Тост

Герда Грау
      За столько лет не измениться — это надо уметь. Виталий помнил Васька рыжим, очкастым и худым, как щепка, надеялся, что годы взрослой жизни сделали из него солидного человека, но вот нет, сидит на табуретке как раньше, подогнув ногу под себя и покачиваясь. Сам он прилично изменился, и нельзя сказать, что был недоволен этим, разве что брюшко убрать бы.
      — Еще по одной? — спросил он, разливая в стопки водку. — За что пьем?
      Васек кивнул, навалился локтями на стол и дыхнул жарко.
      — За справедливость, — туманно произнес он.
      Виталий засмеялся.
      — Ну, давай за справедливость, — шутливо тостанул он. — Чтобы она была, а нам за это ничего не было. Тебя что, на работе обидели?
      Васек помотал головой, опрокинул стопку в рот и скривился.
      — На работе я сам кого хочешь обижу, — ответил он, доставая из банки огурец. — Ты меня обидел.
      — Я? — обалдел от неожиданности Виталий. — Да я тебя видел последний раз на выпускном. Потом только в сети твои фотки лайкал.
      — А я сейчас не о сетях, — огурец весело хрустнул у Васька между зубами. — Это в школе было. Помнишь, как мы через козла прыгали? И тебе поставили пятерку, а мне четверку, хотя я прыгнул лучше, а ты завалился. Это было несправедливо.
      Виталий напряг память и с облегчением выдохнул.
      — Вот дурак, — отмахнулся он. — Нашел что вспомнить. Это мне просто аттестат портить не захотели, я же на медаль шел.
      — Это было несправедливо, — повторил Васек, глядя на зубья вилки в своей руке так, словно та была антикварным раритетом, а он оценщиком. — Нечестно это было.
      Виталий с тревогой всмотрелся в его лицо — неужели настолько пьян уже, что ахинею несет?
      — Нечестно, и что? — раздраженно сказал он. — Ты троечником был, тебе какая разница — четверка или пятерка? Да и было сто лет назад.
      — Помогла тебе эта пятерка? — с любопытством спросил Васек. — Медаль помогла в жизни?
      — Не особо, — пожал плечами Виталий. — Я же все равно на платном учился, да и потом… Так, в ящике теперь лежит, детям игрушка. Чего ты вообще вспомнил эту хрень?
      — Ну, о справедливости же говорили, вот и всплыло к слову, — тон Васька был мирным. — Давай лучше еще выпьем?
      Виталий молча разлил остаток водки, выпили тоже молча, после чего разговор ненадолго перешел к женам и детям, а потом Васек встал и начал прощаться. Виталий кивал, проводил его до двери и даже ответил на похлопывание по спине, закрыл дверь, и уже почти дошел до кухни, как вдруг быстро вернулся и накинул на дверь цепочку.