О ПМЖ и Родине

Калинина Любовь
               
                Часть IV.
                Глава 11.               
                Есть рай на Земле!
               
Пройдя девять кругов ада, мы пересекли поездом Центральную Украину и за тысячу километров были переброшены с Востока на Запад страны. В ночь с 6 на 7 июля, мы оказались, наконец,  на новом месте жительства – в своем доме, купленном нам великодушно очень хорошими людьми: Миррой, Мишей и его родителями.
 
Ну, во-первых, нас встретил дом, построенный лет сто назад,  и не за одно лето, так как  все было ладно и дорого сделано: стены из самана толщиной в полметра, гладкие и  белые выглядели, как порцелановые, были помазаны глиной. Все деревянное в доме: балки, стропила,  оконные рамы, дверные лутки, двери, пол было прочным, сделанным из дуба. Крыша покрыта термитом. То есть все это строилось на века.

Люди, первоначально обжившие землю и построившие дом, были Андрей и Парася Окопные. Во многом сведения об их жизни пока закрыты от меня семью замками, но уверяю вас, что это временно. Потом жила пара Загородних, последней хозяйкой считалась Миргород, у которой мы и купили дом. Мирра, резюмируя сложившуюся обстановку, сказала: «Вы видите, как хорошо все складывается: первые хозяева окопались, следующие загородились, потом хозяйка наладила отношения между селом и городом, а тут явились мы, чтобы ковать свое счастье!»
 
И это было так. Я каждое утро просыпалась с мыслями благодарности тому, кто заложил первый камень в мой дом и тем, кто его сберег в такой прочности и чистоте.
 
Дом был построен по всем законам сельского строительства: в дальнем северном углу стояла печь; все окна имели стратегическое значение, особое роль играли внутренние окна и двери, то есть, где бы человек не находился, он имел обзор всех сторон и, особо, входа в дом. Из наружных окон дома можно было видеть от первого луча солнца до последнего, закатного…
 
Во-вторых, во дворе, возле калитки, и сейчас растет семейное дерево – огромная липа. Ее трудно даже вдвоем обхватить. Наша липка высокая, зеленая, ветки нижнего яруса покрыты густой листвой. По строгим подсчетам она уже растет тут два века. Люди говорят, что прежде, чем строить дом, надо было посадить дерево, чтобы род не переводился, чтобы был материал для новых построек на той земле, где жили предки.

Но семейное оно еще и потому, что в ее дупле живет несколько поколений белок, рои диких пчел облепливают белесые липовые цветки и гудят, одурманенные липовым и медовым запахами, сначала лета и до глубокой осени. Под липой обитает много колоний  клопов «солдатиков-москаликов», которые, питаясь липовым соком, живут за ее счет. Но и без них нельзя! Множество всяких птиц находят на ее ветвях бесплатную еду и безопасный отдых.

В-третьих, стоит поговорить о погоде и погоде, то есть о климате …
Наша местность находится на высоте 243 метра над уровнем моря. Климат здесь для нас оказался удивительным: зима мягкая, лето теплое влажное. Зима приходила в декабре, выпадал обычно первый и последний снежок, который держался, в среднем, недолго при температуре - 4,- 5 градусов. В средине января начиналась весна.
Можно было работать в саду.

Но весны были затяжными, так как начинался сезон благодатных дождей: дождь начинался спокойно и лил, или капал непрерывно дни и ночи, чаще всего лил исключительно днем, а ночью все подпитывалось в капельном режиме, и этот парниковый  эффект давал удивительные результаты.

Лето и осень были очень долгими, они как бы предоставляли возможность нерасторопному человеку, можно сказать, даже ленивому, подготовиться к зиме.

А потом опять начинался период дождей, когда постепенно снижалась температура воздуха и земли, и вот тут-то возможны были грозы, когда молнии, я до этого никогда такого не видела, огненными шарами катались по земле… Именно осенью здесь бывали шквальные ветры, но хитрость человека заключалась в том, что этот ветер никогда не заходил  во дворы, а буреломил вдоль улицы, таща темные тяжелые облака с севера на восток.

Да, облака никогда не могли оставить меня равнодушной: в осенние ночи они были черными, кудрявыми; в феврале застили глаза лазурные небеса; летом чаще всего облака были такими высокими и белыми, что мне казалось, что мы именно здесь к Богу ближе, чем где-то ни было!

В-четвертых, о саде, огороде. В первый же год мы заложили молодой сад: яблони, груши, сливы; на следующий год было посажено три ряда ореховых деревьев. Всего где-то в пределах 180 саженцев!  Все росло, все цвело, все зеленело!!               

И вот еще один интересный факт: если  очень захочешь, покопаться с какими-то цветами – о чем подумаешь – найдешь. Так у меня было с тюльпанами, нарциссами, розами, лилиями, ирисами…

Первое время мы не могли определиться, сколько у нас в саду всякого рода деревьев – вишен, слив, орехов, яблонь… Среди всех выгодно выделялась «одна калина за окном»: весной на прочных стволовых оба ее полушария покрывались белыми круговыми соцветиями, а осенью вся головушка калины пульсировала кровью спелых ягод, и в любое время суток и года шел информационный обмен с мухами, жуками, бабочками, всякого рода мелкими птичками и покрупнее: синицами, снегирями, сойками…

В-пятых, а теперь о птицах. Когда мы жили в шахтерском поселке, круглый год почва, дороги были покрыты тремя слоями радиационной шахтной пыли. Я помню весной, в марте, прилетали грачи, в мае тьма строгих ласточек в черных фраках сидела на проводах над тополями с клейкими листочками. Летом можно было увидеть только взъерошенных воробьев, дерущихся  или купающихся   в пыльных лужах. К осени все те же воробьи, и  грязные синицы прилетали с пустеющих полей. Зимой они ютились под крышами старых домов и сараев. Рядом с жильем летали черные вороны, скакали сороки-белобоки…

А здесь, в дальнем от родины краю, все живет по своим правильным законам, и птицы не исключение: у птиц свой менталитет, свои нравы.

Каждый год весной прилетает к нам в сад пара странных птиц. Они садятся рядом на самую старую яблоню, на стволе которой уже привязан деревянный щит, поддерживающий ее тело, и корявые ветви которой засыхают от старости. Я не знаю, что это за птицы. Они довольно-таки крупные. При полете  на их крыльях и туловище виднеется рябенький рисунок – средние круги и полукруги, похоже на те, что, когда наберешь на палец краски, и провернешь его, так получается…

В прошлом году они прилетели в ливень, так и просидела парочка под сильным дождем, крыло к крылу, повернувшись к югу,  почти сутки… И сейчас сидят по очереди на крыше нашего  сарая, там, где сдвинута одна из пластин термита, по всей видимости, высиживают свое драгоценное потомство…

Трогательно наблюдать за тем, как птицы-родители учат своих птенцов летать: в прошлом году выводок синичек, как  горсть гороха сыпались  сверху вниз по листьям ветвей калины один раз, другой, третий… А в этом году наблюдали такую семейную картинку из жизни синичек: первый полет не окончен, а сил у малыша нет, он садится на оконную раму, слегка придерживаясь коготками; снизу страхует отец; синица-мать, раз за разом взлетая, приносит симпатичного  червячка, умело кладет его в клюв и опять  улетает… Последний раз два  червячка – младенец взмахивает крыльями. Низкий старт – отец так же летит низко, мать – в сторонке, почти рядом…

Дятлы к нам в сад прилетали работать всегда семействами. В этот раз они стучали на липе, передвигались почти рядом, поднимаясь все выше и выше. Вдруг, как по общей команде, замерли,  тельцами  прижавшись  к стволу дерева. Дятел, самый крупный, возможно, отец напряженно пополз вверх, останавливаясь, прислушивался. Время тянулось медленно…  Теперь самый меньший, точно так же, пополз верх по стволу. Оказалось, что это была напрасная тревога – просто белки расшумелись в дупле. Старший, что вверху, стал стучать спокойно и уверенно. И  опять все семейство заработало так же дружно, как и раньше.

И еще: вот уже второе лето ко мне приходит кукушка. Раньше я часто видела ее за домом, возле кладки. Она подходила близко, интересовалась всем. В этом году дожди не дают мне выходить на улицу. Но как только я открываю окно, она слетает с какой-то невидимой ветки и все  ходит-ходит, откровенно с интересом, поглядывая на меня...

Если днем птиц можно было видеть, то рано утром, на рассвете,  их можно больше слышать.
    
По ночам только совенок где-то в ближнем гнезде заходится равномерным, округлым электрическим свистом… К утру  к нему присоединяются  еще  два-три дальних голоса, которые звучат на одной радиоволне…

По мере того, как тьма уходит, в эти звуки вплетаются  еще сонный голосок какой-то птицы, потом еще один, рядом, но уже вразумительнее, чем первый… Какая-то птица подает голос рядом со мной… И вдруг начинается такое разноголосье (словами не передать!), из которого мгновенно создаются ансамбли, а потом гремит уже слаженный хор, на фоне которого звучат всякого рода свисты и трели какой-то птицы с серебряным горлышком…

Вот так радостно встречают птицы восход Солнца, такие гимны поют и удивляются всему происходящему, почти, так же как и я – человек, когда я писала:
***
О, как великое светило
Н землю грешную всходило,
Какими красками сверкали
Над нами божьи небеса:
От электрической лазури
И темно-синей киновари
До всех оттенков твердой стали
Сменили все за полчаса –
Потоки желтого огня
Фонтаном льются на меня!!
Но самое интересное то, что если найти наше село на географической карте, то увидим птицу, парящую в воздухе…

Каждое утро отлично виден восход солнца перед домом, через дорогу, а мой собственный закат каждый вечер пылает за нашим садом. О нем я писала так:

На солнце я могла смотреть
С порога дома,
Потом рассказывать о нем
Своим знакомым…
Оно ложилось на бочок
За нашим садом,
Мне было сладко и тепло
С тем, кто был рядом…
С окна могла я наблюдать
Безумство красок –
Могли мы долго говорить
Без всяких масок…

Встречая рассветы и провожая закаты, люди внесли свою лепту – сделали земляные валы: когда? где? зачем? – это мне предстоит еще узнать.

Мы никогда не держали домашних животных, но тут решили завести себе кошку и собаку… Мы ничего не разбирались о поле животных, поэтому они у нас называются так: собака Джойка (от слова "Джой"- радость) и кот Лапа.

Собака похожа на лису. Она обожает детей. У нее веселый,  сообразительный и общительный характер. Кот верный друг семейства соседней кошечки, строгий  воспитатель своих детей – целого выводка однотипных котов, как две капли воды похожих на него, страшный аккуратистом, интеллигент  до кончиков когтей.

В-шестых, еще: вода и воздух… Когда набираешь воду в колодце, который стоит, как часовенка в глуби двора, приносишь в дом и наливаешь, то в ее прозрачности видны колючие пузырьки, которые поднимаются со дна вверх… 

Как только я вздохнула вольным вздохом, я сказала соседям, коренным жителям села, что за такой воздух надо платить, потому что он целебный, так как может вылечить и душу, и тело… На мою реплику они улыбались.

Но и, конечно же, в-седьмых, люди…

Помните, я когда-то мечтала о таком доме, чтобы в нем вечно жить и бесконечно долго работать? Но дело в том, что всему свое время: и вместо того, чтобы я сегодня уселась бы возле окна и начала писать что-то веселое и радостное (я обещала детям, что все последующее будет сплошной смех), сейчас допишу последнюю главу этого романа, закрою его навсегда и... "прости-прощай!!"...


                Глава 12.
                Двуликая Родина

Всю неосознанную и большую часть осознанной жизни я прожила (ну, так уж вышло!) в Союзе Советских Социалистических Республик, короче в СССР. Советский Союз распался в 1990-1991 годах. Но жизнь моя лично внешне не изменилась: где я жила, там и осталась жить, как я жила, так приблизительно жизнь моя шла и дальше.

Чем же обозначились эти годы для меня?

Во-первых, я тогда особо остро чувствовала несправедливость по отношению к оценке батьковского труда в совхозе. Каждый день мой отец дважды, идя на работу и возвращаясь, выворачивал себе ноги в кирзовых сапогах в пахоте; чаще всего утром он не завтракал, вовремя не обедал, вечером ел впопыхах много, но все было не качественным. Батька имел фиксированную зарплату – 120 рублей в месяц. Тяжелый физический труд, непосредственное соприкосновение с химикатами, бесконечное стесненное денежное положение – все это укорачивало его и так короткую жизнь, бросало в объятия единственно возможной легкой эйфории – пьянство.

Во-вторых, мое бесконечное хождение в школу учиться, а потом работать в течение долгих двадцати восьми лет заносило, засасывало, затягивало, и уже как бы ни вылезть, ни выскочить, ни выпрыгнуть не было сил. Зарплата составляла сначала – 75 рублей, лет шесть подряд, а потом, года четыре, – 114 рублей, поэтому негативные эмоции… никогда не покидали меня.

Каковы же были мои внешние дела и мое внутреннее состояние на то время?

Моя жизнь приблизительно складывалась так же: ущербность, зациклинность, беззащитность перед любыми трудностями – выбивали меня из обычного существования, но желание жить по-другому и требовательное отношение к самой себе делали свое дело, поэтому именно на это время выпадает моя учеба в Воронежском университете. Хотя из позиции своей скромности я могла бы отказаться от своей заслуги и в этом, приписав поступление и учебу кому-то или чему-то более достойному… И еще, конечно же, это – замужество и рождение детей, но, скорее всего, это было связано со словом «мужество», поэтому я тут не причем… Вот и все.

А теперь о распаде СССР… Что же было до распада Советского Союза и после него в моей жизни и в жизни моей страны?

Распад такого огромного государства, как СССР, произошел не сразу и не вдруг… туда – сюда десятилетия… Я вспоминаю, когда по телевизору выступал Горбачев, я бросала все свои дела и слушала, слушала…

Этому распаду предшествовали, а потом следовали значимые события в моей жизни. На полосе разлома времени и пространства по одну и по другую стороны в поле появилось много надгробных холмов: в 1980 году не стало бабушки Фени; в 1984 – бабки Марины; 1985 – зачернели два холма – свекра и моей мамы; в 1988 году не стало бабушки моего мужа – бабушки Стени; 1995 год – ушел мой батька; 1997 – мой муж, отец моих детей; 2009 – за одно мгновение не стало матери мужа – Марии Ивановны… и еще Вовы, тети Юли, тети Лены, Коли, Маруси, Вити…

Поселок Рассыпное и каждого его жителя я знала не понаслышке, а, как говорят, в лицо, так как это была моя малая родина, где я прожила полвека...

Люди старшего поколения нашего поселка когда-то были молодыми, они родились и жили на территории нашей многонациональной страны, а, в частности, – на всей территории Украинской республики. В 50-х годах, по первому зову страны, молодые люди по комсомольским путевкам ехали на строительство шахт Донбасса. У нас каждая улица говорит об этом: Винницкая, Волынская, Курская, Сухумская; Ужгородская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Ямпольская, проспект имени Ивана Третьяка. В это время вокруг поселка Рассыпное, выросли копры шахт № 1, № 2, «Волынской», позже появились шахты «Речная» и «Яблуневка». Благодаря этому рос и процветал поселок.

Но всему приходит конец… Упадок, развал, убожество, повальное пьянство начались давно, потом, в 90-х годах, все это усилилось... Такова судьба обжитых площадей узко производственного назначения – исчерпали свои ресурсы и все, больше не нужны потому, что не выгодны. На развитие поселка денежных средств не выделяли, на жизнь людей махнули рукой. Под поселком образовались технические пустоты. Страшно, когда, в центре поселка, в шахтные пустоты проваливались дома, или эти бездонные ямы заполнялись бытовым мусором… Конечно же, это от безысходности, но страшнее, когда равнодушие избранных народом людей превращает в груду каменных руин то, что было когда-то построено с большим трудом для нормальной жизни человека… Так с лица нашего поселка исчезли универсам, почта, аптека, музыкальная школа, столовая… Мания разрушать, а не строить, поддерживать, сохранять – свойственна нашей поселковой власти, так же как и вышестоящей, как сегодня, так и 20 лет назад. Но эта странная "власть" почему-то все еще пользуется привилегиями: не работает вообще, сидит в кабинетах, занимается устройством наилучшим образом своей собственной жизни. (Позже, правда, без души был построен «Дом быта» со всеми необходимыми точками в нем).

Наша большая Родина – Украина – точно так же оказалась на краю гибели. Странно, но правители были связаны похожими инициалами: Л. К. пришел на смену Л. К. (кодовое слово – Леонид); потом поиграли в чехарду на фоне дебатов и выборов В. Ю. с В. Я. (кодовое слово – Виктор); через майдан, кровь и убийства пришел к власти человек, который сам себе на уме, – П. П.

Отношение к выборам… Я участвовала в выборах только первого президента Украины – Леонида Макаровича. Потом поняла, что от моего участия ничего не меняется. Оказавшись в Харькове, я жила без прописки, поэтому не имела возможности голосовать, хотя мы по своему желанию всей семьей вступили в Партию регионов и участвовали в организации выборной кампании «Янукович – Ющенко» больше, наверное, заинтересованные материальной, чем идейной стороной дела. Но вот уже появилась возможность голосовать, но, то ли по привычке, а, возможно, в связи с некоторыми другими причинами, всем, кто приносит пригласительные билеты на выборы (чувствуете, как уважительно?!), я говорю, что я давно в эти игры не играю! Хотя в последний раз, может, я даже и приняла бы участие, но мой выбор был бы очень странным для глубокого тыла, поэтому я воздержалась…

В год Оранжевой революции на Донбасс ополчились украинские политики: правительство Ющенко усилило судебные и экономические репрессии против депутатов нашего региона; Юлия Тимошенко грозилась обнести Донбасс колючей проволокой и сравнять его с землей…

Янукович пришел к власти тогда, когда народ уже запредельно устал от плачевного экономического состояния… Появилась кое-какая надежда. После выбора Януковича главой Донецкой области первый год я слушала его выступления с открытым ртом. В словах было что-то интригующее, завоевывающее, но в следующем году во время выступлений с ним что-то произошло: он глаз уже на народ не поднимал, и чем дальше, тем отдаление от народа становилось все нагляднее.

Хотя первоначально весь Донбасс видел в своем выборе точку отчета от плохого к хорошему, поэтому В. Я., слову которого, мы хотели верить и верили, связывал нас с тем, что все будет стабильно в нашей жизни и что он каждого услышит и поймет…

Мороз и холод не щадили никого… В трудные часы для нашей Родины, избранный нами человек – Президент, повел себя трусливо, а солдаты – спецназовцы, подданные Януковичу, гибли от пуль, ледяной воды, заживо горели в огне, их сманивали в тепло разгоряченным телом молоденькой проститутки, сладким словом чужой матери, умиротворяющим пением священника, помилованием воинов тьмы с другой стороны баррикад, но они стояли безмолвной и безропотной стеной.

После побега из Украины Янукович, словно истерическая женщина, ностальгирующая по своему прошлому, хочет опять возвратиться назад, так и наш правитель время от времени пытается выплыть из тяжелых вод, вспоминая о том, Кем Он Был и Как Несправедливо С Ним Поступили… Его голова иногда выглядывала над головами утонувших и утопающих. Видя это, можно было бы сказать, что: этот человек ничего не обдумал и ничего не прочувствовал, когда был на грани смерти; значит, ему мало досталось, если он хочет возвратиться. Выскальзывая, как угорь из рук поймавшего его, Янукович, возможно, еще мечтает побыть царь-рыбой в родных водах, но не помнящий прошлой и не оценивающий настоящей обстановки перемен, он может быть в клочья разорван толпой обезумевших людей…

Помните, в мифе Древнего Рима был такой герой двуликий Янус, бог окон и дверей, повелитель всяких входов и выходов, различных переходов, знаток начала и конца? С его именем связано название месяца январь. Обычно он изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: один лик его смотрел назад, в прошлое, где он молод, второй лик смотрел вперед, в будущее, где он стар, изнеможен.

Вот так и мы: вглядываясь в прошлое, мы становимся молодыми, всматриваясь в будущее, наши лица, а соответственно, души и тела старятся, и не придумать нам машину, которая бы могла повернуть время вспять…

В Украине премьер-министры долго не задерживались. За 25 лет существования независимой Украины на этом посту поменялось 24 премьера! Каждый из них, выполняя общую директиву страны в области экономики, свою политику по отношению к людям понимал и вел по-своему. Так, например, в 1991 году у нас в стране обанкротились страховые агентства: пропали все денежки по соцстрахованию наших детей. А мы ежемесячно за сына платили 5 лет, а за дочь – 8 лет! Руководители страхового агентства даже объяснить ничего не смогли – просто развели руками, да, и это не так: просто – раз-ве-ли!

И еще… вы помните: сертификаты на 1 миллион 50 тысяч карбованцев?! Эту бумагу оценили в 32 гривны на каждого члена семьи, а 1 гривна в тот переходный период стоила 100 000 тысяч карбованцев! Снова за счет нашего нищего народа была пополнена прохудившаяся казна, а, возможно, мошна… правящей верхушки… (1994 год). А мы, наивные, возрадовались: вот они справедливость и равенство – все разделено поровну, теперь мы – миллионеры!

Но проворнее всех в таких делах была Тимошенко Ю. В., вице-премьер-министр Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса (1999—2001 годы), которой удалось дважды войти в одну и ту же воду: побывать премьер-министром Украины в феврале—сентябре 2005 года и в декабре 2007—марте 2010 годов. Она обманывала мою семью ни раз, ни два, ни три, а просто на счет: «Раз, два, три!» - это:

1) возврат какого-то процента оплаты средств за заочное обучение: надо было взять какие-то справки в налоговой инспекции и открыть специальный счет в банке Проминвест – так и зависла моя безмолвная «пятерка» где-то на счету богатеньких Иуд (2005 год);

2) возврат «замороженных» денег с личных счетов граждан: наследство – сказали написать заявление в одном из отделений Ощадбанка на те деньги, которые, выдавали частями, например, по 50 гривен – было потеряно время, лично ездила туда, где был открыт счет, восстановлена сберкнижка, но деньги так и не получены, так как банковские счета обнулили, то есть ободрали народ,  как липку… (2008).

Однако сегодня, 16.10.2016 года, я, слушая выступления Ю.В., готова, как говорят,  поклониться ей в пояс и подписаться под каждым её словом, - так она точно и четко выразила все мои ожидания. Но вдруг я подумала: "STOP! А не очередная ли это манипуляция моим сознанием?" Жизнь покажет...

Итак, тогда страшная инфляция обрушилась на нас: скачок доллара с одного до двух карбованцев, а одна новоиспеченная гривна, как я уже говорила, была стоимостью 100 000 тысяч карбованцев! Несбалансированная денежная система: разбухшие кошельки от миллионов купонов вместо реальных денег, никому не нужные талоны на самые необходимые товары – делали нашу жизнь почти нереальной… Голод, безработица на фоне бартерных сделок, растаскивание основных фондов госпредприятий… А наш народ, оказывается, что не только выжил, но даже все забыл!..

За год до этих событий ко мне пришло стихотворное предсказание – строки, где были отображены, как в зеркале, все те, кто потом стали править нашей страной:

За год до этих событий ко мне пришло стихотворное предсказание – строки, где были отображены, как в зеркале, все те, кто потом стали править нашей страной: Аваковы, Геращенко, Гонтаревы, Гройсманы, Парубии, Пашинские, Порошенко, Турчиновы, Шкиряки, Яценюки и им подобные, так называемые, «свадебные» генералы, которые, наживаясь за счет народа, сеяли в стране обман, несправедливые обвинения, вводили в закон ненаказуемое воровство для своих, тупость, наглость, болтовню, запугивание, мошенничество… И не только на это: давалось разрешение – можно просто опозорить, изувечить, убить… Они, не оставляя для нас выбора гибели, предвидели свое будущее в «золотом» обществе справедливой, демократической Европы:

***
Сидело над миром, как будто на троне,
На каждом столбе с фонарем по вороне,
В короне.
И медленный снег сквозь ленивую тучу
Все падал и падал на остров плавучий,
Все круче…
Ложился вуалью на лица, на плечи –
Прозрачной сутаной... в тот пасмурный вечер.

В тот пасмурный вечер казалось все зыбко:
Кивок головы, глаз движенье, улыбка –
Ошибкой.

На окна и двери наброшены сети,
И ветви деревьев свисали как плети –
Пространства стирались привычные грани.
Наш остров плавучий... тонул в океане,
В обмане.         
                20.02. 2012.         
               

                Глава 13. Майданы и война...
         

Во время первой, Оранжевой, революции 21 ноября 2004 года по стечению обстоятельств я была в Киеве, на майдане Независимости, со студентами, друзьями Мирры. Из большой любви и заботы Мирра, накануне, купила мне красивое зимнее пальто, рыжего цвета, мягкое, теплое, с длинным ворсом меха. Утро и вечер были прохладными, а днем температура поднималась до +20. Однако новая одежда не отягощала, была приятной, и растекалась при легком ветерке. Настроение было приподнятым, так же как и то, что мне казалось: именно сверху мое пальто смотрится бесподобным…

Второй Майдан (2013 г.) и Революцию Достоинства я встретила на диване, в своей крепости, на земле. В первые пять дней нас охватили волнение, возбуждение, возмущение. Я ничего не могли делать, появились первые признаки бессонницы. Своим глазам, ушам и мыслям я доверяю больше, чем кому-нибудь другому, только поэтому, оторвавшись от телевизора, в феврале я поехала на Майдан...

После возвращения я написала статейку, которая содержала, в основном, два вопроса относительно национальности и языка в Украине:
"Нужно было несколько столетий, чтобы болота превратить в красивую часть древнего города, но потребовалось меньше трех месяцев, чтобы, прикрывая постыдные места пустословием, все поставить с ног на голову, чтобы Майдан Независимости превратить в майдан полной "зависимости", и эти места превратить снова в болота...

Я родилась на Украине, всегда считала себя русской украинкой, так как моя мать родилась в России (Краснодарский край), жила на Украине (Черниговская область), во время Великой Отечественной войны прошла с военным госпиталем через всю Европу – от Грузии до Германии.

Отец родился в Луганской (Ворошиловградской) области, какая несколько раз становилась то русской, то украинской территорией, жил и рос в Донецкой области. После войны они вдвоем с моей будущей матерью возвратились на Донбасс, который вскоре стал многонациональной площадкой комсомольской стройки шахт.

Мои родители говорили на суржике – смеси русского и украинского, неправильном, но понятном языке, и одной, и другой сторонам.

Отец моего мужа – молдаванин, не знающий русского языка и до 20 лет говорящий на родном молдавском языке, а потом до последних дней, живя на Украине, в русскоязычной среде, говорил на ломаном русском языке, так и не усвоив правильные формы глаголов и местоимений.

Мать моего мужа – россиянка, сталинградка или волгоградка, как хотите…

Они несколько раз меняли место жительства: Россия – Украина, Украина – Россия, Россия – Украина…

Чтобы не было никаких вопросов, в паспорте моего мужа было написано, что он «русский». И это было правдой, так как он уже не был носителем родного языка своего отца, слушая людей, говорящих на молдавском языке, он мог только улавливать смысл отдельных слов… Как не крути, ведь только языковая среда в детстве определяет, носителем какого языка мы будем. Все о ком я говорила, уже ушли от нас туда, где, собственно, не только национальность, но и все остальное не имеет никакого значения…

С некоторых пор я думала, что с пропуском графы о национальности в новой форме паспорта этот вопрос отпадет сам собой… Да, не тут-то было! Кто же сегодня Я: русская или украинка? Кто мои Дети: украинцы, русские или молдаване?

Я положительно отношусь к людям, у которых есть глубокий и сильный корень, возможно, я даже должна им завидовать, но мне не хватает воздуха, когда из этого корня мне сплетают на шею петлю: «Ой, та ти, сволота, ще та! Ти не така, як ми! Де твої корiння? Не-ма-є!»

Странно, что общество людей, которое называет себя демократическим, стремится к глобализации, то есть желает влиться в многоголосый ручей европейской цивилизации не только со своими мечтами о прекрасной жизни в ней, но и своими благими делами, так крепко завязывает узел противоречий, что приходится его время от времени рубить дамокловым мечом.

Но вопрос остается вопросом: почему я по чужой указке должна подвергать сомнениям и насилию те блага, которые дала мне моя короткая, чистая жизнь: любовь, родных, национальность, язык? Кто мне ответит: почему?»

Вот такой получилась у меня статья под названием «Ой, Майдане, Майдане!..». Как только появилась статья, на мою страницу «зашел» молодой человек: кожаная косоворотка, чуб "оселедцем", перед ним – большая глиняная тарелка с горкой вареников, в руках вилка – трезубец… Он уверенно сказал, что может дать ответы на все мои вопросы…

Но сейчас я сама попробую ответить на них… Итак, почему же мы, украинцы, такие разные?

Украина имеет значительную протяженность с востока на запад, что, собственно, первоначально повлияло на формирование людей украинской нации, единых по земле, территории, но разных по своему менталитету, то есть разных по образу мыслей, складу ума, по совокупности эмоциональных, культурных, интеллектуальных особенностей…

Я согласна с тем человеком, кто вслух произнес, что в геополитическом пространстве соседей не выбирают. Восток Украины много столетий был тесно связан с Россией, особо в последнем, когда произошла Великая Октябрьская Советская Социалистическая революция (1917г.) и был создан Союз Советских Социалистических республик (1922г.). Итак, Украина вошла в состав СССР. 68 лет этот Союз был нерушим. Многие жители востока, даже уже после распада СССР, считали, что это случайность, и все обязательно должно «возвратиться на круги своя». Восточная независимая Украина после распада СССР долгое время еще сохраняла производственные отношения коллективов, многие семьи тесно были связаны родством, некоторые отдельные украинцы и сейчас находятся в поисках работы на территории России.

На западе воссоздается подобная картина: украинцы, всем своим образом жизни указывают на тесные связи со странами Запада: Румынией, Венгрией, Словакией,Польшей, территории которых лежали бок о бок с Украиной, но были более развиты, чем Украина, где чаще всего наши люди находили работу и приобщались к более высокой культуре Запада. Их не привлекали, например, Беларусь и Молдова, которые граничили с украинскими землями с севера и юга, но несли на себе постсоветский синдром и были беднее, чем близлежащие страны Европы.

«Перетягивание каната» между Западом и Востоком именно в центре, в Киеве, дало трещину, которая становилась все глубже и шире. Вот тут-то все и завязалось, и закрутилось, и заплелось…

На Западе, как грязная пена на поверхность всего нашего бытия, поднялись потомки врагов советского народа, почти столетие копящие злобу, криминальные элементы, всякого рода отщепенцы, мамкины сыны и дочки – сначала патриоты, национальные герои, потом они же – доморощенные политики, ораторы, артисты, юристы, экономисты, коррупционеры...

Кто же подал идею революции, кто мог продумать план всех действий в Киеве, кто собрал такие массы людей на майдан Независимости, кто мог просчитать результаты революции Достоинства? Я понимаю, что пиар-технологи, но у них ведь есть имена-фамилии… И предвидели ли они, чем все это может закончиться?

Запад Украины – представители Евромайдана. А там их уже ждали: дрова, мед, горячий чай с бутербродами, теплые пледы и валенки, всем и каждому было уже отвоевано у столицы теплое местечко. Гимн звучал, как молитва. На сцене каждый мог показать свое творчество, священники тянули свое заунывное, политики выкрикивали свои пламенные речи, простые люди: пенсионеры; люди среднего возраста, вольные от трудов земных на родине, выгодно приспособившиеся ко всякого рода услугам на чужбине; студенты – все пели, плясали, читали патриотическую поэзию, отчаянно, с ненавистью, как особо опасной инфекцией, заражая всех присутствовавших на майдане.

 Среди них звездой, вернее, светом от фонарика была Лыжичко.

Восток – Антимайдан. Разное положение в жизни и на майдане: дома – полуголодные дети, шахты со слабой защитой безопасности, с плохой вентиляцией, частые смерти; здесь – их место – небольшая площадка перед Мариинским театром. Рабочие удачно использовали время между шахтными сменами, ехали за 100-200 гривнами. «Подставки для флажков Януковича» (удачная метафора, слетевшая с губ Геннадия Балашова), да еще: «ватники», «титушки» чаще всего не умели красиво говорить; с черными кругами вокруг глаз, с серыми лицами, они стояли на подтаявшем снегу или на замороженном льду в порванных кроссовках…

Однако донбассовцы были дальновиднее: в те миги, когда западняне уже испытывали восторг от братания с Европой, как говорят, извините за выражение, писяли кипятком в памперсы, шахтеры понимали, что все это не просто так… Они не хотели так жить, как жили раньше, они не хотели подчиняться хунте, они возмечтали о свободе...

Правители, которых узаконил майдан, столкнули лбами украинцев – людей одной нации: завязалась страшная, кровопролитная гражданская война. Теперь уже жители Донецкой и Луганской областей были объявлены боевиками, сепаратистами и террористами, а Россия – виновницей и агрессором. В.В. Путин обвинялся СМИ Украины во всех земных грехах…

И тогда, как не странно, многие люди, даже из порядочных, продались Западу… И вот в это время я лично видела, как две женщины-майданщицы рассчитывались в туалете «Макдональдса», возле раковин для мытья рук: сто долларовые купюры передавались из одного целлофанового пакета в другой…
Все события на майдане были переплетены двумя мелодиями песен «Ще не вмерла Украины» и «Плыве кача…».

В декабре 2013 года народное объединение «Майдан» избрало президиум, координатором которого на один месяц стала певица Руслана Лыжичко. В конце 2013 — начале 2014 года на Евромайдане в Киеве она активно выступает в поддержку протестующих людей.

Кто же такая пани Руслана? С мая 2004 по февраль 2005 года Руслана — советник Премьер-министра Украины Виктора Януковича на общественных началах. При назначении ее на должность заявила, что не намерена заниматься политикой, а видит себя исключительно в музыке. Во время Оранжевой революции 2004 года Руслана активно поддерживала кандидата в президенты Украины Виктора Ющенка. Своё решение мотивировала тем, что Виктор Ющенко пытается объединять украинский народ. С марта 2006 Руслана стала депутатом Верховной рады блока «Наша Украина». Во время предвыборной кампании просила Тимошенко не бить по Ющенко и его команде, а создать коалицию. Вскоре сама отказалась от депутатского мандата. В 2009 году участвовала в концерте на поддержку Ю. Тимошенко. На Президентских выборах на Украине 2010 года выступала в поддержку кандидата Юлии Тимошенко и была её доверенным лицом во Львовской области, ТИО № 120.

Кандидатура Русланы рассматривалась и при формировании нового правительства Украины. Однако она отказалась входить в правительство, заявив, что «остаётся Волонтером Майдана». После смены власти на Украине и отстранения от власти президента Виктора Януковича Руслана призывала к ллюстрации власти и созданию Правительства Народного Доверия.

Итак, в конце 2013 года журнал «Forbes Woman» писал, что украинка Руслана, как главная героиня Евромайдана, вошла в самый высокий рейтинг «Женщины года», она удостоилась ордена за «интеллектуальную отвагу». Там же были перечислены ее заслуги: «За бойкое противостояние ОМОНу, волонтерскую деятельность и многочасовые допросы в милиции»(?). Здесь же упоминается и ее обещание, которое она дала митингующим со сцены Майдана Независимости: «Я вам честно скажу, я себя сожгу на этом Майдане, если не произойдут перемены!» (Однако позже на своем блоге в Facebook она сообщила, что сказанные ею слова не стоит воспринимать всерьез).

И перемены произошли. Получив от США премию, она больше в толпе не появилась, патриотический запал погас так же внезапно, как и возник: Руслана стали рекламировать по ТВ чисто для домашнего уюта матрацы «Дормео»… Лопнул очередной мыльный пузырь…

В конце января заявила о готовящемся на неё покушении. Отказалась стать сопредседателем Совета Народного объединения «Майдан», заявив, что на этом месте должен быть политик.

В период острого политического кризиса на Украине, 31 января 2014 года, стало известно о том, что Госсекретарь США Джон Керри проведёт встречу с лидерами украинской оппозиции — Арсением Яценюком, лидером политической партии "Украинский демократический альянс за реформы", народным депутатом Украины Виталием Кличко и Русланой Лыжичко в Мюнхене.

1 февраля 2014 Руслана Лыжичко приняла участие во встрече госсекретаря США Джона Керри с лидерами оппозиции Яценюком, Порошенко и Кличком. За активность на Евромайдане Руслану наградили премией.

1 марта 2014 года Лыжичко обратилась к Президенту России Владимиру Путину с просьбой оставить Украину в покое: «Украина стремится к миру, спокойствию и благополучию. На Майдане нет и никогда не было террористов, фашистов или нацистов».

4 марта 2014 года Лыжичко Руслана получила от Мишель Обамы награду The Women of Courage Award («Храбрые женщины») и встретилась в США с вице-президентом Соединенных Штатов Джо Байденом, сенатором Джоном Маккейном, сенатором Крисом Мерфи, выступила с речами в Национальном клубе печати, Атлантическом совете США, а также в эфире Национального общественного радио и телеканала CNN. Мотивом её встреч и выступлений было донести до американцев то, что Владимир Путин давно хотел захватить Крым, а агрессия против русскоязычных жителей Украины со стороны украинцев — это пропагандистская ложь.

11 марта 2014 года, во время поездки в Брюсселе, призвала Европу вводить санкции против России из-за ее действий в Крыму, заявив, что «Америка здесь идёт впереди, а Европа отстает». Сообщила, что необходимо заблокировать агрессивные действия Путина и избавиться всем от зависимости от российского газа: «Европа также должна, наконец, избавиться от зависимости от российского газа. Украине тоже газ Россия не дарит — мы за него платим». Организатор и участник пикета в Брюсселе против присоединения Крыма к России, Руслана стояла перед Советом Евросоюза с лозунгами «Позор российским агрессорам!», «Россия — империя зла», «Россия, убирайся из Крыма!» и требованием введения санкций против России.

24 марта 2014 года Руслана обратилась к гражданам страны с просьбой сплотиться для помощи жителям Крыма, которые, по её мнению, в большинстве своём выступают против вступления в Российскую Федерацию. Руслана потребовала, чтобы мировое сообщество зафиксировало формулировку — «силовой захват Крыма Путиным и Кремлём». Также она не исключила возможности подать в суд на Путина за клевету на участников Евромайдана — мирных украинских граждан.

В конце марта 2014 года Руслана выступала критиком новой украинской власти. Она пообещала «проблемы» нынешней украинской власти, если те «не услышит Майдан». По её словам, премьер-министр Яценюк и и. о. президента Турчинов не контактируют с людьми на Майдане и не слышат их требований. Она считает, что Украина, ввиду бездействия политиков и военных «подарила Крым России».

Руслана Лыжичко внесла весомый вклад в расформирование подразделения милиции особого назначения «Беркут». Именно с ее подачи суд признал спецподразделение «Беркут» незаконным формированием.

1 сентября 2014 года призвала к прекращению огня на востоке Украины и переговорам с повстанцами, одновременно заявляя, что «единственным реальным врагом Украины» является Путин.

За мужество, стойкость и защиту национальных интересов на Майдане львовские депутаты приняли решение — ходатайствовать о присвоении Руслане звания Героя Украины.

(См. такие статьи в Интернете: «Евромайдан»,  «Смена власти на Украине в 2014 году», «Крымский кризис», «Референдум о статусе Крыма (2014)», «Присоединение Крыма к Российской Федерации»).

И вспомнилось ее участие в Евровидении…

И вот сегодня на TВ рост рейтинга одного из политиков привлек ее внимание, позвонила в студию, и в прямом эфире напомнила о себе. Почему-то стало неприятно!..

Извините, что так подробно - злоупотребила вашим вниманием и временем, но хотелось быть в своих словах убедительной. Итак, Руслана – яркий пример украинской доморощенной певицы. Двуличие, поиск личной выгоды, подмена идеалов, отсутствие объективной оценки и даже ряд мелких предательств – вот образец самых характерных черт подобных людей, «героев» и «патриотов» Украины.

Я не участвовала в войне, не слышала выстрелов снарядов и разрывов бомб,не видела жертв. Но когда там шли бои, мое сердце гудело так же, как дрожала земля, где лежат любимые мною люди: родные, близкие, предки, и я, крепко прижавшись своими плечами к плечам рядом стоявших, незнакомых мне людей, с дрожью в теле и в голосе кричала: "Россия!.. Россия!.." "Путин, приди! Пожалуйста, приди!» – так было мне страшно...