Валера Самсонов ТелеСценарист. Три звездочки. 31

Тимур Ибатулин
15 ноября 2017г звездочка только написанная. На фото: Григорий Васильевич Александров

"...Эта история случилась с одной моей телевизионной знакомой,   делавшей передачу о Григории Александрове и Любови Орловой.  Теливизионная дива была молода, красива и очень-очень энергична. Никто не мог отказать ей в просьбе -  дать интервью. Но…
   Вместе со съемочной группой она приехала в Болшево, в Дом творчества. Предполагалось записать большое интервью с одним из «патриархов» советского кино. Несмотря на возраст, память у старика была отменная. Он всё знал и всё помнил. В его рассказах-воспоминаниях давно умершие люди представали как живые.
Всё шло, как по маслу. Старик рассказал о том, как пришел в кино в 20-е годы, рассказал пару анекдотов об известных людях и они перешли к Александрову. И тут с «патриархом» что-то случилось.  Он сам начал задавать вопросы:
- Вам знакома фамилия – Мормоненко? Вы знаете, кто это такой?
Моя знакомая ответила честно, но  с привычной обаятельной улыбкой на лице:
- Первый раз слышу!
«Патриарх» мрачно посмотрел на неё и громко сказал:
- Если вы не знаете, кто такой Григорий Мормоненко, то мне не о чем с вами разговаривать. Интервью закончено…
   Она рассказывала мне эту историю в курилке, на 12-ом этаже, в Останкино.
– Ну что он привязался к этому Мормоненко? Ведь мы с ним должны были говорить об Александрове… - сокрушалась она.
Я слушал, кивал головой и молчал. Она мне тогда очень нравилась. И поэтому я не мог ей сказать, что «Мормоненко» - это настоящая фамилия знаменитого советского кинорежиссера Александрова. Что это один и тот же человек…
   Вот так я понял, что своих героев надо знать. Хорошо бы ещё и любить. Вот так родились мои «звездочки» - я стал собирать сведения о людях, делать выписки и записи. Чтобы мои собеседники не могли поймать меня на неизвестном мне имени - «Мормоненко»… "


___________________________
Все полученные комментарии будут переданы автору звездочек.
__________________________
ТРИ  ЗВЕЗДОЧКИ  (в продолжение: выкладываю с согласия Валеры - собрание его авторских мыслей и цитат. Каждая цитата, или группа цитат будет на странице под личным номером для удобства читателей, название сборника цитат "Три звездочки")
____________________
P/S          «Три звездочки» - собрание мыслей, цитат, оговорок, примет времени, анекдотов, фактов, острых словечек и фраз. Они собирались мною в течение всей моей жизни. Эти записаны в 92-ом году. Если интересно, читайте…" (Валера Самсонов).

рецензии по теме:
(Рецензия на «Валера Самсонов ТелеСценарист. Три звездочки. 31»
Л.О.Утесов в связи с переозвучиванием "Веселых ребят" и намерением Александрова использовать для исполнения песен Трошина:
"Гришка - подлец! А Любка-то, а Любка!"
я Слышу   Стихи.ру 16.12.2017 16:49)

Википедия:
Григо;рий Васи;льевич Алекса;ндров; (10 (23) января 1903 — 16 декабря 1983) — советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Герой Социалистического Труда (1973)[1].
Биография[править | править код]
Родился 10 (23) января 1903 год в Екатеринбурге в семье уральского горнорабочего Василия Григорьевича Александрова. Мать — Анфуса Григорьевна.

Свою трудовую деятельность начал с девяти лет. С 1912 года работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки).

Вместе с И. Пырьевым создавал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. В 1920 году окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. По окончании курсов около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. По возвращении из армии снова встретился с И. Пырьевым и вместе организовывали детский театр. Принимал участие в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).

В 1921 году вместе с И. Пырьевым едет на учёбу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В 1921—1924 годах — актёр Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с С. Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей. Играл роль Глумова в поставленном С. Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» С. М. Третьякова по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».


Григорий Александров, Николай Подвойский
и Сергей Эйзенштейн
В 1924 году участвовал в работе над сценарием и помогал С. Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), снимался в них как актёр. В 1927 году выступил как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма С. Эйзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929).

C 1929 по 1932 год совместно с С. Эйзенштейном и оператором Э. Тиссэ находился в творческом турне по Европе и США с целью обучения звуковому кино. В Париже сняли фильм «Сентиментальный романс».

В 1932 году вместе с С. Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику сняли документальный фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Г. Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

В 1932 году возвратился в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снял фильм «Интернационал», прославляющий И. Сталина и его политику.

В 1932 году по инициативе Б.Шумяцкого начал работу над фильмом «Весёлые ребята». Вот как вспоминает об этом Л.Утёсов в книге «Спасибо, сердце» (Москва, ВТО ;1976):

"…"Музыкальный магазин" был показан уже более ста пятидесяти раз, когда однажды на спектакль пришёл Борис Захарович Шумяцкий, тогдашний руководитель кинематографии. После спектакля Шумяцкий зашёл ко мне в гримерную и сказал:

— А знаете, из этого можно сделать музыкальную кинокомедию. За рубежом этот жанр давно уже существует и пользуется успехом. А у нас его ещё нет. Как вы смотрите на это?

— «Музыкальный магазин» — это не совсем то, что надо. Из него может получиться короткометражный киноэстрадный номер. Уж если делать музыкальную комедию, то делать её полнометражной — настоящий фильм.

— Что же для этого нужно?

— Прежде всего согласие авторов «Музыкального магазина». Сценарий должны написать Эрдман и Масс, стихи Лебедев-Кумач, музыку — Дунаевский.

Против Эрдмана и Масса Шумяцкий не возражал, кандидатуру Лебедева-Кумача даже не обсуждал, очевидно, не зная его творчества, что же касается Дунаевского, то от него он сразу же категорически отказался. Я настаивал:

— Если вы мне верите, то уж позвольте выбрать автора музыки самому. И вообще без Дунаевского я в этом участвовать не буду.

С неохотой Шумяцкий согласился, взяв с меня слово, что я сам, по возможности, включусь в процесс создания музыки.

Может возникнуть вопрос, почему Шумяцкий так недоброжелательно отнесся к Дунаевскому. Ответ прост: хотя сам РАПМ и был ликвидирован постановлением ЦК партии, его влияние было ещё достаточно сильно…

Когда вопрос о композиторе был решен, возникла проблема режиссуры. Кто у нас может поставить такой фильм? Тут уж я пытал Шумяцкого — ведь я же не знал так хорошо, как он, наших режиссёров и их возможности.

— Да вот, — сказал Борис Захарович, — вернулись сейчас из Америки Сергей Эйзенштейн и его ученик и теперь уж сотрудник, Григорий Александров. Не пригласить ли Александрова? Он, правда, самостоятельной большой работы ещё не делал, но, побывав в Америке, наверняка многое видел и усвоил.

Доводы показались мне убедительными, и я согласился.

— С чего начнем? — спросил Шумяцкий.

— Привезите в Ленинград Эрдмана, Масса и Александрова. Поговорим.

Вскоре они приехали. Идея музыкальной кинокомедии всем понравилась, и мы тут же, у меня дома, начали поиски сюжетных и музыкальных коллизий, обсуждение вариантов сюжета. Главным действующим лицом, раз уж мы отталкивались от «Музыкального магазина», решили сделать того же Костю Потехина. Только теперь он превращался в пастуха (первоначальное название фильма «Пастух из Абрау-Дюрсо»). Когда самые главные вопросы, говоря языком того времени, были «увязаны» и «утрясены», Эрдман и Масс приступили к сочинению сценария, а Дунаевский — музыки…"


Григорий Александров и Любовь Орлова
у мавзолея Ленина. 7 ноября 1935 года
В 1934 году закончил съёмки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», выдвигались обвинения в халтуре и плагиате. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался М. Горький, который помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро ЦК КПСС и добился одобрения И. Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. Режиссёру несомненно помог опыт Голливуда, но только ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами[2]. С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля в 1934 году. Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

В 1936 году снял фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан режиссёром, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

В 1936 году по личному поручению И. Сталина совместно с С. Бубриком и С. Гуровым снял и смонтировал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов»[3].


Любовь Орлова и Григорий Александров
В 1938 году выпустил комедию «Волга-Волга», имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.

В 1940 году вышел фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947).

В годы войны — художественный руководитель Бакинской киностудии (ныне «Азербайджанфильм»).

В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомиллионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность. В 1949 году снял фильм « Встреча на Эльбе».

В 1951—1957 годах — художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе (профессор).

В 1960 году снял фильм «Русский сувенир». Несмотря на немалые затраченные средства, фильм режиссёру не удался и в итоге лёг на полку.

В 1972 году снял свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», не вышедший на экран, и показанный по телевидению только в 1996 году.

В 1975 году вышла книга воспоминаний «Годы поисков и труда» (литературная запись Мих. Белявского).

В 1976 году вышла книга воспоминаний режиссёра «Эпоха и кино».

В 1983 году снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».


Могила Г. В. Александрова на Новодевичьем кладбище
Член Союза кинематографистов СССР.

Член КПСС с 1954 года.

Григорий Васильевич Александров умер 16 декабря 1983 года от инфекции в почках в Кремлёвской больнице, куда его положили на обследование. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Личная жизнь[править | править код]
Первая жена — Ольга Иванова, выступавшая в театральном эстрадном коллективе «Синяя блуза».
Сын — Дуглас (Василий) (1925—1978), которого назвали в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса[4]. Окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году был арестован, год провёл в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. После выхода из тюрьмы у него случился первый инфаркт. Умер от инфаркта в сентябре 1978 года.
Внук — Григорий-младший (род. 1954), окончил операторский факультет ВГИКа.
Вторая жена — Любовь Орлова (1902—1975), русская советская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица. Народная артистка СССР (1950).
Третья жена — Галина Крылова, вдова его сына Дугласа. Работала манекенщицей в московском Доме моделей. Затем увлеклась фотографией, делала снимки для Гостелерадио.[5].
Награды и звания[править | править код]
Герой Социалистического Труда (1973)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943)
Народный артист СССР (1948)
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Цирк» (1936) и «Волга—Волга» (1938)
Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Встреча на Эльбе» (1949)
Три ордена Ленина (1939, 1950, 1973)
Три ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967)
Орден Дружбы народов (1983)
Орден Красной Звезды (1935)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
Ордена и медали иностранных государств
МКФ в Венеции (1934, Премия за режиссуру, фильм «Весёлые ребята»)
Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Гран-при, фильм «Цирк»)
МКФ в Венеции (1947, Приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна»)
МКФ в Братиславе (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
МКФ в Готвальдове (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
МКФ в Марианских Лазнях (ЧССР) (1950, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
МКФ в Локарно (1953, Приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка»)
МКФ в Эдинбурге (1953, Почётный диплом, фильм «Композитор Глинка»)
МКФ в Венеции (1979, Приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!»)
МКФ в Москве (1979, Почётный Золотой Приз, фильм «Да здравствует Мексика!»)[6]
Фильмография[править | править код]
Актёр[править | править код]
1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — Глумов
1924 — Стачка — бригадир
1925 — Броненосец «Потёмкин» — старший офицер Гиляровский
1929 — Старое и новое — водитель трактора
1930 — Горе и радость женщины (короткометражный, Швейцария)
1938 — Волга-Волга — капитан спасательного буксира
1960 — Русский сувенир — пилот
1974 — Скворец и Лира — генерал
Режиссёр и сценарист[править | править код]
Год Фильм
Режиссёр Сценарист
1924 Стачка
Да
1927 Девушка с далекой реки
Да
1927 Октябрь
Да
Да
1929 Старое и новое
Да
Да
1930 Горе и радость женщины
Да
1930 Сентиментальный романс
Да
Да
1930 Спящая красавица
Да
1931 Землетрясение в Оахаке
Да
1932 Да здравствует Мексика!
Да
Да
1932 Пятилетний план
Да
1933 Интернационал
Да
Да
1933 Гром над Мексикой
Да
1934 Весёлые ребята
Да
Да
1936 Цирк
Да
Да
1936 Доклад товарища Сталина И. В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов…
Да
1938 Волга-Волга
Да
Да
1938 Первое мая
Да
1938 Физкультурный парад
Да
Да
1940 Светлый путь
Да
1940 Время на солнце
Да
1941 Боевой киносборник № 4
Да
1943 Одна семья
Да
1944 Каспийцы
Да
Да
1947 Весна
Да
Да
1949 Встреча на Эльбе
Да
1952 Композитор Глинка
Да
Да
1953 Великое прощание
Да
1958 Человек человеку
Да
Да
1960 Русский сувенир
Да
Да
1961 Ленин в Польше
Да
1962 Спутница королевы
Да
1965 Перед Октябрём
Да
1965 Ленин в Швейцарии
Да
Да
1965 Накануне
Да
1967 Десять дней, которые потрясли мир
Да
Да
1974 Скворец и Лира
Да
Да
1983 Любовь Орлова
Да
Да
Участие в фильмах[править | править код]
1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
1983 — Любовь Орлова (документальный)
Образ в кино[править | править код]
2006 — «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (телесериал) (Украина). В роли Г. Александрова — А. Мухарский.
2015 — «Орлова и Александров» (телесериал). В роли — А. Белый.
2015 — «Эйзенштейн в Гуанахуато» (фильм). В роли — Р. Слятис.
Память[править | править код]
В Москве, на доме по Большой Бронной улице, 29, где проживал режиссёр, установлена мемориальная доска ему и Л. Орловой.
Интересные факты[править | править код]
В 2014 году адвокат А. Добровинский купил у внука режиссёра дачу, ранее принадлежавшую Л. Орловой и Г. Александрову, а также их личный архив[7].
Примечания[править | править код]
; Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт. (стр. 453)
; Время новостей: N°11, 23 января 2003
; http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11289
; Lyubov Orlova — Russian Life
; Внук григория александрова григорий: «после смерти любови орловой дед женился на моей матери» — Газета «ФАКТЫ и комментарии»
; Александров, Григорий Васильевич — RuData.ru
; Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой | Персона | Культура | Аргументы и Факты
Литература[править | править код]
Фролов И. Д. Григорий Александров. — М.: Искусство, 1976. — 226 с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз.
Салис Р. «Гам уже не до смеха»: Музыкальные кинокомедии Григория Александрова / Пер. с англ. В. А. Третьякова. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 360 с. — (Кинотексты). — 1000 экз. — ISBN 978-5-86793-972-4.
Марк Кушниров. «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». — М.: Эксмо, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0.
Николай Надеждин. «Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». — М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. — 288 с. — ISBN 978-5-98551-101-7.
Утесов Л. О. «Спасибо, сердце. Воспоминания, встречи, раздумья.» — М.: Центрполиграф, 2016. — 382 с. — ISBN 978-5-9524-5210-7