Сдуй Иудушку

Владимир Лобарев
– Ты надул этого господина до героя нашего времени, ты ошибаешься: нет теперь таких господ, - новый век на дворе! Сдуй Иудушку! – Не получится это у меня. Почему? Потому, что мы вернулись в ту эпоху. Не прямо, но окружным путём, - так думаю. Читаем предисловие к роману «Господа Головлёвы»: «Этот роман – одно из лучших произведений русских писателей, изображающих жизнь дворянства, и выделяется из них беспощадностью отрицания того зла, которое было порождено в России господством помещиков… Автор с непревзойдённой остротой разоблачил пагубное развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показал неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности… «Мёртвые души» Гоголя и этот роман близки… Головлевы – это сама смерть, вечно подстерегающая новую жертву… Члены семьи жестоко враждовали между собой из – за наследства, поедали друг друга, как пауки в банке… Молодые существа рвались прочь из этого обиталища смерти. Но, вырвавшись, они, не подготовленные ни к какой разумной человеческой деятельности, спешили насладиться отравами жизни и преждевременно гибли… Головлевы – это саморазрушение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком… В категории людей – хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хитрым лицемером. Он хищник – садист. Он – паук… Всё внешнее поведение и облик Иудушки обманчивы. Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью. Глаза его источали чарующи яд, а голос словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека. Поэтому хищные вожделения и махинации кровопийцы Иудушки далеко не сразу бросались в глаза и не легко распознавались. Они всегда глубоко спрятаны, замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Жертвы чувствовали, что его «добродетельное» празднословие страшно своим неуловимым коварством… Особенность Иудушки как социально – психологического типа в том именно и состоит, что это хищник, предатель, лютый враг, прикидывающийся ласковым другом… Он с большим искусством (креативностью, как теперь говорят) пользуется такими прописными истинами своей среды, как почитание семьи, религии и закона; изводит людей тихим манером, действуя по – родственному. Чем подлее его замысел, тем чаще он это делает. Иудушка во всех отношениях личность отрицательная, даже ничтожная, и вместе с тем он держит окружающих в страхе, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель… Попрание Иудушкой всех норм человечности несло (и несёт современным Иудушкам) ему возмездие, неизбежно вело ко всё большему разрушению личности. В своей трагедии он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия, запой праздного мышления и пьяный запой, завершивший позорное существование кровопийцы. – Вспоминаю это роман. Я так глубоко его не понимал. Ужас! Хорошо, что теперь таких типов в нашем обществе нет. Цивилизация! – У нас, говорят, нет, но в мире есть. Так думаю. Сдул я Иудушку? – Нет. В. Лоб.