Проект Голос 2017 года финишная прямая

Наталия Май
                Проект «Голос» 2017 года: финишная прямая

Я когда-то писала и здесь повторюсь, в чем принципиальная разница между западной эстрадой и нашей: у них культ звука, у нас – культ слова. Есть эмоциональное «проживание» (текста песни), есть «проживание» музыкальное. Когда музыкант получает удовольствие от каждого аккорда, каждого поворота мелодии, ритмического рисунка, композиционной структуры. Оценить это можно, если публика знает и любит это конкретное произведение или стиль (направление в музыке). Наша публика часто таких музыкантов воспринимает как нечто для себя чужеродное. Я констатирую факт – безо всяких эмоций, без оценок, хорошо это или плохо, правильно или не правильно. Я исхожу не из результатов голосования на телевидении, а из виртуальных дискуссий. Для них музыкант с западным музыкальным (!) менталитетом – это «не наш» (вне зависимости от его национального происхождения или исторической родины). Отсюда иной раз и восприятие в штыки тех, кто предпочитает нашу эстраду. Эмоциональное «проживание» они понимают, «проживание» музыкальное – нет. И оценить его не в состоянии.

И здесь возникает важный вопрос: как выгодно преподнести конкурсанта, чтобы самые сильные его стороны стали очевидны для широкой публики. Случай с Диной Гариповой здесь показателен. Девушку идеально преподнесли – подбирали песни, которые ей подходят. Не заставляли выходить из зоны комфорта, ломать себя… Не требовали суетиться, бегать по сцене, жестикулировать – это явно не ее стихия. Она пела в медленном темпе, в выигрышном для себя регистре. Со стороны производя впечатление спокойствия, некоторой отстраненности, сдержанности, интонация ее была повествовательной – ей такая эмоциональная палитра «идет».

Я благодарна наставнику Брэндона Стоуна за то, что он его вывел в полуфинал. После слепых прослушиваний он для меня был на первом месте. Вот тогда он себя показал с самой выигрышной стороны. Я поняла, что ему нужны песни, которые будут нравиться ему именно с музыкальной (!) точки зрения, чтобы каждый аккорд доставлял удовольствие, и он с наслаждением в этот аккорд погружался. И нужна максимальная четкость музыкального материала – чтобы картина не получилась «смазанной», когда зрители не в состоянии сразу же подхватить и повторить за музыкантом мелодию. Желательно – конечно же, медленный темп (а если быстрый, то сидя за роялем). Суетиться – это совсем не его. Конечно, он профессионально, технически справился с тем, что ему давали. Но ощущения, что ему это доставляет удовольствие, у меня лично не возникало. Во время слепого прослушивания он показывал песню, а не себя. Потом – доказывал, что может и то, и это… и выходило иной раз так, что эта задача становилась первоочередной, заслоняя иную. Мне в идеале хотелось бы, чтобы все его выступления были такими, как слепое прослушивание, во время которого лично меня он просто сразил. И я верю, что у него будут еще выступления, после которых многие (если не все) ахнут.

Во время слепого прослушивания в его лаконичной, безо всяких излишних заигрываний с публикой, манере была даже величественность. И она его украшала. Кокетство – не его стиль, сценический герой Брэндона – серьезный вдумчивый грустный, может быть, даже слегка отрешенный от мирской суеты. Я так это вижу (естественно, субъективно).

В любом случае голосование на телевидении меня порадовало – это был выбор именно музыканта, а не глаз, которые кому-то показались более красивыми.  (Как говорят дети в детском саду:  кто тебе нравится «на красоту»?  Или - «на внешность»?) Но большинство людей – визуалы, с этим ничего не поделаешь, аудиалы (с обостренным восприятием звука, а не «картинки») изменить эту ситуацию не в состоянии. Если аудиалам неприятен голос человека, он им и красивым не кажется, каким бы он объективно ни был. И наоборот.

В этом сезоне меня, как это ни странно, больше порадовали участники без претензий на уникальность и великость. Я поймала себя на том, что, абсолютно не углубляясь в личность участника, просто получаю удовольствие от его ритмичности, точности, профессионализма. В интернете любят обсуждать «человеческий фактор», на меня это не влияет в оценках артистов. Более того – люди одаренные, как правило, неоднозначны, и я это принимаю как данность, даже считаю для себя лично, что то, кто какой человек, меня не касается, это не мое дело. Ангелы в человеческом плане могут быть совершенно не одаренными творчески – это явление частое. А требовать и того, и другого – это уже запредельно, нереально, заоблачно завышенная планка по отношению к кому бы то ни было. Не бывает в одном человеке все сразу и в превосходной степени.

К вопросу о претензиях на творческий уникум – они должны быть выражены более внятно и убедительно, чем это было в последнем сезоне. Иначе они так претензиями и останутся. Если это – завышенная самооценка, и не более того.

Другой из моих фаворитов, Габриэль Купатадзе, как раз «зацепил» меня не во время слепого прослушивания (хотя его тембр я, конечно, отметила), а в баттлах, нокаутах. Впечатление от его выступлений было «по нарастающей» - он нравился все больше и больше. Именно в силу четкости поставленных перед ним задач в последующих этапах (в плане музыкальной стилистики, которую он сам любит и в которой как рыба в воде). Этот участник, пусть и не полностью, но все же достаточно раскрыт, чтобы зацепить слушателей. Слепое прослушивание, может быть, и не самое показательное для него (чтобы продемонстрировать все свои возможности), но песня запоминающаяся и яркая. Мне импонируют артисты, которые с долей иронии все исполняют, – это чувствуется во взгляде, улыбке, интонации. Органика в  последующих выступлениях была стопроцентной. И музыкальная, и визуальная (не только сценический образ, но и пластика).

 Да, первый наставник предпочел не его, а Вячеслава Задорожного, но зато их баттл (легкий, веселый и очень стильный во всех отношениях с отлично придуманной концовкой) – один из лучших номеров этого сезона, раскрывший не только вокал, но и артистизм Габриэля. И этот участник более разносторонний, многогранный, чем его конкурент. Он, в отличие от Вячеслава, может быть серьезным, зрелым на сцене (тот все превращал в комедию). И, в отличие от Брэндона, двигается на сцене совершенно свободно и естественно. Для него любой темп не проблематичен – с точки зрения некой сценической органики (к примеру, участница команды Д.Билана Юлия Валеева, как выяснилось, в подвижном темпе поет гораздо лучше, чем в медленном, может быть, потому что тогда у нее не хватает времени на актерскую игру, которая у нее совершенно не убедительна). Габриэлю подходит и рокерский визуальный образ, и более классический консервативный, а это бывает редко, когда человек так органичен во всем. Другое дело, что показать серьезную грань ему здесь не предоставили возможности, но в интернете записи есть. А песня А. Градского была исполнена, как мне показалось, с долей умеренного озорства.

В команде А. Градского Габриэль и не мог выйти в финал – там предпочитают певцов или оперных или со стилем, близким к академическому (в более камерном варианте). Слишком консервативная аудитория. Сам Градский любит разную музыку, но люди старшего поколения, чьи вкусы он стремится предугадать, предпочитают музыку определенного типа и могут никакой рок на дух не переносить. Но зато состоялось интересное сотрудничество, в результате которого – шикарная концертная постановка в нокауте. Упрекать в чем-либо его предыдущего наставника – абсолютно бессмысленно, потому что в команде Л. Агутина такая конкуренция, такой уровень, что чуть ли не все достойны финала, а разорваться наставник не может. (Поэтому я и недоумеваю из сезона в сезон, глядя, как конкурсанты рвутся в эту команду… ведь здесь вероятность как можно скорее «вылететь» выше, чем в других командах.) Возможно, Габриэль на финал и не рассчитывал, зато, может быть,  раскрылся интереснее многих, кого доведут до финишной точки.

Из женщин-певиц в этом сезоне мне, в общем, понравились многие, но, за исключением выступления Ян Гэ в баттлах, не возникало то, что здесь называют «мурашками». Фолк-дуэт при всей моей симпатии к нему я воспринимала отдельно от конкурса, потому что это все-таки конкурс не ансамблевого, а сольного вокала. И он не композиторский. Для таких участников нужны другие состязания.

Мне не хотелось бы, чтобы «Голос» менялся в сторону формата «Минуты славы», где пиарятся все подряд, сборная солянка из разных видов искусства, и нет четких критериев, по которым участников можно сравнивать, – потому что это все не сравнимо между собой. Я такой формат «мешанины» не люблю, мне нравится предельная четкость. Может быть, в этом смысле я в меньшинстве. Я считаю, показывать всех подряд гораздо легче, чем сделать понятный внятный конкретный конкурс в каком-то одном виде деятельности, когда ясно, как сравнивать и как оценивать конкурсантов. Современное телевидение облегчает себе задачу, размывая рамки профессионализма, мастерства, делая некий всеобщий цирк, просто для развлечения. Спортивные болельщики бы взвыли, если бы им показывали соревнование теннисиста с футболистом, а к искусству можно так относиться… Хорошо еще, есть такие передачи, как «Щелкунчик», - это действительно реальный конкурс, понятный и прозрачный, с правилами игры. Там никому и в голову не придет говорить, что того или иного конкурсанта выбрали потому, что он высокоморален, а не за то, как он играет. Это не принято. Личное отделяется от профессионального.

 Поэтому я ни за кого из певиц не «болела», особых любимиц у меня не было.  Ян Гэ меня «проняла», но только однажды. Ее как экзотический цветок с волшебным голосом можно было бы преподнести выигрышно, если специально задаться такой задачей. Она вызвала у меня ассоциации с Гвен Стефани – не по тембру или внешним данным, а тем, что она с легкостью вписывается в разную стилистику – и визуально, и вокально. Может быть очень разной: сказочным персонажем, клоунессой, лирической героиней, бунтаркой. Мечта хорошего режиссера любого клипа – сыграет она что угодно. Китайцам вообще свойственно сочетание тонких чувств (и очень большой любви к русской культуре) со стальным стержнем.

Но в том-то и дело, что мы не можем угадать, как наставники относятся ко всем участникам своей команды. Кого-то они очень хотят выигрышно показать, «болеют» за них всей душой, а кто-то им безразличен. Его взяли просто «для количества». И этот человек вовсе не хуже фаворитов наставника, он может быть объективно даже лучше и интереснее, конечно, зрителям в этих случаях бывает обидно. Бывает и так, что наставники действительно хотят интересно раскрыть, привести того или иного участника к победе, но получается не так, как они запланировали. Стопроцентно предсказать реакцию аудитории невозможно.

Из двух моих любимых исполнителей, за которых я реально «болела» и отсылала SMS,  в полуфинал вышел один – Брэндон Стоун. У него очень серьезный конкурент в этой же команде – Тимофей Копылов. Я начиталась обсуждений в Сети и сделала для себя вывод (опуская весь поток оскорблений и домыслов в адрес той или иной стороны): Тимофей воспринимается частью публики как «свой», а Брэндон – нет. И реагируют они на личностную харизму, некий магнетизм, которые я и не думаю отрицать или недооценивать.

Конечно, такие явления, как Виктор Цой, Владимир Высоцкий, нужны нашей культуре. Но что было главным в их творческой реализации? Музыка? На мой взгляд, нет. Хотя были у них удачные и даже очень удачные песни. Но главным был текст, стихи, которые, прочитанные или напетые в определенной манере, «заводили» публику. И Тимофея я воспринимаю как явление личностное, актерское, может быть, поэтическое (если он пишет тексты), но интересен ли он мне как музыкант? Нет, в этом плане, то, что он делает, - не мое. С музыкальной точки зрения «мой» исполнитель – как раз-таки западноевропейский Брэндон с суперслухом и суперголосом. Да и образ артиста, в котором слишком много брутального героического на разрыв аорты пафоса с давящей энергетикой, меня лично мог бы и притомить (если слушать долго). Но переломить симпатии публики, которая решила, что узрела нового Цоя (или артиста такого же типа) будет архитрудно. Я на этот счет не обольщаюсь. Но конкурс все-таки музыкальный. И, чтобы решение было более справедливым, можно было бы сделать два голосования – наставников (как жюри профессионалов) и зрителей. Тогда победителей было бы двое.


И, пока еще не было окончательного голосования, я размещаю эту статью. Желаю Брэндону если и не победы, то хорошего, убедительного результата.