Освоение участка год 2017

Александр Бармин
  В 2017 году по программе «Дальневосточный гектар» я по собственному разгильдяйству получил участок земли в пойме Амура. Пытаюсь его освоить. О том, как это делаю, буду отчитываться каждый год.
 
 Год  первый, 2017

     В 1990 году далеко в болотах Смидовичского района Еврейской Автономной Области я случайно наткнулся на заброшенное поле на холме. Само поле площадью около гектара и возвышенности  вокруг  примерно километр на километр. Я там построил землянку, завел огород и стал потихоньку вокруг садить калину и облепиху. Все это хорошо росло без всякой обработки, только от огня весной и осенью надо было защищать. Вскоре мою землянку нашли инспекторы рыбнадзора,  разрушили ее, а по полю   пустили пал. Три года я восстанавливал плантацию и пытался оформить участок в аренду или собственность. Районные власти активно этому сопротивлялись, а знакомые жители райцентра намекали, что вопрос можно решить за вполне умеренное угощение. Не то, чтобы я был принципиальным или жадным, но я же понимаю, что как по пьянке дадут, так же и отнимут. Официально так ничего и не разрешили. Забросил я это место. Стал ковыряться на даче. Дача у меня сразу за мостом, 15 км от города.  Участок 7 соток, но место для калины и шиповника я и там нашел.

      В 2013 году во время наводнения дачу затопило на глубину 3 метра, принесло мусор, чужие сараи, все старые растения погибли, но на следующий год поднялись невиданные сорняки и всякие диковинные цветы и кусты. И заливные луга вокруг изменились. Деревья засохли, а трава стала просто огромная.  Когда в 2016 году  объявили о раздаче дальневосточных гектаров, я сразу подумал, что 25 лет назад, я бы такой гектар освоил. А сейчас сил уж таких нет. Даже дойти до своего  старого поля вряд ли смогу, не то, что там работать. Вот если бы взять  где-то рядом с дачей.  Регистрация на портале Госуслуг у меня была. Решил я посмотреть карту. Возле моей дачи на заливном лугу все обозначено белым цветом. Можно, значит, участки брать. Я решил попробовать, как это делается. Нарисовал в середине луга квадратик, чего-то нажал по инструкции. Молчание. Я позвонил в службу поддержки. Там говорят, я живу в Хабаровском крае, а участок за мостом – в Еврейской Автономии. Значит, можно взять 1 февраля 2017 года, когда всей стране разрешат. Ну, я про это все и забыл. А 1 февраля открыл карту, а там все  участки вокруг  заняты. Мой участок так и стоит, как я нарисовал полгода назад. Я его забыл удалить. Ну, я и послал заявку. Дальше от меня ничего и не потребовалось, только электронные письма получать и на кнопки нажимать. В апреле я получил договор на аренду участка 0,8 га на пять лет.

      По координатам мой навигатор показывает не точку, а квадрат со стороной 5 метров. Вбил колышки во внутренние углы этих квадратов. Внутри уж точно моя земля.  Оказалось, треть участка на бугорке, треть на заливном лугу, треть  - болото. Есть даже кусочек маленького озерка. Ондатры строят хатки и норы роют. Совсем близко от города, а тут не ступала нога человека. Трава выше моего роста. Три года палов не было. Заросло так, что пройти трудно. На участке 15 крупных ив. Деревья или сухие совсем, или еще живые с огромными дуплами. На одном дереве висит доска на высоте метра три. Это след от наводнения.  Уж коли участок взял, надо осваивать.  Не известно, что считается освоением. Впрочем, захотят, всегда отнимут. Осваивай, не осваивай, а правила они сами сочиняют.  Декларацию надо подавать в конце 2019 года. Что там декларировать, еще не придумали.  Не известно, какие будут потом налоги. Сейчас самая малая ставка на растениеводство. Это и выбрал.  Выращивание лекарственных, цветочных и тонизирующих растений. В принципе, любое растение можно подвести под этот пункт.  Попробую посадить калину, шиповник и по краю бугорка голубику.  Посажу еще  побольше деревьев черемухи и боярышника. Не понравится – уберу.  Времени на освоение в обрез. Если садить растения семенами, то всходы будут заметны на третий год. Первый урожай у шиповника и калины будет через пять лет, у черемухи и боярышника – позже. Участок большой. Первым делом надо бы ивы убрать, хорошо бы и старую траву сжечь. Купил на рынке у китайца бензопилу за 4,5 тысячи рублей. Конструктор какой-то, все детали разного цвета, ручки, переключатели стоят в разные стороны. Но заводится даже на морозе. За один день в апреле свалил все 15 ив, разделал. Пила работает, только цепь часто слетает и расход бензина и масла огромный. На шум  пришел арендатор соседнего участка. У него тоже дача рядом. Он взял по гектару  на себя, сына и дочь. С трех сторон я окружен этим семейством. Они там хотят косить сено и солому. На их участках заброшенный карьер, большое болото, часть заливного луга и дорога. Мой участок получше будет.

   В начале мая луг просох, а земля под прошлогодней травой не оттаяла, лед. Пустить бы пал, да объявили особый пожарный режим: палы пускать нельзя, костры жечь нельзя. Если я свои ветки зажгу, то в соседнем поселке видно будет, оштрафуют. Ждем, когда само сгорит. Обычно луг поджигают рыбаки. Городские бродяги. Как пал пойдет, не остановишь, да и не надо это никому. Рыбаки-бродяги все больше собираются на выходе залива, за дачным поселком. Воруют на дачах помаленьку, от сторожей прячутся в кустах. Пал не пускают, чтобы себя не выдать. Соседка дачница сделала парник, натаскала туда навоза, накрыла рамами, тепло пошло. Вскоре там она обнаружила бродягу, нашел  теплое место и там спит. Она испугалась, погнала его граблями и пожаловалась сторожам. Те пришли на выход залива и разогнали всех рыбаков без разбора. Тогда рыбаки подожгли луг возле вагончика сторожей, но ветер сменился и пал ушел в дачное общество спортсменов «Скиф». Что уж сделали спортсмены, не знаю, а только все бродяги столпились на платформе, ждут электричку и трясутся. Потом дожди пошли, луг зазеленел, пал уж не пойдет. В начале июня после дождя я сжег ветки. Осталось три кострища диаметром 4, 3 и 2 метра. Я там посеял укроп и лук-батун. Ничего не взошло. Надо бы небольшой огородик посадить. Вспахать бы.  Купил в интернет магазине   какой-то гибрид мотокультиватора и мотоблока 7 л.с. Китайского, конечно, производства. Плуг купил, колеса есть, а грунтозацепов нет. Все это собирал по частям на рынке, кое-что сам приварил. Слепил такую машину: плуг с грунтозацепами, фреза заводская, пневмоколеса. Все это обошлось мне в 32 тысячи рублей. Две мои пенсии. Поехал пахать. От дачи до участка 400 метров.  Еще по дороге из машины стали вываливаться болты, шплинты, в конце пути отвалился рычаг переключения скоростей. Плуг верхний слой дерна режет, а грунтозацепы тонут и проскальзывают. Поставил фрезу, прыгает по кочкам, в дерн не погружается, забивается прошлогодней травой. За 4 прохода разрыхлил верхний слой на участке в  полторы  сотки. Сантиметров на 20. Ниже оказался ил и еще такой же слой дерна. Затолкал под этот дерн  картошку. Всего около ведра.  Посеял кабачки и кукурузу. Эти семена у меня на глазах стали расклевывать сороки, потом и фазаны появились. Все съели, кроме картошки. По краю болота прошел плугом, получилась канавка. Вот туда я посадил корешки дикой голубики. Метров 20 получилось. Принес с дачи корешки калины, 20 штук. Примерно столько же шиповника иглистого. Все это затолкал прямо под  дерн. Принес корневые отпрыски боярышника  перисторазрезанного. (Его еще называют поздним или китайским). Посадил черемух 10 штук. Прижились все черемухи, боярышник - только один куст, калины – пять, шиповник не взошел. Голубика исчезла, а потом стала появляться  в разных местах, даже там, где и не садил. В середине июня поднялась трава выше пояса. Пора косить. Купил на распродаже триммер бензиновый за 5,5 тыс. руб. Заводится плохо. Как заведется, работает хорошо. Горячий заводится нормально. Кусты и прошлогоднюю траву леска не берет, ножом приходится резать. За два дня осилил весь участок кроме болота. В болото покидал несколько  корней ириса. Его много появилось на даче после наводнения. Построил из жердей сортир, обтянул его строительной рогожей. У нас ее называют «рисовка». Первый же сильный порыв ветра все это завалил и порвал. Получилось что-то вроде большого флага. Теперь мой участок стал заметным даже с автотрассы. Вскоре приехали на легковушке еще соседи. Говорят, надо делать вынос пограничных точек на местности. Геодезисты берут за одну точку  1, 5 тыс. руб. Эти соседи, наверное, увидели мой флаг и поинтересовались. Катались по моему огородику, там травы меньше, заехали в кусты и что-то проткнули в моторе. За ними потянулся тонкий масляный след. Взяли они участок для подсобного хозяйства, это значит, должны через 5 лет что-нибудь построить.  Разве же можно это успеть? Я свою  дачу 7 соток поднимал  пять лет, домик строил 10 лет. За пять лет гектар можно поднять  только чужими руками. Но денег нужно много. Первое желание, конечно, загнать туда таежный плуг и перепахать поглубже. Года за два перепреет, сади, что хочешь.  Но когда дожди пойдут,  по такой пашне не пройдешь, и техника утонет. А дерн держит. Весь луг состоит из лекарственных и цветочных растений. Только растут они вперемешку. Вот бы их как-то отделить.  Много таволги (спирея иволистная).  Зацвела валериана. Позже распустила цветки кровохлебка мелкоцветковая. Ее нет в перечне лекарственных растений, видимо, потому что ее не исследовали. В интернете появились сообщения о полезности ее семян. Растение сильное и живописное. Приходят соседи дачники. Смеются, удивляются, зачем мне все это нужно. Кто-то говорит: «Обманули тебя, не ту землю подсунули». А кое-кто спрашивает: «Почем шиповник будешь продавать?». Бросить участок просто: сдал через пять лет и все. А вот насчет «продавать», это вопрос. При нынешних ценах  можно получить прибыли с такого участка примерно 10 тыс. руб. в год. Стоит ли вообще с этой коммерцией связываться? Предварительно думаю пускать на участок людей бесплатно. Пусть гуляют, едят что вырастет. А если заготавливать что-нибудь будут, то половина моя. Чтобы прибыль от земледелия была заметной, надо площадь иметь гектаров 100. Может быть, саженцами еще можно торговать, дело выгодное, но хлопотное.  По-моему слишком много вокруг стяжательства. Пусть хоть такой участочек будет без наживы, без  услуг платных.   Пока я жив, по крайней мере. А там пусть наследники решают.
    В озерке было бы хорошо развести аир болотный. Хорошее лекарственное и пряное растение. Вокруг в озерах после наводнения аир исчез. Надо куда-то далеко ехать. Нашел на берегу протоки стрелолист и посадил его в болото. Принялся хорошо. Внуки как придут, так листья у него обрывают. Очень уж на бумажные самолетики похожи. У стрелолиста два типа листьев – подводные ленточные и стреловидные надводные. И корни у него съедобные.

    К концу июля все так заросло травой, что опять косить пришлось. В этот раз можно было уже леской косить. Трава какая-то странная, мощнее вейника. Тростник какой-то. Небольшой участок оставил. К концу лета эта трава выбросила раскидистые метелки. Оказывается, это мискантус китайский (или веерник). Мискантус гигантский выращивают в Европе на целлюлозу. Но там специальный какой-то гибрид. А наш дикий вообще-то растет на юге Приморья. Опять же попал сюда с наводнением.   

    В сентябре нашел штук пять картофелин и одну луковицу. Лук, вроде бы, не садил. Пробовал пахать, плуг тонет, мотор глохнет. Фреза по паханому в землю погружается, но метров через 10 мотор начинает перегреваться и дымить. Заказал по почте фрезы «Целина». Сами фрезы стоят меньше тысячи, а с пересылкой  2, 2 тыс. руб. Вот эти фрезы дерн рвут, но земля все равно остается твердой. Сделал борозды для шиповника, валерианы, голубики. После листопада посадил 30 черенков шиповника даурского и голубики двадцать корешков. Основные посадки буду делать следующей весной.

      В интернете прочитал, что можно выращивать овощи под соломой, без вспашки. Думаю попробовать на следующий год.  В середине октября пришел косить сухую траву. Триммер не заводится, грел его у костра, потом завел. Сжег развалины сортира вместе с тканью. Участок обрел форму, стал выделяться среди окружающих зарослей. Никто из соседей вокруг ничего не делает. В траве бегают мыши, большие и круглые, как теннисные мячи, никого не боятся. Когда скосил сухую траву, увидел, что по краю болота разросся ирис, корни которого я разбрасывал. Приготовил я на даче скамейки, столик, кровать старую. Сани сколотил. Жду снега, чтобы это все на участок оттащить. Будущим летом сделаю там навес, будет,  где отдохнуть, от дождя укрыться.

    11 ноября пошел снежок, гололед. Я мебель всю и перетащил. Пришлось, правда,  делать два рейса. Первый  с легким грузом, а потом по следу уже все остальное.  На освоение участка за лето потрачено 46 тыс. руб. Из них с  отчетными документами 33 тысячи. Конечно, технику можно использовать не только на гектаре. Но не будь участка, я бы ее не купил.  А вот времени рабочего потратил не много. Деревья пилил 8 часов, пахал весной и осенью всего 20 часов. Косил всего 12 часов.  Сортир  делал, потом ломал, ветки сжигал, садил картошку всего 12 часов. Можно прибавить время, когда к приятелю на острова ездил за черенками шиповника, калины, боярышника -  8 часов. В болото за корешками голубики -  8 часов. Всего вышло 68 часов. С техникой возился столько же. Выходит, за весь год  -  месяц не самой тяжелой работы.

     Сезон закрыл, продолжать буду весной 2018 года.  Об этом напишу в отчете за следующий год, если все нормально будет.