Ведунья Слова

Валерий Ефимов
В серии «Литература Магнитки. Архив» готовится к изданию
 книга «Ведунья Слова», посвященная памяти ушедшей поэтессы Р. Дышаленковой, куда войдут ее неизданные произведения, воспоминания  тех,  кому дорого ее творчество.
Сегодня о ней говорят сотрудники  городских библиотек



Ольга Галец


Мне, работающей  в сфере культуры, понимающей волшебство поэтического слова,  интересно общение  с такой  неоднозначной  личностью. А я знакома была с автором известных строк "Я спрошу красивую казашку..." заочно, хотя несколько раз и встречалась с ней на литературных встречах в библиотеке. Она задушевно, приглушенно и метафорично говорила,  передавая музыку пушкинского стиха. Поражала и ее неординарная внешность. При солидном возрасте она носила ярко-красную  бейсболку. "Потому что удобно" - отвечала она, не особо беспокоясь о своей одежде.  Поэтесса обладала каким-то светлым очаровывающим  магнетизмом.  После общения с ней хотелось думать, рассуждать и даже спорить.
В год ее 75-летнего юбилея мы организовали  литературную гостиную с участием  старшеклассников и местных поэтов. Встреча с поэтами  прошла на одном дыхании. Звучали воспоминания  о Римме Андрияновне.  Казалось, что поэтесса незримо  рядом со всеми.
Я бы поставила ее  рядом с  непревзойденной легендарной актрисой Фаиной Раневской. Они были такими же мудрыми, ироничными и самокритичными. Их  объединяла  и любовь  к литературе, творчеству Пушкина.


Светлана Михайлова







Римма Дышаленкова не похожа ни на кого в оригинальном обличии, которое стало органическим выражением ее характера, имени, стихов и прозы. Она вспоминается пылкой в разговоре и медлительной в ритме мелких шагов, походке  вразвалочку, с палочкой. Мне нравилось общаться с ней, замечательным собеседником, глубоким, эмоциональным, непосредственным, открытым, порой по-детски наивным. В разговоре она радостно оживлялась, иногда переходя на резкий спор. Тогда становилась неистовой, эмоционально-резкой и дерзкой. Никто не мог предсказать ход ее мысли, в которой была внутренняя логика.
Особенно она любила встречаться с детьми, мгновенно находя контакт с ними. Ее речь была полна красок в каждом отточенном слове.
 Веселые рассказы органично переходили в серьезные, философские, иногда грустные, размышления  о послевоенном  сиротском детстве, воспоминаний об ушедших друзьях.

Поэтесса говорила, что спит очень мало: ей грезились новые строчки, становящиеся стихами.
Она была одержима пафосом дружбы, нежным вниманием, потрясающей добротой, душевной щедростью к тем, кого любила и уважала. Среди таких друзей  всегда называла магнитогорского поэта Александра Павлова…

Из архива поэтессы Риммы Дышаленковой

х   х   х

Принцесса Водичка!
Водичка - сестричка,
упади мне на ручки.
упади на личико.
Водой омываюсь.
добром покрываюсь.
Ангелом Хранителем
охраняюсь.
Принцесса Водичка!
Водичка - сестричка,
чистая  - лучистая,
серебристая - быстрая.
умная, красивая.
подари мне словечко игривое,
игривое - говорливое.

х   х   х

Общее дело открытое:
все соблазняются вновь.
Ненависть -  дело нехитрое.
Хитрое дело - любовь.

Вас заклинают любовью:
якобы, Божья Роса.
Ненависть, будто безмолвие.
щурит стальные глаза.

Вера вдвоем с недоверием,
ненависть будто любовь.
Общее, дикое, древнее:
все соблазняются вновь.

15 сентября 2012 год