Время летать. Часть вторая

Станислав Винокурофф
   Эти два желания всегда, неизменно приходят друг за другом. Сперва приходит желание поспать, вздремнуть , когда  до выезда остаётся полчаса. Хотя вроде и выспался и особо в сон не клонит. Но желание это мимолетное, оно исчезает так же внезапно, как и появилось. Затем, в автобусе, приходит желание так и ехать в автобусе до пункта назначения. Сейчас мне хочется так и ехать до Пхукета, мерно покачиваясь в уютном сиденье, в тепле, слушая неприхотливую музыку и разглядывая пейзажи за окном автобуса. Хотя сейчас глубокая ночь, два часа ночи с небольшим и  видны лишь очертания города за тонированными окнами автобуса. Очень интересно наблюдать за окружающим миром, за жизнью города, за  людьми , когда тебя везут и тебе не надо сосредотачиваться на управлении и следить за дорогой. Вот под тусклым огнём уличного фонаря, одинокий, припозднившийся прохожий, стоит в тщетной попытке остановить такси или попутку. Вот призывно горят неоновые огни каких-то рекламных щитов и магазинов. Вот во всем огромном доме в несколько этажей, горит одинокий огонёк в окне. Где горит свет: кухня или спальня ? Наверное засиделись допоздна или же... Впрочем без разницы. Автобус резво уносит нас от обычных, бытовых, человеческих дел навстречу полёту, растворяясь в глухой темноте ночи. И это желание, ехать до конца, исчезает при первом появлении огней аэропорта, аэродрома.
 
   Мы едем на вылет. Перед выездом, я уже провел стандартный брифинг с экипажем, проверил наличие и сроки действия документов, рассказал о предстоящем полете. Это: погода по маршруту, через сколько часов начнётся болтанка, погода в Уфе и Пхукете, разница во времени между Самарой и Пхукетом, напомнил основные контрольные промежутки времени в секундах и минутах при прерванном взлёте и при контроле кабины пилотов. Уточнил, все ли знают аварийные коды и действия при возникновении этих самых аварийных ситуаций. Дал указание, ответственному за загрузку, по какой схеме загружать пассажирский багаж  и попросил при возникновении несоответствий подойти к нам в кабину и уточнить данный вопрос. Также попросил по прибытии на борт самолёта быть у своих, связных станций, чтобы проверить качество связи между кабиной пилотов и пассажирским салоном, а также динамиков. Спрашиваю:"Есть вопросы?" и обвожу взглядом бригаду бортпроводников. Вопросов нет.Собранные, элегантные и красивые девушки и ребята. Их взгляды устремлены на меня. Честно говоря, мне по отечески жаль девушек, особенно молодых, только начавших познавать эту несомненно тяжёлую работу небесных ласточек. Я всегда говорю им, что они на переднем рубеже обороны. Они первые сталкиваются с пассажирскими чувствами и эмоциями. Будь то положительные или отрицательные эмоции. Но смею вас уверить, дорогие пассажиры, бортпроводники не имеют никакого отношения к задержкам рейсов, к плохой погоде, к технической неисправности, ну и уж точно не они насылают многие неприятности из-за которых им достаётся по первое число. Получилось мрачно? Да мрачно. Может всему виной эта  облачная, тёмная, холодная ночь? Нет, это реалии жизни бортпроводников. А вы бы видели, как они радуются каждой вашей улыбке, доброму слову? Они буквально расцветают позабыв свою усталость и стараются сделать малую толику приятного вам, пассажирам. Скажете: "Они бывают грубы и медлительны!" Да, соглашусь. Иногда встречается и такое, но  в большинстве своём они очень дружелюбные и отзывчивые ребята. Но поймите пожалуйста одно: Бортпроводники - это не официантка и официанты, лакеи и прислуга. Это квалифицированные специалисты, призванные в первую очередь обеспечить вашу Безопасность в полете! А раздача бортпитания и напитков, это просто часть их, несомненно очень важной, работы!

   Почему я так пишу? А это потому, что я в ранней юности, будучи курсантом, понял насколько тяжела работа бортпроводников. Было дело я летел домой на каникулы. А летел я по курсантски, "зайцем". Это сейчас днем с огнём не сыщешь курсанта-"зайца", а в моё время это было рядовое, распространённое дело. Так вот, в двух словах. Вылетал из Домодедово, а в Якутск летали красавцы-лайнеры Ил 62. Не буду вдаваться в подробности как я пролез на территорию, как ждал свой рейс, как провел почти сутки в ожидании рейса в штурманской. Но получилось так, что командир меня не взял, но и не отказался напрочь. Сказал, почти зная, что мне откажут: "Спроси у старшей(бортпроводницы). Если возьмёт, лети..." Вообщем перевёл стрелки. Я понимаю, что это фиаско, но тем не менее дождался её. И вот она идёт быстрым, уверенным шагом. Я к ней, мол так и так, курсант, командир не против если Вы меня возьмёте... Таня(узнал позже) посмотрела на меня, как на полоумного! Нет! Не знаю, да и не помню, что такого я ей наговорил или наобещал , но Она меня взяла! Сказала следуй за мной! Тогда я в первый раз увидел, как происходит предполетный брифинг бортпроводников, увидел всю цепочку их работы в рейсе. Ведь уже тогда, когда самолёт летел на эшелоне, я от преисполняющего меня чувства благодарности, решил хоть как-то то помочь им, бортпроводникам. Они не возражали и я пошёл вместе с ними в салон! Я разносил бортпитание, помогал им убирать салон. Что называется увидел и ощутил своими глазами. И с того самого момента я понял, что работа бортпроводника очень тяжёлая, как физически, так и психологически. Поэтому я уважаю их Труд! И отношусь к ним по доброму, по отечески.

   Итак мы едем в аэропорт. Кто-то слушает модные, музыкальные хиты в наушниках. Кто-то прикрыл глаза, то ли добирая сон, то ли настраиваясь на рейс. Кто-то делится последними новостями, а кто-то просто смотрит в окно, чем собственно я и занят. Вот мы и подъезжаем к аэропорту. По графику оборотов самолётов, мы знаем, что наш красавец-Лайнер уже произвёл посадку , минут десять назад. Благодарим водителя автобуса и выгружаемся, разбираем чемоданы и стайкой птиц в количестве двенадцати человек направляемся ко входу. Впереди, пока мы доберёмся до нашего самолёта, нас ждут: предполетный досмотр на входе в терминал аэропорта, медицинский контроль, таможенный контроль, пограничный контроль и снова, крайний досмотр вещей и багажа. Багаж в Самаре не сдаём, у них это не предусмотрено и теперь катим чемоданы с собой. По приходу на самолёт, мы их поставим возле грузового отсека самолёта, который используется для перевозки багажа экипажа, различных технических принадлежностей включая запасную резину для колёс шасси , а так же домашних животных.

   Вот и медконтроль. Все раздеваемся, снимаем верхнюю одежду и шапки, достаём свидетельства и "хлебные карточки" - заключение ВЛЭК(врачебно-летная экспертная комиссия).Первый пошёл! Захожу в светлый кабинет, за столом сидит по ходу только проснувшаяся, строгая женщина-врач. Подхожу, сажусь возле стола на стул: "Доброй ночи. Не даём мы Вам спать, полуношники? " Видимо ещё не проснулась, зло зыркнула на меня. "Ну ладно, Бог с ней. Молчи, целее будешь" - подумал я про себя. Эх и до чего же мы зависимый народ, пилоты и бортпроводники! Зависим от врачей, зависим от капризов погоды, зависим от сюрпризов техники, зависим от службы планирования... Всего и не перечислить. Врач вглядывается в мои глаза, словно пытаясь заглянуть в мою душу, щупает мой спокойный пульс, дежурно спрашивает: "Когда летали? Как отдохнули?"  Так же вежливо, дежурно отвечаю: "Летал позавчера, прилетели всем экипажем 20го, посадка в 17:00. Чувствую себя хорошо". Врач допускает к полёту, расписываюсь в журнале, напротив отметки пульса 70 и попрощавшись выхожу. Так, друг за другом мы проходим медконтроль и гуськом направляемся дальше по технологической цепи подготовки к полёту. Пройдя таможенный контроль пришли на "границу". Толпа пассажиров нехотя, отодвигается в сторону. Вот здесь я немного задержусь и сделаю небольшое отступление.

   Во многих странах и больших городах пограничный контроль имеет несколько окон проверки личности и паспорта, достигающих в среднем десяти. И как правило имеется отдельное окно обслуживания членов экипажей. Но, как зачастую у нас бывает в России, из десяти окон работают только три, а то и два и бывает даже одно! И зачастую прилетая и вылетая из России, проходя пограничный контроль, я вижу следующую картину маслом: Как обычно в работе только два окна. Пассажиры стоят в две очереди, всем не охота стоять долго. Понимаю. Но бывают случаи, да вот буквально на днях, в Архангельске, когда экипаж подходит для прохождения пограничного контроля, начинаются возмущенные возгласы: "Куда?! Зачем без очереди пропускают?! Мы что?!" Очень удивила пожилая женщина из Архангельска, которая громко возмущалась: "А этих без очереди?! Что за безобразие?!" Я аж оторопел: " Мы:эти?! Женщина, как Вам не стыдно? Эти Вас вообще-то привезли, приложили максимум усилий, чтобы Вы не волновались, не боялись болтанки, тщательно обходили все опасные районы, кормили, поили. За что Вы так нас? Эти! " Уважаемые пассажиры! Будьте пожалуйста вежливы друг к другу и к экипажу, которому вас предстоит Безопасно отвезти к месту долгожданного отдыха или к родному дому. Ведь экипаж, это одно из главных звеньев в цепи выполнения полёта, без которого рейс не состоится. Проходя вперёд вас, экипажу надо ещё подготовить самолёт, проверить работоспособность каждой важной системы, заправить самолёт топливом, проверить все аварийно-спасательные средства, подготовить пассажирский салон и принять бортовое питание. А по прилету экипажу надо тоже отдохнуть, ведь мы проснулись намного раньше вас и начали подготовку к рейсу, вне зависимости от длительности рейса работали не смыкая глаз,  довезли вас, дорогих, домой.А кое-кому предстоит дальнейший полёт пассажиром в другой город России или мира. Я понимаю праведный гнев пассажиров. Кому охота после одиннадцати часов полёта, простоять ещё два или три часа в очереди на границу. Но все эти вопросы адресуйте пожалуйста только к администрации аэропорта, но не к экипажу. Благодарю за ваше понимание!

   Благополучно пройдя все барьеры на пути к Полёту, мы собрались внизу, в вестибюле. Одеваем светоотражающие жилеты и ждём автобус. Раздаётся бравая мелодия "Марш авиаторов", это мой служебный телефон, который дают каждому командиру в авиакомпании. Отвечаю. Звонит представитель и уточняет количество общего топлива. 11.9 тонн. Хорошо, сделаем. А вот и автобус. Приходит пограничник и выпускает по одному на перрон. Загружаемся в автобус. Все? Все! Поехали!
Едем к самолёту. Вот он виднеется вдалеке. Красавец Боинг 767-300. Наш Лайнер, наш кормилец!

   Жизнь перрона завораживает. В любое время суток перрон не спит, он живёт одному ему ведомой жизнью. Так как глубокая ночь, то движений по эту сторону аэропорта на первый взгляд кажется мало. Но это только на первый взгляд. Внутри терминала, грузовых помещений, ангаров, топливно-заправочного комплекса, цеха бортпитания и на диспетчерской вышке кипит невидимая пассажирам и нам работа, бурлит, бьёт ключом жизнь.

   Я успеваю подумать: "Как же здорово, что я нужен! Как же здорово, что я стою здесь, в этом автобусе, который везёт меня к самолёту! Здорово быть нужным! Я в обойме, я работаю! Я в плане полётов! Здорово, что я вижу окружающих меня коллег! Спасибо Тебе Господи за это!" Эта мысль о нужности временами посещает меня, как бы напоминая, что буквально года два назад, наша авиакомпания пережила сложный кризис и наши судьбы, судьбы наших семей и наше будущее буквально висели на волоске и надо ценить то, что имеем!
Заскрежетав тормозами, автобус остановился за красной линией безопасности у самолёта. Снова выгружаемся. Выхожу крайним и радуюсь мысли, что скоро полетим. Время летать!

Конец второй части.

Самара - Уфа - Пхукет.

26.12.2017.

--