Время летать. Часть первая

Станислав Винокурофф
   За окном хмурится Ноябрь, все никак не может решится: то ли покрыть Самару неожиданным снегом, на радость жестянщикам, то ли пролиться дождем, чтобы в очередной раз доказать обывателям, скептикам и научному миру, что климат меняется на Земле. Ничто не вечно под Луной. И эти изменения мы, пилоты, ощущаем и видим, как никто. Ну кроме, разве что космонавтов наверное, они все таки выше и Земля у них вся, как на ладони. Летая, мы видим, как в тех или иных регионах всего мира меняются климатические, погодные условия. Раньше, лет десять назад, зима была зимой, лето было летом. Впрочем, вы и сами видите, что происходит с погодой. А вот в воздухе, в Небе, болтать от турбулентности стало чаще и порою злее. Но спешу вас успокоить: самолёты не падают из-за турбулентности, болтанки! Ощущения конечно не из приятных, особенно для тех, кто страдает аэрофобией. И это понятно, человек не обладает крыльями и его вестибулярный аппарат не предназначен для вращения в трех плоскостях, что происходит при полете самолёта. Всегда пристегивайтесь во время полёта. М-да уж... Задумался...

   За окном слышны звуки города. Гул моторов автомобилей , редкие завывания чьих-то сирен, неожиданные звуковые сигналы светофоров и автомобилей. Звуки проезжающих электричек или трамваев где-то вдалеке. Словом, город живёт одному ему известной жизнью.
Наш рейс из Самары в Пхукет, с промежуточной посадкой в Уфе, для дозаправки, перенесён на два часа позже. Должны были вылетать в два тридцать ночи, но теперь, вероятно полетим только в четыре тридцать утра. А виной тому, вся та же капризная в последнее время, погода. Из-за тайфуна в Вьетнаме, наш самолёт улетел туда с задержкой по метеоусловиям. Но ребята молодцы, сумели пробиться и произвести посадку в Камрани. А вот обратно, из-за скопления вылетающих рейсов, тоже образовалась небольшая задержка. Камрань, это небольшой, бывший военный аэропорт с одной взлетно-посадочной полосой(далее ВПП) и небольшим пассажирским терминалом. Но в крайнее время туристы со всего мира потекли туда рекой. И пропускной мощности аэропорта уже не хватает и теперь вьетнамцы строят вторую ВПП и новый пассажирский терминал большей вместимости. Поэтому не удивительно, что на вылет образовался небольшой коллапс. Но я можно сказать ещё удивлён! Я ожидал большей задержки рейса, но видимо все службы: аэропорта, инженерно-техническая, летная сработали на отлично! Для чартерного рейса два часа задержки, это скажу так, совсем немного. Любая авиакомпания стремится выполнять рейсы без задержек, но против погоды, против изменения климата не попрешь. Это форс-мажор. Шутка ли: второй по счету тайфун накрывает Вьетнам в течение двух недель! Не многовато ли? Мы с ребятами шутим: "Без помощи дядюшки Сэма, тут дело не обошлось!" Малость правда не рассчитали с датами. Международный форум, состоявшийся между двумя тайфунами в Далате(Вьетнам), уже закончился и наш президент давно уже улетел. Дядюшка Сэм остался с носом.

   В моем гостиничном номере тепло и уютно. По Первому каналу идёт очередное шоу. Ведущий Якубович сыплет шутками. Герои телешоу со всей страны приехали, чтобы показать свои сверх способности и получить свои, честно заработанные пятьдесят тысяч. Я не особо вглядываюсь в то, что происходит в экране телевизора, больше слушаю. Так, для фона. Это привычка из далёкого детства. Когда я делал уроки, то обязательно был включён телевизор или играла музыка в магнитофоне. В абсолютной тишине мне сложно было сконцентрироваться. Не знаю с чем это было связано? Может я старался компенсировать свое одиночество? И этим я, подсознательно, скорее всего включал эффект присутствия. Ведь я был у родителей один. Это одиночество случилось не по их вине. Но это совсем другая история. Я сижу за столом и предварительно готовлюсь к рейсу. Включаю вечного друга, спутника и помощника пилотов, айпэд. Я бы дал Нобелевскую премию тем, кто придумал кондиционер, навигатор и интернет. Но с тех пор, как эту безусловно высокую награду, премию мира вручили одному афроамериканцу, развязавшему несколько войн, престижность данной премии упала в моих глазах. Ну да ладно, продолжим.

   "Почему так сложно летим? Почему не напрямую, из Самары в Пхукет?" - таким вопросом задаются многие наши пассажиры. Постараюсь объяснить : Полет дальностью почти девять часов требует большего количества топлива, потребного на полет и на уход на запасной аэропорт в случае ухудшения метеоусловий в аэропорту назначения или непредвиденных обстоятельств, к примеру если ВПП оказалась заблокированной. Так вот, большее количество топлива, соответственно увеличивает взлетную массу самолёта, следовательно требуется более длинная ВПП. В Самаре из двух ВПП работает только одна полоса, которая имеет длину всего 2500 метров. Более длинная находится на ремонте. Поэтому этой длины недостаточно для взлёта, нам, как минимум требуется длина полосы в 3000 метров. В Уфе же, ВПП имеет длину 3700 метров, что с лихвой обеспечивает приём и выпуск любых типов самолётов с большей взлетно-посадочной массой. Поэтому мы с пассажирами перелетаем в Уфу для дозаправки и далее летим в Пхукет.

   Так что уважаемые пассажиры, это не прихоть авиакомпании, а вынужденная мера из-за весовых ограничений. Лететь туда буквально минут 50, не больше и я сижу, просматриваю и внимательно изучаю схемы обоих аэропортов. Это схемы стоянок, руления, схемы выхода-захода в районе аэропортов, схемы посадки на определённую ВПП с навигационными данными и частотами. В заранее подготовленную палетку я записываю высоты перехода, безопасные высоты в районе аэропортов, эшелоны перехода, названия схем выхода и захода, радиочастоты. Ознакамливаюсь с особенностями и требованиями аэропортов Самары и Уфы. Поясню насчёт высоты перехода и эшелона перехода. Это те высоты, где высотомер самолёта переходит с давления аэропорта вылета на стандартное давление 760 мм.рт.ст. и наоборот со стандартного давления на давление аэропорта посадки. Также важно, мысленно "прокрутить" в голове процедуры буксировки, если требуется, процедуру облива противообледенительной жидкостью, маршруты руления, процедуры уменьшения шумов после взлёта, набора высоты, снижения, захода на посадку и посадки. Все это изучается и запоминается с учётом особенностей каждого, конкретного аэропорта. Это очень важно: готовиться к каждому полёту и "держать" полет в голове! Ведь двух одинаковых полётов не бывает. По своему опыту полётов знаю, что если относиться к выполнению полётов рутинно, пускай даже если ты летаешь в один и тот же аэропорт ежедневно, то рано или поздно начинают "замыливаться глаза" и можно совершить ошибку. А в нашем деле цена человеческой ошибки очень высока! Это бесценные жизни пассажиров, доверившихся нам, пилотам! Словом сижу, готовлюсь к предстоящему полёту. Практически одновременно просматриваю фактическую и прогнозируемую погоду в Уфе и Самаре, а также по маршруту, вплоть до Пхукета. Наш маршрут один из сложных, так как будем пролетать над такими регионами, где погода очень изменчива. До границы Узбекистана погода более менее нормальная, дальше уже идут отдельные грозы и сильные струйные течения, где по всей вероятности будет болтанка. Над Афганистаном к примеру, там очень жёсткие условия по навигации. Американцы не очень охотно идут навстречу, когда мы просим обход гроз, стоящих прямо на воздушной трассе. Ну и наконец над Бенгальским заливом и Андаманским морем тоже развиваются грозовые облака, стремясь перерасти в обширный атмосферный фронт. Не стоит забывать и о тайфуне, остатки которого по инерции приближаются к южному побережью Таиланда. Не устаю повторять более молодым коллегам, что очень важно настроиться на предстоящий полет. Ведь заранее ознакомившись с тем, что тебя ждёт в полете, ты внутренне настраиваешься, примерно прорабатываешь маршруты обхода опасных метеоявлений. Все это делается, чтобы не попасть впросак. Чтобы всё то, с чем ты встретишься в полете, не было для тебя неожиданностью.

   Ну вот и подготовился. Теперь что? А теперь подумаю, как распределить обязанности в предстоящем полете. Мы сегодня будем выполнять два взлёта и две посадки. Рейс до Уфы полностью ночной. В этом рейсе до Пхукета, я лечу слева, Николай справа. А Анатолий, другой командир, будет менять нас на эшелоне. Мы, как я уже писал, будем меняться на эшелоне, чтобы снизить утомляемость и иметь возможность немного отдохнуть. Ведь первая часть нашего полёта полностью ночная, с ночной явкой на вылет. Да и эти пересечения многочисленных часовых поясов, не добавляют нам заряда бодрости. За сутки, организм не успевает перенастроить часовые пояса. Просто не успевает за временем. А вторая, захватывает ночь и день. Немного подумав, решил: пусть до Уфы летит Николай, ему надо потренироваться в полете с небольшим взлетно-посадочным весом, а я поведу самолёт с Уфы в Пхукет. Как раз вспомню особенности захода на посадку и ознакомлюсь с новыми правилами в диспетчерском обслуживании аэропорта Пхукет, ведь я там в крайний раз был восемь месяцев назад.

   Приняв решение по обязанностям, немного посидел. Убедился, что ничего не упустил и начал собирать святая святых: чемодан и небольшую сумку. Я заметил, когда в семье один ребёнок, то он, как правило аккуратист. И я тоже не исключение. Аккуратно складываю по пакетам и затем укладываю в чемодан свои вещи. Это кроссовки, пляжные тапочки, джинсы, запасная форменная рубашка, комплект белья и носок, пара футболок, шорты, несессер с ванными принадлежностями, небольшая аптечка с таблетками от простуды, от расстройства желудка, с зелёнкой и медицинскими пластырями, а также на всякий случай с таблетками от аллергии. Положил небольшую сумочку с разными видами чая и с быстрорастворимым кофе. Кстати, начинает холодать в России, по возвращении домой надо положить в чемодан что-то из тёплых вещей. Ноябрь во дворе, а я все ещё по летнему варианту летаю. Впрочем это и понятно, ведь улетал из дома, когда было ещё относительно тепло. Теперь очередь за сумкой : футляр с очками и глазными каплями, проверил документы(на месте и в порядке), фонарик, светоотражающий жилет, надувная подушка, очки для сна, беруши, мягкие, лёгкие тапочки, футболку(все это одеваю, когда иду отдыхать в полете), зарядные устройства и шнуры, аккумулятор, запасные ручки, влажные салфетки, антисептический гель для рук, икона Святого Николая - покровителя путешественников. Все! Все аккуратно сложено, уложено и главное проверено! Все вещи и принадлежности на своих местах. Дома этим занимается моя Любимая, а тут сам, только сам. Посмотрел на часы. До выезда в аэропорт осталось пять часов. Стучатся в дверь, открываю, принесли постиранную и отглаженную форму из чистки. Спасибо. Усевшись на кресло, выпил пару чашек уже начинающего остывать чая. Ещё раз проверил установку будильника на телефоне и на айпэде. - "Бесполезное занятие, ведь я и так за десять минут до срабатывания будильника просыпаюсь каждый раз." - подумал я и тут же себя одернул: "И на старуху бывает проруха! Однажды можешь и проспать!" Ладно, надо отдохнуть и постараться поспать, ведь в два часа ночи выезд, а проснуться мне следует в час ночи, чтобы успеть ещё раз проанализировать погоду, скачать и закачать в навигационное приложение маршрут полёта, ознакомиться с аэронавигационной обстановкой в аэропортах вылета, назначения и по всему маршруту, нет ли где ограничений на использование воздушного пространства и трасс, принять решение о количестве заправляемого топлива и отследить движение нашего самолёта: на каком этапе полета он находится и через сколько он прилетит. Это надо, чтобы скоорденировать время выезда, на случай позднего прилета самолёта, на котором мы полетим и чтобы понапрасну не ехать раньше времени в аэропорт. Время уже восемь тридцать вечера! К полёту я морально готов! А теперь спать!

   Честно говоря даже не удивился, когда внезапно проснувшись, приоткрыв и сощурив глаза, я посмотрел на часы: время двенадцать пятьдесят ночи. Сладко потянувшись во весь рост, окончательно просыпаюсь и быстро встаю, включаю свет торшера и начинаю собираться на вылет. - "Нормальные люди в это время спят, ну или собираются спать и только мы Небонутые(влюбленные в Небо) по ночам шастаем" - подумалось мне. Я улыбнулся этой мысли и подошёл к телефону, надо сделать "контрольный звонок" коллегам. Это мы страхуем друг друга на всякий случай.

   Полностью собравшись к выходу, в крайний раз оглядываю комнату гостиничного номера, которая стала моим пристанищем на время отдыха, "эстафеты", как мы называем время, которое мы проводим между рейсами в далеке от дома. Вроде ничего не забыл. Я мысленно благодарю комнату за то, что приютила меня, за отдых, за спокойный сон и обещаю когда-нибудь вернуться.
Теперь надо присесть на дорожку! Подхожу к одиноко стоящему стулу и сажусь на него. Это старинный ритуал странствующих пилигримов, путников, людей выходящих на большую дорогу, чтобы преодолеть многие расстояния и трудности. Это ритуал дошедший до нас из глубины веков... Сижу в застывшей, ночной тишине посреди комнаты, медленно считаю до своего любимого числа и одновременно собираюсь с мыслями перед дальней дорогой. Ну все. Пора! Встаю и трижды перекрестившись читаю Молитву... Берусь за ручку чемодана, качу за собой и уверенным шагом иду к двери. Открываю дверь, снимаю с наружней ручки табличку "НЕ БЕСПОКОИТЬ-DON'T DISTURB", перевешиваю на внутреннюю ручку двери и выйдя в коридор, закрываю за собой дверь. Именно с этого момента начинается мой дальний рейс , мой полет! Закрыв дверь, я оставил за ней все мои личные проблемы и волнения. Так учили старые деды с которыми мне посчастливилось летать вместе и набираться у них летного мастерства и жизненного ума-разума. Впереди, только Полет! Впереди, только любимая и ответственная работа! Впереди, наступает Время летать!

Самара - Уфа - Пхукет.

22.11.2017





--
Отправлено из Mail.Ru для Android