Невыдуманые встречи. Вовка

Александр Шустиков
Невыдуманые встречи... ВОВКА

                Было это в далёком 1980 году. Работал я тогда в одном большом селе директором Дома Культуры. И в апреле месяце пришлось побывать на областных курсах руководителей агитбригад.  А через месяц в районном отделе культуры  мне настоятельно порекомендовали поступить в Ленинградский Институт Культуры имени Н. К. Крупской. Ну что ж:  учится никогда не поздно.  Сказано - сделано... 

1----------   - Саня, здорово! - радостно окликнули меня в день посещения Приёмной Комиссии.
Оглядываюсь. Вовка. Владимир Григорьевич Филипчик. Руководитель агитбригады посёлка Искатели, что около Нарьян-Мара. Мы познакомились на областных курсах агитбригад.
- Вован, привет... И ты тоже?...
- А что: диплом не помешает... Всё, документы отдал?... И куда сейчас?...
- Да по городу поброжу и к родственникам: к экзаменам готовиться... Они на Ветеранов живут.
- А может до меня дойдём? Я здесь недалеко остановился. На Халтурина. Гостиница "Академическая"... Посидим, пузырёк "раздавим". А то: одному скучно.
- Пошли... А как тебе удалось так близко поселиться?
- Маленький подхалимаж... Я же из Нарьян-Мара... Дежурному администратору кусочек сёмги подарил - и всё... А экзамены... Да ну их!... За полмесяца только "каша" в голове будет... Главное: мастеру понравиться... Вот никак не могу басню выучить... А ты?
- Я?... А что у Панова, когда в студию поступал, что на концертах в ДК, что сюда... У меня одна басня на века: "Ворона и Лисица"...
- Ладно: пошли...

2----------   Неделя ожидания до экзаменов. Неделя на подготовку? Вспомнить то, что не знал? Разбежались!... А город?... Это же: Питер!...  Невский, Эрмитаж, "Сталкер" Тарковского, "Машина Времени" в "Юбилейном"...
Но мы постарались: и к основному экзамену - самому главному - подготовились как смогли... Хотя, всё равно, это лотерея... Понравишься - не понравишься мастеру. А остальные экзамены: главное, чтоб не на "двойку".
 Сочинение. Господи!...  Но что-то нацарапали... И, видимо, правильно - за сочинение получили по "трёшке".
 Русский устный и литература. У Вовки-то нормальный билет. А я было решил, что пора складывать чемодан...  Меня ждало величайшее потрясение, когда прочитал первый вопрос: "История о капитане Копейкине в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"...  Оказывается там был ещё какой-то капитан? Поэму  я всегда заканчивал на Коробочке. И понял, что про этого капитана я не скажу ни одной буквы. Ни "А", ни "Я", ни "Ху"...
Но, запомните,  нельзя складывать крылья, потому что второй вопрос звучал так: рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Ура...  Наизусть расскажу, если потребуется...
 Что там ещё?  Предложение размером на полбилета. Расставить знаки препинания. Пожалуйста. Сколько угодно и где угодно...  Ну, а теперь на эшафот, абитуриент...
- Я слушаю вас. Итак: первый вопрос билета.
- Не знаю.
- ???
- Не знаю.
- Ладно...  Тогда - второй вопрос...
Запросто!
- Хорошо. Спасибо.Теперь третий вопрос.
Оказывается  и запятые я поставил, где надо.
- Ну что ж, абитуриент...   Складываем... Два, пять и пять...  Двенадцать... Делим на три. И получаем - Четыре... Всё. Вы свободны.
Ура, ура, уре!  Спасибо арифметике!!!
Накануне последнего экзамена...
- Бутылочку возьмём?
- А экзамен?
- Ну что ты: историю СССР не знаешь...
- Ну тогда пошли в магазин...
Экзамен.  Читаю... И опять капкан... Да ещё какой: "Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, по книге Л. И. Брежнева "Малая Земля"...
Всё. Теперь точно пора собираться на родину, потому что эту эпохальную книгу я не читал... И что я скажу двум женщинам - преподавателям, которые внимательно смотрят мне в глаза?
Но, попытка - не пытка, как говорил товарищ Берия...
-  Рассказывайте.
- 22 июня, в четыре часа утра, когда вся советская огромная страна готовилась к выходному дню, фашистская Германия во главе своего фюрера Адольфа Гитлера... (Через три минуты моего рассказа.) ...Солдаты вермахта сумели переправиться через реку Буг и вклиниться своими танками Т-3 и бронемашинами в расположение наших войск и пограничников... (Ещё через три  минуты.) ...Брестская крепость показала неимоверную стойкость советских солдат и офицеров...
- Спасибо... Вы свободны. Пять.
Вот так-то! Не мытьём - так катаньем...
- Слушай, Саня: ты когда пошёл отвечать, я смотрел на них - на женщин. Ну ты молотил, молотил про 22 июня. А потом одна из них - мне видно было - положила растопыренную ладонь на колено другой... Понял.
- М-да... Ну ладно: надо будет, всё же, Брежнева прочитать... Вдруг интересно?
- Вольному - воля... Ты домой - самолётом?
- Если билеты будут. Но поездом - долго... Брр...
Мы оказались зачисленными на первый курс. Группа 72. Я, Володя Филипчик и ещё 8 парней и 18 девчонок... Итого: 28 человек...

3----------   А через три месяца мы все собрались на первую сессию. Конечно, мы были  заочники  и общежитие нам не было положено. Поэтому жили,  кто где  найдёт... Ну нам с Вовкой волноваться особенно не пришлось: хорошая рыба сёмга...
Первый курс, первая сессия. Ни экзаменов, ни зачётов… Благодать. А может и правильно: группа должна познакомиться друг с другом.
А через месяц, почти все  собралась на квартире у Никитина. Я тогда ещё подумал: сколько надо иметь терпения и доброты Людмиле Петровне - супруге - чтобы сутки терпеть шумную ораву из 19 человек?...  Нет,  продукты покупали сами, сами готовили. Да и вели себя прилично.  Никитин жил тогда на углу Художников и Луначарского....  Но  сейчас мне этот дом не найти...
Вовка, если сказать прямо,  не был красавцем. Небольшого роста, полненький, большая залысина, чуть полноватое лицо... Но обаяния ему было не занимать... И  так я ему  завидовал...
В группе было 18  молодых женщин... И одна из них так влюбилась в Вовку, что мне по ночам приходилось зарываться под одеяло, чтобы не слышать Страсть...
Дальше... Собираемся на встречу Нового Старого Года. В гости к Никитину. Но у Вовки есть ещё и дело: надо купить аккордеон. Идём в ДЛТ на Желябова. Он выбирает и давит на клавиши - проверяет звук...  Всё: полсотни покупателей, с восторгом, окружают нас... И апплодируют...
У Никитина...  Сам Игорь Сергеевич и Людмила Петровна. Других гостей никто не ждёт. И вдруг: звонок в дверь и входят две женщины - мать и дочь - соседи с восьмого этажа. Неждано - негадано... Ну ладно: гости - гостями... Но... В полночь Вовка достаёт из "дипломата" три кошелька, выпоненых в ненецкой манере - кожа оленя, бисер и т. д. И дарит их...
Утром. Едем в гостиницу...
- Слушай, Вовка, объясни: откуда ты знал, что их будет трое?
- А я всегда стараюсь брать подарки с запасом. Всё может быть. И, по возможности, стараюсь предугадать ситуацию.
Вот этого мне не хватает всю жизнь - не могу научиться  предвидеть... А может этому и не научиться?... Может это просто Талант?...
Последняя сессия. Накануне выпускных экзаменов. Сдаём дипломные работы. Вопрос экзаменатора: "Филипчик. Почему вы всё время в работы вставляете свои стихи?  Есть ведь и настоящие поэты." Ответ: "Так ведь настоящих поэтов так много, что найти что-то в тему - времени много уходит. Легче свои написать"...
Где-то на втором курсе. Изучаем стихосложение. Занятие ведёт сама зав. кафедрой по Сценической речи Татьяна Комякова. Спрашивает что-то у Вовки.  Тот мнётся с ответом, а потом заявляет: "Поэты пишут стихи, а критики разбирают их на "амбы" и "хореи"...
Выпускные... Какой "чёрт" поставил для нас экзамен по "научному коммунизму"на 2-е мая?... С  утра!... Я вот как-то умудрился доехать до Института и, даже,  сдать сей предмет. А Вовка не смог... И как он вечером ругал себя! Ему грозило остаться на "второй год" - на полную пересдачу всех экзаменов... Он психовал так долго, что я едва убедил его успокоится и утром съездить с деканат и решить этот вопрос по-любовно. Послушался, съездил...  А через три дня сдал экзамен с другой группой... Делов-то... Но когда вручали  дипломы, декан  шепнул ему, вручая серую книжечку: "Володя, с 1 июня в стране сухой закон."  Это было 16 мая 1985-го... Накануне горбачёвских экмпериментов над  страной.
Потом "выпускной"  в ресторане "Баку", что на Садовой... А утром - мы в Пулково. И как нас пропустили в самолёт?...  Но в "тушке" мы забрались на последний ряд. Хоть спокойно опохмелились...
Мы встречались ещё года четыре, а потом... Потом: всё. И не искали друг друга...
А может Дружба как и Любовь - существуют только до тех пор, пока людей что-то связывает?  И, собственно, зачем "пудрить" друг другу мозги, если нет общего? Ради приличия?...
Хотелось бы, конечно, встретится и вспомнить Институт, но...
Хотя, время ещё есть...