Жертва

Ольга Черникина
Однажды, улетая в командировку в столицу, задержалась в аэропорту из-за погодных условий.  Рейс отложили на три часа. Возвращаться в город нет смысла. Я поднялась в ресторан. Заказала кофе. К столику подошла женщина среднего возраста плотного телосложения. От нее пахло хорошими духами. Я с удовольствием предложила составить мне компанию, чтобы скоротать время.
- Меня зовут Нина, - с улыбкой сказала незнакомка.
- Очень приятно. Меня зовут Олеся, - ответила я.
За кофе постепенно налаживается диалог. С незнакомым человеком легче поделиться с наболевшими проблемами, которые нельзя рассказать друзьям. Нина поделилась со мной своей историй:
- У родителей нас много. Большая дружная семья. Конечно были ссоры, но это были детские ссоры.  Раньше мне казалось, что так будет всегда. Взрослея, постепенно начали жениться и выходить замуж. У каждого складывалась своя жизнь. У некоторых удачно, у других не очень. Я вышла замуж по любви. Родились двое детей. Решили с мужем обеспечить для детей будущее, поэтому уехали на Север. Муж погиб. Он у меня был очень хороший. В начале думала, что не переживу эту трагедию. Я осталась с двумя подростками. Очень было трудно, как раз подъем детей выпал на девяностые. Помните в стране и так было не легко выжить?
- Я это время помню очень хорошо,-  ответила я.
Собеседница продолжила:
- Я выкарабкалась. Подняла детей. Уже внуки есть. Все хорошо. У другой сестры жизнь тоже выдалась тяжелой. После института уехала по направлению в глухомань. Там встретила свою любовь. Вышла замуж, родила двоих детей. Девочка родилась инвалидом. Муж умер от сердечного приступа. Тоже, как и я, подняла двоих детей. Сын женился, а дочь так с ней и живет. Еще одна сестра очень удачно вышла замуж. Муж старше ее на двадцать лет. Она всю жизнь не работала, ни в чем не нуждалась. Он дочерей обеспечил: купил квартиры, мебель. Обе получили высшее образование, удачно вышли замуж. Недавно умер. Сейчас пошла на работу. Стажа то нет. В этом возрасте стала зарабатывать себе пенсию.  Сегодня улетаю к сестре, которая пожертвовала собой ради родителей.
- В каком смысле пожертвовала? – удивилась я.
- Из наших девчонок она была самая перспективная. Училась очень хорошо, но в институт сразу не поступила. Устроилась работать в детский садик. Познакомилась с женатым мужчиной. Три года они встречались. Мы ее предупреждали, что семью свою он никогда не оставит. Она все надеялась, но пришло время, когда она сказала: «Вы были правы. Он оставил меня.»  Время шло, а у нее в жизни ничего не менялось: не попыталась еще раз поступить в институт, не возникло желание изменить личную жизнь. На работе складывалось очень хорошо. Ее родители очень любили, даже попросили, что бы она стала воспитателем. Она проводила конкурсы, развивающие игры. Ее заметили, наградили правительственной наградой. Заболела мама. Она ухаживала за мамой. Мы то все разъехались, а она жила с родителями. Помогали ей материально. Мама умерла, а затем отец. Все на ее плечах. Пожертвовала она своей жизнью ради родителей.
Собеседница задумалась, вглядываясь в чашку с кофе. Я прервала ее мысли:
- Нина, а почему Вы решили, что она является жертвой?
-  Олеся, ну как же, она за родителями ухаживала. Мы помогали только материально.
- Не знаю, хотите я Вам расскажу историю одной женщины?
- Конечно. Тем более у нас время есть.
-  Я когда-то работала с женщиной. Когда я с ней познакомилась, у нее была взрослая дочь. Дочь только что закончила педагогический институт.  Она ей с утра кашку в постель, бежит на работу. С работы в магазин, потом готовит кушать, стирает, моет. Дочь вышла замуж за своего ученика. Мама все проблемы утрясала, все-таки взрослая женщина соблазнила ученика. Стала задерживаться на работу, потому что теперь подавала для двоих кашку в постель, на обеде бежала кушать приготовить. На работе начался отпускной период. Нагрузка возросла в разы. Смотрю Елизавета Васильевна сильно похудела, посерела. Предложила ей заняться собой, а она мне говорит: «Ты знаешь, дочь — это моя жизнь. Если я не буду все делать, что делала раньше, то я заболею и умру.» Я поняла, что за заботой к дочери, она чувствовала себя нужной. Вскорости дочь переехала в новую квартиру. Елизавета Васильевна  попыталась поездить в другой конец города. Вскорости действительно умерла. Ей очень важно было быть нужной.
- Вы хотите сказать, что моя сестра, хотела ухаживать за родителями? – с неуверенностью спросила Нина.
- Родители есть родители. Когда они нуждаются в помощи, дети обязаны помогать. Мое мнение, что у Вас в семье сложилась ложная жертвенность. Вы с сестрой, оставшись без мужей с детьми, помогали одинокой здоровой сестре. Да, она ухаживала за родителями, но она жила с ними. Может ей это было нужно, чтобы чувствовать себя нужной?
- Может Вы и правы. Если я этими мыслями поделюсь с ней, то буду вроде врага. Она считает себя жертвой.
- Ей так удобно. Вы тянулись из последних сил, помогая ей. Сейчас летите к ней. А у Вас, как я понимаю, много своих проблем. Ей просто удобно быть жертвой, но на самом деле жертва – это Вы.
Объявили посадку на рейс. Мы попрощались. В полете, вспоминая историю незнакомой мне Нины, я думала о том, как устроены отношения людей. Одни строят из себя жертву, а другие в меру своей совестливости жертвуют собой, зачастую ради любви к ближнему.