А. С. Грибоедов, о нем и героях его пьесы

Алексей Аксельрод
С.Н. Бегичев (друг А.С. Грибоедова): "Грибоедов имел удивительную способность влюблять в себя всё, его окружающее..."
"... я был у его матери, Настасьи Федоровны, и она с обычной своей заносчивостью ругала Грибоедова: «карбонарий», и то, и се..."
"... та (скука)... в молодости двигала его пером, бросала его от женщины к женщине, заставляла его стравливать людей на снежном поле" (намек на дуэль между графом Завадовским и штаб-ротмистром Шереметьевым в 1817 г., к которой привели некоторые поступки А.С. Грибоедова)
"Автор сам прочел ему (прототипу Репетилова, некоему Шатилову, балагуру, каламбуристу, болтуну) Репетилова. Тот расхохотался, говоря: "Я знаю, на кого ты метишь. На Чаадаева."
(о проделках молодого А.С.Грибоедова): "... въехал в залу, где гремел бал, верхом; играл "Камаринскую" на органе в католическом соборе во время мессы ..."

В.Г. Белинский: "Чацкий говорит устами Фамусова... Скалозуб острит... точь-в-точь как Чацкий, и даже Лиза в разговоре с Молчалиным разражается эпиграммою, которая сделала бы честь остроумию самого Чацкого... В этом отношении "Горе от ума" есть какое-то уродливое здание... как, например, сарай, но здание, построенное из драгоценного ... мрамора, с золотыми украшениями, дивной резьбою, изящными колоннами."
(о Чацком) "мальчик на палочке верхом..., крикун, фразер..., идеальный шут..."
"Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа. В "Горе от ума" он является еще пылким юношею, но обещающим сильное и глубокое мужество... (возмужав) поэт явился бы художником и завещал потомству не лирические порывы своей субъективности, а стройные создания, объективные воспроизведения явлений жизни."

А.А. Бестужев: "В лице его было столько же искреннего участия, как в его приемах жить в хорошем обществе... Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду."
"Разбирая его ...строгий стоицизм..., и найдут, может быть, многое, достойное укоризны, на что решился он с пожертвованием чести, но да знают строгие моралисты..., что в нынешнем шатком веке в сей бесконечной трагедии первую роль играют обстоятельства... и что умные люди по необходимости несут их иго."

А.А. Блок: "Горе от ума" является непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца, символическим в истинном смысле этого слова." (произведением)

М.Я. фон Фок (управляющий Третьим отделением, в служебной справке на А.С. Грибоедова): "... имеет особый дар привязывать к себе людей своим умом, откровенным, благородным обращением и ясною душою... Он имеет толпы обожателей везде, где только жил, и Грибоедовым связаны многие люди между собою."

К.А. Бороздин (писатель, мемуарист): "он рисовался..., человек, сильный душою, умеющий собою владеть и казаться наружно спокойным и равнодушным, но вместе с тем в высшей степени пылкий и страстный. Он не умел и не мог ничего делать наполовину."

Ф.В. Булгарин: "... Грибоедов родился с характером Мирабо."
 
П.А. Вяземский: "Вообще, не был он вовсе, как полагают многие, человеком увлечения; он был человеком обдумывания и расчета."
"В комедии "Горе от ума" именно нет нисколько веселости.  Есть ум, есть острота, насмешливость, едкость, даже желчь..."

А.И. Герцен: "Энтузиаст Чацкий... декабрист в глубине души, уступает место Онегину, человеку скучающему и чувствующему свою колоссальную ненужность"
"Чацкий благородная, но нереальная натура...В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу... он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... Чацкий шел прямой дорогой на каторжные работы... (и) если б пережил  поколение, шедшее за 14 декабря...  через них протянул бы горячую руку нам."
"Не люблю я скромных, чопорных, образованных молодых людей, они мне напоминают Алексея Степановича Молчалина..."

Н.В. Гоголь: "Глупый либерал Репетилов, рыцарь пустоты во всех отношениях."

И.А. Гончаров: "... Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина... "Один в поле не воин". Нет, воин, если он - Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда - жертва."
"В Софье Павловне..., то есть в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина... Громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным."
(Молчалин) - "это домашний кот, мягкий , ласковый, который бродит везде по дому, если блудит, то втихомолку и прилично."

М. Горький (Ю.Н. Тынянову о его романе "Вазир-Мухтар", в котором А.С. Грибоедов выведен главным действующим лицом): "Грибоедов - замечателен, хотя я не ожидал встретить его таким. Но вы показали его так убедительно, что, должно быть, он таков и был. А если и не был - теперь будет."

А.С.Грибоедов (из письма С.Н. Бегичеву): "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека...; участь умных людей... большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!"
(из письма С.Н. Бегичеву): "В три-четыре вечера (у Шаховского) Телешова (балерина, в которую были влюблены А.С. Грибоедов, посвятивший ей стихотворение, и генерал Милорадович; Жандр называет А.С. Грибоедова "счастливым соперником генерала") меня совсем с ума свела..."
(в письме): "Нет! я не путешественник! Судьба, нужда, необходимость... рукою железною... гонит."
(в письме Булгарину от 24 июля 1828 г.): "В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, второй том Леночки (жены Булгарина, любовницы Грибоедова), всё на нее глядел, задумался, сердце забилось..."
(со слов А.А. Жандра, перед последним отъездом в Персию): "Нас там непременно всех перережут, — сказал он мне. — Аллаяр-хан мне личный враг. Не простит он мне Туркманчайского трактата..."
(в частных письмах): "Надеюсь, жду, урезываю (текст "Горе от ума") меняю дело на вздор, так что во многих местах моей драматической картины яркие краски совсем пополовели..."
"Вот еще одна нелепость - изучать свет в качестве простого зрителя... Тот, кто хочет только наблюдать, ничего не наблюдает... Наблюдать деятельность других можно не иначе, как лично участвуя в делах..."
"Расин и Шекспир подвергались той же участи ( изменяли первоначальный план произведения из-за потребности "слышать стихи в театре"), - так мне ли роптать?"
(в письме декабристу А. Одоевскому, 1828 г.): "Я оставил тебя прежде твоей экзальтации в 1825 году... Кто тебя завлек в эту гибель!! (далее зачеркнуто: "В этот сумасбродный заговор! Кто тебя погубил!!") Ты был ... основательнее прочих. Не тебе бы к ним примешиваться, а им у тебя ума и полноты сердца позаимствовать!"
"Манускрипт мой (рукопись "Горе от ума") несовершенен... не предать ли его огню?"
(из письма П.А. Катенину, 1825 г.): "Искусство в том только и состоит чтоб подделываться под дарование, а в ком более вытвержденного, приобретенного пОтом и сидением искусства угождать теоретикам, т.е. делать глупости, в ком, говорю я, более способности удовлетворять школьным требованиям, условиям, привычкам, бабушкиным преданиям, нежели собственной творческой силы, - тот, если художник, разбей свою палитру, и кисть, резец или перо свое брось за окошко; знаю, что всякое ремесло имеет свои хитрости, но чем их менее, тем спорее дело, и не лучше ли вовсе без хитростей?.."
"...Мы мудры стали,
Ногой отмерили пять стоп,
Соорудили темный гроб
И в нем живых себя заклали..." (из стихотворения "Прости, Отечество!", датируемого предположительно 1818 г.)
(из письма С.Н. Бегичеву, 1825 г.): "А мне между тем так скучно! так грустно!... я с некоторых пор мрачен до крайности. Пора умереть! Не знаю, отчего это так долго тянется. Тоска неизвестная!.. Ты, мой бесценный Степан..., меня старее, опытнее и умнее..., подай совет, чем мне избавить себя от сумасшествия или пистолета, а я чувствую, что то или другое у меня впереди."
(из записок, 1827 г.): "В обыкновенные времена никуда не гожусь; и не моя вина: люди мелки, дела их глупы, душа черствеет, рассудок затмевается и нравственность гибнет без пользы ближнему."

А.А. Григорьев (поэт, критик, мемуарист): "Чацкий Грибоедова есть единственное героическое лицо нашей литературы."
"Молчалин умен умом его сферы."

Д.В. Давыдов: "Грибоедов, несмотря на блистательные дарования свои, никогда не принадлежал к числу так называемых деловых людей..."
"Грибоедов принадлежал к числу людей, для коих было незнакомо чувство признательности. Увлекшись честолюбивыми побуждениями, Грибоедов, подобно многим лицам, некогда облагодетельствованным  Ермоловым... отплатил ему также за всё прошлое неблагодарностью... Заглушив в своем сердце чувство признательности к своему благодетелю Ермолову, он, казалось, дал в Петербурге обет содействовать правительству к отысканию средств для обвинения сего достойного мужа, навлекшего на себя ненависть нового государя."

Д.И. Завалишин (декабрист): (Грибоедов)"...человек увлекающийся и крайне неосторожный..."
"Совершенно ошибочно также то мнение, будто (после ареста А.С. Грибоедова) и товарищи и высшие лица искали спасти Грибоедова, как гениального писателя... Ничего подобного в ту эпоху не было..."
"Несомненно, сам Грибоедов и не думал сравнивать с Репетиловым лучших представителей общественного движения, из коих многих искренно любил и уважал, но он видел слабые ребяческие стороны общества, и это отозвалось в "Горе от ума" монологами Репетилова... Именно-то самые серьезные члены общества и восставали сильнее против всех Репетиловых."

А.А. Жандр (друг А.С. Грибоедова): "У Булгарина была к Грибоедову привязанность собаки к хозяину..."
"... он (А.С Грибоедов) был порядочно суеверен, и это объясняется, если хотите, его живой поэтической натурой. Он верил существованию какого-то высшего мира и всему чудесному..."
"Грибоедов имел удивительную, необыкновенную, почти невероятную способность привлекать к себе людей, заставлять их любить себя, именно "очаровывать".

П.А. Каратыгин (актер, драматург): "Он был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе... Тут он готов был придраться к ним из пустяков..."

В.К. Кюхельбекер: "В "Горе от ума" вся завязка...  состоит в противоположности Чацкого прочим лицам... Дан Чацкий, даны прочие характеры... и показано какова непременно должна быть встреча этих антиподов - и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте - новость, смелость, величие того поэтического соображения, которого не поняли ни противники Грибоедова, ни его неловкие защитники."

Н.Н. Муравьев-Карский (генерал, дипломат, путешественник): "Он был бескорыстен и умел порабощать умы, если не одними дарованиями и преимуществами своего ума, то твердостью... Грибоедов умел заслужить всеобщую нелюбовь."

А.А. Лебедев (советский литератор, исследователь творчества А.С. Грибоедова): "... Вспомним, что щедринский Чацкий учредил Департамент государственных умопомрачений и, учредивши оный, стал даже его директором... давайте-ка вспомним, кого щедринский Александр Андреич, выходя в отставку по старости лет, рекомендовал на свое место. Рекомендовал он Репетилова."
"Мы оставляем Софью Павловну в конфузном положении. Но почему-то кажется, что она, без всякого сомнения, не погибнет. Умчался куда-то Чацкий, прогонят, возможно, Молчалина. А Софья Павловна останется на месте."
"По свидетельствам многих современников, Грибоедов... даже близил свою развязку.... Он получил сведения о готовящемся разгроме русской миссии и... пренебрег этими сведениями, не стал спасать себя... Вот каким образом находят себе такие противоречия в характере Грибоедова, как его деловая сметка - и непрактичность, его рационализм, холодный трезвый ум - и доверчивость, его отвращение к чинам и званиям - и "тщеславие". Вот откуда шла озадачившая многих двойственность его отношения к Ермолову... Так Грибоедов своей жизнью "дописал" "Горе от ума". Так он в себе нашел альтернативу своему Чацкому. Альтернатива оказалась трагической. Но это была трагедия реального героизма."
"Незадолго до своей гибели Лермонтов говорил о своих... литературных проектах; говорил о намерении написать роман о Грибоедове. "Журнал Печорина" открывается сообщением о том, что Печорин умер, возвращаясь из Персии."

М.К. Лемке (литератор): "Хорошо знавший Фаддея Дубельтовича (Булгарина) актер Каратыгин говорит, что характер его представлял пеструю смесь Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Загорецкого и Репетилова.

А.В. Луначарский: "Мы протягиваем... Грибоедову нашу пролетарскую руку и говорим ему: "Здорово живешь, товарищ Грибоедов! Иди с нами работать..."
"Грибоедов - человек громаднейшего ума и ослепительных способностей... Может быть, рядом с ним нельзя никого поставить."
"Он не комедиограф, но он великий пророк типа Иеремии... комедия как форма для Грибоедова была совершенно второстепенна, об этом он и сам говорил, когда утверждал, что тогдашние условия заставили принизить его первоначальный замысел."
"Чацкого почти всюду принято было изображать в качестве первого любовника..., только волею чудака-автора носящего в себе сильный привкус несколько скучного резонера."
"До сих пор Грибоедова "танцевали".

Н.И. Надеждин (критик): "Низость наших Молчалиных не есть лицемерие и притворство: это их природа."

М.В. Нечкина (советский академик, литературовед): " Грибоедов явно показал неудачу проповеди Чацкого, а через это разоблачил и отбросил надежды на дворянское общественное мнение, которое может-де перевернуть мир..."

Н.П. Огарев: "Грибоедов, спасшись от ссылки посредством родственных связей, примкнул к правительству и на дипломатическом поприще наткнулся на случайную гибель. Но талант его уже был погибшим: он высказал в "Горе от ума" всё, что у него было на сердце, а дальше он ничего не мог развить в себе самом, именно потому что он примкнул к правительству, этому гробу русских талантов, русской доблести."

И.Ф. Паскевич-Эриванский: "... слепой (Грибоедов был очень близорук), не внимая никаким убеждениям, разъезжает себе в первых рядах под пулями."

Н.К. Пиксанов (исследователь творчества А.С. Грибоедова): "... Создание типа-символа Молчалина было значительным приобретением для русской общественной мысли... секретаря Фамусова, живо обрисованного индивидуальными чертами, автор... возвел в символ значительной социально-политической группы, связав... молчалинство с фамусовщиной."
"Молчалин - далеко не глупец. В его смиренных ответах Чацкому есть доля иронии... "Подлец" Молчалин вместе с тем оказывается корректным и учтивым светским молодым человеком."
"Изучив весь биографический материал, вникая в душевный строй Грибоедова..., необходимо сделать вывод, что... он не был склонен к философствованию... Ум Грибоедова был афористичен, и тип его мысли прекрасно отражался в его литературном стиле."
"... Это заглавие слишком резко для комедии, где так много бытописи и комизма. Оно ... остается странным, парадоксальным. И мы только по привычке, усвоенной с детства, не чувствуем необычности этой формулы: "Горе от ума".

Д.И. Писарев: "Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не не превращаясь в ученого исследователя... Панегиристы Пушкина молчат о Грибоедове."

К.А. Полевой: "Его (А.С. Грибоедова) обращение всегда отличалось редким свойством: какою-то искренностью, которая, однако ж, не переходила светских форм."
"Надобно признать, что на сцене она (комедия "Горе от ума") не имела и не имеет такого успеха, какого должно было ожидать."
"... осмотритесь: вы окружены Молчалиными."

А.С. Пушкин: "Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - всё в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетью мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость, оставалась некоторое время в подозрении... Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств..."
"... о стихах Грибоедова говорит он (А.П. Ермолов), что от их чтения -  скулы болят..."
"... что такое Чацкий? Пылкий и благородный (молодой человек) и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями..."
"Между мастерскими чертами этой прелестной комедии - недоверчивость Чацкого в любви Софьи к Молчалину - прелестна! - и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия..."
"Софья начертана не ясно: не то ..... (нецензурное слово, означающее "блудница"), не то московская кузина."
"... вы в Москве не найдете ни Фамусова, который "всякому, ты знаешь, рад" - и князю Петру Ильичу, и французу из Бордо, и Загорецкому, и Скалозубу, и Чацкому; ни Татьяны Юрьевны, которая "балы дает нельзя богаче..."; Хлестова - в могиле; Репетилов - в деревне. Бедная Москва!..."

М.Е. Салтыков-Щедрин: "Это... одна из тех личностей, которых Грибоедов возвел в перл создания в лице Молчалина и которых и современники и потомство разумеют под темным наименованием: "и другие"...Они полнейшие выразители современной им действительности... О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они... переползают из одного периода истории в другой... детям их нечего будет стыдиться, всё равно как бы они родились без отцов... Ужели это не блаженство? - спрашиваю я всех и каждого, кто хоть мало-мальски ревнует о целости своей шкуры."

О.М. Сомов (литературный критик, современник А.С. Грибоедова): "Чацкий до некоторой степени сбросил с себя иго светских приличий и говорит такие истины, которые другой... сжал бы покрепче в руке."

Ю.Н. Тынянов (о Грибоедове в 1828 г.): "... дело простое: он (Грибоедов) играл Молчалина."
"Дружба с Булгариным удовлетворяла его (Грибоедова). Он и по большей части любил людей с изъянами."

В..А. Ушаков (современник А.С. Грибоедова): "Ознакомившись с Чацким, нельзя его не полюбить, но, узнавши его характер, должно признаться, что нет средств ужиться с этим человеком."

Н.В. Шимановский (офицер штаба Отдельного Кавказского корпуса при А.П. Ермолове): "Его товарищи не любили; у него был характер непостоянный и самолюбие неограниченное."

Б.М. Эйхенбаум (советский литературовед): "Грибоедов: гениальный автор... и загадочный человек, дипломат крупного масштаба, конспиратор, носившийся с какими-то грандиозными планами переустройства ...России, друг декабристов, оказавшийся потом в обществе палачей и предателей, как отступник, как ренегат. Судьба Грибоедова - сложная историческая проблема, почти не затронутая наукой и вряд ли разрешимая научными методами из-за отсутствия материалов."

В.Н. Яхонтов (мастер художественного чтения): "Я повстречался с автором ("Горе от ума") и дружески пожал ему руку... Я обещал ему показать комедию так, как он ее написал. Я изобличал его эпоху, я взял его под защиту нашего времени Это стоило сделать, ибо автор был великолепен, гениален и бесподобно рвался в наш день..."