часть 2 Ослики монастыря Латрун

Владимир Пастернак
               
             НАЧАЛО:  http://www.proza.ru/2017/12/16/1978

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

     Машина катится вниз и нужно всё время держать ногу на тормозе. Пока я был  в Иерусалиме, ветер, как ворох овечьей шерсти, разметал облака и отдельные клочья висят  над головой. Указатель на Латрун заставляет меня свернуть влево. Каждый раз при посещении Иерусалима, я стараюсь навестить монастырь «молчальников». Вот, что пишет об этом удивительно красивом месте ВИКИПЕДИЯ:

« Латрунский монастырь Богородицы, основанный в 1890 году монашеским орденом Кармелитов, сегодня монастырь принадлежит ордену траппистов. Одним из особенностей ордена является воздержание или минимизация общения на мирские темы, поэтому монастырь носит название - Монастырь молчальников. В начале XIX века, вместе с кампанией Наполеона в Святую землю была привезена виноградная лоза. Её посадили на территории Латрунского монастыря, и по сей день обитель славится отличными винами, которые изготовляются из винограда, выращиваемого на принадлежащих монастырю виноградниках (из Наполеоновской лозы). На арендованных землях, принадлежащих монастырю, в 1970-х годах основан посёлок Неве Шалом-Уахат ас-Салам, где совместно проживают евреи и арабы и который был основан с целью показать, что два народа могут мирно уживаться вместе».

     В тени между оливами стоят столики, где можно присесть и отдохнуть, чистый воздух и прохлада привлекают сюда туристов. Здесь же можно купить замечательные латрунские вина и знаменитый бальзам, который, как уверяют здешние старожилы, помогает буквально от всего, мёд, консервированные оливки, сыр, чесночная настойка... По дорожке к монастырю подхожу к проволочной ограде. На лужайке пасутся ослики, их собирает по всей округе настоятель монастыря. Больных и покалеченных животных местные арабы-бедуины отвозят подальше от дома и оставляют  в лесу или на дороге (зачем кормить не приносящего пользу осла?). Настоятель Латрунского монастыря подбирает их и выхаживает, некоторые живут здесь уже много лет.
 
     Подхожу к проволочной изгороди и узнаю одного ослика, я запомнил его с прошлого раза. У него чистая белая шерсть и вывернутое заднее копыто (результат перелома). Он смотрит на меня своими печальными глазами и, как мне кажется, тоже узнал меня, но почему-то не подходит. Так мы стоим и смотрим друг на  друга и я жалею, что у меня нет с собой вкусной лепёшки. Наверное, ослик не подходит потому, что его, однажды, предали люди и бросили умирать на пыльной дороге. Большие влажные глаза внимательно смотрят на меня и мои тоже наполняются влагой.  Может быть, это далёкий потомок того ослика, на котором ЙЕШУА въехал в Йерушалаим? – думаю я и пытаюсь разглядеть в его взгляде  хоть какое-то подтверждение.

Вдруг, мне показалось, на меня смотрит не ослик, а Сам Галлилейский Пророк, я отворачиваюсь, мне становится страшно. Сколько раз я сам, не подумав, бросался словами, которые ранили других?  Как прав настоятель Латрунского монастыря молчальников, приютивший больных осликов и верящий, что можно жить в мире со  своими соседями, исповедующими разные религии! Может быть, нам всем следует на какое-то время замолчать, как монахи монастыря Латрун?  Порой слово гораздо страшнее пули.  Почему-то вспомнилась разгоревшаяся компания в связи с выходом фильма «Матильда». Ведь абсолютно неважно, во что облачены призывающие к насилию кликуши – в чёрные средневековые сутаны, в поповские рясы или в прокурорский мундир.  Всех их, так или иначе, объединяет отсутствие любви к ближнему и неумение прощать.
 
По дороге к машине оборачиваюсь. Ослик стоит на своём месте и грустно смотрит  вслед, а я говорю себе:

«В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ В ИЕРУСАЛИМЕ».