
СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вон тот дом видишь?

ДЕСЯТНИКОВ
Это который? С петухом?

СЛЕДОВАТЕЛЬ
С котяхом! Трубу кирпичную видишь?

ДЕСЯТНИКОВ
Ну, вижу.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Оцепить. Быстро и тихо.

ДЕСЯТНИКОВ
Есть!

Десятников выпрыгивает из машины.

ДЕСЯТНИКОВ
Взвод! По переулку… Дистанция 10 метров… Бегом… Марш!

Из машины выпрыгивают бойцы и бегут в переулок.

ИНТ. МАЛИНА - УТРО.

Большой дом, обставленный эклектично и крайне безвкусно. Сцена напоминает утро на малине из к/ф «Место встречи изменить нельзя». На столе остатки вчерашнего ужина. С одного края стол прибран. Там сидит ПАХАН (колоритный мужик лет 50-ти) и пьет чай с бутербродами. На белом хлебушке желтое маслице и розовая ветчина. Несколько уголовников спят в разных местах: на печке, на большом сундуке, на лавке. Слышится возня в соседней кухне. Оттуда выходит дородная МАМАША и начинает собирать объедки со стола в ведро. Пахан перестает жевать и прислушивается.

ПАХАН
(Мамаше)
Тихо!

МАМАША
Чего?

ПАХАН
Тихо, сказал! Замри!

Мамаша замирает с ведром в руках. Пахан прислушивается. Встает подходит к окну, осторожно выглядывает.

МАМАША
(шепотом)
Чего там?

ПАХАН
(отходит от окна)
Ничего. Пожрать когда будет?

МАМАША
Так жарится… Картошечка…

Пахан снова садится за стол. Открывается дверь спальни, оттуда выходит красивая заспанная МАРУХА в полупрозрачной ночной рубашке. Маруха потягивается, демонстрируя аппетитные формы.

МАРУХА
(потягивается)
Унц-унц-унц-у-у-у-ун-ц…

МАМАША
(неприязненно, сама себе)
Проснулась… Цаца!..

Маруха в ответ презрительно фыркает.

МАМАША
Пошла б на кухне подсобила…

МАРУХА
(глумливо)
Ага… Щас… Тока хипочку согрею…

Маруха садится к Пахану на колени. Берет бутерброд Пахана, кокетливо откусывает кусочек и запивает чаем.

МАРУХА
(Пахану)
Как спалось, мой котик?

ПАХАН
(улыбается)
А то ты не знаешь, как с тобой спится?.. Весело.

Мощный удар вышибает двери. Пахан и Маруха вскакивают.  Мамаша роняет на пол ведро с объедками. Спящие бандиты просыпаются. Одни успевают сесть на лежанке, другие - только поднять голову. В дом вваливаются бойцы ОГПУ и берут всех на прицел.

ДЕСЯТНИКОВ
(угрожает наганом)
Всем встать! Руки!

Раздетые бандиты испуганно встают с лежанок и поднимают руки. ШУСТРЫЙ БАНДИТ пытается выпрыгнуть в окно, но его снаружи встречают ударом приклада в зубы. С окровавленным лицом он падает на пол. Все окна разбивают снаружи ГПУшники и целятся в бандитов из винтовок. Десятников от души бьет Шустрого Бандита сапогами по ребрам. Тот орет от боли.

ДЕСЯТНИКОВ
(бьет ногами)
Я те, сука, побегаю! Я те, тварь, все ливера щас размотаю!

Десятников наносит еще несколько ударов и подходит к окну.

ДЕСЯТНИКОВ
(кричит в окно)
Товарищ Кригер! Готово!

Шустрый тихо подвывает.

ПАХАН
(Шустрому)
Хавку прикрой!

Шустрый затыкается. В дом входит Следователь. Обстоятельно оглядывается, отодвигает от стола стул, смахивает с него крошки, садится.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(Пахану, глумливо)
Доброе утро, гражданин Загоскин!

ПАХАН
Какие предъявы, гражданин начальник? Я от старых дел давно отошел.
(кивает на Маруху)
Семьей живу. Тихо, мирно.
(кивает на бандитов)
Ежели эти чего нафоршмачили - так я за них не в ответе. Они в гости зашли.
(кивает на Маруху)
Именины вот у Соньки вчерась справляли…

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(передразнивает)
Вчерась… Нафоршмачили…
(усмехается)
Вы же Пажеский корпус окончили, Загоскин. С 1-м разрядом, насколько мне известно.

Маруха удивленно смотрит на Пахана.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Ладно, Загоскин… Одевайтесь. Есть у нас один срочный и очень важный разговор.

ДЕСЯТНИКОВ
(показывает на остальных бандитов)
А этих куда?

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Этих… В Матросскую тишину. Куда ж еще!

ДЕСЯТНИКОВ
И баб?

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(чуть подумав)
Угу… Всех.

ИНТ. МУЗЕЙ, КАБИНЕТ ПРОФЕССОРА - ДЕНЬ.

Розенцвейг заканчивает свой рассказ. Аничков внимательно слушает. Лиза сидит в стороне и рисует карандашом в тетради портрет Аничкова. Но не демонстративно.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Вот такая история… Но это всего лишь красивая легенда.

АНИЧКОВ
Во всякой легенде есть только доля легенды…

РОЗЕНЦВЕЙГ
Молодой человек!.. Если бы это было правдой хотя бы на 30 процентов, не было бы ни опиумных войн, ни прочих мерзостей империализма. Китайцы бы таких чертей показали этим англосаксам! Но, увы!.. Все было как было.

АНИЧКОВ
Ну, а все-таки… Если «Колокол 99-ти драконов» существовал, где в первую очередь стоит искать его части?

Розенцвейг встает, берет со стола указку и подходит к  карте, висящей на стене. Показывает указкой.

РОЗЕНЦВЕЙГ
Я бы начал поиски вот здесь. В Лхасе. Во дворце далай-ламы.

НАТ. ВОЗЛЕ МУЗЕЯ - ДЕНЬ.

Аничков выходит из музея и не торопясь идет по улице. Из музея выскакивает Лиза.

ЛИЗА
Товарищ Аничков! Подождите! Петр!

Аничков оглядывается и останавливается. Лиза бежит к нему, подбегает.

АНИЧКОВ
Что случилось?

Лиза слегка смущенно сует Аничкову его карандашный портрет.

ЛИЗА
Это Вам.

АНИЧКОВ
Спасибо.
(рассматривает портрет)
Хм!.. Похож. Вы прекрасно рисуете. Спасибо, Лиза.

ЛИЗА
Пожалуйста.

Подвисает неловкая пауза.

АНИЧКОВ
Лиза, извините, я тороплюсь.

ЛИЗА
Подождите! Мне нужно сказать Вам одну важную вещь!